Глава 9. Снова дома

Давид Кацман
               

         Шел август 1962 года.  Прошло  ровно 9  лет  (пять лет   учебы  в   институте  и  4  года  работы на ЧТЗ) и я снова в Украине.         
         Сижу на  скамеечке у Кировоградского почтамта и завидую    проходящим    людям:   они   живут   в таком благодатном    климате,    имеют   свое  жильё, а у меня семья  в    Челябинске  и    непонятно,   как   их   оттуда забирать? 
          Но  неожиданно мне повезло, увидел объявление в газете, предлагался обмен   комнаты 12,5 кв. метров в Кировограде   на  комнату  в  Челябинске.   Именно этот обмен и  решил  мою  дальнейшую  судьбу,  я  остался в Кировограде и пошел работать на Агрегатный завод.
          Переезд  оказался  делом   непростым: пришлось дважды ехать в  Челябинск, пока я не уладил все дела с обменом и перевез Долу и Игорька в Кировоград.
          Поселились мы на Коммунистическом проспекте в коммунальной   квартире    на    третьем     этаже,  окно выходило  во  двор.   В   этой     квартире   две комнаты занимала   большая   семья, глава    которой,     бывший офицер,    был   уволен   из    армии    за     чрезмерное употребление алкоголя.   Он    часто    приходил  домой вдрызг пьяный, но с нами вел себя корректно.      
         В   Кировограде  я  почувствовал себя дома, спало нервное        напряжение,      ярко      светило    солнце,   изобилие  овощей  и  фруктов, продуктов  в магазинах и на базаре   (купил   живого петушка за 1 рубль), все это помогло   мне  на     длительное    время   избавиться от мучившей меня болезни.

         Кировоград –   типичный    областной   центр  юга Украины, -  узкие    улочки,    старинные дома в центре, частные   дома с   цветущими  весной  вишнями, редкие прохожие,    отсутствие  очередей  в магазинах и кино, - все         это     представляло     резкий     контраст      с индустриальным Челябинском.
         Агрегатный       завод       специализировался    на производстве  гидронасосов  и   агрегатов к   двигателю       СМД    (кооперированные     поставки    на  Харьковский Моторный завод).
         Продукция     завода    имела  повышенный спрос, что обусловило быстрый дальнейший рост предприятия.

         Я быстро ознакомился с заводом и был направлен работать инженером - технологом в первый цех (первый по    объему     выпуска     продукции    и  возникающим проблемам, требующим срочного решения).
          В  цехе   уже    работали    технологи   Силич Г.Н. и  Е. Караман,  которые    имели   среднее   техническое образование, я поневоле стал старшим.
          Быстро изучил производство водяных и масляных насосов, выявил  ряд  серьезных  недостатков и начал с того, что решил    пересмотреть,  а   если нужно, заново переоформить все технологические процессы.
          Естественно, такая    работа   требовала  высокой квалификации,   её     должны   были   делать   ведущие технологи ОГТ,  но люди, занимающие эти должности, к такой работе не были готовы.
          Это   хорошо  видел  и понимал главный инженер завода   Потюпкин,  но   подписал   мне оклад старшего инженера  только  год спустя, когда перешел на другую работу и ушел с завода.
       
          Работать мне было легко и чрезвычайно сложно.
         
         Легко, потому  что  опыт  ЧТЗ позволял мне четко видеть  пути    решения   возникающих на производстве проблем. Сложно,    потому  что  я,  как    бы,   оказался человеком  заброшенным из будущего, то, что для меня было очевидным,  приходилось объяснить и доказать по много раз, - чаще всего при этом я слышал одну и ту же фразу: -  « Мы к такой работе не готовы».

        Увлеченный   работой,  я  не обращал внимания на то, что  появились   завистники, не  всем нравилось, что Кацман стал  старшим  технологом  в первом цехе.
         В   это   время    состоялся   выпуск   в   вечернем отделении    Кировоградского   института  и нужно было дать   работу вновь      испеченным    инженерам,  это послужило    для   отдела    кадров   основанием, чтобы подвинуть меня с этой должности.
        Прихожу   на    работу   и   вижу  на   воротах цеха распоряжение,   в    котором    говорится,  что  старшим технологом первого цеха назначается С.Пиулькин.         
        Меня  даже  не  посчитали необходимым поставить в  известность,  начальник  цеха Н.Я.Кондров уклонился от объяснений.
        Я     решил    не    конфликтовать   и    продолжать работать,  как   будто ничего не произошло. Эта тактика себя    оправдала,  не прошло  и  полгода,   как  я снова (теперь  официально приказом по заводу) был назначен начальником   техбюро   цеха №1,    позднее    ведущим технологом   по     водяным    и     масленым     насосам, начальником  бюро СМД и проработал в этой должности 18 лет.
         Один  раз  я сделал  попытку  перейти  работать с первого цеха  во  второй,  там  требовался  заместитель начальника по технике.
         Переговорил  с   начальником  цеха В.И.Карленко, он сказал, чтобы я зашел через день.
             
         Когда  я  пришел, он нервничал, потом вскочил со стула и прямо спросил: «Кто Вас рекомендует?».
         «Моя  работа!» -  ответил  я,  но   этого  оказалось мало, мне отказали и взяли на эту должность Шрамко.
          Никогда          никакими         протекциями      и   рекомендациями  я  не  пользовался,  и в  этой ситуации  понял,  что  получил   щелчок  по  носу:  - « Сиди и не высовывайся,  в  твоем  выдвижении никто на заводе не заинтересован».
           Прошли   годы   и    теперь   трудно вспомнить и восстановить   всю    хронологию    моей     инженерной деятельности на производстве.  Но сохранились записи, планы  работ, отчеты и выступления в заводской газете, на  профсоюзных  и  партийных собраниях, - все эти и другие   материалы, а,  главное,  память   позволяет  мне перелистать   эти   страницы  жизни снова, оценить, что было  в   них    хорошего,  а  что   не  удалось сделать и по какой причине. 

           Удивительно,   но   все  хорошее, что было, а его было   значительно  больше, чем неудач, как-то выпало из памяти,  а отдельные  срывы, обиды на себя и других сидят в тебе, как заноза, и спустя много лет дают о себе знать.

             На «Гидросилу» я попал случайно,
             Виной тому Черкасский Совнархоз
             Нашел друзей, поддержан был морально,
             Застрял я здесь надолго и всерьез

             Ряды станков, чуть пахнет веретенкой,
             Подмигивают лампочки пультов
             Контрольный пост, гудит тихонько мойка,
             И контролер принять узлы готов

             Родной завод, здесь много пережито,
             А сколько славных пройдено дорог
             Придумано, освоено, обжито,
             Достигнуто сверхплановых высот               
               
         
         О   пережитом,  о  работе  и  творчестве, о идеях,которые вдохновляли меня и делали  жизнь   интересной, имеющей    смысл, о друзьях  и  недругах  будет  подробно  рассказано в следующих главах.