Соломоново решение

Сергей Худик
     "А зовут меня Соломон," - вкрадчиво заглядывая в глаза, скороговоркой проговорил он.

Я не сказал, что мне было очень приятно, потому что я этого не чувствовал. Напротив, за

прилавком, стояла разукрашенная во все цвета радуги его дочь Сара.  Неудивительно - она

же пыталась торговать косметикой.  Соломон суетился вокруг меня и моих друзей, всячески

демонстрируя приветливость и стремление помочь, убежденно рекламируя товар по якобы самым

дешевым ценам.  Ремень, который меня интересовал, стоил семь долларов. За эти же деньги

такой и даже получше качеством можно было купить в любом магазине на этой улице. Я по-

дошел к дочери и заговорил с ней по-английски. Она знала только счет и слово "доллар."

"Two dollars", "Five dollars".  Но для того, чтобы она ответила, надо было указать паль-

цем на товар.  Соломон явно гордился ею - будущее Америки!  Или Америка ее будущее..... 

Самому ему, как потом выяснилось, нужно было совсем немного.....


     Тут появился Сэнди, сын владельца магазина - мой давний приятель, с которым мы были

знакомы уже не один год.  Поговорили о том, о сем.....  и потом я задал вопрос о его

новых работниках.  "А.....  эти?  Мы их теперь держим для русских покупателей.  Ко-

нечно, такой товар есть везде, но разве не приятно, когда тебя обслуживают на родном

языке?"  Я согласился с тем, что русские скорей будут покупать у него - ведь магазин

недалеко от порта и теперь есть сервис на русском.  "Но ведь Соломон не говорит по-анг-

лийски, как же он работает с остальными покупателями?"  -  "А мы выпускаем его в зал

только по субботам, когда приходит русское судно, а все остальные дни он таскает ящики

на заднем дворе."  Не лучшее занятие для его возраста.  Мне захотелось уделить ему

внимание и перед тем, как выйти из магазина я подошел к нему и поинтересовался, где

он жил раньше.  "В Одессе. Трехкомнатная квартира недалеко от филармонии, в самом

центре.  Дача на Фонтане - пять минут и ты в море.....  Слушайте, у них в Америке

совершенно нет шпрот.  Принесите мне, когда будете здесь.  Я так хочу!" - с послед-

ними словами он обращался уже ко всем нам.


     Вернувшись из очередного круиза, мы снова заглянули в этот магазин.  К нам радостно

бросился Соломон.  "Шпроты?  Вы принесли шпроты?"  Все молчали.  "Так хочется.....  Мо-

жет в следующий раз?"


     ..... Солженицын в Америке.....  Тарковский в Италии.....   Как им давалось такое

решение?  -  Нелегко.....