Бухгалтер

Ольга Голубь
С                БУХГАЛТЕР
 Я возвращалась со своей маленькой рыжей ученицей-Олькой с концерта. Мы шли пешком, я рассказывала про композиторов, произведения которых прозвучали, но чувствовала себя слегка ошалевшей от  такого обилия громких и бессмысленных звуков. Мы остановились у светофора. Пока ждали зеленый, нас догнал какой-то бомжеватый пожилой мужчина и, прислушиваясь к разговору, спросил
-Дамы тоже с концерта?
-Да.
-Позвольте пройти с вами рядом. Потому-таки я тоже оттуда.
-Ради Бога.
-Я, мадам, по профессии бухгалтер , 35 лет стажа
-??? 
 -Но, позвольте спросить, любите   вы Булгакова?
Я оторопела. Причем здесь Булгаков. Где мухи, а где котлеты?..
-Если вы знаете его фельетоны, -продолжал  попутчик, -то, возможно, помните рассказ «Биомеханика»?
Я насторожилась.  Я-то как раз отлично помнила. Но откуда он этот фельетон знает, бухгалтер  странный? Чудеса.
-Разумеется, помню.
- Кроме-то я люблю литературу и  музыку. Знаете, сидишь:  то годовой отчет, то плановые проверки, то да се. Объяснять долго, и  вам это не  надо,  но по радио слушаешь- Рихтер,  Софроницкий,  Театр у микрофона. Получаешь удовольствие.
И вот получается, как у Булгакова- я пошел получить удовольствие, и что?
-Что?
-Как что?  Вы не поняли? -Удовольствия я почти не получил. Вот что. Не имел я удовольствия, а только головную боль.
-Почему?
-А я  к вам, мадам,  испытываю  доверие,  я слышал, что вы говорили этому милому ребенку, и  все объясню. Только позвольте представиться.
Он снял шляпу, чуть нагнул голову (слыханное ли дело в Херсоне!) и назвал себя
-Григорий Данилович.
-Очень приятно….
Рассказ Григория Дан иловича.

               
КРЕДИТ. Я ничего не понял, тот , кто составлял программу,  наверное, не знает, сколько имеют пианисты музыки. Это как кредит.
-???
 -А кредит, мадам, у пианистов неограниченный и беспроцентный. Понимаете, какой это кредит.
Не надо идти в банк, умолять и думать про проценты. Бери, что ты хочешь и играй, что ты хочешь, но  дай людям лучшее. Дай людям радость, горе они себе сделают сами.
 Я  начну по порядку- французы и Скарлатти. Там же сплошная тонкость. Узоры и картинки. Я давно слушал, как  Гилельс играет сонаты Скарлатти, а потом Дакена и Куперена, так это лучше, чем кушать рыбу, которую готовила моя покойная жена.
 (Я понемногу  начинала обалдевать. Вот так бухгалтер!!!.)
Потом, есть же этот Бах. Он все умел делать. Он сделал 20 детей, и неплохих детей, если они затмили его при жизни. Это мощь и нежность одновременно. Гармония… и все сходится, как у хорошего счетовода. Вы понимаете, мадам, что этого старика, Его еще называли париком, я могу слушать часами, даже на старом проигрывателе, который шипит и кашляет, как я.
 Слава Богу, что я услышал, хотя бы эту стройность в начале концерта.
 (1-й Номер выступлений
 пианистов к  100-летию училища –Бах-Вивальди,  концерт для ф-ного дуэта, прим. мое).
 Дайте мне, как писал Михаил Афанасьевич, за мои кровные удовольствие - Поиграйте сюиты Баха.
-Сожалею, я сама очень люблю из ХТК некоторые прелюдии и фуги.
-Вот-вот, (он продолжал)
 -Вы, наверное, знаете, что даже доктор Швейцер оставил все свои дела, а у него было много их, и написал огромную книгу-исследование.
-Не трудитесь рассказывать, я читала.
-Ой, мадам, как мне приятно с вами разговаривать. 17 век мы посчитали. Пойдемте дальше. Где Моцарт?  Это же никакому уму не понять. Я, как человек, имеющий дело с цифрами, скажу- как надо было работать, чтобы за всего 36 коротких лет, столько написать. Это сам Соломон не мог бы понять. Даже, если бы его очень просили. Так я вас спрашиваю: ГДЕ Моцарт? Дайте мне сонату № 8, я даже прощу фальшивые ноты. Дайте сонату-фантазию… 
-Ну, Моцарта и французов со Скарлатти очень трудно играть. Там же не спрячешься за педалью и грохотом. Слишком прозрачно.
- Извиняюсь, я не спросил, как вас зовут.
-Ольга Петровна.
-Так вот, дорогая Ольга Петровна, вы совершенно правы. Там нужно тонко и не только тонко. А я вам скажу больше. Тонко и страстно. ( Ого-го! Я все больше удивлялась.) 
Он продолжал:
-Потом девочка села играть Шопена. Все знают, что Шопен- Бог ф-но. Но зачем так по- дамски. У меня есть соседка - Дора. Такая красивая, пышная женщина, но она же вялая. Она сидит на балконе и мечтает. О чем она мечтает, никому неизвестно. Мне,  уверяю  - не известно,… нет!  и никому неизвестна эта тайна. Так вот,  на концерте девочка играла Ноктюрн, так я сразу вспомнил про Дору.   Мечтает, как наша Дора,  и никакой жизни.  Хорошая девочка, если она учится в консерватории.  У нее наверняка все хорошо-  папа и мама зарабатывают и присылают ей денежки, и она не знаетникакого горя. Хорошо.
 Но ей профессор должен был сказать, что у Шопена-таки не все было хорошо. И он Ноктюрны писал, не для того, чтобы вздыхать и мечтать. Она так шаталась за иструментом, как будто сама плыла в  земли обетованные!   Ужасно отвлекала от музыки.  Такие мечтательные Ноктюрны вы можете послушать в Венеции прямо в лодке и в купальнике, и лодка вас будет качать, пока вас не затошнит!  (удивительно, почему он не сказал в -гондоле, наверняка ведь знает).
 Купите билет и поезжайте на эти каналы,   а я хочу Шопена.  Но должен сказать вам-  то, что я слушал, так же далеко от Шопена, как Венеция от Херсона. И даже дальше. Так причем же здесь Шопен?
-Пожалуй, да.
( Батюшки-матушки- Вот так счетовод. И ведь все верно. Правильно я говорила Кате своей- не думай, что публика-дура.  Найдется обязательно знаток, который все услышит и оценит, еще и высмеет, вот как этот потрепанный Г.Д.  Ну, кто бы мог подумать.)
А он продолжал
-Я вам имею сказать вот что:  (кстати, «что» он произносил не так как мы- «што»,  или вообще «шо», а  именно «ччто», очень звонко  и четко).
-Там мне понравилась одна девочка. Не помню фамилию. Какая-то обыкновенная фамилия, но это уже неважно. Она играла «Балладу»…  ВОТ ЭТО было  ЧЧТО-ТО!!! За это могу сказать, как подписаться под  годовым отчетом-  я-таки не зря пришел на концерт. (Он остановился и причмокнул языком),- это  ЧЧТО-ТО, особенно кульминация!!!
-Так это моя дочка.
-Что вы говорите!  (Он остановился и вытаращил на меня глаза). Так я вас поздравляю!
-Спасибо.
-Боже ж мой, если бы у меня была такая дочка, я бы плакал.
-От горя?
-Ну что вы так шутите, конечно, от счастья. Какая умница,!  какая умница! (он начал качать головой и цокать, как цадик в синагоге), ц-ц-ц-!!! прелесть, прелесть…Слушайте-Это же вторая Мария Гринберг… Чтоб я так жил, как она играет. Это Я вам говорю!  Да, теперь я вижу- она на вас похожа. Что вы смеетесь?  Я сказал что-то смешное?
-Нет.
-Мадам, Ольга Петровна, (торжественно) я вас поздравляю. Позвольте поцеловать вам руку. (Целует)
-Спасибо. Но меня-то с чем. Это вы ее поздравьте на следующем концерте.
-Какой может быть вопрос. Конечно. А как ее фамилия?
-Бойко. Екатерина Бойко.  (Вообще-то я сердилась, когда она сменила фамилию, выйдя замуж. Катя Полюх, звучало гораздо интереснее, по –европейски,… но – вольному воля…)
-Что я могу сказать, ваша Бойко играет-таки бойко. А где она училась, в Москве?
-Нет, в Киеве.
-В Киеве.  Хм….Н- да. (слегка задумался).  А вы знаете-Там жил и учился Горовиц.
(Вот гад, и Горовица знает, но это я про себя, а не вслух)
 -Разумеется.
-Так вот этот Горовиц имел правильную репертуарную политику. Он не играл публике Метнера. Девочка, которая долбила эту сонату, учится в Одесской! консерватории и играет какого-то Метнера. Кстати, вы не знаете, кто это такой Метнер? Дядя ее, родственник?  Что в Одессе не знают (он все больше горячился)  Гайдна, Бетховена, (он начал загибать пальцы) Брамса, Листа, Мендельсона, Шуберта, Чайковского. Можно посчитать, сколько мы имеем послушать гениальной музыки, но зачем нам считать, нам нужно иметь вкус. И мы его имеем. Ну вы скажите-  она  била клавиши, я засек, ровно 21 минуту,  21 минуту! Чтоб она была здорова!!!  И что?
-Что?
- А то - у меня  застучал висок и я начал иметь зубную боль. Так что, чтобы идти на концерт нужно выпить пенталгин и выбить челюсть?!!! Зачем такие концерты?  Вы скажите, кому это было надо?
-Да, вы правы, не стоило играть Метнера. Он был превосходным пианистом и методистом. У него есть хорошая брошюрка, что-то такое о каждодневной работе пианиста. Не помню точно.
-Так и пусть бы себе писал книги. Хватило же вкуса у Нейгауза не писать свою музыку, когда он понял, что не станет Шимановским.
(Ай да бухгалтер, ай да сукин сын!  Он  наверное, и Мессиана с Бергом знает.)
-Но ваша  Катька (терпеть не могу эту манеру называть сразу же фамильярно малознакомых людей) просто прелесть.
-Не Катька, а Катя Бойко.
-Я извиняюсь. Да- Катя Бойко…Вот она мне доставила действительно удовольствие. Да…Она играла, как молодой Саша Дрель. .. Ах, какой это был пианист! Блестящий!  Вы знаете Сашу Дреля? Он мог играть все, и аккомпанировать всем. Скрипачи, певцы, духовики, и бездна деликатности и уважения к людям. Никакой спеси.
-Да,  согласна, теперь на конкурсах панисты страдают от вкусовщины, а Александр Васильевич был объективен, истина в последней инстанции, при уважении к коллегам.
-Да.
-Слушайте (не знаю к кому он обращался,  никого рядом не было,видимо обо мне в третьем лице), она все знает. Как все-таки приятно с вами поговорить,  Ольга Петровна…(с кокетливой улыбкой заглядывает в лицо).
-  Что я еще хочу сказать. На концерте была моя знакомая дама с внучкой. Так, как вы думаете, что она теперь будет делать?
-Не знаю.
-Она будет думать- зачем мне это пианино, если у меня сплошная гипертония от его (sic!) музыки.? Она водит девочку в 1 музыкальную школу и мечтает, что она поступит в консерваторию. После таких концертов, если она желает ей добра, она перестанет так думать. Надо же составлять программу, а  не кидать на сковородку все подряд, как моя покойная теща.
-Хотите я расскажу вам забавный случай из  Катиной биографии?
-Конечно, конечно.
-Такая началась в  90-е фишка, как обмен студентами. Директором училища тогда был Сивцов.
- А-а-а,  Женька,  я его хорошо знаю. (Интересно чего он не знает, этот бухгалтер?)
-Так вот он организовал обмен студентами с французами из Руана. И к нам приехала Натали Диом. Мы с мужем немного говорили по-английски, поэтому общаться было легко, но когда она не хотела, чтобы мы поняли, то восклицала по-французски. Идем на концерт по Спартаковскому, там мостовая убита совсем. Она спотыкается и все время- Кель оррер!, кель оррер!. А это по –французски- какой ужас. Я поняла, потому что это восклицание у Гоголя в  «Мертвых душах». Ладно, думаю,  кель оррер, послушаем, как ты играешь. А они хитрые эти галлы и жадные до неприличия, привезли современку. Как начали на концертах колотить, хуже Метнера. Народу в зале полно, аплодисменты, только потому, что они из Франции, а если бы свои так играли, так и не пришел бы никто. И еще замечу, свою французскую культуру знали хуже меня. Натали эта у нас чуть мой  «Петров» не разбила, а я начала ее спрашивать-Роден, Дега, Матисс,  Рабле ну и т.д., так она половины не знает. А только отбояривается тем, что ее «профессо», ей столько пьес задал, что нужно заниматься, и бегом от моих вопросов клавиши бить.
 А потом вся эта бригада у нас собралась, человек 7, Полюх вина натащил, пьют как лошади. Все восклицают- чук-чук,  (чуть-чуть) т.е. давай, наливай еще. А на нас смотрят слегка с презрением. Я Кате тогда говорю:
-Сядь Катенька за рояль и покажи им как надо играть. А у Кати в репертуаре тогда было «Рондо-каприччиозо»
-Мендельсона (перебил меня Г.Д.) Божественная музыка.
и сделала его с ней Вита Луценко. Сделала безупречно. Катя пошла в кабинет, села,  пропела ручками 1 часть, а потом как вломила собственно Рондо, так эти французы и обалдели. Я тогда тихонько Натали говорю:  «Кель оррер?»  Она и не смутилась нисколько, нахалка, но с Кати глаз не сводила, а уж мальчишки-духовики, те в один голос: «кель шарман, кель шарман!!!» Умыла наша маленькая Бойка тогда французов по полной программе. Вот такая вот история. Так что вы совершенно правы, о репертуаре нужно думать заранее.
-Ой, как я рад за Катьку, извиняюсь, за Катю. Молодец. А что касается концерта, то никакого баланса мы подвести не можем. Не сходится. Времени потратили много, а удовольствия получили в 5 раз меньше.
Я засмеялась и сказала
-А Сальдо вообще не пришел.
-И Слава Богу, а то мы имели гембель еще больше на наши головы, если бы мэр такой музыки наслушался.
 
  Мы уже подходили к  клубу Шмидта и этот В.Г. опять меня огорошил
-Давайте я вас провожу к дому, а потом пойду в «Шоколад».
-Вы что и по ночным клубам ходите.
-Да. Я в биллиард играю.
 Час от часу не легче. Ну,  город Херсон!   -  Не уступит Одессе.
Полюх мне в  юности говорил, что Херсон-это маленький Париж и Марсель. Я теперь думаю, что не только, а более - тут столько намешано, что не перечислить. То тебя посылают без всякого к тому повода, то плюют под ноги, а то вдруг рассуждают о творчестве Шимановского и читают Швейцера. Нужен этому бухгалтеру Швейцер? Пожалуй, не очень.  Тем не менее. Завидная еврейская страсть к познанию, благородное любопытство. Эх, нам бы так. 
Припоминаю- мы с Аней и Наташей , моими ученицами, были в Харькове на конкурсе им.Бетховена. Приехали,  вроде – июнь, а холодно, мелкий дождь, пасмурно, ветрено. Поселились в общежитии у черта на куличках. А потом поехали на репетицию. Нам, как гостям, зал дали прежде своих. Начали мы репетировать в   с 17-00 до 18-00, так зал был расписан. Выходим, а в коридоре мамашки с детьми сидят, ждут репетицию в зале. В основном еврейки. Ну, точно Бабель- и не просто сидят, а еще и учат  «своих рахитичных» детей английскому языку!!! Я, как глянула, сколько их сидит, ужаснулась- это когда же они домой придут, да и еще при такой погоде. И тем не менее- сидят, ждут, учат. …
 Именно- нам бы так!.
 Он проводил нас к самому дому, опять поцеловал мне руку и торжественно  обещал рассказать всем своим друзьям, о том какая замечательная пианистка есть в Херсоне,  ( мне хотелось сказать, что, если бы в этой  «Балладе» у исполнительницы было глубже дыхание, было бы еще лучше, но я промолчала. Это, кстати, мое единственное замечание, последний пассаж опустим, это несущественно) потом перешел было  на комплименты и мне, но я его остановила. Мы попрощались. 
                21.11.08г. Ольга Голубь