А помнишь?

Джейхун Кулизаде
Говорят, что если человек живет одними воспоминаниями, то это значит что у него нет настоящего, и это уже мертвый человек. Не знаю, верно ли такое утверждение, и насколько. Возможно это и так. Но мне кажется, что еще более мертвее ты становишься когда тебе не с кем вспомнить прошлое, обратиться к человеку из твоего детства или юности со словами : "а помнишь ...?".

У меня по материнской линии был дед, царствие ему небесное. Очень отменного здоровья был мужик. Женился в сорок пять лет и имел троих детей. Овдовел в восемьдесят. В свои почти сто лет он ежедневно прогуливался с километр до приморского бульвара, читал там свежие газеты и играл в домино с такими же пенсионерами как и он сам. Дети его также не давали ему скучать, и совершали еженедельные семейные  визиты. Вообщем жил мужик и не тужил. Так продолжалось до тех, пор пока не умер его одногодка с дома напротив. Вроде и не особенно дружили они, но с того дня, как похоронили того мужика, мой дед как-то поник и перестал из дома выходить. Сидел целыми днями на диване и молча смотрел на стену с фотографией его покойной жены. В этой позе и застал я его, когда по- поручению моей мамы принес ему на обед приготовленное ею его любимое блюдо. Увидев меня он немного ожил, но затем опять обратил свой взор на фотографию покойной жены.


- Деда, поешь пока обед горячий, - сказал я ему, раскладывая принесенную мной еду на столе.

- Не голоден я, внучек, - ответил он, и опять погрузился в свои мысли.

- Ну как же так, деда! Мама старалась, готовила, а ты - не голоден, - попытался прибодрить его я.


Он посмотрел на меня как то очень добро и грустно, усадил рядом с собой и погладил по голове.


- Понимаешь, внучек, не хочется мне есть. Мне вообще ничего больше не хочется. Ни есть, ни спать ... ничего не хочется. Наверное пришла мне пора умирать. Уж очень долго задержался я на этом свете.

Такие его мысли меня, 15 летнего подростка, очень напугали.

- Деда, ты чего это такое говоришь? Не заболел ли ты? Может маму позвать, или доктора вызвать?

- Да нет, не надо, внучек. Доктор мне уже не поможет. Мне уже на этом свете никто не поможет.

- Ну ты прекрати это ... , деда. Давай поешь немного и вся хандра пройдет, - попытался я увести его от мрачных мыслей.

- Понимаешь, внучек, скучно мне жить стало в последнее время. Не с кем даже вспомнить что-то из прошедших лет. Все мои друзья давно умерли. Моя жена, которая была намного младше меня, тоже давно умерла. Умерли все кого я знал с детства и с кем я вырос. Не хочу я больше жить. Пора мне уходить. А ты иди, внучек, оставь меня одного. Мне еще надо до-вспомнить все с конца войны до того дня как умерла твоя бабушка. Мне нужно всё-всё вспомнить и ничего не пропустить.


Утром следующего дня я и моя мама обнаружили деда мертвым. Он сидел на диване с закрытыми глазами, и со стороны могло показаться, что уставший старик уснул сидя на диване. Вот таким он нам с мамой и запомнился. Каждый год в день годовщины его смерти мы с мамой вспоминали : " а помнишь как мирно он ушел из жизни?".

Прошло много лет. Умерла моя мама. Никто, кроме меня, больше не помнит как умер наш деда.