Ноосистема и антисистема

Владимир Бутков
         Назовём ноосистемой любую эволюционирующую систему – звено бесконечной цепочки эволюции – развитие которой находится в противоречии со вторым началом термодинамики (ВНТД), то есть, направлено против стрелы времени.

         Другими словами, это система с нарастающей сложностью, информационной ценностью (негэнтропией). Вектор её развития направлен по копью эволюции.

         Однако у каждой развивающейся системы есть объективный предел развития – статическая сложность ограничена «величиной» объекта, динамическая сложность – информационным потенциалом системы, который не так строго, но всё же задаётся количеством элементов системы (то есть, её статической сложностью). Достигнув своей статической сложности, а затем и своего субъективного, индивидуального предела динамической сложности (как правило, весьма далёкого от объективного предела), система некоторое время колеблется вблизи этого предела, после чего начинает деградировать, пока внутренние деструктивные процессы не приводят её к гибели (её понижающаяся сложность становится несовместимой с требованиями внешней среды – системы более высокого уровня).

         Можно сказать, что на конечном этапе своего развития ноосистема ведёт себя, как антисистема, в том смысле, что отрицательные обратные связи (ООС), призванные до этого поддерживать стабильность системы, начинают преобладать, играя всё более деструктивную роль, а любая деструкция, в свою очередь, ведёт к усилению ООС.

         Ясно, что время жизни любой ноосистемы (максимальное, предельное) задаётся внутренними свойствами самой системы – её информационным потенциалом, её потенциальной динамической сложностью. Каковы же механизмы самосовершенствования и самоликвидации системы? Представляется, что оба эти механизма рождаются вместе с системой, неотъемлемо присущи ей, как копьё эволюции и стрела времени – миру. И единственным регулятором  степени их влияния на внутренние процессы в системе является такой её параметр, как «открытость системы». Действительно, система-младенец рождается максимально открытой внешнему миру – иначе был бы невозможен её быстрый рост, осуществляющийся, хотя и по внутренней программе, но исключительно за счёт внешних ресурсов. Но такая открытость неизбежно связана с уязвимостью быстро развивающейся системы – вероятность её гибели поначалу много больше, чем у зрелой системы. Однако, по мере созревания, скорость развития системы уменьшается, системе не требуется больше столь высокий уровень открытости – она начинает постепенно «закрываться». Чем более закрыта система, тем большую роль в ней будут играть процессы деструкции, описываемые Вторым Началом Термодинамики. Эти процессы, в свою очередь, ещё больше нарушают адекватные связи системы с внешней средой, что вызывает очередной виток деструктивных изменений. Таким образом, скорость процессов деградации системы склонна к лавинному нарастанию. Это быстро приводит систему к её гибели, в связи с чем мы и назвали этот этап «антисистемой».

         Не поняв механизма самоликвидации системы, мы не сможем понять, как довести характерное время жизни системы до максимального – предусмотренного природой, не говоря уже о выходе за его пределы.

                (продолжение: http://www.proza.ru/2009/04/29/809)