Жан Кальвин и борьба с идолами

Евгений Каширский
Великий французский деятель Реформации XVI века Жан Кальвин всю свою жизнь боролся с идолами – в Церкви, обществе, культуре. Церковь, будучи собранием святых, считал Кальвин, должна неустанно бороться с любым проявлением идолопоклонства. Идолы – это зараза, моровая язва, опустошающая народ. Всякий христианин, живущий среди идолов, вдыхает зараженный воздух. Сама земля, оскверненная идолами, неугодна Богу.

Идолы, полагал Кальвин, – это не только объекты поклонения в богослужении, как-то иконы, статуи, утварь и т.п. Идолами может быть все, что уводит нас от истинного служения Богу. Все, отстраняющее нас от истинного служения Богу, – это (по его выражению) «грязь и навоз», служит орудием смерти.

В немалой степени это относится и к национальному вопросу. По Кальвину, национализм допустим только в том случае, если мы любим истинный народ, то есть Церковь. Повторим: Церковь для Кальвина и есть истинный народ. Каждый христианин обязан искать свой народ для совместного богослужения. Поэтому те, кто думают, что могут обойтись без Церкви (без своего истинного народа), не знают веры, о которой они разглагольствуют.

Великий реформатор был категорически не согласен с теми, кто считал возможным проводить политику внешней покорности идолопоклонникам. Таковых соглашателей Кальвин называл никодимами. Кальвин отвергал соглашательство с Велиалом. Для Церкви Божией отвратителен компромисс с идолопоклонниками.

Кальвин указывал, что христианское исповедание веры имеет не столько частный, сколько общественный характер. Это означает, что христианин должен исповедовать веру своею жизнью. Безбоязненное исповедание веры – важнейшая характеристика верующего. Через исповедание Церковь, будучи инструментом избрания, выявляет верных.

Борьба с идолопоклонством, полагал Кальвин, должна вестись не на жизнь, а на смерть. И если победа невозможна, если тебя на родине принуждают поклоняться идолам, то в таком случае следует покинуть свои родные места, уйти туда, где нет идолов. Недаром Кальвин так часто вспоминал слова, сказанные Аврааму: «пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего» (Быт.12:1). Если правители твоей страны запрещают поклоняться истинному Богу, их нельзя рассматривать как истинных правителей. Они не заслуживают того, чтобы христиане были их подданными. Если твоя родная страна чужда истинному поклонению Богу – это чужая тебе страна.

Разумеется, подобная идеология, выступая против многих общепринятых социальных норм, вела к значительному напряжению сил реформатского движения. Не будем забывать и о логике последующих событий: во Франции многие гугеноты стали мучениками за веру, пошли на смерть за свои убеждения. Кто знает, пойди они вслед за никодимами, может быть, остались бы живы…  Но гугеноты предпочли смерть. Они не стали утешать себя мыслью, что нынешнее время не требует героизма, что мы, дескать, не первые христиане, нам приличествуют другие методы. Они были убеждены, что Бог не изменил Своего отношения к идолам. И как бы ни изощрялись в пытках и казнях их палачи, герои веры не отступили. Благодаря их мужеству и верности Богу, Реформация обрела моральную победу над миром идолопоклонников.