Люди с песьими головами, окончание

Евгений Каширский
ЧАСТЬ ВТОРАЯ

БЕСЕДЫ О ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЕ

“Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь,
 дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен
 в путях твоих и будешь поступать благоразумно.” (И.Нав.1:8)

I

– А вот что я хотел спросить: у нас вера православная, а ваша какая?
– Христианская.
– Погоди, а наша тогда какая?
– Вам виднее.
– Нет, мы тоже христиане. А как же иначе?

– Так вы – протестант, говорите? Это что-то из истории Средних веков... Реформация, гугеноты, пуритане. Неужели вы это серьезно? Серьезно хотите внедрить в России? Сережка-пуританин и Витька-гугенот. Во даете!
– Зовите нас, как хотите... мы за названиями не гонимся.

– Почему у вас крест не такой, как у нас?
– У нас тот самый крест, который вы изображаете на себе, когда креститесь. Перекреститесь – и увидите.

– А правду ли говорят, что у вас нет в употреблении церковнославянского языка?
– Хотя этот язык почитается у вас чуть не священным, точно на нем разговаривал Сам Господь, мы не находим в Библии указаний на преимущество одного языка над другим. Да ваши наставники и сами советуют: потрудитесь научиться переводить слова церковнославянского языка на русский. Так не лучше ли сразу взять и перевести. Сделать это открыто, чем потом переводить про себя, тайно?

– Значит, как я догадался, вы – не православный? А понимаете ли, о чем это сигнализирует? Это говорит о том, что вы перестали быть русским. Поскольку все русское неразрывно связано с нашей родной Православной Церковью.
– Вам, кажется, хочется учредить несомненные качества русского человека. Определить его, голубчика, со всей отчетливостью: вот он какой, наш золотой самобытный  русский человек. Ну хорошо, вы записали мое первое неотъемлемое качество: православие. Определили мне религиозные воззрения. Так определите и политические воззрения, а то куце получается. Например: каждый русский должен быть монархистом-рюриковцем. Пойдем дальше. Укажите мои культурные взгляды, бытовые привычки. Что мне есть и что пить, во что облачаться. Будем русскими по полной программе, а программа такова: настоящему русскому пристало петь частушки и припевки, он не будет слушать песни на английском языке или воспроизводить их в какой-либо форме. Поскольку это проявление низкопоклонства перед Западом. Настоящий русский ежедневно варит щи и ест их. Варить борщ и тем более употреблять его настоящему русскому оскорбительно, поскольку это проявление низкопоклонства перед Украиной.

– Русский народ – православный, и никакой другой.
– Если узник, сидя на цепи, угрызает заплесневелую корку, то вряд ли будет верным наш вывод об особом пристрастии этого человека к заплесневелым коркам. Отвяжите его на волю, там и посмотрим... может, на воле-то, он и вовсе к ним не притронется?

– Я разочаровался в вере в Бога.
– Это отчего же?
– Пришел в храм, а там такое творится... вот я и разочаровался.
– Так не угодно ли пойти туда, где не творится такое? Что ж сразу в Боге-то разочаровываться?
– Да все они одним миром мазаны.
– Ну, не скажите. Есть и настоящие.

– Помните, охальники, только из России идет нравственная чистота, о которой неспособны даже помыслить иные племена и народы. Только у нас высочайшая нежность любви, незнаемая никем из посторонних и пришлых, только здесь можно узреть неземную красоту и гармонию жизни не по лжи. До сих пор спасается мир Россией, отдавшей себя в жертву. Россия приняла на себя грехи всего мира, его заблуждения и ошибки. Вот она, голубушка страстотерпеливая, и мается, утирая кровавые слезы... распятая и оскорбленная, но непокоренная, несет на себе смертоносное бремя жертвы и спасает человечество. Вся наша история в этом спасении человечества. И пусть иноземцы постигают нашу трагедию и содрогаются о своей собственной судьбе!
– Это вы про что?

– Чего вы тут, в самом деле? Это вам не нравится, то не нравится... все не так. Им Родина образование дала, а они теперь нос задирают! Умнее Родины хотят быть. Таким, как вы, прежде советская власть не нравилась, а теперь вот – православие.
– Зато вам, кажется, нравится и то, и другое. Что ж, это ваше право...

– Напрасно вы все это затеваете, молодые люди. Ваш протестантизм с его порядком и дисциплиной никогда у нас не приживется.
– Никому, кроме Господа Бога, неизвестно, что будет дальше с Россией. Будет то, что Он для нее приготовил. Только вот что мы замечаем к своей пользе: россияне умнеют на глазах. И, будьте уверены, они еще удивят вас своим выбором. Он, может, окажется совсем не таким, на который вы рассчитываете.
– Вы еще и дерзите. Ну, мы на вас управу быстро найдем!

II

Вы думаете, мы стали протестантами из желания казаться оригинальными? Или из упрямства? Точно мы нарочно искали трудностей, захотев насолить себе и своим близким? Поверьте, в библейское христианство нас привело более серьезное чувство. Постойте, да неужели нам нужно вновь знакомиться?.. Будто мы не живем рядом и не вместе работаем? Так что же? кто-либо из нас показал себя легкомысленным человеком, принимающим поспешные решения? Почему же вы согласны признать, скажем, наше серьезное отношение к работе, а в наиглавнейшем вопросе, касающимся души, видите необдуманность? Не лучше ли признать, что и здесь мы тоже продумали и прочувствовали. И если мы каждодневно изучаем Священное Писание, то нетрудно догадаться, что в отношении христианской веры у нас появилось и больше знаний... в отличие от вас, еще не приступавших к изучению Слова Божиего.

Вас беспокоит то, что мы переменили свой прежний образ жизни, и теперь несколько непохожи на вас. Не принимаем участия в том, в чем охотно проводили время прежде... Возможно, вы поймете, почему это произошло, если приступите к изучению Слова... Именно в отношении к Писанию и заложено все наше сегодняшнее расхождение.

Мы не говорим, что у нас все идеально, или что мы – совершенные и безупречные люди. Но мы, по крайней мере, стремимся держаться пути, указанного в Писании. Как держатся этого пути библейские христиане всего мира. И не менее других они, заметьте,  полезно действуют в местах своего проживания, а если надо, и за страну сразятся, и ничуть не хуже тех, кто безостановочно уверяет в безупречности своего патриотизма, украшенного хоругвями и образами...

III

Кого слушать христианину? Не всякий ли скажет, что христианин должен слушать Бога? А выслушав, подчиниться тому, что Он говорит. И только потом слушать общество. Даже если это общество грамотное и башковитое. Вполне очевидно, что все наши понятия о вере, об учении христианском должны исходить из того, что нам говорит об этом Бог, то есть из того, что мы узнаем в Его Слове – Библии. Вот вы посмеиваетесь над тем, что для нас Библия стала источником христианского учения. А поразмышляйте, что же это за книга? Церковный сборник, составленный служителями Церкви для усмирения буйных? Если это так, тогда в нашей Книге могут быть неточности и ошибки, поскольку совершенных людей нет, и в таком случае библейские христиане, опирающиеся во всем на Священное Писание, находятся в трудном положении. Но если Библия – действительно Откровение Бога, данное людям, то мы на правильном пути, и если Библия сама называет себя словом Божиим, – правы будут совсем не те, кто пытается приписать себе заслуги в деле ее создания.

Вы не с нами, и потому вам неведом каждодневный труд постижения Библии, счастье обретения ее смысла, укрепления веры, созидания христианского характера... жаль, искренне жаль. И не странно ли, что наше разделение проходит по признаку отношения к Библии? Одни изучают Библию, и готовы отдать все, только бы иметь эту возможность, другие готовы на все, лишь бы не изучать ее... Многие, не только вы, называют себя христианами, и клянутся в этом, и обижаются, если их таковыми не считают. Только странные эти христиане... вот они срочно отправляются за тысячу верст смотреть какого-нибудь старца, вот они заняты закупкой разной утвари сомнительного назначения, впрочем, заодно и Библию приобретут... будут выразительно читать нараспев, а то и погадают по ней!

Вы не с нами, потому что не изучаете Библию, и вы не изучаете Библию, потому что вы не с нами. И чем, если не пренебрежением Словом Божиим, объяснить ваше высокомерное отношение к тем, кто его изучает? Впрочем, не может быть, чтобы вы не задумались хотя бы раз, отчего это мы так усердно его изучаем? Неужто для одной похвальбы, лишь бы показать свой вздорный ум? А может, все-таки, – согласитесь хоть на минуту, – мы нашли в Священном Писании нечто важное? (И еще поинтересуйтесь, как мы его изучаем? Считаем буквы? скандируем строчки? заучиваем отдельные места?) ... Если бы вы любили Слово Божие, вы давно бы поняли нас, перестав делить христиан на традиционных и нетрадиционных, поскольку в действительности существуют только одни христиане: библейские. И если в России у народа до сих пор нет традиции ежедневного изучения Библии, то не самая ли пора завести эту полезную привычку? да хоть с сегодняшнего дня и завести, а не продолжать традицию упорного пренебрежения тем, что нам говорит Бог.

Вот наш добрый Пастырь ведет Своих овец окормляться на злачные пажити Его Слова. Позволительно спросить: а куда ведут ваше гордое стадо и чем его окормляют? (За этот вопрос нас особенно не любят.) Ответим иносказательно: мы протестуем, когда овец Христовых уводят со злачных пажитей Его слова и кормят соломой собственных измышлений... На этот счет наше суждение таково: если учение Церкви отклоняется, как говорили прежде, хотя бы на волос от Священного Писания, то оно неизбежно уводит от воли Бога.

Впрочем, Священное Писание все еще существует, и всякий может услышать Божественную истину. Всякий, если у него имеется хотя бы капля здравого смысла, может понять библейские истины. В том числе и те истины, которые относятся к Церкви. Вот это мы и хотим проповедовать. Поэтому когда вас спросят: в какую Церковь идти христианину? то ответьте так: в ту Церковь, где изучают и проповедуют Слово Божие, где все дышит им и где ему беспрекословно подчиняются.

* * *
... И, кажется, разделение наше непреодолимо, и нет никакой возможности одно совместить с другим. Да, либо традиции и обряды, либо изучение Библии. Пытались некоторые из ваших горячих голов соединить, да ничего не выходит, только народ растревожили. Люди-то кинулись: как же, Слово Божие изучают!.. молодежь, конечно, загорелась... а опытные старцы выговаривают: зря все это затевается, разорят только основы традиционного верования. Все эти библейские штудии – штука преопаснейшая. Как только Библию начнете изучать, все посыплется. Тут ведь библейская теология приблизится, а ее, эту продажную девку протестантизма, нельзя и близко сюда подпускать! Да разве мало вам нашего келейного любомудрия? Ведь как хорошо было: угомонившийся любезный авва неторопливым чином ладно ведет прекраснодушную беседу, наставительно воспаряет, поучая к пользе Отечества, а вокруг него детушки сидят, внимают, затаив свое детское дыхание. Учатся, как половчее стяжать благодать.

Так и вышло. Никакого соединения в смысле жизнеспособности не получилось. Вместо румяного и пригодного к труду христианина явился немощный и нервный “гибридовец”, какой-то протеславный правостант... вот и ходит в отдалении от тех и от других.

IV

Ваши пастыри берутся поучать всю Россию, а заодно и весь мир. Право, лучше бы они учили членов своих общин христианскому учению. Ведь самые дичайшие понятия о Троице, о Царстве Небесном, о душе, о спасении, о Завете, о народе Божием! Многие до сих пор не знают, сколько существует Книг Евангелия. Но что корить бедных россиян, ведь они и не слышали вовсе, что христианское учение существует. Поколение за поколением пребывало вне нормального духовного образования. Народ до сих пор ничего не знает о вере, которую, как нас уверяют, он не против исповедовать. Все его усердие истекает в праздники и обряды.

Неграмотность в отношении христианской веры такова, что создается впечатление, будто она специально кем-то поддерживается... Ну не может быть, чтоб само собой так получилось, без какого-нибудь добротного ложемасонского заговора... Ложемасонам ведь что надо? Развалить Россию-матушку, или ослабить ее непомерно. Так или не так? Конечно, так! об этом и во всех монастырях вещают, куда ни приди, – на второй или даже на первый день объяснят убежденно. Пока у заговорщиков превосходнейшим образом получалось покорять скрытно-направленно нашего доверчивого детину, а теперь господству их мракобесия угрожают библейские христиане, то есть мы со своей Библией. А как же иначе? все темные силы подспудные боятся Библии, как огня. Вот они и рассвирепели. На все готовы пойти, лишь бы Слово Божие не утвердилось в народе. Любые деньги заплатят, лишь бы удержать людей в своих зловещих тенетах.

* * *
– Мы тут уже десять веков корчимся в окормлении, и никакого толка, а они обещают в пять минут все наладить. Чушь, конечно, ничего не выйдет!
– Да не слушайте вы их, пусть эти протестанты сами изучают свою Библию. И сами слушают своих проповедников. А нам голос звонницы дороже. Звон-то малиновый колокольный более скажет, чем все их проповедники вместе взятые! Бом-м!..

Протестантов бранят за то, что они излагают христианское учение. Ясно и недвусмысленно проповедуют то, чему учит Христос в Своем Слове. Ну так изложите и вы хоть раз свою позицию. Так же ясно и недвусмысленно, на основе Писания, скажите о вашем понимании веры в Бога и спасении души. Не надо тысячи книжек, спешащих противоречить друг другу, с нарочито запутанными мнениями и их последующей обязательной отменой, с лукавыми оговорками и ссылками на тот или иной авторитет... Дайте один честный документ, имя которому Исповедание Веры. И пусть в этом документе будет изложено ваше учение, в том числе о Церкви и обществе.

Вот иереи говорят: у нас нет средств, а то бы мы тоже стали проповедовать. Намекают, что протестантские проповедники добиваются успеха исключительно благодаря кое-каким денежкам. Не честнее ли сказать, что протестантов слушают потому, что они говорят Слово Божие. Кто знает, может и батюшек слушали, и слушали бы с услаждением, начни они проповедовать. Но они молчат, как молчали и сто, и двести лет назад. Если кто и разверзнет уста, то – будьте уверены – Слова Божиего от него не услышишь, а будет он излагать отчаянные поучения о тлетворном влиянии Запада... о Церкви своей изложит, о России, о чем угодно, только не о Христе. Один иерарх, к примеру, до последнего дня все о политике беспокоился. Врагов России под каждым кустом выискивал. И небезуспешно! Найдет и тут же обличит, а то и погромить попытается. Хоть бы раз о Боге что доброе сказал. Куда там! Так и помер в беспокойстве. Иной раз кажется, что этим господам милее подговориться с мусульманами или буддистами, чем посодействовать библейскому христианину, несущему Благую Весть.

* * *
... Как вы сказали? вас учат посредством изображений? И в обрядах для вас сокрыто больше смысла, чем во всей Библии?.. Говорите, что у вас есть надежная замена учению? И что же вы предлагаете? Изобразительные средства! Нам кадят дымом, изображая Святого Духа. И объясняют: угли – это невидимое естество Божие, ладан – молитвы. Просят называть вслед за ними Деву Марию – кадильницей богоносной...

Нет уж, лучше мы пребудем вне ваших литургисаний. Совершенствуйтесь в своих обрядах без нас! А то в этих обрядах у вас тысяча лет пролетела, как один день. Так ничего и не поняли.

V

“И взяла нарядные твои вещи из Моего золота
и из Моего серебра, которые Я дал тебе,
и сделала себе мужские изображения
и блудодействовала с ними.”  (Иез.16:17)

– Вы понимаете, кто такие нищие? – разговаривает продавщица религии с доверчивой покупательницей, – это заступники наши перед Богом. Может, только из-за них Бог и Россию-то хранит, а то давно бы сгинула. Их молитвами спасается Россия.
– Да и мы такие же нищие, что мы получаем? На хлеб только и зарабатываем.
– А кто хлеб подает, знаете? Николай-угодник. У вас есть его икона?..

– Мне Владимира! У вас есть Владимир?
– Есть. Вот он. Еще кого-нибудь?
– Нет, больше никого не надо, только Владимира. Я сам – Владимир, – отвечает не вполне трезвый покупатель и смачно целует изображение.

* * *
– Да не воюем мы с вашими иконами! и никто их у вас отбирать не собирается. Делайте с ними все, что хотите. Целуйте их, совершайте им обряды... Мы не будем о них вообще говорить. Скучно... Это раньше мы горячились, доказывали... искажается образ Божий, вредная привычка отождествлять... И не замечали, наивные, ваших тайных знаков. “Вы что, не понимаете?!” – говорили вы нам.

Ну, не глупцы ли эти протестанты? Ведь какие деньги на иконах можно заработать! Взяли бы да и сами стали... возвышенно, трепетно, художественно раскрашивать и малевать духовное. Прищуривались бы, щелкали языками: какой свет, какие краски... непередаваемое никому блаженство! Трактаты писали бы о ценности и ценах слова в краске. Вечное искусство, гениальные традиции...

Производителям тоже с нами скучно – они люди деловые, торговые, им сподручнее нанять какого-нибудь писаку каленого – пусть заливается о красоте и значении... А они о серьезных вещах думают. Как, к примеру, убедить россиянин, чтобы каждый купил по одной штуке? Это ж сколько тогда будет? А если по две? Вот чем заниматься-то надо!

И прежде языческие ремесленники кричали, заглушая голос христиан: “велика Артемида Ефесская!” Вот тут бы и успокоить мастеровой люд: “Ребятишки, не волнуйтесь. Никакого убытка вашему ремеслу не предвидится! Только перестройтесь немного... другой фасон.” И все! И никаких акций протеста. Даже интересно для настоящего художника – новые горизонты, новое слово в искусстве. Но апостол Павел ничего не обещает. Ничего не говорит о перспективе творчества оформителей капищ.

* * *
– Я этих икон приобрел на очень большую сумму. Что же теперь с ними делать, раз они против Слова Божиего? Может, сдать их в комиссионку?
– Отнесите туда, где купили. Если деньги не вернут, – не спорьте, отдайте так.

VI

– А как у вас насчет святых? Отвергаете, небось?
– Никоим образом, раз о них говорится в Священном Писании. Только вы внимательно его читайте. Апостолы всех верующих называют святыми, так и обращаются в своих Посланиях.
– Ну, это все ваши умствования. А у нас не так. Мы почитаем своих святых угодников, святых земли русской. Им мы и молимся, их и просим. А вот кому вы молитесь? Что, нечего отвечать?

Действительно, что тут скажешь? У вас Христос проходит как один из святых, и притом не самый популярный. Его славу вы раздали своим любимцам, раздали по знакомству и из патриотических соображений. Но Господь вряд ли это одобрит, ибо Он по-прежнему говорит: “не дам славы Моей иному” (Ис.42:8).

Когда мы предстанем пред Богом, то скажем, что ежедневно изучали Его Слово и старались жить по нему, во всем полагаясь лишь на Бога одного, не ища помощи ни у кого другого. Что вы ответите? Что назначили Богу тьму помощников? Понятно, что из самых лучших побуждений... Вы полагаете, что Бог недостаточно внимателен, и надо обращать Его внимание при помощи секретарей и референтов? Вот в Писании Спаситель говорит: “Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас” (Мф.11:28). Вам надо бы переделать эти слова так: приидите к Моим референтам, все труждающиеся и обремененные, и они успокоят вас.

* * *
К авве Пафнутию пришел отрок и сказал: хочу стать монахом. Что мне нужно делать? Авва Пафнутий ответил: смири свою гордыню. Отрок спросил: как мне смирить ее? Авва сказал: никому не говори о своей вере и веди себя так, будто не знаешь Христа.

Братия спорили между собой: сколько существует Евангелий. Одни говорили: два, другие называли и третье. Авва Досифей сказал: братия, негоже нам радовать бесов разномыслием. Давайте спросим авву Пафнутия. Спросили авву Пафнутия. Он сказал: сколько существует Евангелий, никто не знает. Сие есть великая тайна, невместимая в ум человеческий. Братия подивились реченной мудрости и разошлись по келлиям.

В другой раз отрок спросил авву Пафнутия: почему говорят, что нельзя видеть невидимое. Авва ответил так: не слушай подобное никогда, ибо это еретиков злоречие. На иконах ты можешь увидеть все, и даже более оного.

Авва Досифей спросил авву Пафнутия: можно ли пить винное зелье и не быть во грехе? Авва Пафнутий ответил так: можно, поелику можно не пить и быть во грехе. Авва Досифей немедля рассказал это братиям.

Некто темный лицом плел вервие. Братия задумались о предназначении сего вервия. У одного из братьев возник помысел спросить его: наш ли ты или супостат? Темный лицом ответил: ваш.

* * *
... К старцу, который шестнадцать лет не ходил в баню, но был склонен к тайнозрительству, приходили толпы любопытствующих со всей любопытной Руси. Некоторые приходили пешком... приходили и ждали. А старец не сразу принимал алчущих и жаждущих, но имел привычку скрываться в близрастущей траве. Показывал, что мир этот суетный его беспокойно утомлял. Его ждали, потом начинали кликать, а он радостно таился. Наконец, посылали за ним младенцев. Знали, что старец любил, когда именно младенцы его просят. Тогда он сразу смирялся и вставал из травы, стеснительно и очень просто выходил к омраченным поисками. Шел на глазах у всех, на удивление легонькой походкой, прямо не касаясь земли... Вот так сей яснотишайший старец невинно резвился, способствуя, заметим, поучительным размышлениям...

“Мы все терпели, лишь бы на него, голубчика, посмотреть, лишь бы благоговейно постоять с ним рядом... Какое было умиление повсюду, воспарение духа... стоишь, бывало, и кажется, ничего уже не надо, все куда-то уходит, и про время забываешь... а если еще и глаголы его благие послушать доведется, то радости и вовсе нет предела...”

Нашим христианнейшим верующим было невдомек, что старец, если уж взялся быть учителем народа, должен был учить лишь одному: тому, что говорит Бог в Своем Слове. Но разве такое учение нужно было пришедшим? Да и вовсе не за учением они приходили. Зачем изучать Библию, когда перед тобой наглядно обозначенный угодник! Готовый святой! И главное, в земле русской просиявший, как и положено всем истинным святым.

Еще при его жизни складываются о нем изумленные предания, а народ начинает ему на всякий случай потихоньку молиться... Мудрый был старец. Понимал, тайнозрительствуя, что начни он всерьез разбирать с приходящими Писание, все бы и разбежались. Дело известное.

VII

– У вас, протестантов, говорят наши батюшки, соборности нет, один индивидуализм и прохлада, а у нас совсем другое дело, у нас – соборная теплота.
– И где же вы приметили свою соборность? В храмах? Да такую соборность можно найти в любом месте, где народ скапливается – на вокзале, в бане. Это не соборность, друзья, а толчея. Нет, неправильно вы понимаете этот вопрос.
– А у вас что тогда?
– Давайте посмотрим. Вот протестанты являют миру крепкие, добротные общины христиан, – людей, знающих учение, с наглядной дружбой, скорой взаимопощью, благочестием... Понимаю, слушать это нелегко. Что ж, можно пойти и по пути легкому (благо, он проложен напористыми всезнайками из духовно-исправительных заведений): нашу дружбу затемните многозначительными намеками, взаимопомощь назовите хитроприемной пропагандой, а благочестие и Церковную дисциплину выставьте как принуждение и насилие над личностью.
– Обойдемся и без ваших подсказок. А что касается общины, то у нас община – вся Россия, весь русский народ. И он это еще поймет.
– Как бы вам объяснить понятнее, что такое христианство?.. Церковь есть собрание верующих, то есть народа Божиего, и собирается он в конкретных поместных общинах. К какой поместной общине принадлежите вы? Никогда не задумывались над этим?

* * *
Нам говорят о возможном разрушении единства в обществе. Дескать, разное понимание христианства нас всех рассорит. Да отчего же, позвольте спросить? Живите богобоязненной благочестивой жизнью, вот вам и основа для единства. Все библейские христиане поддержат такую программу. Да протестанты, если хотите знать, и есть самые горячие сторонники соборности. Ну сами посудите: протестанты соборно изучают Библию, соборно поют псалмы, соборно помогают друг другу... Куда ни глянь, сплошная соборность. И это для нас повседневная христианская жизнь.

... Представляю, каково это слышать ревнителям традиционных верований... Вот бы и у нас так, – мечтают ревнители, – ... ведь сил нет как хочется жить соборно, и помогать друг дружке, и чтоб все как по Евангелию... Не выходит! вот ведь что обидно!.. и средства получим на устроение, и освятим все, что только на ум придет, и городские власти поддержат... а начнем, так сразу дрязги и склоки. Пьянство безблагодатное, зависть, деньги какие-то припоминают. Да почему ж так? Почему бы и нам не встречаться просто, ради Писания? Не для злословия в адрес вышестоящих и не для изобличения протестантов, а ради Господа...

Нет, не задалась соборность, а ведь и так, и сяк ее насаждали, – не идет дело. У протестантов этой соборности – хоть пруд пруди, приятно посмотреть, даже перебор иногда с нею, а у нас все недород... есть пара мест, да и то с ”нежелательным уклоном”.

VIII

Не бойтесь нас, господа иереи. Мы вовсе не собираемся составлять вам конкуренцию в области торговли предметами культа и другими сопутствующими товарами. И драгметаллами заниматься не собираемся. Сферы наши интересов не пересекаются и пересечься не могут... разве только что и вы станете проповедовать Слово Божие...

– Только о деньгах не говорите... это ничего не доказывает, тем более, что, несмотря на отдельные недостатки, всегда были и будут честные и порядочные люди, как, например, Сергий Радонежский и этот, как его?.. вспомнил: Серафим Саровский!... вы на них повнимательнее смотрите.
– Вот, вот, и бывшие строители светлого будущего так объясняют. Ведь быть не может, говорят они, чтобы среди двадцатимиллионного легиона партейцев у нас не нашлось ни одного порядочного человека? Тут они даже готовы беспроигрышно биться об заклад и представить нам какого-нибудь подвижника, который старался лишь за идею да за красный вымпел треугольный...

Впрочем, не будем терять времени и перейдем к делу. Как часто нам приходится слышать о злоупотреблениях в вашей среде. Что это? злобная бесстыдная клевета? Хорошо, пусть так, но все же... И то открывается, и другое... Как говорится, и Самария половины грехов твоих не нагрешила (Иез.16:51). Однако все делают вид, будто нет никакого средства исправить положение. Смиренно сложили руки. Иные соглашаются, что недопустимо, даже преступно, но тут же указывают: к нашей всепетой  Церкви это не имеет никакого отношения. А к чему это имеет отношение? К сатанинскому подворью?

Спрашивают, и не без растерянности: а как же нам тогда проверить искренность подающего надежды? Как отличить честного человека от упыря, льнущего лишь вволю упиться? Так и проверьте его деньгами. А то примут человека послужить, а у того уже через неделю на лице написано: пристроен. Да хоть с библейских христиан возьмите пример. У нас давно существует простое и понятное установление: служитель получает от общины жалованье. Жалованье, известное всем. Его в годовом бюджете отразят и даже в газете пропечатают. У нас невозможны и неуместны подношения, или вознаграждения, или так называемые личные пожертвования... все это рассматривается как недостойное и позорящее, если хотите, приравнивается к взятке, поборам...

Вам интересно знать, что делает служитель, малочисленная община которого не может обеспечить ему достойное жалованье? Так работает дополнительно, только и всего. И ничего стыдного. Конечно, не обязательно торговать водкой и сигаретами, но ведь можно учить, переводить, самому что-нибудь написать. Пусть служители будут на виду, а народ Божий получит право отказаться от пастыря, если он окормляет себя, а не общину, если вместо заботы о ее духовном росте, он собирает стада, табуны и каменья самоцветные...

IX

Думали ли вы, что почести, которые вы оказываете вашим иерархам, сослужат им плохую службу в Царстве Небесном? Ибо они уже здесь получают свое. Впрочем, иные из них настолько увлекаются своей правящей иерархической ролью, что и в Царстве Небесном они настроены всем управлять и распоряжаться, рассчитывают и там на получение льготы и квоты, и вообще всяческих приятных спецпривилегий. Кажется, они убеждены, что у них забронированы первые места, поближе ко Христу... И в Царстве Небесном они настроены продолжать свою привычную деятельность: писать заявления и обращения о недопустимости сидения с библейскими христианами за одним пиршественным столом...

– Все, что вы говорите о наших недостатках, – правда. Только нас ваша правда не смущает. И если хотите знать, мы больше вашего ведаем о наших проблемах, поскольку мы внутри... только все эти отклонения неважны для торжества православия... Вот почему мы неизменно не унываем.
– Мы согласны, что знаем о вас немногое, так сказать, чуем лишь слегка доносящийся запашок. Понятно, что смрад, про который вы намекаете, – в потаенных комнатах, куда непосвященным доступа нет... только мы, поверьте, и не хотим знать все ваши византийские тайны... и уж менее всего хотим присоединиться к вам, видя, как ваши сотайнники усердно подпирают двери, чтоб не вывалилось наружу, подпирают и приговаривают: врата ада не одолеют нас.

– Вот и присоединитесь, чтобы улучшать изнутри. В конце концов, все нарушения можно исправить.
– Неужели вы до сих пор не поняли, что дело не в нарушениях, а в самой вашей Церкви, которая мнит себя невестой Христовой... странная, право, эта невеста... занята она лишь собой и говорит исключительно о своих родственниках. Если и упомянет о Женихе, то лишь для красного словца. Да нужен ли Он ей? Любит ли она Его? Ваши митрополиты-нефтяники, обряжающиеся в подвенечное платье, не убедят нас, что нам будет лучше, если мы примкнем к их сообществу. Мы все же предпочтем истинную невесту – ту, которая любит Жениха, послушна Ему и слушает Его слово!

* * *
– И все-таки нехорошо, молодые люди. Раскалываете Церковь и общество. Надо бы смириться и вернуться в лоно.
– Странно, что наше желание пребывать в чистоте вы называете расколом Церкви и общества. А что касается лона, то мы никогда и не прерывали общения с братством истинно верующих. С этой Церковью мы имеем полное единство.

Впрочем, мистическое Тело Христово, каковым является Церковь, всегда едино, поскольку оно состоит только из верных Богу. Вопрос в том, кто эти верные? Мы убеждены, что верные Богу – это те, кто подчиняются Его Слову. Живут по нему. И, напротив, о каком Теле Христовом можно говорить, если нет послушания Слову? Если нет самого Слова? Разве обряды и церемонии его заменят? И неужели наш отход от ваших дрязг и скандалов есть отход от Церкви Христовой? Разрыв с кастой братманов – разрыв с народом Божиим? Не сказано ли в Писании: “выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я прииму вас” (2Кор.6:17).

– Что хорошо для нашей родной православной Церкви, то и для Бога хорошо.
– Что-то я сомневаюсь...

* * *
Все еще говорят о своей народной Церкви, которая есть плоть от плоти трудового народа, – прочно, наряду с водкой и гороскопом, укоренена в сознании нашего бесхитростного народа-трудоголика. Церковь – глава, а народ – тело. С ней жили, с ней нам и помирать.

– Именно! С ней и под забором помирать не стыдно. Да я лучше на ее паперти милостыню буду собирать, чем отойду куда-нибудь в сторону. Подайте, ради Христа!

* * *
... Приходит Христос. Со святыми, с ангелами. И не в латинский Вавилон, а прямо в Москву! Ему навстречу срочно направляется делегация ответственных представителей. Во главе делегации – руководители христиан традиционного верования. В митрах и мантиях, в золоте и блестках, в правительственных наградах... с наилучшими иконами Сергия Радонежского и Серафима Саровского... Ожидается торжественное шествие в Кремль, затем экскурсия в специально выстроенный храмовый комплекс. Также намечено ознакомить почетных гостей с размахом строительства и темпом восстановления в столице культовых объектов. (Здесь будет предоставлено краткое приветственное слово мэру города, но только чтобы без политических заявлений о Севастополе). И вдруг Господь, вопреки регламенту, направляется к тем, кого вообще поначалу хотели выслать из города на время мероприятий, но в последний момент из гуманных соображений оставили и даже попустили постоять в последнем ряду. С ними Он и уходит.

... а уж как все славно было распланировано, – и пение мужского хора, и праздничный салют, и народные гуляния, – все как и положено в таких случаях... И смета была составлена, и деньги за счет кредитов МВФ отпущены. Хотя и разворовали немного, да без этого у нас не бывает.


ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

ГОЛИАФ В ЗАКОНЕ

I

Нам доказывают, что в России дело с верой давно решенное: все ее жители испокон века мыслят и чувствуют согласно православному календарю. И удивляются, что мы, тоже живя в России, где население, стало быть, относит себя к православию (или намерено поддерживать его и подпирать), не исповедуем эту местночтимую веру. Чем она вам не угодила? Нас просят ответить, почему мы не принадлежим к Православной Церкви и принадлежать к ней не собираемся? Да россияне ли вы, говорят нам не без вызова? Где ваш, в конце концов, патриотизм и солидарность с далекими предками?

Время от времени с нами пытаются разобраться. Говорят, что желают спасти от зомбирования. Настойчиво намекают, чтобы мы отвратились от своей евангельской веры, то есть верования нетрадиционного для России, и предлагают взамен счастливое присоединение к традиционному, сулят веселые январские купания в проруби и еще более веселые масленичные гуляния – со скоморохами, блинами и катанием на тройках! Надо же как-то приобщаться к духовности...

Конечно, послушаешь такие предложения, и обидно станет... и за себя, и за всех, кто вместе с тобой уверовал, и за саму веру обидно сделается. Вот уж куда добираются! И вскипишь иной раз, так бы и высказал все, что на душе: да как вы смеете! это мое личное дело... международные права человека! Но посмотришь вокруг... “права человека”... о чем ты говоришь? Неужели и тебе еще надо объяснять, какие у нас права?.. Если наше государство Российское ревниво расписывало россиянину распорядок дня, до минут в рассмотрение входило, что уж тут говорить о вере в Бога? С верой здесь всегда обходились по-свойски. Издревле бесповоротно прописали, как веровать и куда встать на духовное довольствие. Потому и непросто у нас быть библейским христианином. Оставайся мы равнодушными к Слову Божиему, да будь мы, наконец, заядлыми атеистами, – право, нам было бы гораздо легче. В России атеизмом никого не насторожишь. А попробуйте взяться за Писание, тут и тревога, и смутное желание принять меры, – поскольку не знают, что от Писания можно ожидать. Не раз и не два ненароком заглянут...

Боятся, что зазомбируют, а то, что полстраны ходит закодированных, в том числе и служители традиционных верований, – это ничего, пустяки. Ну подумаешь, бросает их на пол при слове “водка” – с удушьем, с судорогами, с пеной на губах... Вы спросите, почему только полстраны? Да потому, что другая половина посерьезнее средство применяет: словно отчаянной храбрости разведчик, ходит с зашитой ампулой смертоносной, пригубил чарку – и конец!

* * *
Наши вопрошатели о вере удивляются и даже негодуют, почему мы не разделяем их благородные религиозные воззрения. Только отчего же они не удивляются и считают нормальным и естественным, что множество людей не разделяет их политических, экономических или культурных взглядов? что существуют партии, движения... Конечно, кто спорит, мы помним времена дефицита, когда была на всех всего одна единственная партия, и ничего, как бы так и надо, и все были довольны (не отнекивайтесь), и принародно эту партию называли правильной, хотя проку от нее оказалось мало... А сколько теперь этих партий? Ни одному живому человеку, даже со специальным образованием, не под силу справиться с подсчетом, ибо число это значительное, со многими нулями... Но никто из-за подобного многообразия не убивается. Заметили, что так лучше... Партии нам программы представляют, а мы их неробко выбираем. И глядишь, со временем научимся выбирать дельных, не только ужасающих.

Так не то ли самое и в отношении Церквей надо постановить? Наобещать и нальстить народу прямо в глаза – это каждый может. Пусть предъявят достойные плоды. А мы сравним и оценим, и сделаем добросовестный вывод. Иные полагают, что тут и сравнивать невозможно. А вы взгляните на общины, и все станет ясно. У кого община благочестивее и законопослушнее, более наставлена в христианском учении, где, наконец, зримое благословение... а где понятия о Христе так и не превысили уровень тех, кого, извините, загоняли в Днепр креститься, где непритворное равнодушие, духовная немочь и недержание, разорение и деграданс. Вот сказано в Писании: “всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится” (Мф.15:13). И не будем торопиться с выводами. Может, Он искоренит вовсе и не тех, на кого Ему пальцем указывают.

* * *
Раздражаясь от нашей несогласности с курсом на православие надумали нас обвинять во всем, что происходит в нашей богатейшей на страдания стране. Будто это мы наметали икры, из которой потом народились разнообразные верткие проходимцы. За все мы должны отвечать: и за модные одно время среди подростков белые балахоны от кутюрье Марины Цвигун, и даже за газ в метро столицы страны сакуры и сакэ. Право, странно это. Ведь не признают же иереи за своего всякого, кто с ног до головы увесится правдоподобными иконами и крестами и подает себя представителем истинно-истинной православной Церкви? Почему же библейские христиане должны отвечать за то, что в России существуют секты, секточки и сектульки? Да и нужно ли отвечать за то, что неизбежно приходит со свободой? За настоящую жизнь со всем ее многообразием. Как хотите, но мы все-таки не поддерживаем распространившееся нынче увлечение по клонированию людей. Добром это не кончится!

Нам говорят, что появление протестантов неизбежно вызовет в обществе волнения. Отчего бы это, интересно вызнать? Оттого ли, что протестанты проповедуют неленивый добросовестный труд? Неужто по причине хорошей работы вздуются бунты и разольются мятежи? Будто у нас все до одного непременно оскорбятся, если им напомнить о работе...

Наконец, подвергают сомнению искренность самой нашей веры и нашего желания помочь другим, дескать, они для отвода глаз взялись Евангелие проповедовать, а на деле рыщут корысти. Конечно, это говорится для того, чтобы обидеть нас посильнее да поярче, но понимаем и то, что им действительно трудно поверить в нашу искренность... ведь если отставить в сторону нелепые разговоры о зомбировании, то что же тогда? согласиться с тем, что протестанты – это люди, которые совершенно без всякой личной выгоды, даже вопреки личной выгоде, из одних религиозных побуждений стремятся, чтобы Россия стала... (страшно выговорить) богобоязненной христианской страной?

II

Иерархи, обозвав Россию своей канонической территорией, заявили о полном и безоговорочном православии, без условий и контрибуций. Вознамерились, благодетели, открыть монопольку на свои дела духовные. Только батюшки, и никаких проповедников Христа, а всех жителей, с самого рождения, приписать к епархиям. Будет тогда вам не Россия, а пряник на меду. Мысль о монополии вполне здравая и понятная. Все равно придут, если кому с обрядом приспичит. А куда они денутся? И как было бы славно на Святой Руси! Покойно, тихо. Таланты умножаются, землица прикуплена. Не подумайте, что здесь. В России ее покупать грех. Мать-сыра земля, как-никак! А за границей покупать можно, там она вовсе не сырая, там она сухая и теплая. ... Без монополии плохо, совсем плохо. Беда. Ведь думали, что когда власти допустят верить в Бога, то народ – исключительно в православие, и в массовом порядке. Останется принимать и считать. А на этих, нежеланных, никто и не посмотрит, разве что глянут, чтоб получше запомнить при случае... А вышло не так. И газеты громят не весьма единодушно, одна честная Совраска старается.

Разгневались иерархи олигархичествующие, разъярились, пытаются, унимая тремор в руках, отбить у протестантского пастора спасенную им овечку... Пишут властителям мира сего негодующие письма со смиренными просьбами о запрете проповедующих Христа. (Мы им вот что, кстати, присоветуем: запретите сразу Христа, да и делу конец. Ведь Он вам мешает, признайтесь... Поставьте на Его место какого-нибудь Пантелеймона, и дайте ему Параскеву в придачу... вот и будет у вас гармония, вот и будет у вас славный пантеон.)

В помысле о запрете иереи обнаружили успокоительное единодушие с прежними гонителями горнего. Неспроста!.. Те помочь согласились, но предупредили: надо, товарищи, найти грамотное решение! Чтоб и нормы международные не изрядно подпортить, и чтоб протестанты не вывернулись из под вил... Воистину, нет предела падению нравов! Иереи и коммунисты пожелали сплестись в один доброкачественный клубок на благо страны. Вы спросите, а что коммунистам до протестантской Гекубы? Избирателей хотят подманить поближе? Нет, тут дело не только в избирателях. Коммунисты потому и неизбывны, что нутром чуют для себя опасность. Если протестанты укрепятся, коммунистическим фантазиям о льготном госраспределении сразу конец. С чего это депутаты, никакого отношения к вере Христовой не имеющие, вдруг подключились к травле протестантов? Покрикивают: “Протестанты, вон из России! Протестантам вход воспрещен!” И в самом деле, а вдруг мы укрепимся? Кто тогда будет за них голосовать? Ведь библейские христиане направят в Думу своих представителей – богобоязненных и разумеющих дело. Кому же будут тогда нужны прожектеры и демагоги?

Еще вчера эти люди суеверно постукивали по дереву и плевали через плечо, а сегодня надели крестики помоднее и ведут разговоры о том, что им приличествует вкушать и что не приличествует. И главное, что возмущает и даже настраивает против, так это то, что они, не колеблясь, полагают совершенно равнозначным христианство и свои прежние планы социалистических разрастаний. Им кажется, что сходство безукоризненное, разве что в мелочах расхождения... Вот где диву даешься. Казалось бы, давно уже все по полочкам разложено, все объяснено. Многие знающие люди об этом предупреждали. Нет, снова за свое, снова повторяют: и мы строили христианство, только никому не говорили об этом. Предлагают взять их моральный кодекс и найти в нем десять отличий от Заповедей Божиих. Уверены, что не найдем.

Эти умельцы ложных обольщений показывают нам человека, стоящего на голове, и уверяют, что он такой же, как и мы с вами. Действительно, такой же, только стоит на голове, и долго так не протянет. По крайней мере, нормально работать не сможет, это точно. Христиане слушают Бога, а хранители социалистического льда слушают самих себя и убеждены, что это одно и тоже, и совсем не ведет ни к тьме, ни к скрежету зубовному... Многие из них были героями прежних идеологических битв, да они и сегодня не усомнились, но согласны опробовать новейшую модель идеологического оружия. Называется она так: “В союзе со всеми, кому любо-дорого величие прежней России”. В этот союз теперь они без наималейшей политической робости включают и традиционные верования. И даже извиняются за прежнюю недооценку...

С коммунистами понятно, у них тактика такая: временные лживые союзы. Но как могут православные иереи иметь общий ротфронт с этими служителями Велиара? Вот тайна тайн. Впрочем, они всегда умели приятно договориться – со всякой властью, со всякой ордой, будь то орда татарская или орда коммунистическая! Всякий раз находили общий интерес и возможность потрудиться на общей ниве ордононосной, и небезынтересно, говорят, получалось...

* * *
– Мы вот что сделаем: протестантские общины объявим тоталитарными сектами.
– Голова...
– И распространим по средствам массовой информации: секты, секты, тридцать пять тысяч одних тоталитарных сект. Пусть народ насторожится. А потом, когда достаточно растревожатся, можно и покруче пустить, например: секты нападают на людей!
– Принято.


III

... Вдруг объявились статьи с призывом покончить с инославными раз и навсегда. Чего же так испугались? Нашего смиренного изучения Священного Писания? Желания жить по установлениям Христовым? Или того, что и другие россияне побросают свои языческие привычки? В кои-то веки Иванов и Петров задумались о душе, Библию увлеклись читать, размышляют... Назвали это так: усиливается процесс вовлечения в секты. Того гляди, их там к смертоубийству подговорят. Стали запугивать обывателя, рассказывая ему на ночь душетрогательные истории о небывалых зверствах протестантов. Все небывалые зверства происходят где-то убедительно недалеко, скажем, в Прибалтике. Нашли способных к истерике врагов всяческого разномыслия и дали им выговориться. “Злодеи злодействуют злодейски, и совсем не в интересах державы. Цель, поставленная перед злодеями, такова: разложить русский народ на составные, камня на камне от него не оставить. Погубить Россию и скрыться под шумок.”
(И подпись: Комитет по возрождению традиций русского снохачества.)

Наняли небрезгливых борзописцев, которые еще вчера неистовствовали от лица атеистов. Мы же помним, что они писали вчера! Сегодня эти труженики прилежно брызжут слюной от лица Православной Церкви.

Из заметок в газете “Послезавтра” от 7 студня сего года:
“Растлевая умы, распространяя свою безнравственную бездуховность, враждебно относясь ко всему консолидирующему и оздоровительному, наконец, выступая против того, что приятно и мило сердцу рядового русского человека, они тем самым исподволь готовят нашу Брестскую крепость (что? уже не наша?!) к торжественной передаче врагу. И посмотрите, как закономерна кривая морального падения этих горе-манкуртов: начали с неодобрительного отношения к водке, а закончили отрицанием устоев.”

“... И сейчас, когда на Святой Руси идет неприкрытая борьба света с мраком, когда нашему народу навязывают чуждые ему духовные ценности – так называемые Ветхий и Новый Заветы, мы должны, как никогда, прислушаться к голосу наших иерархов и сплотиться вокруг родной Православной Церкви. Нет, господа проповедники Христа, ничего у вас не выйдет! Просим не беспокоиться! У нас есть свои духовные ценности. Мы, народ-богоносец, уже не одну сотню лет живем собственными святоотеческими наработками. Народная память крепко хранит сказания о жизни великих старцев России, этих выдающихся деятелей отечественной религии. А вы, ничтоже сумняшеся, подсовываете нам свою Библию, желая духовно отравить нас и наших детей. Зря стараетесь. Наш народ непобедим!”

* * *
Однако поняли многоопытные иереи, что одними статейками не отделаешься. Статейки хороши, но как подготовка, а для победы надо что-то посущественнее.

– Раз уж мы решили бороться с библейскими христианами не на жизнь, а на смерть, –нужен закон. Какие у кого предложения?
– Запретить их все до одного, и делу конец.
– Нельзя. Обстановку не учитываете да и депутаты побоятся.
– А тогда вот что: наша община для регистрации должны собрать десять подписей, а ихняя – десять миллионов. Пусть побегают.
– Заметят различие.
– Тогда десять тысяч.
– Все равно заметят.
– А если так: пусть нас регистрируют сейчас, а их через сто лет. А пока только внесут в списки для наблюдения... За это время воды много утечет, через сто лет нас уж точно не догонят.
– В этом что-то есть. И обосновать, пожалуй, можно... Вот что сделаем: договоримся с Думой на полтиннике для централизованных организаций, а для общин на пятнадцати годах. Да, так и утвердим. Что ж, грамотка о пятнадцатилетнем гандикапе мне нравится. Закрутим как-нибудь эдак: в защиту нравственного здоровья народа.

На том и порешили. Поклялись ни есть, ни пить, а закон добыть. Направили ограниченный контингент в родную порфироносную Думу. “Караул! Народ в треокаянный протестантизм переходит! Библию читают вовсю! Требуем законного прикрытия!”

* * *
– Поздравляем, государи мои, свершилось! Наконец-то упорядочили! Все были весьма, весьма рады... и патриарх, и монахи, и законодатели с президентом. Все так смеялись... Только люди с песьими головами говорят, что это нечестно. Ну, да кто на них внимание обращает! Нет вы посмотрите, какой изумительный получился закон: теперь им запрещено создавать учреждения – культурные, просветительские, образовательные... Пусть будут некультурными, непросвещенными, необразованными. И хорошо еще, что мы запретили им выходить за пределы резервации. А то встречайся тут с ними. Тьфу!
 
Закон так всем понравился, что его именем решили назвать новую планету. Впрочем, находятся недовольные, которые упрямо ворчат: а все-таки лучше бы вовсе запретить. Или на худой конец постановить, чтоб больше двух не собирались. На что им разумно отвечают: сразу нельзя. Но не переживайте, утешают их, еще не раз удастся сподличать на славу. Страна у нас большая – нет такого дела, на которое не нашлось бы охотников, и нет такого закона, на который не нашлось бы депутатов.

* * *
После принятия закона шум в газетах начал стихать. И в самом деле, чего зря бушевать? Задание выполнено, вознаграждение получено.

– Доевангелизировались? – бросают нам, похохатывая, при встрече, – думали, вечно будет в России свобода молиться и проповедовать? Не на тех рассчитывали! И запомните: кто к нам с Библией придет, тот из-за Библии и погибнет!

 
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

СВЯТАЯ РУСЬ ПУРИТАНСКАЯ

I

Итак, в России библейские христиане стали опасными злодеями, за которыми надо подсматривать не менее 15 лет. По этому закону Христу осталось бы разве что у Марфы дома беседовать. Все остальное запрещено. Сказать Нагорную проповедь Ему бы уже не разрешили. Отказали бы и Евангелие напечатать. А все потому, что нет справки о благонадежности!

Кому же понадобились подобные охранительные законы? А тем и понадобились, кто страдает духовной немочью, да настолько, что признается в этом прилюдно. Бессильному в Слове Божием иерею всегда нужны государственные костыли, а еще лучше, чтобы его с обеих сторон подпирали два жандарма.

* * *
– Нет, мы не предлагаем вам пить на экуменический брудершафт... мы просто хотим объяснить одну простую вещь, поймите: ваша привычка прибегать под защиту государственного крыла губительна для вас самих. Как она вас губила на Руси с самого начала, так и теперь она мешает вам нормально развиваться. Не в смысле злата и серебра, а в смысле толковой проповеди Слова Божиего. Ведь соблазн одолевать инославных силой казаков, а то и шайки полупьяных молодчиков, а вовсе не силой слова и не убеждением, приводит к тому, что когда требуется это самое слово, то его и не находится. Лишь рык “не потерплю!” извергается. А когда нет нужды проповедовать Слово Божие, когда и так сойдет, то жди беды неминуемой, тут и до вырождения рукой подать. Оттого и наказывал вас Господь потрясениями, и такими, что камня на камне не оставлял, взрывая ваши храмы руками нечестивцев.

... Не слушают. Свистят, топают ногами, думая, что, заставив молчать проповедующих Евангелие, тем самым послужат Богу... Вот в гневе хватаются за камни... Что с ними? Почему у них всякий раз волнение и тревога, и даже ненависть, стоит только заговорить о проповеди Слова Божиего? Вот вопрос, остающийся для нас неразрешимым... Что их пугает в нашей программе обучить всех желающих Священному Писанию и жить по нему? Неужели и в самом деле все, приобретенное для Христа и Его Царства, для иерархов потеряно?

* * *
Что ж, и российское общество понесло очередной урок, проявив равнодушие к натиску на свободу свобод... Отдельно скажем об интеллигенции. Она у нас хорошо рассуждает о себе и своей великой роли... Как превозносят себя ее деятели! Приятно послушать. Какие тонкие и благородные понятия находят: они и светоч культуры, они и разносчики утонченных отношений... А тоже ведь смолчали, сделав вид, что это их не занимает. Томиком Марины Иванны прикрылись...

Не подумали, что запрет на свободу вероисповедания задевает всякого, кто бы он ни был. Ведь от подобного закона вирулентного по всему общественному организму яды разносятся. Все прочие свободы подвергаются порче: свобода печати и бесстрашной переписки, прилюдных высказываний мнений, мирных шествий в сторону городских властей... Что тут же и подтвердилось последующими попытками ограничить эти самые свободы. Тогда спохватились деятели, начали негодовать и возмущаться, и призадумались иные, и вспомнили, как они смолчали в отношении людей верующих, когда их сортировали на традиционных и нетрадиционных, вспомнили и сделали вывод. Что ж, теперь общество стало опытнее, и уж в следующий раз, надеемся, на мякине газетной не даст себя провести и на выкрики кликушествующих не поддастся.

II

Вот думают, что государство будет укреплено православием. Наивные мечтатели. Почаще бы вспоминали побитую Византию. Да и наших князей вспомнить не мешает: приняли православие и перерезали друг друга. Ну хорошо, представим себе такую картинку с выставки: полная победа православия в одной отдельно взятой стране...

... Всероссийские поиски последнего инославного увенчались успехом... Ликование и взаимные уверения в процветании. Теперь-то уж точно быть благоденствию! Долгожданное закрытие государственного шлагбаума. Православная монархия закрытого типа, хотя за неимением лучшего на царство помазается некто одутловатый из сомнительной боковой ветви... Нищих, точно мушек, расплодилось преизобильно, каждый второй пошел в нищие да юродивые... это, дети мои, в знак особого благословения православного... Облекшись в лохмотья с чужого плеча, с немытой загорелой рожицей, покуривая табачок, просят копеечку, и про обличения не забывают. ... Везде иереи, везде монахи. Все благодатно толстомясые, лоснящиеся, – куда там до нас Лхасе тибетской! – все важно шествуют, все с ящиками для даяний, все светят своим умным светом. Вот оно – торжество православия! Живи, россиянин, да нахваливай.

... Народ меж тем по-прежнему равнодушен. Ни одного верующего! просто свинство какое-то... Впрочем, ладно... это ничего, это для нашей традиции неактуально. Нам достаточно придти с двумя понятыми покрестить ребенка да прикупить для покойного наклейку на лоб, не забыв сунуть ему в руку бумажку с виршами (чтобы он упражнялся в чтении и назидал проходящих по кладбищу). А еще нам любо потолкаться в пьяном виде на Пасху на церковном крыльце...

– И что вы все про веру в Бога допытываетесь? нам эта религия, может, и вовсе для других целей потребна. Ведь для чего мы деньги на храмы да на попов тратим? так и не догадались? Для укрепления государства российского! Чтоб в этих храмах будущих собирателей земель приуготовляли. А вы все, наивные, про Бога своего толкуете!

* * *
Вы скажете, чем же сей православный водевиль закончится? Что ж, заглянем в конец. ... Вместо чаемых прибытков и приятного усиления – необъяснимый недород и отставание, даже от кыргыз-кайсацкой степи. Становится ощутимо голодно. Волнения по причине голода. Тайное гражданское поедание друг друга. Наконец, Запад не выдерживает глядеть на наши мучения и предлагает помощь. Но взамен тлетворный друг требует исполнить одно позорное условие: убрать шлагбаум. Нехотя, скрепя сердце, убираем, и все начинается сначала. Приходит помощь, а вместе с ней и свобода. Невесть откуда появляется Библия и появляются те, кто призывает к покаянию и вере. Той вере, когда искренно любят Бога и также искренно боятся Его. Народ начинает смотреть в сторону Христа...

III

Впрочем, Бог милостив и не допустит Россию до такой «победы»... Иначе зачем было давать нам Священное Писание? Ведь не для того же, чтобы, позволив почувствовать его вкус, тут же погубить нас? Нет, не сомневайтесь, не для того Он извлек россиян из темного рва, и не для того мы увидели Свет.

И вот почему мы нисколько не смущены этим законом, которым думают подпереться гонители библейских христиан. Они надеются, что договорившись в своих тайных комнатах, напоив и сунув кому надо дар в пазуху, посредством закона утвердиться до конца времени и полувремени? И на все будет их полная воля, вопреки тому, что утверждает Слово Божие? Но Господь говорит, что восторжествует Его воля, а не воля тех, кто думает возвыситься, заручившись поддержкой князей и судей мира сего. Неужели они надеются, что мышца Господня ослабела, рука Его сделалась коротка, а Его око стало хуже видеть? Нет, не знают они нашего Господа. Не ведают они, что посмеется Господь над всеми заговорами, что устраиваются против Его верных. И вознегодует наш Защитник и как раждающая возопиет, и восстанет наш Спаситель, на Которого мы уповаем, и не попустит посрамиться Своим, как никогда Он этого не попускает!

И вот что сделает Господь: в самую их середину бросит камень, и пополам переломится у них союз, – не раз и не два такое бывало, когда выступали против Господа, – между собой они перебранятся и перегрызутся, и разрушится все их предприятие. И откроет Господь многие их мерзости, и раскидает все их мерзости на лица их. И увидят прохожие, и содрогнутся, и покачают головою, и посвищут и махнут рукою.

И наступит великое к ним охлаждение, ибо так соделает Господь, что общество отвернется от всех этих лжепопечителей народных, от всех тех, кто пытался выхлопотать себе привилегии и предпочтения за счет овец стада Христова. Сам Господь возбудит в людях презрение и насмешки, и всякий совестливый человек скажет сам в себе: да не могу я идти туда, я – человек порядочный, не хочу я быть в собрании тех, кто обижает других да еще при помощи государства, не стану я ликовать, поддерживая неправедных с неправедными их делами.

И сейчас уже видно это охлаждение; впрочем, и прежде не было никакой любви всенародной, а было лишь временное очарование и наваждение, и потому роман сей скоротечный вмиг обернулся постылой и пошлой связью.

А мы, несмотря на все законы и заговоры против нас, будем усиливаться и усиливаться, устоим и выдержим, никуда не сбежим и не скроемся, и от веры своей библейской не отречемся. И если Сам Господь взялся за преобразование России, повелев, чтобы были в ней библейские христиане, то мы обязательно будем, а все противодействующее нам рассыплется в прах и развеется по ветру. И станет Россия, вопреки радетелям традиционных верований, благочестивой и богобоязненной, живущей по Слову Божиему страной. Может быть, даже великой страной...

* * *
Не бойся, малое стадо, говорит нам Спаситель. Не оставлю вас и не покину. И взойдет для вас, благоговеющие пред именем Моим, Солнце правды и осветит ваш путь, а для ваших противников будет тьма густая и мрак, и ужас, и пойдут они, шатаясь, как пьяные, и как слепые будут идти на ощупь, и непременно упадут. По одной дороге пойдете: вам будет свет, а им – тьма.

Таково определение от Господа, и блажен, кто слушает Его Слова и разумеет.