Философия космизма. Космизм как феномен

Камиль Хайруллин
ФИЛОСОФИЯ    КОСМИЗМА
Казань 2003

Монография посвящена анализу космизма как важного направления развития мировоззренческой и философской мысли. Предпринимается попытка охватить в одной книге все основные проявления космизма, очертить круг его проблематики.
Исследуются древние истоки космизма, рассматриваются его главные формы, имеющие место в мифологии, эзотерике, религиозной философии, натурфилософии и науке. Раскрытие  содержания тех или иных форм космизма строится на основе философского анализа учений наиболее значительных представителей космизма: Н.Ф.Федорова, В.С.Соловьева, С.Н.Булгакова, К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского, Л.И.Чижевского, П.Тейяр де Шардена, Ауробиндо Гхоша и др.
Ключевая для космизма идея единства человека и космоса рассматривается и оценивается с разных сторон.
Большое внимание уделено тайнам непознанного (необычные состояния человеческого сознания, феномен НЛО, загадки предыстории человечества), обсуждение которых ведется в контексте идей космизма.
Философия космизма представлена в монографии в трех аспектах: как онтология, антропология и социальная философия. Выделены ее основные принципы, показано значение этой философии в качестве теоретической  основы единения человечества, становящегося космической цивилизацией, и прогнозирования его будущего развития.
Книга рассчитана на философов, ученых других специальностей, преподавателей, а также на всех интересующихся мировоззренческими и философскими проблемами.

СОДЕРЖАНИЕ

Вступление. Космизм как мировоззренческий феномен

Глава I. Космизм, мифология, религия
1.1. Мифологические истоки космизма
1.2. Эзотерический космизм
1.3. Космическое сознание
1.4. Христианский космизм
         Глава II. Космизм и наука
         2.1.    Натурфилософский космизм
                2.2.    Научно-технический и астробиосоциологический космизм
2.3. Естественнонаучный космизм
         Глава III. Космизм, антикосмизм, непознанное
          3.1.    Антикосмизм, антропоцентризм, геоцентризм
          3.2.    Феномен НЛО: соприкосновение с тайной
3.3. Загадки предыстории человечества и глобальные катастрофы

Заключение. Общая характеристика философии космизма

Вступление. Космизм как мировоззренческий феномен.

Космизм – это заметное явление в духовной культуре человечества, которое еще не получило должного философского исследования, хотя интерес к нему неуклонно возрастает. Увеличивается поток публикаций, посвященных космизму, проводятся различные научные конференции по данной тематике.
В историческом плане космизм -  это определенная тенденция развития мифологической, религиозной, философской, научной и художественно-эстетической мысли, стремящейся к синтезу представлений о человеке и космосе и отражающей умонастроения и размышления людей тех или иных исторических эпох.
Истоки космизма лежат в глубокой древности.
Можно говорить о проявлениях космизма в мифологии, религии, философии, морали, науке, прогнозировании будущего, изобразительном и музыкальном искусстве, художественной литературе (популярностью, например, пользуется научно-фантастическая литература на космические темы), а в связи с начавшимся освоением человечеством космического пространства и в научно-технической сфере, экономике и политике. Своеобразие космизма состоит в том, что он формируется и развивается на стыке разных сфер духовной культуры, и в нем ярко выражены тенденции к интеграции и синтезу разных видов человеческих знаний.
В чем мы видим основные цели своего философского исследования? Их можно разбить на следующие пункты:
- определить специфику космизма как типа мировоззрения;
- с помощью философского анализа показать богатство идейного содержания космизма как мировоззренческого феномена;
- выявить древние (мифологические) истоки космизма;
- построить типологию космизма, выделив ряд его основных форм;
- показать связи космизма как с мифологией, религией, мистикой, так и с наукой, научно-техническим прогрессом;
- проанализировать феномен «космического сознания»;
- рассмотреть основные черты и проблематику космизма и на основе этого выделить его идейно-теоретическое ядро;
- защитить научный космизм от критических нападок со стороны современных антикосмистов;
- в свете идей космизма рассмотреть некоторые тайны непознанного (феномен НЛО, загадки доисторического прошлого человечества);
- представить философию космизма как рефлексивный уровень космизма, как его теорию;
- показать значение философии космизма для развития современного мировоззрения, для будущего человеческой цивилизации.
Космизм в своей сути – это мировоззренческий феномен, в котором проявляется стремление связать воедино космос, жизнь и разум, а человека представить как неразрывную составную часть космоса. Определение планетарно-космических и вселенских «координат» эволюции земной жизни, бытия человека и человечества, поиск их космических корней и назначения, начертание перспектив их ближнего и отдаленного будущего – вот основные задачи, входящие в круг духовно-интеллектуальной области, обозначаемой как космизм.
Очевидно, что космизм – это весьма многоплановое и широкое понятие, которое может иметь разную интерпретацию. Однако, по нашему мнению, далеко не все взгляды, идеи, учения, теории, касающиеся космической проблематики, можно отнести к космизму, а только те, в которых космос рассматривается с точки зрения наличия в нем жизни и разума как его необходимых составных частей (в пределе космос сам понимается как некое живое и разумное существо). Космизм в целом утверждает, что жизнь и разум нельзя глубоко постичь без учета космических аспектов их бытия, а строение и эволюцию космоса, в свою очередь – без учета присутствия в нем жизни и разума как фундаментальных факторов его существования и развития. Поэтому мы полагаем, что обоснование единства космоса, жизни и разума, единства человека, человечества и Вселенной, а также выработка на основе этого утверждаемого единства жизненно-практических, познавательных, нравственно-ценностных и эстетических ориентаций, наконец, следование этим  ориентациям и составляет отличительные признаки космизма как мировоззрения. Архетип всеединства оказывается важнейшим для космизма.
Космизм – это воззрение холистического типа, для которого принцип целостности есть основа решения всех главных проблем. Не случайно, что уже в древности космизм выступил как учение о единстве микрокосма и макрокосма, суть которого состоит в том, что человек не просто часть космического  целого, а такая часть, которая в сжатом виде выражает это целое, т.е. природа человека содержит в миниатюре весь космос.
Космизм как космическая точка зрения на человека и все происходящее на Земле учит не ограничиваться рамками привычного и близкого земного окружения при решении мировоззренческих и смысложизненных проблем. Он стремится поднять сознание человека на общечеловеческий и космический уровень. Человек должен глубоко понять, что помимо своей семьи, своего дома, своего народа и своей родины существует  и большой общий дом – планета Земля и большая семья народов – человечество. С позиций космизма каждый человек обязан ощутить свою долю ответственности за благополучие родной планеты и человеческого рода.
С другой стороны, космизм как определенное умонастроение выступает своего рода протестом, интеллектуальным и эмоциональным бунтом против ограничивающих и сдавливающих рамок повседневного бытия, против смертности и конечности человека. Космизм есть поиск путей бессмертия как для отдельной личности, так и для человечества в целом, и одновременно онтологического статуса жизни и разума, их отношения к вечности. Космизм «онтологичен», т.е. в большинстве своих концептуальных проявлений строится как теория бытия, утверждающая многомерный и многослойный характер существования как мироздания, так и человека. Он выступает против «инсулярного» (т.е. «островного», замкнутого на себе) понимания органической и психической жизни, допуская возможность их существования на разных «планах» бытия. В рамках космизма всегда предпринимались попытки расширения понятий «жизнь», «смерть», «бессмертие», выводящие за рамки их привычного смысла. Но так или иначе космос оказывался необходимым условием бессмертия жизни и разума.
Обоснование единства космоса, жизни и разума может вестись различными способами, которые существенно зависят от того, какая общая картина мира при этом используется. Последняя может быть и религиозно-мифологической, и натурфилософской, и естественнонаучной, и общенаучной. Это обуславливает разнообразие типов космизма как определенных мировоззренческих концепций. По нашему мнению, можно различать следующие основные типы (или формы) космизма: эзотерический (оккультный, теософский) космизм; религиозно-философский (прежде всего, христианский) космизм; натурфилософский космизм; научно-технический и футурологический космизм; астробиосоциологический космизм; естественнонаучный космизм. Философский анализ всех указанных типов космизма и составляет основное содержание нашей книги.
В современной философской литературе прочно утвердилось понятие «русский космизм», которым обозначают определенное направление развития русской философской мысли и в более широком плане тенденцию развития русской культуры в целом, относящую, прежде всего, к концу Х1Х – началу ХХ веков. Действительно, русский космизм – это выдающееся явление в истории мировой философии и культуры. Трудно даже перечислить имена всех русских философов, ученых, писателей, поэтов, художников, музыкантов и иных деятелей культуры, развивавших космизм. Это философы, ученые и писатели: Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, А.В. Сухово-Кобылин, К.Э. Циолковский, Н.А. Морозов, Н.И. Пирогов, А.Н. Бекетов, В.И. Вернадский, Н.А. Умов, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, В.Н. Муравьев, А.К. Горский, Н.А. Сетницкий, Н.Г. Холодный, А.Л. Чижевский, Л.П. Карсавин, М.М. Пришвин, А.П. Платонов и др.; поэты: Ф. Тютчев, В. Иванов, А. Белый, В. Хлебников, М. Волошин, Д. Андреев и др.; художники: М. Нестеров, Н. Рерих и др.; композиторы: А. Скрябин, С. Рахманинов и др.
Думается, не случайно то, что именно Россия оказалась родиной космонавтики, запустившей первый искусственный спутник Земли и направившей первого человека в космическое пространство.
Русскому космизму посвящен ряд исследований. Это – работы Ф.И. Гирёнка, В.Н. Дёмина, С.Г. Семёновой, А.Г. Гачевой, А.В. Гулыги, О.Д. Куракиной, Ю.М. Фёдорова, С.С.Хоружего, М.И. Дробжева, А.Д. Московченко, Б.И. Романенко и др. Есть много публикаций, в которых развиваются идеи отдельных представителей русского космизма, прежде всего, В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского. Отметим работы Н.Н. Моисеева, В.П. Казначеева, И.И. Мочалова, Л.В. Голованова, М.А. Кузнецова, А.К. Адамова, Н.Н. Антонова, В.Н. Барякина, И.В. Ивлева, Ю.В. Олейникова, А.А. Оносова, В.Н. Федотова, И.А. Кушнаренко, С.М. Шугрина, Ф.Т. Яншиной и др., в которых рассматриваются общие проблемы биосферы и ноосферы, анализируются земно-космические связи, строятся модели социоприродной эволюции.
В нашей стране достаточно активно разрабатывается научно-философское направление исследований, получившее название «философские проблемы освоения космоса» и выстраивающееся, главным образом, вокруг идейного наследия К.Э. Циолковского. Современные философские вопросы космонавтики, экологии, астрономии и космологии стоят в центре внимания этого направления. В работах А.Д. Урсула, Е.Т. Фаддеева, Ю.А. Школенко, В.В. Казютинского, Л.В. Лескова, В.В. Рубцова, А.И. Дронова, Г.С. Хозина, А.Н. Павленко, В.Е. Давидовича, А.М. Старостина, Ю.Н. Стемпурского, А. Турсунова, Н.Г. Козина Э.Ф. Караваева и др., анализируются космические аспекты взаимодействия общества и природы, социально-гуманитарные факторы развития космонавтики, проблемы космизации науки и культуры, философские аспекты проблемы внеземных цивилизаций и поиска жизни во Вселенной, предлагаются концепции экологической и космической деятельности, обсуждается философское значение антропного космологического принципа и современных космологических моделей Вселенной, строятся прогнозы относительно космического будущего человечества, намечаются возможные пути развития космических цивилизаций, исследуются другие проблемы, имеющие значение для развития космизма.
Таким образом, космизм фундаментально представлен в нашей отечественной науке, философии и культуре. И мы, конечно, при написании своей книги опирались, прежде всего и главным образом, на идеи русского космизма и современные исследования по космизму, нашедшие свое выражение в нашей философской литературе. Но следует иметь в виду, что космизм – это общечеловеческий духовный феномен, который разрабатывался мыслителями разных стран и разных исторических эпох, и он, очевидно, не ограничивается рамками  русской философии. Мировой космизм – это необъятное поле идей, учений, имен мыслителей, ученых, разных деятелей культуры, стран, народов, эпох, и одному человеку невозможно охватить и представить его в одной книге. Поэтому мы, не ограничиваясь русским космизмом, использовали и проанализировали лишь некоторые учения зарубежного космизма как отдаленного прошлого (античный космизм, космизм эпохи Возрождения и др.), так и его учения недавнего прошлого и настоящего (концепции К. дю Преля, Р. Бёкка, П. Тейяр де Шардена, С. Грофа, Ауробиндо Гхожа и др.). При этом мы выбирали именно те учения, которые позволили бы в большей мере раскрыть содержание типов космизма, представленных в нашей работе.
Мы посчитали, что панорама форм космизма будет неполной, если в нее не включить эзотерический космизм. При анализе последнего мы опирались, главным образом, на работы Н.К. и Е.И. Рерихов, а также П.Д. Успенского. В нашей современной философской литературе космизм теософского толка развивается в работах И.А. Александрова, А. Ю. Савина, Ю.В. Линника, Л.А. Латышевой и др.
Мы исходим из того, что поскольку нельзя объять мировой космизм во всех его проявлениях и частностях, то надо идти по пути логического конструирования его типических форм на основе идейного наследия тех мыслителей и ученых, у которых космизм получил наибольшее развитие. Такой путь и составил стержень нашей книги. С другой стороны, мы пытались представить историческую эволюцию космизма, обратив свое внимание, прежде всего, на его мифологические истоки. В определенной мере исторический подход также нашел свое отражение в нашей работе.
Свою книгу мы назвали «Философией космизма». Под последней мы понимаем теорию космизма, рефлексивный уровень космизма как мировоззрения. Однако, по нашему мнению, философия космизма еще находится только  в стадии формирования, хотя в некоторых философских работах и даже учебных пособиях по философии говорится о таковой как уже существующей и определенной (имеется в виду философия русского космизма).
Мы оцениваем свое исследование как шаг в направлении создания философии космизма, как своеобразное введение в философию космизма, в котором делается попытка раскрытия её содержания и определения её специфики. Предпринятое в монографии выделение идейно-теоретического ядра, содержащегося в разных концепциях космизма, служит раскрытию характерных черт и проблематики данной философии.
Если у читателя сложится достаточно целостное представление о сложном феномене космизма и он найдет в нашей книге какие-то новые для себя соображения, важные для осмысления и решения мировоззренческих проблем, волнующих сейчас отдельных людей и человечество в целом, то мы будем считать свою задачу выполненной.