Наобормот

Эвелина Владимирская
Девочка шла из школы домой, как вдруг увидела идущее навстречу существо странного вида. Она тут же забыла, зачем шла и растерянно остановилась. Оно спокойненько прошло рядом и даже не посмотрело на нее. Тогда она повернулась и пошла вслед за ним. Самое удивительное, что кроме нее никто не обратил на него внимание.

А между прочим, существо выглядело действительно весьма странно. Оно шло на руках, ноги болтались где-то вверху, а внизу была голова, которую оно старалось держать повыше, т.к. на ней висела небольшая сумка. И ему было ужасно неудобно, потому что из-за идущих рядом людей ничего не было видно, поэтому приходилось вертеть головой очень хитро, чтобы и по сторонам смотреть, и чтоб сумка не упала. Голова при этом была вполне человеческая – как будто мальчик, лет 12-13, только очень насупленный. Или, может быть, сосредоточенный. Попробуй ходить в начале осени на голых руках, не попадая на разные камешки и стекла. Да еще столько машин вокруг.


И еще – он шел задом наперед. Т.е. шел как бы спиной. Поэтому ему приходилось все время смотреть по сторонам. Однако было видно, что он привык ходить именно так, и даже как бы не замечает неудобства.

Он перешел дорогу, прошел еще немножко и свернул в городской парк. Девочка за ним. Потом он выбрал лавочку, чтобы вокруг никого не было, сел опять же, на руки, согнув их в локтях, снял с головы ногами сумку и положил рядом с собой. Потом достал из нее книжку и стал читать , переворачивая страницы опять же пальцами ног.


Девочка сначала спряталась за дерево, но ей так хотелось с ним поговорить, что она решила подойти поближе.

Существо спокойно читало книжку, то и дело хмурясь и проговаривая что-то себе под нос.
«Вот гимнаст»,- подумала девочка и попробовала подойти еще ближе. Он даже глазом не моргнул. Тогда она подошла к лавочке совсем близко, села на корточки перед ним, улыбнулась и очень осторожно спросила:
- А зачем Вам на ногах носки и ботинки, если Вы не ходите ими по асфальту?
- Гино нутмерз,- спокойно ответил тот и укоризненно посмотрел на девочку, чтоб она не мешала ему читать.
-Что-что?- Удивленно спросила она. – Вы, наверное, иностранец?

Мальчик странного вида вздохнул, так как понял, что от него теперь просто так не отвяжутся, отложил книжку, достал из сумки блокнотик с ручкой и написал в блокнотике печатными буквами: «Гино нутмерз». Вырвал этот листик и протянул его девочке.
-Ун, перьте нялапо? Изобразил глупую рожицу и запел «няла-по, няла-по, няла-по», вопрошающе глядя на девочку.
- «Няла-по, няла-по, няла-по»,- задумчиво повторила вслух она эту странную песенку. А в голове закружилось «поняла, поняла, поняла»
- Я поняла!- обрадованно воскликнула она, - Надо только переставить слоги в словах!
- Децмоло, - сказал Наобормот даже не улыбнувшись и взялся опять за книжку.
«Дец-моло, дец-моло-дец, Молодец!»- опять обрадовалась девочка!
-Ун?- Спросил он обреченно.
- А как Вас зовут?- чуть виновато спросила она, так как понимала, что отвлекает его от Дела, но спросить очень-очень хотелось!
- Обормотна, - ответил он.
- Как-как?- озадаченно переспросила она и звонко рассмеялась. - Обормотна?! Как мой Кот-Обормот прям.
- «Ен сясмей»,- надулся Наобормот и демонстративно отвернул голову в сторону.
- Обормотна - это как будто женское имя, но раз Вы мужского рода, значит надо опять произнести слово вслух- .вдруг я пойму? И она повторила «Обормот-на-обормот. На-обормот. Все равно похож на Кота Обормота. Но раз он так обижается, я буду серьезной. Ведь он не виноват, что его так назвали».
- Приятно познакомится, Наобормот, - дружелюбно улыбнулась девочка,- А меня зовут Алина.
- Наали,- повторил Наобормот и наконец-то улыбнулся.
- Наали,- повторила Алина. - Как красиво звучит..:
- Чу-хо шу-гру,- сказал он и вопросительно-требовательно взглянул на девочку.
Она скорее записала эти слова на листочке его блокнота, который все еще держала в руках. Так понятнее было переставлять слоги. «Хочу грушу»,- получилось у нее.
- Но у меня нет груши, есть только яблоко,- сказала она растерянно
- Вай-да,- как бы нехотя согласился он.
Она с радостью достала свое яблоко из портфеля и протянула его Наобормоту. Он потер ступни ног друг об дружку, потом достал из сумочки салфетку, вытер их и взяв сразу двумя ступнями яблоко, проворно поднес его ко рту, согнувшись почти пополам
"Какой ужас!"- удивилась девочка про себя.- «Как же ему неудобно есть ногами!»

- Бноу-до,- ответил он с полным ртом, видя удивленное лицо Алины.
Она улыбнулась, и пока он с явным удовольствием жевал яблоко, посмотрела на листок блокнота в руках.
Там было написано: «Гино нутмерз». «Ноги мерзнут» - перевела девочка и уже хотела было засмеяться, но побоялась, что опять обидит этого странного человечка.

- А хотите, я вам подарю совсем новенькие носки? Папины. У нас их дома много. Они очень-очень теплые. И перчатки. А то как Вы босиком-то по холодной земле.. Вот. Возьмите мои – и она протянула ему свои красивые красненькие вязаные перчатки с желтенькими цветочками. Совсем девчачьи.
- Вай-да,- деловито согласился Наобормот, доедая яблоко.
- Ну что, пойдем ко мне в гости?- спросила Алина.
- Ун дем-пой, - добродушно согласился он, натягивая эти непривычные перчатки на пальцы рук . Повесил на голову сумочку, спрыгнул руками с лавочки и пошел к девочке в гости распевая какую-то песенку на непонятном ей языке.
- Вот мама-то удивится!- подумала она.

И они пошли через парк, через школу домой к Алине в гости. По дороге ей все время было неловко и казалось, что все-все на них смотрят. Но никто на них не смотрел вообще. Мало ли девочек ходит вокруг. А Наобормот чувствовал себя как ни в чем ни бывало. Когда они проходили мимо школы, он вдруг остановился, схватил одной шагавшей рукой какую-то лежавшую на асфальте палку и кинул прямо под ноги бегущему навстречу мальчику. Тот удивленно посмотрел по сторонам, на девочку и… все. Так и не поняв, откуда взялась палка. Тогда девочка убедилась, что это удивительное существо, шагающее в ее перчатках видит и слышит только она...

Когда они дошли до подъезда, где жила Алина, Наобормот стал нетерпеливо прыгать на месте:
- Ун ро-ско?
- Да скоро, скоро, сейчас мама откроет. Подержать твою сумку?
- Вайда, – и он нехотя сбросил ногами сумочку. Алина повесила ее себе на плечо. И тут мама открыла дверь:
- Ты чего так задержалась? Я уже начала волноваться.
- А я не задержалась. Я вот с новым другом пришла. Мы только что в парке познакомились. Вот, теперь вас познакомлю: Это моя мама, а – это Наобормот.

Тот сделал реверанс, чуть наклонив голову и даже сделал что-то вроде сальто, встав потом на ноги. Смотрелось более-менее по-человечески, но было видно, что ему совсем-совсем неудобно так стоять. Тогда он перевернулся обратно, чтобы стоять на руках, ожидая, что мама девочки ему обрадуется.
- В парке? Ты что с ума сошла, так далеко от школы уходить? С каким другом, я не поняла, – сказала мама, выглянула на лестничную клетку и посмотрела по сторонам.
- Ну вот, я так и знала – сказала Алина, повернувшись к Наобормоту – тебя вижу только я. Даже моя родная мама не видит. Ладно, пойдем в ванную мыть руки, а потом будем обедать.
- Гуу, а точ ан бедо?
- Мам, что у нас на обед?- крикнула девочка, вежливо пригласив жестом Наобормота в ванную, чтобы помыть руки. Ну, в смысле, ноги.
- Пельмени на обед. А с кем ты сейчас разговаривала?
- С кем- с кем, с ним и разговаривала. С другом. – тихо сказала дочка и вздохнула.- А как ты вообще раньше мыл руки и ноги? И где ты живешь?
- В ледуп. Мта тне дыво.
- Ой,- засмеялась девочка – точно, на деревьях воды нет, только если дождь пойдет. Так ты у нас совсем грязный значит? Давай я тебе ванну налью.
- Тне! - Испугался Наобормот, что его сейчас будут тут раздевать и мочить непонятной водой. – Я тыйчис! Гдавсе! Дег бедо?
- Дег бедо- дег бедо – передразнила девочка. Не вымоешь руки, тьфу, т.е. ноги. С мылом. Не будет тебе твоего бедо. Интересно, как ты будешь ногами есть пельмени? Ты вилку –то умеешь в руках держать?
- Вилку? Кувил? – нахмурился Наобормот. – Чемза кувил? Я м”е менипель, кивил ен м”е!
- Чего-чего?- переспросила Алина?
Наобоормот вздохнул, молча что-то проворчал и очень медленно сказал девочке:
- Я не ем вил-ки. Ем пель-ме-ни.
- Ух ты! Ты научился говорить на нашем языке!- обрадовалась девочка.
- Я ныйум! Я ум-ный – гордо сказал Наобормот и улыбнулся.
- Ну, раз ты умный, давай, ты будешь еще и чистый! А- и еще смелый! Закрой глаза и ничего не бойся.
И пока Наобормот зажмурился, Алина сама вымыла ему лицо, ноги с мылом и скорее накинула на них полотенце.
- Ну что, не умер?
- Тне – на полном серьезе ответил Наобормот.- Дег бедо?
- Ну, теперь можно и бедо – засмеялась девочка и потащила его на кухню

Мама как раз накладывала пельмени.
- Мам, нам нужна вторая тарелка!
- Да кому нам, дочь? Ты же одна.., - осторожно спросила мама .
- Да нееет, вот он, здесь, Наобормот – на соседнем стуле, просто ты его не видишь, его только я вижу.
- Ммда, - вздохнула мама, на всякий случай положила еще одну тарелку пельменей (которые варила для себя) и пошла в комнату звонить папе..

А Наобормот удобно устроился на табуретке и тут же схватил пельмень пальцами ног. Но он был настолько горячий, что пришлось бросить его обратно в тарелку.
- Фу, как некрасиво – сказала девочка. – Ты же потом опять будешь есть из этой тарелки. Вот, вытри себе ру.. ногу, и давай уже учиться держать в ноге вилку.
Она просунула вилку Наобормоту между двумя пальцами. Убедилась, что она не падает и показала:
- Сначала нацепляем пельмень на вилку, потом опускаем это все в сметану, пельмень уже не такой горячий, и его можно есть. Попробуй сам.
- Наобормот опять насупился, но попробовал. Вилка в ноге шаталась, но уж очень хотелось кушать. Он даже привстал на цыпочки (если ладони и пальцы рук можно было назвать цыпочками), и собрав всю волю в кулак (а у ног бывают кулаки?), сделал все, как сказала Алина.
И тут же на его лице появилась довольная улыбка.
- Что, первый раз ешь пельмени?
- Гуу, – замотал он головой.
Как же ты вообще там живешь, в дупле этом? Без еды, без родителей, читать где-то научился, никто тебя не видит.. не понимаю.. – задумалась девочка. Тебя кто-нибудь любит?

А в это время мама звонила папе:
- У нас проблема, дорогой. Наша милая и беспроблемная девочка сегодня привела домой невидимого друга. Вот вернешься с работы, будем думать – то ли сами справимся, то ли врача вызывать.
- Да ладно тебе переживать, у детей часто бывают воображаемые друзья, надо просто больше уделять дочке внимания. Ты же все равно дома сидишь.
- Понимаешь, из второй тарелки исчезают живые пельмени. Я смотрела, Алина к ним даже не притрагивалась.
- А вот это уже хуже. Как бы мне для вас обоих не пришлось вызывать врача,- забеспокоился папа.

Наобормот задумался над вопросом девочки. Задумался и нахмурился так, что даже не стал доедать пельмень с вилки. Он вдруг встал из-за стола и сказал:
- Ду я пой.
- Куда?- заволновалась Алина. Я ведь даже папиных носочков тебе не нашла! Мы же за ними пришли ко мне в гости.
- Ен дона,- буркнул он насупившись. Потом помедлил и сказал на обычном языке, по слогам и медленно: «Мне ни-че-го не на-до».

Вышел из-за стола, взял ногами сумку, даже не стал надевать алинины перчатки и пошел к двери. Девочка растерянно открыла ему дверь.

Мама вернулась на кухню и говорит:
- Ну, что сейчас делает твой новый друг?
- Он ушел,- сказала Алина и опустила голову. Кушать ей больше почему-то не хотелось.
- Ну и слава богу,- улыбнулась мама.
- Да ты что, мама?! Он же там совсем один! В своем дупле! А я даже не спросила, где именно он живет! Я же его теперь не смогу найти!
- Ну, может быть, он и не хотел, чтобы его искали. Он же знает, где ты живешь. Если захочет, придет к тебе в гости.
- Он на что-то обиделся,- сказала девочка,- и я не знаю на что. Я только спросила, как же ему там живется, в этом дупле, без родителей, без друзей, кто его любит? Что он кушает? Где он находит книжки, чтобы читать? Где живут остальные люди, которые говорят так же, как и он? А он вдруг насупился, встал и ушел…
- Значит, он не хотел об этом говорить,- ответила мама. - Может быть он и сам не помнит, как оказался в этом дупле.


А Наобормот и правда не помнил, как он там оказался. Помнил только, что когда-то он ходил как обычный мальчик, на ногах и вверх головой, а потом в один очень холодный и колючий день он бежал, бежал и плакал, бежал, не зная куда. В руках у него была книжка, но читать ее он не мог, потому что ему было очень плохо, буквы прыгали у него перед глазами и складывались в слова наоборот. Вокруг было темно и страшно, ни одного человека, только деревья.. Ему хотелось тепла, а лицо согревали только свои слезы..
Тогда он залез в дупло большого дерева, свернулся как-то, как смог, и попытался уснуть.

А на следующее утро он проснулся невидимым для остальных.

Иногда это было забавно – потому что можно было по-мальчишечьи шалить, но ему даже не с кем было поделиться этой радостью, потому что он забыл, где его дом, есть ли у него друзья, и даже забыл как его зовут.
Он даже не мог больше ходить на ногах, они подгибались, и он падал. Тогда он стал учиться ходить на руках. Наоборот. И имя себе придумал сам.
И чем дольше он был один, тем быстрее привык все делать по-новому.
В конце концов, когда не знаешь, что такое человеческое тепло, когда ты невидим для людей, то одному в дупле не так уж и плохо. Важно только когда выходишь на улицу в поисках еды, внимательно смотреть по сторонам, чтобы не попасть под машину.

Одного он только не мог понять – как его могла увидеть эта девочка? Чем она отличалась от всех остальных людей? И зачем ей понадобилось учить язык, на котором мог говорить только он?

Он вспомнил про перчатки, которые подарила ему девочка, и пальцы рук непривычно кольнула кора родного дерева.
По пути домой он утащил пару не самых свежих фруктов на рынке, но кушать хотелось именно тех домашних пельменей..
Он сидел в дупле и злился.
Злился на Алину, которая зачем-то подошла к его лавочке и начала с ним разговаривать, злился на пельмени, которые не доел и которых так хотелось еще, злился на себя, что не убежал в самом начале и не сказал ничего грубого, чтобы спугнуть девочку.

А потом он уснул..
И ему приснилось, что он ходит на ногах, что он очень красиво и тепло одет, что они идут с Алиной за ручку по парку, и что она вдруг потянулась к нему, чтобы поцеловать его в щеку..

И тут он проснулся в страхе. Он даже не знал слова «поцеловать», он только почувствовал, что где-то внутри стало очень-очень странно, непривычно и больно. И слезы, которых он не знал с того времени, как стал жить в дупле, опять полились по его щекам.

Он вдруг понял, что в его жизни как будто чего-то не хватает. И ему это ощущение не понравилось. Он совсем не хотел учиться опять ходить на ногах и разговаривать так же, как остальные люди. Он совсем не хотел становиться видимым для людей – потому что они казались ему скучными и неинтересными. Тогда он решил забыть девочку. Вот просто забыть и все. Как забыл тех, из-за которых он оказался в этом дупле.

А Алина сидела дома и придумывала, как она найдет Наобормота.
Она писала все слова на бумаге и переворачивала слоги местами, чтобы научиться говорить их по-другому. Она достала план города и чертила квадратики, считая, сколько дней ей понадобится для того, чтобы его найти, обойдя все деревья.
Она даже перестала разговаривать со своими подружками, которым начала было рассказывать про нового невидимого друга, но они не поняли – что может быть в нем хорошего? Он ведь даже не может сводить ее в кино, так как его все равно никто не увидит, да и денег у него скорее всего нет. Что толку от друга, которого никто не видит?

А еще Алина уговорила маму научить ее вязать, и сама связала Наобормоту смешные разноцветные носочки и перчатки. Причем к перчаткам приделала кожаную «подошву», чтобы он не натыкался на стекла, когда будет идти по улице.

Мама с папой только головой качали. Девочка слишком увлеклась этой идеей найти это странное существо. Она уговаривала родителей съездить с ней по всем паркам и лесам около их города, чтобы найти это дупло, в котором живет Наобормот. Сначала родители отказывались, но потом подумали, что свежий воздух им не повредит, и гуляли с дочкой каждые выходные по лесам и паркам, забыв про кино, футбол и болтания по телефону.
А Алина даже брала с собой кисточки и краски, чтобы отмечать те деревья, которые она уже смотрела.

Но то ли деревьев было слишком много, то ли не там они искали, но нужное дерево они так и не нашли.

И в какой-то момент Алина поняла, что не сможет его найти.
Она просыпалась, смотрела на связанные носочки и перчаточки и понимала, что они были «чьи-то», когда она их вязала, а теперь они ничьи.
Ей было так обидно на них смотреть, что она решила кому-нибудь их подарить.
Она вышла на улицу, посмотрела на карту, закрыла глаза и ткнула пальчиком в первый попавшийся парк. Затем села в метро и поехала туда.
Парк был большой, и все деревья на нем были уже отмечены ее краской. Она гуляла по парку, встречала разных мальчиков и девочек, но ей не хотелось дарить им эти разноцветные носочки и перчатки.
А потом она увидела одно дерево, далеко от разных лавочек – такое большое, ветвистое и с огромным дуплом, но там как и в прошлый раз, никто не сидел. Ей почему-то захотелось положить свои подарки именно туда..Она так и сделала и поехала обратно домой.

Ну конечно же это было именно То Самое Дерево, и То Самое Дупло. Просто в тот день Наобормот отправился поискать себе новую книжку.
Подойдя к дереву, он увидел разноцветные шерстяные вещи и сразу понял от кого они. Но он даже думать не хотел, как девочка могла найти его в этом заброшенном густом парке. Ведь он каждый день гулял в разных парках, только ночевать приходил в свое дупло.
Он не стал трогать эти вещи, и просто сделал вид, что их нет.

Однако не замечать их было очень трудно. Они как будто смотрели на него и говорили: «Ну что же ты? Ведь тебе никто не хотел зла? Надень нас, пожалуйста, и тебе будет тепло. Ведь Алина их вязала специально для тебя, с такой любовью..»
И чем дольше Наобормот смотрел на эти вещи, тем больше привыкал к ним.. Как будто они всегда лежали с ним в этом дупле. И однажды он просто взял и надел их. И даже не удивился, что ему стало тепло и удобно.
Только почему-то тут же захотелось сказать Алине «Спасибо».
Вот просто подойти, сказать и убежать.
Очень трудно было решиться подойти к ней самому. Ведь он так никогда не делал.
Каждое утро он смотрел на эти разноцветные вещи и грустил.
А однажды, когда было дождь, он снял перчатки и стал ждать солнышка, чтобы их высушить. Ждал-ждал и задремал. А когда проснулся, то увидел, что одну перчатку унесло ветром.
Тогда он выскочил из дупла и стал бегать по всему парку, чтобы найти ее. Ведь она была очень дорога ему, на самом-то деле. И никакой ветер не имел права ее отбирать.
Пробегав по парку целый день он, наконец, нашел ее, висевшей на сучке какого-то куста. И понял, что вот сейчас самое время пойти сказать девочке «Спасибо» за ее подарки.

Алина возвращалась из школы домой и напевала себе под нос какую-то песенку, привычно переставляя слоги в словах и пытаясь подобрать к ним рифму. И вдруг услышала сзади знакомый голос:

- Хочешь грушу?

Она обернулась и увидела Наобормота, который стоял на одной руке в ее перчатках, протягивал ей лежащую во второй руке вкусную спелую грушу и улыбался.. Ноги в разноцветных носочках и старых ботинках болтались где-то вверху.