Абсолютное оружие

Алек Иванов
               
Когда взойдет местное холодное солнце, меня уже не будет. Системы защиты сдаются одна за другой, не выдерживая наружных условий. Скаут прочно вмерз в лед, и извлечь его можно   только при помощи горного лазера. Увы, мой корабль полностью безоружен. Земля так спешила оказать помощь, что пожертвовала громоздким оборонительным комплексом ради лишней сотни фунтов лекарств. Они так и лежат сейчас мертвым грузом в трюме МТ, болтаю-щегося на орбите. Когда придет следующий корабль, ему даже не придется опускаться на планету. Как раз сейчас я заканчиваю заряжать аварийный диск катушками наблюдения, записями, данными терминалов. Ни крохи информации не должно потеряться, подобное не может случиться еще и с Землей… Терра Нова – одна из старейших колоний Дальнего Пояса. Когда прекратились регулярные рейсы, никто не запаниковал поначалу. Колонии Дальнего были изначально рассчитаны на автономное развитие. Многие из них прилично обогнали в развитии старушку Землю. Иные условия предполагают иное направление прогресса. На некоторых планетах существовала природная антигравитация – и пользоваться ей начали раньше, чем научились понимать, так же, как на Земле электричеством. На других всерьез уверяли, что научились пользоваться официально не существующей магией. Терра Нова ничем таким не выделялась, но ведь рано или поздно все происходит впервые… К планете был направлен рейдер с представителем дипломатической резидентуры Альянса. Прошли месяцы. Ответа не было, рейдер не вернулся. Тогда мы начали задумываться. Иногда колонии, обретя некоторую самостоятельность, отворачивались от Земли, высылая ее посольства. Иногда, как это случилось с колониями Роя, объявляли ей войну. Но Терра просто молчала.

Еще на выходе из тоннеля я обратил внимание на подозрительное молчание в эфире. Не было даже обычных для крупных  систем помех на основных частотах. А потом… Потом мне было уже не до того. Вынырнувший откуда-то из-за терминатора боевой спутник с ходу попытался размазать транспорт по космосу. Будь на нем хотя бы минимальный для таких станций экипаж, мне пришлось бы туго. Но спутником управляли безмозглые автоматы, и вскоре он превратился в облако плазмы. К сожалению, основное оружие он применил еще раньше. Страшный удар сотряс корабль, двигатели вышли из строя. Уцелевшие датчики показали значительное понижение температуры в реакторном отсеке. Тогда я не придал этому значения. Так или иначе, груз был доставлен, его надо было опустить на планету. Тут без помощи колонистов было не обойтись. Однако пространство вокруг планеты оставалось безжизненным, а ведь Терра имела приличный флот! Радар педантично отметил на разных орбитах вокруг Терры несколько объектов, подходящих по массе, но ни один из них не имел ни малейших признаков тепловой активности. Скорее всего, это были астероиды. Теперь одним из таких астероидов стал МТ… но об этом позже.

Когда одна из станций Альянса перехватила искаженный сигнал, на Земле не колебались ни секунды. Колония просила срочной помощи лекарствами, спасательным оборудованием, термическими аппаратами и теплой одеждой. Последнее отнесли на счет помех связи – климат Терра Нова был более чем теплым. Сигнал был очень слаб, искажен расстоянием. Как позже выяснилось, его отправил шедший к Земле «дырокол». Прямые проколы пространства – вещь до конца не изученная, террианский корабль обнаружили совсем в другом секторе Альянса. Пилот, превратившийся в обезвоженную мумию, так и сидел перед пультом, зажав кнопку передачи. Никаких записей, хотя бы намекающих на положение дел на Терра Нова, на борту не было. В это время уже готовился к отправке максимально облегченный, лишенный даже наземных вездеходов и разведывательно-монтажной техники межзвездный транспорт «Прима Глория». Его нагрузили под завязку лекарствами, медицинской техникой, спасательным оборудованием и под управлением единственного пилота отправили на помощь. Этим пилотом, как можно было догадаться, был я. МТ – машина умная, он способен достичь цели на кибер-управлении, но в дальнем космосе случается всякое. Часто и необъяснимо «вылетает» мар-шрутный компьютер, и тогда только человек способен оживить корабль и направить его к цели. Короче, я отправился к Терра Нова с максимальной загрузкой и без топлива на обратный рейс. Следующий корабль, а вернее, эскадра кораблей, должны были забрать меня примерно через месяц. Авария транспорта не была для меня трагедией, он так или иначе должен был остаться в системе Терры.

Скаут – единственное средство передвижения на борту «Глории» - я подготовил за сутки. Все это время автомат продолжал вызывать планету на разных частотах. Ответом было угрюмое молчание. От него становилось не по себе. Что могло произойти с целой планетой, особенно такой развитой как Терра Нова? Катаклизм, подвижка ледников? Падение астероида? Война? Пару раз я ловил слабый сигнал, и каждый раз оказывалось, что это работающий в авторежиме навигационный маяк. Вообще-то маяки Альянса были расчитаны на тысячелетнюю работу в кратере действующего вулкана. Что могло за короткий срок так разрядить батареи – оставалось только гадать… Мне гадать было некогда, я лихорадочно сортировал груз, готовя набор первой помощи. Я взял только медикаменты, пожертвовав для них громоздкими спаса-тельными комплексами и горным лазером для вскрытия завалов. Послав сигнал на Землю – на что ушла почти вся мощность разрушенных реакторов – я стартовал. Скаут долго таранил непривычно плотную густую как сметана облачность. Когда облака кончились, я на некоторое время потерял дар речи. Вместо знакомого по видеофильмам океана буйной тропической зелени внизу расстилалась ледяная пустыня. Она не была ровной как стол, но от этого было не легче. Снизившись до уровня наземных самолетов, установив скаут на «кругосветку», я с оторопью рассматривал высотные здания, словно отлитые изо льда сумасшедшим скульптором, гигантские катки на месте морей и озер, скованные жестоким морозом прямо в полете волны  единственного на планете океана. И нигде ни души, лишь местами в ледяном панцире видне-лись черные отверстия, над которыми сохранялась слабая тепловая активность – на уровне бактерий, не более. На месте центрального космопорта планеты виднелось лишь хаотическое нагромождение торосов, кое-где расколотое трещинами. Я с ужасом узнавал под завалами колотого льда большие пассажирские лайнеры, стройные корветы Патруля, гиганты МТ, мелкие яхты и скауты. Облетев планету четыре раза, я не нашел на ней ни одной живой души. Оставалась надежда, что хоть кто-то уцелел под землей – и я направил скаут к одному из отверстий в ледяной корке. Помню, что внезапно отключилось сознание, как будто удар в лицо, помню леденящий холод пробуждения. Скаут врезался в лед, растопив его на сотни метров вокруг. Смятые в гармошку дюзы, расколотый корпус – если бы не герметичность кабины пилота, я был бы уже мертв.

Мне осталось совсем немного. Лишенный энергии скаут стремительно промерзает. Запаса воздушной смеси скафандра хватит едва до утра, а потом… Я принял яд – лучше уж так, чем мучиться без воздуха в железном гробу. Только что ушел в небеса беспилотный диск со всем собранным на мертвой планете барахлом. Надеюсь, он достигнет обращающейся вокруг Терры «Примы Глории». Еще надеюсь, что его когда-нибудь найдут люди и прочтут мои записи. Эту запись вряд ли кто-нибудь найдет. Если вкратце… Когда я бродил, скользя и падая, по мертвым обледенелым пещерам последнего города Терры, набитыми ледяными статуями, я пытался найти хоть что-нибудь, могущее объяснить человечеству о происшедшем. Из хрупких мертвых пальцев я выламывал дневники, со столов я брал диктофоны и переносные модули компьюте-ров. Я не специалист, пусть с этим разбираются ученые… Они тут что-то открыли на Терре, что-то невообразимо могучее, какой-то вид энергии… Но как на Земле в свое время деление ядер урана в первую очередь сделали оружием, так и здесь. Могучая цивилизация, способная достичь невероятных высот, способная покорить Метагалактику, так и осталась несбыточной мечтой нескольких ученых. С помощью нового оружия, принцип действия которого я так и не понял, были обращены в пыль несколько островов. Океан в этом месте как бы переродился, превратившись в лед, состоящий из смеси неведомых элементов. Это точно была не  вода, потому что при попытке растопить этот лед люди умирали от удушья. Не знаю, в чем тут дело, но один из ученых назвал это оружие абсолютным, а я не вижу причины, почему бы ему врать. И тогда кучка военных, сообразив, а вернее, вообразив, что с его помощью смогут диктовать условия Альянсу Колоний, объявили подготовку к войне. Были вырыты подземные города-убежища, спешно строились корабли-носители, вооружался весь готовый к старту флот.  Претензии ученых и вопли жалкой частички здравомыслящего населения подавили легко, отправив недовольных строить подземные города. Но нашлись и противники бессмысленной войны, объявившие восстание. Несколько городов были сожжены ударами из космоса, но и восставшие сумели уничтожить часть боевых спутников, уже вооруженных новым оружием Терры, абсолютным оружием. Многие люди, увидев действие оружия воочию, отказывались повиноваться власти. Восстание ширилось. Поняв, что попытка не удалась, что разъяренный народ вот-вот разорвет их на части, военные взорвали Арсенал… Подошедший рейдер застал еще несколько подземных городов-убежищ, наполненных  выжившими колонистами. При попытке совершить посадку корабль попал в полосу неведомого излучения, которое тупоголо-вые военные принимали за отравляющий газ, выделенный тающим льдом. Пилоты потеряли контроль над кораблем, а автоматика слишком поздно оценила опасность. Куда упал рейдер, и что стало с экипажем – я так и не узнал. Собранные материалы я упаковал в запасной скафандр без батарей и отправил в космос. Так у человечества есть хоть какой-то шанс избежать ошибки, погубившей целую планету. Я точно знаю, что не доживу до утра. Растопленный ударом скаута лед снова стал монолитом, который можно расколоть только горным лазером. И даже будь он на планете, двигатели скаута разрушены, а искать источник энергии на Терре бессмысленно – неведомое излучение, уничтожившее рейдер, поглощает любую энергию. Города-убежища погибли именно поэтому.

Когда взойдет солнце, я уже превращусь в ледяную статую. Надеюсь, люди никогда не повторят ошибки несчастной Терры… Страшно представить себе ледяные шары, плывущие по бездонному космосу. Люди еще не готовы к такому знанию, они не смогут его применить. Хочется спать, наверное, начал действовать яд. На планете-гробнице одним трупом больше – невелика разница… Для обезьяны абсолютным оружием является… скажем, лазерный писто-лет. Что сделает обезьяна с лазерным пистолетом? Не исключено, что снесет себе голову… Хотя… С такой же вероятностью она снесет голову другой обезьяне… Земле повезло, что все закончилось именно так… Жить хочется страшно, не думайте, что я не боюсь умирать. Просто чудес не бывает, а спасти меня могло бы только чудо. Несправедливо это – спастись чудом, когда гибнет целая планета… Надо открыть внешний люк, на случай, если спасатели когда-нибудь доберутся до меня… Прощайте.