С песней в атаку

Николай Купин
               
            Граница взорвалась, вспыхнула огнём, обагрилась кровью. Фашисты начали «блиц-криг». Левитан сообщил о начале войны, а спустя несколько часов ринулось в бессмертие стихотворение-призыв «Священная война». 24 июня со страниц «Известий» и «Красной звезды» оно звало уничтожать «проклятую орду». Пламенные патриотические стихи В. Лебедева-Кумача окрылила музыка композитора А. В. Александрова, и уже утром 26 июня 1941 года состоялось первое прослушивание песни на репетиции Краснознамённого ансамбля песни и пляски Красной Армии. Этот творческий коллектив впервые исполнил песню на Белорусском вокзале для частей, отправляющихся на фронт. Сначала под руководством артиста ансамбля В. С. Любимова, потом дважды – под управлением А. В. Александрова. Под впечатлением песни и бойцы, и артисты плакали.

           Песня стала символом эпохи. Она выразила масштаб грандиозных событий, прозвучала голосом героической души народа в грозовую годину истории.

           Призыв В. Лебедева-Кумача наполнен верой в могучие силы своего народа – «страны огромной». Он звучит тревожной болью на трагической ноте, ведь какими неисчислимыми жертвами угрожает «смертельный бой» с фашизмом! Лозунгом, оружием борьбы поэт выдвигает «ярость благородную», и этот мотив откликается эхом в стихах ведущих поэтов войны А. Суркова, К. Симонова, М. Исаковского, С. Щипачёва, которые звали «простое сердце ярости учить», «уничтожать поганое зверьё, палить огнём, давить его машиной». Он отзовётся в статьях, очерках многих публицистов. В частности, А. Корнейчук в обращении к землякам «Гитлер – лютый враг украинского народа», напечатанном 17 июля 1941 года в «Правде», писал: «Встанем стеной, внуки и деды, вся Украина от малого до седого, встанем всем миром на ожесточённый бой с фашизмом, за свои земли, за свою славу, за свою свободу и честь».

          Стихотворение Лебедева-Кумача утверждает в советской поэзии тему войны справедливой, народной, а поэтому священной, где солдат гибнет за своё собственное достоинство и свободу, за счастье своих родных и близких, за справедливое общество.
Центральный образ стихотворения-песни – огромный, гуманный народ. Дело его правое, святое: он поднимается на бой с фашизмом, зная, что должен защитить от рабства всё человечество, отстоять его пламенные идеи.

          В создании этого образа автор пользуется средствами простыми, без каких-либо стилистических фигур и украшений. Эпитеты, например, идут здесь от фольклора – поэзии народной, где они, как правило, постоянные: «бой смертельный», «сила тёмная», «орда проклятая», «поля просторные» и так далее. Вот тут-то и понимаешь, что главное вовсе не в поиске прикрас и «новых» слов, а в том, каким душевным теплом согреты эти слова, с каких поэтических редутов ведут они перекрёстный огонь по врагу.

          Сила этого стихотворения ещё и в его ритмике и мелодике, лаконичности, в суровости повелительной и, вместе с тем, клятвенной интонации.

          Как-то в мае 1943 года особый партизанский полк «Тринадцати» нанёс внезапный удар по железнодорожной станции Чаусы, которую защищал сильный вражеский гарнизон. В ходе жестокого боя народные мстители захватили вокзал и в одном из его помещений обнаружили радиоприёмник «Телефункен».

          - Настраивай на Москву! – бросил одному из партизан командир батальона. В это время гитлеровцы успели прийти в себя после первого замешательства и развернули шальную контратаку, стремясь отбить помещение станции. Напряжённость поединка возрастала. И вдруг среди ночи, освещённой пожаром, в грохоте боя прозвучала могучая мелодия:

                Пусть ярость благородная
                Вскипает, как волна, 
                Идёт война народная,
                Священная война!

           Песня прорывалась в промежутках между разрывами гранат и пулемётными очередями. Партизаны усилили натиск и добились полного успеха. Н. Москвин, автор воспоминаний, так заканчивает своё повествование:
«Думали ли работники Московского радио, что они вместе с нами участвовали в том бою? Ведь это так и было: вместе с нами колошматили немчуру поэт Лебедев-Кумач и композитор Александров».

            Закалённая в боях, «Священная война» и сегодня, пока ещё существует опасность новых воен, звучит грозным предостережением «насильникам, грабителям, мучителям людей», оставаясь нашим грозным духовным оружием.

   (Моя публикация в харьковской областной газете «Ленінська зміна» от 15 марта 1975 г.)

                Читайте моё - "Сергей Есенин в Харьковском университете"