Вселенная Тантры. О сущности йогической практики

Алкора
     Слово «тантра» часто ассоциируется у нас с чем-то вульгарным и имеющим отношение к использованию сексуальных проявлений  человека в религиозных культах. Однако, это ошибочное представление. Тантризм в его философском понимании – это теория единства природы и человеческого тела. Он  рассматривает Вселенную и тело человека как две стороны единой реальности. Для расширения сознания не существуют орудия более совершенного, чем человеческое тело. Именно оно является основным инструментом изменения нашей природы.

    Индуистский тантризм, а позднее и буддийский, занимается концентрацией на теле, данном нам во внутреннем ощущении – на «Тонком теле». Это тело состоит из невидимых энергетических каналов и их центров – вместилищ сил, правящих как телом, так и Миром. В нижнем из центров спит свернувшаяся кольцом творческая сила – Кундалини Шакти. Пробужденная посредством специальных йогических практик, Кундалини может подниматься по позвоночнику вверх и, проходя от центра к центру, растворяет их в себе. Тем самым человек освобождается от цепей «проявленного мира» и обретает свою подлинную природу. 

   Что такое - эти центры или «чакры», с которыми работают практически все «русские саньясы» и йоги всех мастей, пытающиеся проникнуть в Тонкий мир, мы не задумываемся, принимая их существование на веру, когда испытываем необычные явления  во время интенсивной йогической практики. К счастью, есть авторы, серьезно занимавшиеся размышлениями над их природой. Один из них – Владимир Донченко или легендарный №20, «демистификатор мистики», известный по его многочисленным самиздатовским текстам. Его книга «Принципиальные вопросы общей теории чакр и тантрическая концепция тела» окажет большую помощь тем Ищущим, кто не довольствуется только личным опытом мистических ощущений, а пытается разобраться в природе происходящего во время многочисленных практик, нацеленных на раскрытие наших скрытых способностей.

  Физиология не знает чакр. Она  и не может их знать, поскольку эти центры  не существуют вне нашего ощущения. Чакры – это результат взаимодействия внешней и внутренней сред организма. Спим мы или бодрствуем, в кору нашего мозга непрерывно поступает поток импульсов, несущих информацию о том, что происходит вне и внутри организма. Только их незначительная часть выходит на уровень сознания. Чтобы информация стала осознаваться нами и приобрела значимость, в кору головного мозга должен прийти еще один импульс, который отражает наши актуальные потребности в этой информации. Его удобно назвать «вниманием» или «концентрацией внимания». Мы обычно замечаем только то, на что направлено наше внимание.

   Когда человек концентрирует свое внимание на чем-либо, он не видит ничего вокруг, но зато замечает то, что при отсутствии внимания было для него «несуществующим». Благодаря вниманию наша энергия перераспределяется - отводится с нерабочих участков для усиления рабочих. Йогические практики развития концентрации направлены на обретение сознательного контроля над нашим вниманием и таким образом расширяют (изменяют) пределы нашей сознательности. Йог, достигший определенного уровня, способен получать нужное ему знание о мире, что кажется чудом для обычного человека, но он же умеет и прекрасно отключаться от мира, чтобы не растрачивать свою энергию впустую.

  Итак, получив поддержку со стороны внимания, внутренняя информация о состоянии нашего организма становится осознаваемой. Появление видений так называемых Тонких миров связано с полным вытеснением с уровня сознания информации о внешней среде и заменой ее информацией, поступающей изнутри организма. Необходимым условием для этого является максимально полное отвлечение всех органов чувств от внешнего мира.

 Когда сознание лишается информации о внешнем, наступает ментальная тишина. Однако способом существования коры мозга является его непрерывная активность – обработка поступающей информации. При отключении от внешних чувств, наше внимание усиливает те импульсы, которые протекают в особых  зонах телах – чакрах. Реальность человека начинает строиться теперь этими импульсами, и он попадает в иную реальность.

  Астральные события, свидетелем которых становится практикующий, происходят  независимо от нашего сознания – внутренняя жизнь тела не зависит от нас, но ум придает увиденному свою форму. То, что мы можем наблюдать в Тонком мире, обусловлено нашими подсознательными ожиданиями или культурным багажом. Например, прежде, чем достичь определенных мистических сил, практикующие долгое время изучают Учение и  фиксируют на нем память. Так  что же иное, кроме собственного, нажитого и впитанного во время своей долгой предварительной практики, они могут увидеть в своих опытах? Именно поэтому рассказы практикующих об их личных мистических достижениях правдивы, но ровно  ничего не доказывают!

  Для классических йогинов проблема реальности информации, получаемой в Тонких мирах, не существовала. Их практика преследовала другую цель – освобождение. Все прочее рассматривалось как искус, уловки майи. В российских школах йоги, в которых мне довелось побывать,  обсуждение своих личных мистических видений тоже  считалось дурным тоном и невежеством, а интерес и привязанность к этим достижениям - «цветам у дороги к истинной цели» - называлось препятствием к достижению, а вовсе  не показателем «продвинутости».

  Интересен вопрос, порождены ли Тонкие миры, которые мы действительно способны увидеть,  нашим телом или они существуют сами по себе? Существуют ли объективно миры, более тонкие, чем физический мир? «Многим любителям ментальной экзотики не нравится такое сомнение. Не прибегая к умножению сущностей, то есть, к представлениям о космических планах и мирах, такой подход заземляет полет нашей фантазии и обедняет возможности наших интеллектуальных игр» (В.Данченко).

   Думаю, что подлинная причина нашего «умножения сущностей» заключена не в ментальных иллюзиях, она обусловлена смутным ощущением нашей изначальной родственности всей остальной Вселенной. Глубинное чувство единства с миром не дает нам принять идею о том, что мы изолированы от мира своими анатомическими границами. Оккультисты утверждают, что наш индивидуальный внутренний мир представляет собой лишь крошечную часть огромного невидимого мира. Более того, не мы сами по себе, а мир, пронизывающий нас порождает большинство внутренних  процессов, - мы только воспринимаем их. Теория тантризма считает, что  воспринимаемые нами Тонкие миры порождены не только нашим индивидуальным телом.

  Что же представляет собой Вселенная Тантры? Тантризм не исчерпывается индуиистскими и буддистскими Тантрами, в которых он обрел свое наиболее полное изложение. Элементы тантрического  видения мира обнаруживаются в учениях даосов (Китай, «Книга Перемен»), у кельтских друидов, у мексиканских индейцев (см. книги Карлоса Кастанеды), у христианских гностиков. В основе всех этих учений  лежит идея о единстве природы и человеческого тела – двух сторонах одной и той же реальности.

 Основным инструментом тантристов  является тело, тогда как в более привычной для многих, занимавшихся классической йогой, ведической концепции – сознание. Для тантристов сознание можно изменять, изменяя точки его подключения к телу. Именно так делал Дон Хуан, сдвигая у Карлоса его «точку сборки» и этим перемещая его в мир иных реальностей (имеется в виду герои серии книг Карлоса Кастанеды).

  Понимание тела в Тантрах не сводится к видимому физическому, оно глубоко мистично. «Существо человека не имеет какой-либо формы, оно состоит из сил, токов, энергий, конденсация которых создала физические органы. Точки тела, в которых эти космические энергии кристаллизуются в качестве тела и, наоборот, качества тела трансформирующиеся в психические силы, есть чакры». Не правда ли, интересно?
 Для тантриста тело есть совокупность физических проекций всех планов реальности. Сознание отражает мир через тело, поэтому, если мы хотим увидеть мир в его истинности, наше тело должно стать подобным отполированному зеркалу. Тело не только микрокосм, копирующий макрокосм, но и посредник между мирами, точка как физического, так и любого другого мира, через которую можно вступить в контакт со всеми уровнями проявлений, стать проводником их сил и, победив их, вернуться «к Себе».

 Мы состоим из некоторого количества центров сознания, которые располагаются от макушки головы прямо вниз до основания позвоночника. Каждый из центров напоминает станцию приема различных волн. Индивидуальное сознание, подобно фильтру, отбирает отдельные вибрации, более предпочтительные для нас в соответствии со средой, традициями и нашими «фиксированными идеями». Такова оккультно-йогическая точка зрения. Тантризм же утверждает, что именно всеобщие миры – космические планы - создают  наше индивидуальное тело. Визуализированные события обусловлены и нашим телом, и мирами, порождающими наше тело. А откуда берутся эти миры? Они порождаются мирами других людей, животных, растений и даже минералов.

  Как объяснить тот факт, что в результате деления клеток, образуется столь сложный, неоднородный организм, как тело человека? Только наличием всеобщего поля, которому эти клетки соподчинены, формообразующему биологическому полю, не сводимому ни к одному из известных физических полей.

  Основу организма, как саморегулирующей системы, составляет определенный энергетический каркас, имеющий внутреннюю и внешнюю части. Внутренняя часть обнаруживается в виде точек акупунктуры, выходов энергетических каналов, внешняя  - в виде энергетической оболочки, гораздо более объемной, чем контур физического тела. Чем тоньше оболочка, тем больше ее объем. Самое тонкое наше тело, возможно, занимает объем Вселенной и оно есть одно единственное для всех живущих. (Вспомним изречение Вед: «Я есть ТО»). Таким образом, все живое на Земле связано друг с другом полями различных свойств и в различной степени. Убивая других, мы тем самым не можем не убивать себя – вот убедительное объяснение необходимости соблюдения заповедей, присутствующих почти в каждой религии.

  Характерной особенностью тантрической теории является представление об иерархии миров, создающих целостный организм человека. Индуизм называет их Покровами майи. Наиболее грубым и очевидным уровнем восприятия является наше физическое тело – вещь среди других вещей предметного мира. Материал для него поступает из пищи, поэтому его и называют Покров Пищи – Аннамайя.

  Однако тело дано нам в ощущении, а ощущения связаны с движениями тела и в теле. Движется то, что дышит, да и сами движения в теле напоминают нам дуновения ветра – вайю. Поэтому второй покров – восприятие схемы тела - назван Покровом Дыхания или Жизни (праны) – Пранамайя.

   Далее объектом нашего восприятия могут становиться сознаваемые нами психические и познавательные процессы – содержание нашего внутреннего мира, чувства и мысли. Это Покров Ума или Души – Маномайя. Тантрическая традиция  не разделяет витальный и ментальный планы, рассматривая их как два взаимопроникающих аспекта Маномайи – мы переживаем содержание нашего внутреннего мира, а не просто знаем его, мысленная информация воспринимается нами в образной форме.

 Мудрецы оказались способны различить, что наши мысли, творческое разрешение трудных проблем приходит к нам из какого-то стороннего источника. Причины наблюдаемых нами интеллектуальных и эмоциональных явлений лежат не в сфере нашего мышления, а в наших неосознаваемых  мотивах, установках и стереотипах. Это мир каузала, место, где фиксируются подсознательные следы наших прошлых действий, стремящихся к проявлению. Данный уровень восприятия дан нам лишь через  его  плоды и назван Покровом Мудрости – Виджнянамайя. Каузальное тело, формирующееся на этом уровне, слабо восприимчиво к случайным внешним воздействиям (в отличие от астрального тела), но оно программируемо: если достаточно активно и целенаправленно заряжать, то есть фиксировать память на определенных идеях – Истинах, мы, в конце концов, обнаружим, что наши действия начинают естественно без усилий с нашей стороны течь в требуемом направлении.

  К Покрову Виджнянамайи относится так же Ишвара, та часть сознания,  которая является  источником  наших качественно новых проявлений в познании  и творчестве. Она нацелена  на процесс развития. Ишвара – это божественное в нас, наш Хранитель Пути, источник внутренних интуитивных озарений и переходов от старых форм знания к новым.

  Далее совсем интересно. Мудрецы пришли к выводу, что истинное счастье не может быть основано на каких-то объектах, поскольку они непостоянны, но становится достижимым в случае преодоления конфликта между Я и не Я. Уровень восприятия, на котором постигается единство человека и мира, назван Покровом Благодати – Анандамайя. Некоторые авторы называют подобное восприятие  космическим сознанием – ощущением единства со всей жизнью – высокой и низкой, большой и малой, доброй и злой. Это новый способ бытия, а не его новая форма. Анандамайя не исчерпывается внешним миром, но включает в себя мир внутренний. Наступает тантрическое видение, когда «Зрящий полностью сливается со Зримым, предаваясь созерцанию всего, что есть».

  Все описанные Покровы сознания скрывают нас - «свидетелей Покровов» от самих Себя, от своей истинной сущности. Освобождение от всех Покровов составляет цель йогической практики.