Российское, мужественное, христианское. окончание

Евгений Каширский
МУЖСКОЕ НАЧАЛО
(Или продолжение разговора с господином Кравцовым о христианском взгляде на мужчин)

I. ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ЗНАНИЯ ВОЛИ БОГА
Без Священного Писания, в котором изложена воля нашего Бога и даны Его установления, человек неспособен проникнуть в замысел Бога, и потому сам по себе он также неспособен поступать в соответствии с Его волей. «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших», (Ис.55:8-9).

Несведущий человек будет лишь напрасно мучить себя, "смиренномудро" изобретая, чем бы угодить Всевышнему. Тот же, кто действительно любит Бога, будет стремиться исполнить Его волю. Он добровольно подчиняет себя Заповедям, изложенным в Библии. Не довольствуется мудростью копеечных брошюр, случайно подвернувшихся под руку, но серьезно и систематически изучает Слово Божие.

Постигающий Писание человек открывает, что наш Бог есть Господь порядка и дисциплины. Вручая нам Законы, Он требует от нас точного, а не приблизительного их исполнения. Каждый Закон, данный человеку, является составной частью общего замысла и направлен к установлению определенного общественного порядка. Об этом истинно Божием порядке у нас смутно грезили многие века, и даже время от времени пытались его устроить. К сожалению, возводили постройку по своим чертежам, не догадавшись открыть Священное Писание. Хотя бы для подстраховки. Чтоб сверить, не отклонились ли?

Господь предупреждает таких горе-строителей: «они построят, а Я разрушу», (Мал.1:4). Неудивительно, что наше российское здание регулярно разрушали печенеги и половцы. Да и само оно, бедное, не раз заваливалось набок, а то и просто у него ехала крыша...

* * *
Ответственность за возведение порядка в семье и обществе возложена Богом на мужчин. Некоторые наши соотечественники до сих пор полагают, что порядок — дело простое, революционно-веселое, что его можно утвердить наскоком и натиском, надо лишь направить энергию возмущенных масс. Не получается. Здесь нужна принципиально иная работа, и от мужчин, участвующих в ней, требуются совсем не те отличия, которые культивировались в нашей среде.

Какими же качествами должны обладать мужчины, чтобы быть способными к устроению настоящего порядка? Назовем важнейшие из них, так сказать, три столпа: ответственность, справедливость и свободолюбие. Эти качества требуются от всех без исключения, поскольку Бог не делит мужчин на первый и второй сорт.

Неверующие и невежественные люди думают, что стандарт, которому должен соответствовать весь мужской род, если и существует вообще, то это нечто среднее, составленное из представлений, бытующих среди всех народов и племен земли. Что-то забавное, годное лишь для бульварных листков. Если бы они знали истину, они бы были серьезнее.

Заметьте, Бог требует от нас только того, что достижимо для каждого. Если бы требованием была физическая сила, то можно было бы отговориться немощью, а если бы храбрость, то — с детства присущей робостью. Не ставится условием ни обладание богатством, ни образовательный ценз, ни что-либо еще подобное, относящееся к внешним факторам. Бог говорит о том, что приобретается правильным воспитанием.

II. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Бог дает мужчине власть управлять семьей и обществом. Эта власть дана для того, чтобы через мужчин наилучшим образом проводились Его установления. Наивные люди думают, что власть – это привилегия. Они не знают Божиих установлений. Власть – это ответственность.

Вручая власть Бог спрашивает затем с каждого из нас, как мы исполняли свои обязанности? Поэтому каждый мужчина должен приготовить себя к ответу перед Высшим Судией. Он должен понимать, что особенно строго с него спросится за то, что было дано ему в управление: семья и общество.

– А разве женщины не отвечают за свои поступки, слова и мысли?
– Отвечают.
– А разве они не занимаются сегодня политикой, экономикой, даже обороной?
– Занимаются, и вполне успешно.
– Так что же тогда?

И тем не менее, перед Богом за состояние дел в обществе будут отвечать мужчины. Отвечать за семью, город, страну, за все человечество в целом. Спрос всегда с мужчин. На женщин возложены иные обязанности, и то, что они занимаются тем, что Бог не предназначал для них, говорит не об изменении позиции Бога, но об отступлении общества от Его установлений.

* * *
Ответственность должна воспитываться с детства. Иначе потом будет гораздо труднее. Вот самая простая вещь, которую знает каждый педагог: чтобы ваш ребенок вел себя ответственно, вам нужно потрудиться над созданием в его сознании образа ответственного мальчика (или девочки). Для этого полезно почитать ему книжки, в которых рассказывается о таких мальчиках, о том, как из них потом выросли хорошие люди, и что эти люди имели счастливую жизнь… а из непослушных мальчиков выросли, соответственно, плохие люди, и что они жили несчастливой жизнью. Умные родители дают детям сравнительные примеры хороших (ответственных) и плохих (безответственных) людей. Рассуждают с ними на подобные темы. Поручают несложные дела, которые ребенок должен выполнить непременно сам. Со временем, если продолжать воспитывать ребенка правильно, он вырастает ответственным, послушным и воспитанным мальчиком. Именно так закладываются в ребенке моральные принципы, которые сослужат ему добрую службу в течение всей его жизни.

* * *
Принципы, на которых основывается Божий порядок, изложены в Десяти Заповедях. С них начинал весь цивилизованный мир. Не будет стыдно, если и для нас они станут основой общественной жизни, и не только в области морали. Эти Заповеди можно понять каждому. Для того они и даны… Я думаю, что мы не настолько безумны, чтобы не сообразить, насколько важно соблюдать Божии установления. Во всех отношениях, в том числе и для собственной выгоды.

… мы многого не знаем и не умеем, но у нас есть одно хорошее качество: мы способны быстро учиться. Я не сомневаюсь: и мы освоим все, что говорит людям Бог. Надо только бросить дурную привычку рассуждать о своей загадочности.

* * *
Всякое общество, когда оно отступает от установлений Божиих, становится греховным в Его глазах. За корпоративный грех возлагается корпоративное наказание. Но из кого состоит общество? Не из отдельных ли мужчин и их семейств? Нам не оправдаться тем, что лично мы не совершаем тот или иной грех. Этого недостаточно, чтобы оказаться правым пред Богом. Когда мы не противодействуем противникам Бога и Его Законов, мы становимся соучастниками их дел. Например, шестая Заповедь говорит: не убивай. Мы делаемся нарушителями заповеди, то есть приравниваемся к убийцам, если бездействуем, когда убивают другого. То же самое происходит и в отношении прочих установлений. Мужчины отвечают за все происходящее вокруг.

Грех улицы, поселка, города, страны поддерживается каждым из нас. Так что не будем прятаться за спины других. Дескать, все так делают. Или: наши отцы так делали испокон века. До тех пор, пока вы занимаете пассивную позицию, грех общества лежит и на вас. Если вы живете среди населения, которое не соблюдает элементарных норм санитарии, то вы живете среди отбросов и нечистот. Как бы вы там высоко о себе ни думали. Поэтому вам надо либо бежать из своей помойки, либо начать борьбу за чистоту.

Если вы действительно хотите изменить жизнь, то подчинитесь установлениям Бога. И научите этому соседей. Конечно, для такого дела пригодны лишь мужчины с крепкой волей. Только такие мужчины способны прокладывать пути Господни, преодолевая инертность и косность всего общества. Впрочем, напомню простую истину, которую знает каждый верующий: с помощью Бога преодолевается всё.

* * *
Многие спрашивают: а зачем нам, христианам, думать об управлении обществом, о государственной власти? Не лучше ли сидеть в своем подвале и ждать, когда все кончится?

Нам предлагают отстраниться от всякой политической деятельности и лишь смотреть, как в свои руки беруть власть те, кто не имеет страха Божиего. Можем ли мы согласиться с этим? Конечно, нет. Подобная позиция означала бы забвение ответственности, которую Господь возложил на нас. Поэтому оставим без внимания призывы малодушных и пугливых из нашего стана, и уж тем более не станем слушать язычников, желающих загнать христиан в резервацию.

Все в этом мире находится в руках нашего Бога, все принадлежит Ему. От величайшего до ничтожнейшего. Даже Россия, как ни оскорбительно это для некоторых наших отечественных язычников, находится в пределах досягаемости Бога Библии.

Бог дает власть в стране тем, кому Он пожелает. Различные люди приводят в исполнение различные замыслы Творца. Сегодня мы видим одних руководителей страны, но завтра к власти придут другие люди. С другим менталитетом, другим поведением, другими принципами. Завтра ими могут оказаться истинно благочестивые люди, стремящиеся исполнить волю своего Бога. Пока сторонников Бога не много. Но так не бывает вечно. Когда Он дает милость постигать Писание, то число Его верных мгновенно увеличивается.

… никогда раньше в России не было такого благоприятного климата для человека, желающего открыто выступить на стороне Бога. За чтение Священного Писания не тащат ни в полицейский участок, ни в милицейское отделение… не надо оглядываться, не надо прятать эту Книгу, – а то найдут и отнимут, и сфотографируют: в этом тайнике он хранил свою Библию! Мы даже не осознаем значение и все последствия этого уникального периода. Вопрос в том, насколько ответственно мы будем использовать подаваемую нам возможность.

* * *
Ответственность мужчины проявляется в умении управлять имуществом – своим собственным и тем, что вверено его попечению. Собственность по своей сути является не только благословением, но и проверкой, испытанием наших моральных качеств. Неумение ею распорядиться оборачивается проклятием, задевающим последующее поколение.

Но вот человек пропивает свою единственную квартиру. То есть бежит от своей собственности на улицу. Какой ответственности можно ожидать от такого человека? Конечно, теперь он раскаивается и с удовольствием вернулся бы к прежней жизни, избавившись от нищеты и болезней. Самый вид этого бродяги вызывает двойственное чувство: жалость и отвращение. Нам его жалко, ведь он такой же человек, как и мы, но на его примере Господь показывает нам, к чему приводит безответственность, и как Он за нее наказывает. Наказанием являются нищета и сопутствующие ей болезни.

* * *
Христианин благоразумен в выборе друзей и деловых партнеров. Он поостережется приводить к себе в дом людей с дурной репутацией, помня слова из Писания: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы», (1Кор.15:33). Он понимает, что в этом его ответственность перед семьей и его делом. Сколько раз бывало так, что сомнительные знакомые, введенные в дом, совершали отвратительные поступки, а доверчивость в делах оборачивалась серьезной бедой.

Можно сколь угодно долго проводить время за красивыми разговорами и договариваться, договариваться… а без скандала все равно не обойдешься! Как только передадите деньги. Или начнете делить их. Тут и откроется. Поэтому лучший критерий для выбора друзей и деловых партнеров – наличие у них твердых принципов, и особенно религиозных убеждений. В этом мире надежен только тот, кто боится Бога и следует Его заповедям.

Ответственный муж даже поостережется ручаться за кого-либо. Поскольку только Господь знает, что в сердце человеческом… Об этом нас предупреждает Писание: «Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего», (Пр.11:15). Дело в том, что когда мы ручаемся за другого, мы подвергаем опасности свою репутацию. Подумайте, кто из ваших близких достоин этого?

* * *
Вы заметили, как нетвердо слово наших мужчин? Как многие у нас нарушают его, точно данное слово служит лишь вежливым дополнением к деловым взаимоотношениям. Дескать, так полагается. А потом – как получится. Конечно, когда они обещают что-то выполнить, они искренно верят, что исполнят. По крайней мере, вряд ли большинство идет на сознательный обман…

   Но все дело в том, что многие заранее делают мысленную оговорку: я исполню обещанное, если мне не помешает какое-либо обстоятельство. А обстоятельством у нас может быть что угодно: плохая погода, не было транспорта, забыл… Думают, что объяснением можно что-то поправить. И пытаются договориться вновь. И продолжают считать себя порядочными людьми.

Они не понимают, что выполнение принятых ими обязательств важнее для них самих, нежели для других. Общество оценивает мужчин по твердости их слова. Более того, данное слово становится клятвой пред Богом. Наш Бог не принимает оправданий. В России же отговорки и объяснения пока сходят с рук.

… возможно, вас уже знают как человека, который подводил других не раз и не два. Что ж, это не отменяет обязанности идти по дороге, по которой идут все. Только теперь вам придется утверждать свое слово всю оставшуюся жизнь. Не только ради собственного доброго имени, но и ради детей, чтобы им не пришлось испытывать стыд за вашу подмоченную репутацию.

* * *
Как дом начинают строить с фундамента, так ответственность начинается с пунктуальности. Научитесь пунктуальности! Эта старая добрая европейская привычка неизменно производит хорошее впечатление. Если вы не умеете прийти вовремя, придите раньше! Стойте на углу, топчитесь у подъезда, но не опаздывайте. Тогда запомнят, что вы не подводите. Помните, что язычники внимательно смотрят за каждым нашим шагом. Любой наш промах они относят на счет Христовой Церкви и нашей веры. И это дает им повод злословить Господа.

… припоминаю одну конференцию в Москве, по вопросу как нам все-таки обустроить Россию, доказав всему миру, что мы – лучше и симпатичнее всех остальных, вместе взятых. И кого только ни пригласили: ученых, представителей власти, служителей Церкви и Мечети; журналисты прибыли… На сцене – стол, скатерть, цветы. Начало в шесть вечера. Я пришел ровно в шесть. На сцене – никого. Через пять минут из-за кулис вышла дама: люди собираются, давайте еще подождем минут пятнадцать… Вы понимаете, что после такого заявления нужно сразу уходить?

Как бы ни горячились и к чему бы ни призывали подобные радетели обустройства, с ними я ничего обустраивать не буду. Да и невозможно ничего обустроить. И не то что Россию, а и свиной хлев.

III. СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Как мы себя оцениваем? Можем ли мы быть по отношению к себе честными и справедливыми? Мужественно заявить, что я достоин той жизни, которую имею. Что мое положение в обществе, мои друзья, имущество – все, что меня окружает, – это свидетельство того, чего я действительно достоин.

Христианин мужественно принимает данную ему жизненную ситуацию и делает все, чтобы упорным трудом изменить ее к лучшему. «Да, – соглашается он, – меня создал Господь обыкновенным человеком, и никакими особенными талантами я не обладаю. Но я буду жить достойно, стану прилежно делать свое дело, которое будет кормить меня и мою семью, буду славить Бога и научу этому моих детей».

Мы же всем своим видом показываем, что заслуживаем гораздо большего… И ладно бы действительно принимали шаги к улучшению. Нет! Лежим на диване и кривимся… И ноем, ноем. Отовсюду сплошное нытье и подвывание… А то и вместе соберемся поныть. Это у нас называется говорить по душам.

* * *
Мужчина христианин поступает по справедливости. Но все свои действия он основывает не на собственных представлениях о справедливости, а на Законе Божием. Поэтому христианин не подвергает других своему произволу, не навязывает свою волю слабым и зависимым от него людям, но указывает, как надо поступить в соответствии с тем, что говорит Бог. Этим он отличается от язычников, не знающих истинного порядка вещей.

Попутно заметим, что благоразумные мужи делают все возможное, чтобы в их обществе господствовали законы, основанные на Библейских нормах. В России об этом не слишком заботились, вполне обходясь высочайшими указами, декретами, постановлениями… Одни вводились и отменялись после очередной царской попойки, другие – после попойки секретарей. Но хочется спросить: если народ никогда не знал настоящего Закона, то была ли у него хотя бы тоска по нему?..

У справедливого человека дети знают, что их отец всегда руководствуется законом, и главное – сам исполняет его. Отсюда их безграничное уважение к своему отцу и полное ему послушание. Их отец не может быть не прав! Не потому, что он – родитель, но потому, что он живет по Закону.

Так закладываются устои, о которых сегодня мы стали немного задумываться. Впрочем, отправляемся на поиски, как всегда, не в ту сторону. Беспокоимся с реконструкцией языческих игрищ, забав и обрядов, забредаем в глухие деревни, надеясь, что хоть там найдется немного заветного и заповедного… но откуда там взяться устоям, если российская деревня никогда не жила в дружбе со Священным Писанием? Если и есть Псалтирь у какой-нибудь древней старухи, да и то за ненадобностью валяется на чердаке.

* * *
Справедливость украшается победой над одним из самых гнусных пороков общества – завистью. Завистливые люди разъедают общество подобно кислоте, и как мы уже говорили, из их рядов выходят злостные подстрекатели, провокаторы и революционеры. В XVI веке зависть считалась в Европе одним из тяжких грехов, против которого пуританские проповедники вели неустанную и целенаправленную войну. И победили!

У нас же этот порок распространился от Белого моря до Черного, и никто не стыдится его проявления. Даже не понимают, что говорят. Везде только и слышно: «Эва, как живут, паразиты…» Конечно, желают распада, гниения, порчи, пожара, смерти, неизлечимой болезни, революции, конфискации. Впрочем, в этом мы нисколько не оригинальны – у язычников так было всегда…

Благодаря Божиему благословению и собственному упорному труду Исаак начинает заметно богатеть. Как чувствуют себя жители окрестных мест, филистимляне? Плохо. Завидуют и предпринимают ответные меры. Им не приходит в голову поднапрячься и принять участие в трудовом соревновании. Нет, они засыпают землею колодцы Исаака. Вот как говорит об этом Библия: «У него были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных полей, и Филистимляне стали завидовать ему. И все колодези, которые выкопали рабы отца его при жизни отца его, Авраама, Филистимляне завалили и засыпали землею», (Быт.26:14-15). По пути филистимлян идут многие наши соотечественники. Они искренно убеждены, что расширяющимся, хотя бы и благодаря упорному труду, надо вредить, а то они слишком хорошо живут за счет трудового народа.


IV. СВОБОДОЛЮБИЕ
— Не уверен, стоит ли расхваливать свободу и говорить о ее преимуществах?
— А почему бы не объяснить простому люду? — смеется Кравцов. — Эта вещица для нас небывалая...

* * *
Свобода — одно из величайших благословений Божиих. Наставленный в Слове христианин знает, как много связано с этим понятием, как важна свобода для ответственных и справедливых мужчин. Раб не может нести ответственности и ему непозволительно быть справедливым. Он таков, каким требует быть его хозяин.

Какова же свобода в мире, принадлежащем нашему Богу? Она состоит в том, что человеку позволительно делать все, что не противоречит Закону Божиему. Это помимо всего прочего означает, что Господь разрешает нам поступать с выгодой, то есть законным образом искать пользу для себя и своей семьи. В этом одно из преимуществ нашей свободы. Мы имеем право на собственность и право распоряжаться ею по своему усмотрению. Право ездить, куда хотим. Иметь дружеские отношения со всем христианским миром.

Настоящий мужчина дорожит своей свободой. Он не станет ее отдавать, послушав лукавых уговоров о высших интересах. Не кричит: на что она мне! Правда, пока у нас только человек пятнадцать догадались, что есть вещи, неприличные для свободного человека: неприлично глазеть и толпиться; ломить шапку, стоя в дверях и не смея зайти; вставать перед кем бы то ни было на колени...

* * *
К сожалению, в нашем российском понимании свобода и воля часто понимаются как наглость и хамство. Но здесь ничего не поделаешь — надо ждать, пока вырастет нынешнее юное поколение, не знавшее халдейского плена. Оно-то и начнет воспитывать действительно свободных и волевых людей, разумеющих дело и порядок. А пока сказать ничего определенного нельзя — ситуация неоднозначна. В России по-прежнему скулят, кого ни подзови: хозяина нет. В глазах тоска — свобода не понравилась...


V. МУЖЧИНА В СЕМЬЕ
...когда в России говорят о семье, то думают о чем угодно, только не об истинном ее предназначении, указанном в Священном Писании. Неудивительно, что у нас до сих пор не понята роль мужчины в семье. Плохо понимают, зачем вообще нужен муж.

В этой ситуации виноваты сами мужчины, поскольку они не подготовлены к своей задаче в браке, — они даже не слышали о ней. Поэтому они и не знают о том, какими качествами следует обладать женщине, с которой им предстоит созидать эту семью. Конечно, все хотят основать крепкие, настоящие семьи. Но как странно наш соотечественник подходит к выбору жены из всего мириада женщин, которых он встречает вокруг себя. Без всякого размышления женится почти что на первой попавшейся, соединяет себя с той, которая была для него наиболее доступна...

Вряд ли можно назвать это выбором. Понимаю, что всегда есть надежда на то, что остальное образуется как-нибудь само собой. Но конечно, ничего не образовывается. Если женщина изначально не нацелена на создание крепкой семьи, то она ее и не создаст. Поэтому здесь мы повторяем простую истину, известную всем христианским народам: подрастающее поколение надо готовить для жизни в браке. То есть с детства учить ответственности за будущую семью. Например, разумные родители учат девочек трудолюбию, скромности и верности мужу. Если мне скажут, что без такого воспитания можно обойтись, я не стану слушать подобных людей. Поскольку ни один нормальный мужчина не предпочтет скромной и верной жене, говоря Библейским языком, — необузданную блудницу.

* * *
Семья установлена для воспитания человека и подготовки его к жизни в обществе. Здесь есть свой глава правительства, которому подчиняются остальные члены семьи. Впрочем, когда мы говорим о подготовке, звучит так, будто общество выше или важнее семьи, но это неверно. Это равные величины, неразрывно связанные между собой. Каковы семьи, таково и общество. Порядки в семье влияют на законы, принимаемые парламентом.

В правильной семье дети учатся правильно жить. Правильной жизни не выучишься за пять минут. Это знание должно войти в плоть и кровь. Если человек не приучен есть культурно, ему не поможет положенный рядом листок с советами хорошего тона. Он отвлечется и обязательно станет судорожно жевать и глотать.

В семье исключительно успешно прививаются качества, необходимые для настоящего мужчины. Она же и наилучшим образом совершенствует его. Сначала он подчиняется старшим, получая первичные сведения и навыки. Учится у них правильному управлению, чтобы со временем возглавить свою собственную семью. Только такому человеку, как вы понимаете, можно доверить руководство общественными делами.

* * *
Священное Писание говорит: «муж есть глава жены», (Еф.5:23). Таково установление Бога. Это означает, что наш Господь хочет, чтобы муж возглавлял семью и принимал ответственные решения. Поэтому главенствующее положение мужа в семье нормально и естественно, правильно и справедливо, полезно и выгодно. Так должно быть всегда. Библия одобрительно упоминает о поступке царя Артаксеркса, который после того, как его собственная жена, царица Астинь, нарушила его волю, издал приказ по своей огромной многонациональной империи: «чтобы всякий муж был господином в доме своем, и чтоб это было объявлено каждому на природном языке его», (Есф.1:22).

Никакой альтернативы господству мужа Библия не предлагает. Не принимается во внимание уровень культуры или изменение взглядов в обществе. Никто, согласно Божиему установлению, не имеет права вмешиваться в семью, управлять ею, заменяя отца в роли главы семьи. Даже государство. Семья сама по себе является маленьким государством, в ней действует своя особая власть. И отдать приоритет государству в решении семейных вопросов — это значит лишить законной власти главу семьи.

Управляя домочадцами, мужчина проводит Божии установления. Заметьте, он должен руководствоваться Законом Бога, а не своими настроениями. Это единственно правильная семейная политика. Когда глава семьи живет в соответствии с Божиими установлениями, его дом получает благословение. И поскольку власть в семье принадлежит мужу, только он отвечает за нее пред Богом и обществом. Эта ответственность не возложена на его жену или на родственников, хотя бы онии изъявляли полную готовность. И если бы даже претендовали и добивались.

* * *
Если жена не подчиняется законной власти мужа, она подлежит осуждению. Поскольку этим она разрушает семью. Что отражается на детях. К сожалению, сегодня даже в христианских семьях можно наблюдать, как жена главенствует над мужем. Так бывает, когда верующие не применяют Писание по отношению к себе.

...вам кажется, что нет ничего плохого в том, что семью возглавляет женщина? Она лучше знает, как всем распорядиться? На это я отвечу так: жене приходится брать власть в свои руки, когда муж устраняется от управления семьей. Только и всего. И на что это указывает? На успехи прогресса? Нет, это указывает на ущербность мужчины, не справляющегося со своими прямыми обязанностями. Иные семьи пропали бы с голоду, не возьми на себя женщина все заботы. Поскольку муж в этой семье — полнейшее ничтожество.

* * *
Итак, с точки зрения Библейских установлений правильной и, следовательно, благополучной, считается та семья, в которой главою является муж. Только в ней дети получают правильное воспитание и обретают устои, именно отсюда выходят ответственные мужи, порядочные граждане своего общества. Вот почему родственники жены наносят детям огромный вред, когда подвергают сомнению слово отца. Когда, например, протестуют против возложенного им на ребенка наказания. Они не понимают, что отрицание власти отца ведет к отрицанию власти Бога и подрывает общественный порядок.

К сожалению, во многих российских семьях ситуация выглядит так: авторитет отца не имеет никакого значения и, более того, сам отец нисколько о нем не беспокоится. Не понимает, в какой степени его поведение влияет на будущую жизнь детей. Но если он с удовольствием отдает власть жене, исполняя при ней комические роли недотепы и увальня, то что же потом обижаться, когда повзрослевшие дети начнут относиться к нему снисходительно? Впрочем, вряд ли и сын такого отца будет самостоятельным человеком. Скорее всего он повторит его безответственное прозябание... А дочь, выйдя замуж, попытается повторить программу матери. Не стану утверждать, что эти девицы неспособны к созданию правильной семьи. Возможно, им попадутся умные и решительные мужья, которые объяснят их заблуждение...

* * *
Возьмем самую распространенную вещь, которой заканчиваются российские браки, — развод. Вот несчастный муж узнает о своей жене неприятные подробности. Или она сама скажет ему, что полюбила другого человека и уходит к нему. То есть к своему любовнику. Да и пусть идет, скажете вы. Не держать же ее! — Ну, положим так... А ребенок? Как с ним быть?

... ребенка она забирает с собой.

Но какое право она имеет так поступать, возмутитесь вы? Опозорить человека, нанести ему душевную рану, да еще лишить его повседневного общения с ребенком. И потом получить власть милостиво разрешать отцу посещения по выходным. Или не разрешать — в зависимости от настроения... Теперь отец каждый раз просит о встрече! И видит, как ребенок изменяется... к сожалению, не в лучшую сторону, поскольку на нем неизбежно начинает сказываться ожесточенное влияние матери и ее родственников.

Такова российская данность: неверная жена уходит победительницей, уводя ребенка, а за мужем бдительно наблюдают представители правопорядка, чтобы он вел себя интеллигентно. Последних мы не осуждаем. Сотворите должный закон, и те же представители будут защищать устои семьи.

Сколько же таких мужчин в России? Языческие законы нашего государства позволяют блудницам делать все, что им захочется... Понимает ли наше общество, что подобные женщины не имеют права на воспитание ребенка? Какие принципы она заложит в него? И чему она может научить? Делай, как я?

Мы до сих пор не решаемся ввести брачный Договор, в котором была бы установлена ответственность за измену. В России почему-то большинство законодателей и судей убеждено, что дети в любом случае должны оставаться с матерью: им будет с ней лучше. Но христиане так не считают. Женщина, предавшая мужа, должна быть неминуемо наказана лишением детей. Вот где торжество справедливости и благочестия.

В истинно христианском обществе порицание ожидает всякого, кто проявит безответственность по отношению к своей семье. В таком обществе женщина понимает, на что ей придется пойти в случае измены, поскольку муж, по Божиему суждению, имеет в таком случае неоспоримое право на детей. Кроме того, подобная женщина теряет уважение всего круга своих знакомых. И даже родственников, что совершенно правильно: она обесчестила не только свой дом, но и дом своих родителей. И на ее детей ложится позор — теперь они дети блудной женщины...

* * *
Ответственное поведение мужчины проявляется в заботе об обеспечении будущей семьи собственным жильем. До сих пор это установление многим в России кажется неважным. Кое-кто даже потешается над его непрактичностью: дескать, у жены есть жилплощадь, чего тут усложнять? Но люди, которые потешаются над этим, не понимают, что отсутствие собственного жилья ведет к утрате мужского начала. Закон Бога не обойдешь. Тот, кто проживает у родственников жены, не может быть полноценным главою собственной семьи.

Многие мужья приглашают к своим родителям. Но и это не выход. Надо жить отдельно. Устроять собственное гнездо. Весь мир держится такого правила.

Разумный и ответственный молодой человек заранее подумает, куда он приведет свою жену. Конечно, приобретение собственного дома для него пока вещь малодостижимая. Но надо что-то предпринимать. Искать промежуточные варианты вроде покупки жилья в рассрочку и т.п. И родители юноши должны его поддержать, а не посмеиваться, уговаривая искать «невесту с квартирой».

VI. ПОПУТНЫЙ РАЗГОВОР О ПОЛЬЗЕ МОРАЛИ
Я понимаю, что вы привыкли к другим объяснениям. Из вежливости или ради моды вы готовы признать существование некоего Высшего Начала… но это Высшее никак не связано с вашей личной жизнью. Поэтому вам нелегко согласиться с законами Того, Кого вы не знаете. Наставники прежней школы, и не только они, сделали все возможное, чтобы не дать нам истинных знаний о мире и его Творце. Усердно прятали от нас библейское учение о личности, обществе, да о чем угодно, объясняя все с позиций «современной науки». Так сказать, честно выполняли свой долг по разоблачению духовного…

Самые простодушные из россиян до сих пор воспринимают мир на уровне молекул и таблицы Менделеева. Для них человек – лишь биохимия, «говорящий белок». Они не замечают, бедняжки, что с моральной точки зрения эта позиция неизбежно ведет к Большим Лагерям. Если вы – всего-навсего набор молекул, за которыми ничего не стоит, то рассыпать вас на составляющие не является ни моральным, ни аморальным. Кто вы в таком случае, чтобы с вами церемониться? Если же у вас есть душа, и она дана вам Богом, то подход к вам должен быть совершенно иной.

* * *
Вы замечали, насколько сильна у человека расположенность передавать свой жизненный опыт? Иной денег даст, лишь бы слушали… Это объясняется заложенным в нас Богом стремлением воспитывать своих детей. И уберечь их от наших ошибок. Вероятно, даже Адам поучал своих ребятишек: всегда делайте только то, что говорят вам старшие.

Но какой опыт можете передать вы? Понимаю, предпочтете не рассказывать… Так ведь все равно расскажут другие, не сомневайтесь. И вряд ли вам все равно, что будут думать о вас собственные дети. Нет, я не собираюсь вас учить… Но вы же сами хотите, чтоы они прочно обосновались, продолжили ваше дело… Наконец, выросли достойными, порядочными. Я правильно понимаю? Так работайте над этим, а не надейтесь, что все получится само собой. Знаете, родители, часто страдают одним заблуждением. Они убеждены, что их недостатки к детям не пристанут.  Перейдет только самое лучшее… К сожалению, все, как правило, наоборот. Вот почему без специальной программы здесь не обойдешься. Я говорю о морали.

Эта вещь поважнее примеров из вашей жизни. Но надо начинать прямо сейчас, иначе потом уже не помогут ни гневливые ваши упреки, ни угрозы с намеками на лишения…

* * *
… Привите морали будет для нас делом нелегким. Мы сами еще нетверды в ней, поскольку едва разумеем, что же это за штука и какая от нее польза. Иные полагают, что мораль – это лишь тоскливые приличия, как-то: в споре нельзя скрежетать зубами и смотреть исподлобья, нельзя выражать несогласие с собеседником буйством, а так же не рекомендуется гримасничать, обзываться и т.п.

Как только вы объявляете, что у вас есть моральные принципы, вы становитесь другим человеком. Приготовьтесь к тому, что на вас станут смотреть иначе. Не обязательно дружелюбно. Но мораль этого стоит. И вот что еще: вы же хотите дать свои детям все наилучшее? Так позаботьтесь и о наилучшей морали. О той, которую признают миллионы людей. Я имею в виду мораль библейскую. Для многих людей Библия до сих пор – авторитетнейший источник нравственных стандартов.

Настоящая мораль утверждает искренность и правдивость, укрепляет справедливость и независимость, приучает к ответственности и верности слову; создает цельный характер, помогает рассудительности и спокойствию, порождает привычку мыслить и дает любовь к знаниям; дух делает твердым и упорным в достижении своих целей, воспитывает решительность, постоянно нацеливает на труд и желание принести пользу, лень и праздность рассматривает как страшный грех, нечто вроде стыдной болезни; уныние ненавидит, а более всего ценит скромность и умение обходиться малым. (Я указал лишь общие качества, понятные даже неверующему.)

Библейская мораль позволит нам наладить те вещи, которые мы отмечаем за границей. Взять хотя бы легендарные чистоту и порядок. Почему у них это есть, а у нас – ни того, ни другого? Со времен Киева. И разве случайно у нас нарождалось поколение за поколением вороватых? Мы даже гордимся своей вороватостью. В ранг фольклора возвели.

* * *
Похоже, Кравцов все-таки меня слушает. Хотя продолжает иронизировать. Надеюсь, со временем он поймет, чего же хотят библейские христиане. Конечно, многого он еще не знает. Но хорошо уже то, что попросил Библию. И спросил адрес, где у нас проходят занятия по изучению этой Книги.


НЕСОМНЕННОЕ

I. ИСТОРИЧЕСКОЕ
Но неужели так было всегда? Неужели с самого начала наши предки являли собой неблаговидный пример? Признаюсь, не хочется думать, что было этакое племя беспутных людей, у которых с момента их кучкования все было не подобно другим. Что ж, позволим себе разойтись мыслию о России. Не все же именитым, держась за сердце, обижаться за державу. Порассуждаем и мы, скромные почитатели Библии.

Итак, всех интересуют причины, повлиявшие на сегодняшнее состояние мужчин в российском обществе. Начнем с самого начала – с нашего тяжелого исторического детства. Мы показали, что мужчины в нашей стране, если их сравнивать с христианским идеалом Священного Писания, – странные и диковатые. Давайте разбираться, почему это так, и прошу обратить внимание, что данная работа не является научным трудом по истории родного края, это лишь заметки, и довольно бессвязные, или, как говорит в таких случаях известный мне любитель чтения подшивок журнала «Коммунист», сложение фактов в одну корзину.

* * *
Прежде чем выкапывать корни мужской проблемы из толщи веков, изложим кратко взгляд христианина на саму историю человечества. Собственно, тут дело не в изложении, поскольку сам взгляд всецело можно выразить в одном предложении: все в руках Бога и все происходит по Его воле. Понять это совсем не трудно. Труднее овладеть «наукой» видеть волю Бога в каждодневных событиях человеческой истории.

Когда я сейчас пытаюсь поскладнее сформулировать свою мысль, в мире происходит множество событий. Например, утром по радио сообщили, что в Заире свергнут прежний режим, и к власти пришла оппозиция. Мне трудно понять, что именно хочет сказать Заиру Господь, посылая ему новое правительство и возвращая название «Демократическая республика Конго». Подождем. Когда вы будете читать эти строки, вам будет несомненно более отчетливо видна воля нашего Вседержителя по отношению к этой африканской стране. Но вернемся к вопросу о нашей любимой державе и ее мужчинах.

* * *
… вот наши предки в массовом беспорядке оставляют Киевские земли по причине напора энергичных людей с южных границ. Надоело отбиваться. Простой люд идет вслед за князем и его дружиной на северо-восток, чтобы там, в беспросветных лесах и болотах, скрыться от своих недругов, а заодно и от всего мира. … Наконец, выбрали местечко по душе. Отогнав задумчивых аборигенов, князь захватывает окружающее жизненное пространство.

Под его присмотром пришлый народ получает землю. В пользование, конечно, не в собственность. Это обстоятельство важно, – отметим его, – поскольку и сегодня наш человек не знает ликующей радости законного землевладения. Радости работать на своей земле и распоряжаться ею, прикупать к ней и завещать ее. А если кто засомневается или посягнет, гордо предъявить документ – и захлопнуть перед носом дверь. И добавить через форточку: «И чтобы больше я вас здесь не видел!»

Получив землю от князя народ попадает в зависимость. Затрудняюсь сказать, какого элемента в этой зависимости больше: вынужденного или добровольного. Оставляю решение этого вопроса историкам. Мы же отметим вполне очевидное: отсутствие собственности на землю и связанная с нею личная зависимость – два фактора, с самого начала повлиявшие на становление нашего национального мужского характера. Оба они связаны с переходом на новые земли. И если сам переход был неизбежен, то неизбежно и формирование известного нам характера. Но что же тогда получается? Раз все происходит по воле Бога, то значит Бог хотел, чтобы в основание характера переселенцев были положены именно эти два горемычных камня? Хорошо, но тогда с какой целью? Какую миссию мы были предназначены исполнить, проходя через тысячелетнюю историю?..

* * *
Наш героический забег на северо-восток от Европы не мог пройти без последствий. Мы неизбежно начали отставать от нее. Наверное, слишком далеко отбежали. Вот у нас по привычке поругивают татар. Из-за них, говорят, Россия остала на триста лет. Зря ругаем. Их, может, и вовсе выдумали, чтобы оправдаться перед культурным человечеством. Когда увидели, что загнали себя в медвежий угол. И это была бы, может, не такая большая проблема, не завали мы свой лаз камнем неподъемным.

Отметим еще несколько шероховатых деталей из жизни переселенцев. На новых землях недостаточно строительного камня. Потому строили из дерева. А если стены вашей крепости из дерева, то за такими стенами не отсидишься. Спичку поднесут, и сам выскочишь, как угорелый. Сами понимаете, что лишний раз дверью перед носом не хлопнешь. Не забудем и то, что по-прежнему напирают с юга, и единственное спасение – под крылом княжей дружины. … К тому же порядки неотрегулированы. Жизни можно было лишиться, стоило проявить чуть какую приметность…. И вот мало-помалу рядовой люд утрачивает навыки независимых и самостоятельных мужей.

До сего дня мы еще не вполне освободились от психологии зависимого человека. Носим ее, проклятую, в себе. И есть, скажем так, одно ведомство, по-прежнему старательно культивирующее в россиянах прежние сорта озимой и яровой несамостоятельности. Представителям этого ведомства россияне приглашаются целовать руки, становиться перед ними на колени. Задумывались ли вы, что происходит с мужчиной, когда он регулярно встает на колени перед другим мужчиной и целует ему руку? Нам объясняют: это для порядка. Дескать, из высших духовных соображений. И утешают: да вы не стесняйтесь, наш представитель даже одет не по-мужски, видите, у него, скорее, женское платье… так что не терзайте себя сомнениями.

* * *
Как себя чувствовать хозяином, если тебе ничего не принадлежит? Призывы вести себя по-хозяйски с которыми советская власть обращалась к нам, – людям, не имеющим ничего, – были язвительной насмешкой, но мы этого не чувствовали. Дело понятное. Это могут чувствовать только полноценные мужи.

Сегодня еще многое остается по-прежнему. Вот, к примеру, такая мелочь как подъезд вашего дома: битые стекла, мусор, стены изрисованы гадкими картинками, непременно со свастикой, припахивает мочой… Наши многоэтажные жилые корпуса продолжают служить питомниками для выведения безответственных и неопрятных существ, именуемых мужиками. Злобных, но пугливых, истеричных, но поддающихся дрессировке.

Но, будем внимательны, все-таки что-то сдвинулось. Так сказать, появился робкий росток… Устанавливают домофоны, преграждают бесцеремонность надежными железными дверями, и вообще всячески облагораживают убранство жилищ. Я не шучу. Это действительно хороший первый шаг. Пока люди не станут жить в достойных жилищах, трудно потребовать от них ответственности и самостоятельности. Меня радует то, что сейчас стали строить много коттеджей, и каких великолепных, даже иностранцы ахают. Нам и сами не верится… Неужели началось? впервые по-настоящему?.. Знаете, я много лет ездил по одной и той же дороге на север от Москвы. Годами наблюдал из окна электрички неменяющейся смиренный вид родного края. Покосившиеся хижины дяди Тома. Казалось, люди, живущие в этих хижинах, никогда не узнают, что существуют дома для свободных людей. Но вдруг – за два-три года – выросли целые поселки! Когда в этих домах вырастут дети, они будут мыслить совершенно иначе, нежели наше пугливое и злобное поколение. Не так ли?

* * *
Наши философы и писатели были большие охотники до разговоров о любви и братстве. О правах и законе они говорили гораздо меньше. Поскольку не слишком интересовались этими вопросами. Возможно, они мешали им любоваться общиной. Философы мечтали о счастье... И не для отдельного человека, а для всех сразу. Вот как бы сразу, и подешевле. Царство Небесное на земле... и столицей этого Царства быть городу-герою Москве!

Но как же все-таки обстояло на Руси с правами человека? Если говорить о правах одного человека, я имею в виду царя, то достаточно сносно. А у всех остальных не очень... В сознании народа закрепляется: начальство может сделать с тобой все, что захочет.

* * *
Мы все удивляемся, а что это мужички хронически не умели читать? Разве трудно было обучиться грамоте? Ведь это же русская, а не китайская грамота. За неделю можно запомнить буквы, да и пошел читать, глядишь, и про усовершенствования различные вычитал, у себя их завел... Все это так, но есть высшие соображения. С грамотным мужиком соборную идиллию не обустроишь. Вот он, к примеру, увлечется Библию читать, да еще начнет сравнивать... к чему это приведет? Посему и приезжих иностранцев боятся подпустить поближе, чтобы ненароком не научили чему-нибудь. Племя мужицкое должно пребывать в полной безвестности.

Но и мужикам приходилось подстраиваться. Не все же были обязательно поврежденные. Кое-кто и грамотой умудрялся овладеть. Но скрывали. Вообще скрывали ум. Иначе будешь выламываться из отведенного. Надо сказать, что скрывать ум стало любимой народной забавой. К сожалению, не обошлось без перегибов.

* * *
Сейчас все соглашаются, что пьянство — порок, и весьма распространенный во всем мире. Но почему именно России было суждено стать одной из самых пьяных стран? Хотя — отметим ради справедливости — мы несколько раз пытались бросить. И правительство пальцем грозило, и даже изображало борьбу. И что же? Пьют по-прежнему, то есть ведрами. Нам указывают на климатические условия. Дескать, у нас зябко, оттого и водки хочется. Занятно послушать. Будто не знают, что и на юге мы пьем не меньше.

Только не говорите, что пить — врожденное наше свойство. Будто мы какие прокаженные. Нет, причина пьянства наших мужчин кроется в их главной проблеме. Они потому и пьют, и даже спиваются, что мужское начало все-таки в них осталось, но жить, как настоящие мужчины, они уже давно отучены, и потому приглушают они это самое начало водкой.

Бессовестные правительства царей и секретарей великолепно знали, что такая штука как мужественность лучше всего разводится в спирте. Чем больше спирта, тем меньше мужественности. Что и говорить, пьяненькие благодушны. За самую малость они премного благодарны... А вот и еще выгода: когда голова с похмелья раскалывается, тут уж не до выступлений, тут стыдятся и каются.

* * *
Пьянство стало для нас наказанием. Но за что? спросите вы. Пьянство, — ответим мы, — составная часть проклятия России, наложенного за ее грех невнимательного отношения к Слову Божиему. Если бы мы позаботились заложить библейские основания в обществе, то сегодня бы мы не видели пьяных с раннего утра. Мы бы их вообще не видели, разве лишь в исключительных случаях, о которых вспоминали бы с удивлением. Здесь пример трезвости должны показать пастыри стада Христова. Пусть хотя бы они научатся обходиться без водки. А то если у них упиваются, да еще на служение выходят под хмельком, то уж не знаю, что и говорить...

Каждому, читающему патриотические статьи в газетках определенной направленности, вполне очевидно, что их пишут люди, регулярно употребляющие водку, поскольку отличительная черта пьющих водку, как доказали отечественные наркологи, — лживость и сопутствующая ей хвастливость. Да это и не секрет. Чем бы ни занимались наши господа-радетели за народ, все у них крепко отдает водочным запахом. Или перегаром. Да и невооруженным глазом видно: употребляют. Тут хорошо бы провести научно-политический эксперимент: всем национал-патриотам целый год не давать пить водки. Уверен, многие их партии распались бы через неделю-другую!

* * *
Так выводится порода русского мужика. Не мужчина, а нечто пожиже. Незатейливый и неприметный, как придорожный лопух. Но существо полезное. Настойчиво копошащееся. И вполне безвредное, отвечающее лишь незлобивой невнятицей.

... плодами эксперимента успешно воспользовалась секретарская власть. Кое-что в мужике, конечно, усовершенствовала. При ней был поставлен рекорд абсолютной опеки над ним. Представьте себе: за весь срок мужик ни разу не был предоставлен самому себе. О нем заботились, относительно его дел «были в курсе», в них вмешивались, и что-нибудь да подправляли... А он не возражал, — привык.

II. РАДЕТЕЛИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ
Но вот в чем вопрос: каково то общество, которое мы строим? Не все, конечно, строят, — кое-кто и ломает, — ноэто дело понятное: так бывает всегда, когда под одной крышей собираются совершенно разные люди. А мы и есть совершенно разные люди, и более того — малоприятные друг другу. Единственное, чего мы все хотим единодушно: поскорее избавиться друг от друга.

Но все-таки, каково то общество, которое у нас громоздится последнее время? И что может объединить людей, живущих на такой ненадежно огромной территории? Ведь факт моего проживания по эту сторону государственной границы совместно с миллионами других людей сам по себе мало что значит. Это еще не воодушевляет. Здесь нужно связать чем-то основательным, но мне подай такую идею, чтоб за нее ничего было не жалко... эх! да что говорить! Предложи кто хоть отдаленно похожее на приличную идею, — честное слово, и я бы не поленился пойти посмотреть, что там такое...

Нам говорят: надо объединиться на хорошей и честной основе. То есть выбрать какую-нибудь идею, чтоб всем понравилась, и все потянулись к центру. А как нарочно с идеями у нас хлипко и болезненно, все с надрывом, с опаской и подозрением на весь мир. Да кто мы, в конце концов? Только люди с расстроенной психикой так воспринимают пространство... Какие-то тайны, которые никто не раскусит, заманчивые секреты, загадки, шарады и фокусы...

* * *
У нас всегда суетились выработать национальную идею. Главное — добиться чистоты. Чтоб как слеза, без примеси космополитической. Понимают это так: отогнать всех противных инородцев подальше и наварить народу такую идейную похлебку, чтоб в кастрюле плавало и духовное, и самобытное, и нравственное... Ведь здорово, да? Чтоб все заодно. Но спроси этих поваров, в чем же состоит единство, какое оно? Тут и обнаружатся в поварской команде постыдные несогласия... Каждый понимает по-своему, и намерен вести к себе. Ни в чем эти повара меж собой не согласятся, кроме того, что народ без присмотра оставлять нельзя.

Теперь опять ходят озабоченные: где же сыскать эту идею, будь она неладна. И сверху подбадривают: найдите хоть что-нибудь! Идеи в общем-то есть, да беда с ними. Иная вроде и ничего, пока в чулане лежит, а как вытащишь ее на свет, — тут и надумаешься, что с ней, болезной, делать. На эту без слез не взглянешь, на ту — обхохочешься. Вот и выбирай. А так хочется выдавить царь-идею и замазать ею всю оставшуюся жизнь.

... и ведь благородно хотят твердых устоев. Чтоб российское общество в нравственном отношении, да и в любом другом, было непоколебимо и непобедимо. К сожалению, мысль наших отечественных идеологов по-прежнему блуждает вокруг трех сосен графа Уварова: православие, монархия, народность... Иногда размыслительно добавляют: соборность, державность... Им кажется, что стоит лишь произнести эти волшебные слова, — так все и переменится. Народ, немерено счастливый, станет послушно ходить вокруг правительствующих, а государство, наконец-таки, наведет надлежащий ужас на всех соседей, чтоб забыли к нам дорогу. Вот и заклинают: соборность! державность! Обещают кудесным способом процветание. Но знаем мы этих кудесников: в полночь первое у них обернется бараком, а второе — тюрьмой.

* * *
Как вы заметили, никто из откровенничающих с публикой на тему обустройства не берет серьезно в расчет Библию. Даже выступающие с христианских позиций не проявляют готовности. Эту Книгу принимают за политический флажок, видят в ней возможность набрать очки в работе с верующим электоратом, но не ставят ее в основание своей работы. Поистине, многое мы перепробовали, только не были народом Книги.

* * *
Будем откровенны: к людям Библии, то есть к тем, кто к ней призывает, у нас относятся со снисходительной настороженностью. А если говорить еще более откровенно, людей Библии у нас не любят. Часто их приглашают выйти вон. Иногда пугают, надеясь, что они замолчат и перестанут надоедать со своей Книгой.

Нам говорят: куда вы-то ввязываетесь? Они же тысячу лет так жили, и хотят по-прежнему... ну, разве что благовониями умастить себя догадаются. Так оставьте их в покое!

Что на это сказать? Библия не виновата в том, что народ к ней не прилепился всею душою и всем разумением. И народ не виноват, поскольку не так много было у него благоприятных часов, чтоб побыть одному и подумать. Всегда кто-то был приставлен отвлекать. И главное, долго не было самой Книги. На русском языке, а не на староболгарском, стыдливо именуемом церковнославянским.

К тому же, если честно, и у людей Библии встречались неполадки. Образования, например, не хватало. А еще халдеи неотступно не давали развернуться. Но теперь — времена переменились. Сегодня люди Библии едут учиться за границу, да и здесь свои учебные заведения открылись... Конечно, работы еще много. Если согласиться с тем, что мы отстали от Европы, то это будет особенно справедливо в отношении Священного Писания. Здесь мы, действительно, отстали, и не на триста лет, а на пятьсот! Когда в Европе уже всерьез начали изучать Слово Божие, мы продолжали упиваться рассмотрением вопроса правильного складывания пальцев.

III. ХРИСТИАНСТВО НА РОССИЙСКИЙ МАНЕР
Сегодня Россия входит в новую жизнь. Это заметно по всему. Впрочем, может еще и не войдет, а повернет обратно. И ничуть этому не удивлюсь, поскольку такое бывало не раз и не два: вот-вот войдем, остается шаг сделать, и что-то останавливает. Поворачиваем и — бегом в лес. Или отгораживаемся частоколом. Никаких раздумий, сожалений. Только гикаем и бодримся. И до сих пор, кстати, полно людей, убежденных, что нам за частоколом — лучше.

Я все-таки надеюсь, что Россия станет полноправным членом мирового сообщества. Не шизофреником обидчивым с бритвою в руке, а разумным и обстоятельным партнером других стран. По крайней мере, сейчас у нас появляются люди, которые начали понимать, что жизнь устроена определенным образом, и каких-либо особых путей не существует.

* * *
— И что же нужно, чтобы идти по этому пути?
— Прежде всего обзавестись Библейским менталитетом. А для этого нужно, не смущаясь почтенным возрастом, пойти в школу Святого Духа, то есть в школу Библии. Начать постигать книгу за книгой, — вдумчиво, с применением изученного в повседневной жизни. Библия должна стать душою нашего народа, а мы должны стать народом Библии. Пропитаться ее духом, взять за образец ее образы. Пусть возопиют ханжи и скептики. Когда Россия прилепится к Слову Божиему, тогда начнется становление наших мужчин и, следовательно, всего общества.
— Опять про Библию!..
— Ничего не поделаешь, это единственный способ. Да вы не огорчайтесь. Вы только начните, а там понравится. Посмотрите, к примеру, на людей Европы, на которых, — признаёмся мы себе или нет, — все равно посматриваем украдкой. Оставим в стороне рядовых иностранных граждан, их можно задействовать религиозной пропагандой. Но там же и командный состав вырос с Библией. По крайней мере, в детстве соприкасались. Многие получили христианское образование. А это же определенное мировоззрение! Большинство и во взрослом состоянии остается в рядах верующих.

Вот что, кстати, нам было непонятно в западных людях: как у них устроена голова? И так себе объясняли, и эдак. Нет, все не то... Не догадывались, что западный человек вырос на Священном Писании. По крайней мере, так было еще вчера. Представляете, и у нас могла бы быть точно такая же голова. Общались бы с англичанами, шведами, голландцами, и понимали бы их, а они нас... Стояли бы на одних основаниях. Удаленность от Европы не была бы помехой. Жизнь, выстраиваемая по Библии, всегда идет в одном направлении.

Не об этом ли направлении мы грустим, поверяя свои девичьи мечты зеленому русскому лесу? Но мечты мечтами, а с общими основаниями у нас, действительно, не задалось. Мы думали, что это нас умом не понять, а оказалось — наоборот. Мы не поняли Европу. В лучшем случае прилежно срисовывали внешнее. Петр Первый у голландцев перенял корабельное дело, а то, что у них в каждой семье была Библия, не заметил. Как не заметил и того, что их Bijbel была на вразумительном для простого народа языке, и все, включая матросов, читали ее, стараясь уразуметь, как точнее ходить путями Господними.

* * *
У нас еще не перевелась послеобеденная интеллигентская привычка покалякать о загадочной русской соборной душе, о нашей утонченно шмыгающей духовности, о невидимом граде Китеже и тому подобном. Наш интеллигентный человек, раскрасневшись от выпитой смирновки, с удовольствием пускается в рассуждения о своей неповторимости и особой значимости. Что нам Европа! Как можно променять благолепие византийского убранства на какую-то там Библию? Наш человек будет упорно и упрямо умиляться сладкозвучным голосам, льющимся аки с небес. А разве можно отставить в сторону веселые катания пасхальных крашеных яиц? Что вы! об этом нельзя и подумать...

Мы же задаем им простые вопросы. Кто глава в вашей византийской семье? Поддерживают ли дети вашу византийскую программу или предпочитают программу голливудскую? Или вот вопрос совсем прозаический: кто у вас распоряжается деньгами? Жена, говорите... Это византизм или как? И последнее: поднимите руки, кто живет в квартире жены?

* * *
— Да, кажется, я с вами начинаю соглашаться: Россия — уникальная страна в отношении мужского пола. Поистине уникальная. Действительно, ее народ, как бы это сказать помягче, — неправильнейший народ в мире. Но вот что непонятно: прошла тысяча лет христианства, и все такое... Ведь тоже чего-то о Боге говорили?
— Ах, да, тысяча лет христианства!.. Вот что: забудьте об этом. Или так: никому не говорите. Христианство в России — это давно разоблаченный миф. Не было у нас христианства. Я имею в виду, разумеется, лишь существенное. Купола и картинки меня не интересуют, как не интересуют тамтамы и амулеты из акульих зубов. Когда мы говорим о христианстве, и тем более о тысяче лет его существования на Руси, мы ищем изменения в сознании народа, изменения в укладе его жизни. Все должно было измениться. И поскольку Библия — Священная Книга, данная Богом Его народу, то все следовало подтянуть к Библейским установлениям. А посмотрите вокруг... Где эти изменения? Где эти хваленые века духовного подвижничества? Никаких следов, точно в болота провалились... Мы — по-прежнему бойкие язычники. Только с крестиками. И с Библией как-то не задалось... а ведь за тысячу (1000) лет можно было бы туда заглянуть... Видать, все недосуг.
— Что ж, это справедливо. У нас были и поважнее дела.
* * *

Наш византиец горделиво полагает, что у него с христианством все в порядке. И потому без Библии ему однозначно можно обойтись. Он упрямо бредет лесными заросшими тропами, считая призывающих к Священному Писанию сомнительными элементами, продавшимися Западу за джинсы и жвачку.

К сожалению, Россия никогда всерьез не стремилась к Библии и, более того, недолюбливала ее. А это означает, что у нас никогда не было Библейского понятия о Христе. Что же тогда было? Так, некое представление, составленное из анекдотов всех времен и народов.

Может быть, вы не верите, что наш народ не знает Библии? Давайте спросим у первого встречного что-нибудь из Священного Писания. Что он ответит? Он вам ответит... ...

Писатель ХIX века Достоевский это, конечно, понимал, но ему после поездок за рубеж хотелось умиляться земляками: «Говорят, русский народ плохо знает Евангелие, не знает основных правил веры. Конечно так, но Христа он знает и носит Его в своем сердце искони. В этом нет никакого сомнения. Как возможно истинное представление Христа без учения о вере? Это другой вопрос. Но сердечное знание Христа и истинное представление о Нем существует вполне. Оно передается из поколения в поколение и слилось с сердцами людей». (Из «Дневника писателя 1873 г».)

До сих пор мы наблюдаем это умиление верой, не знающей Евангелия. Казалось бы, чего проще: изучи, раз этого требует твой Бог! Нет, лучше будем из поколения в поколение передавать свое представление о Нем. Только и знаем этот невнятный пересказ.

* * *
Что ж удивляться, что у нас появились Саввы Морозовы и подобные им люди? Они — естественный продукт общества, в котором не заложены Библейские принципы. Наши мнимоблагопокорные российские христиане воспринимали Священное Писание лишь как инструкцию по раздаче милостынек и размножению юродивых, а суть Послания не поняли. Не догадались, что Библия указывает, как строить крепчайшим и надежнейшим образом. Чтоб стояло до Второго Пришествия. А коли не придерживались Библейских принципов, то все и развалилось.

IV. И ПОСЛЕДНЕЕ
— А знаете, в России есть свой шарм. Здесь еще умеют крепко любить. По-настоящему, как в романах, без всякого расчета и подсчета кто кому сколько должен. Здесь еще живут одним днем, не в христианском смысле, конечно, когда надо жить сегодняшним днем, а в смысле романтическом, когда вообще ни о чем не думают. И люди живут так, точно их не заботит собственное будущее, или будто его у них нет.
— Я думал, вы воспеваете, а вы опять критикуете.
— Простите, если что не так. Но, честное слово, очень хочется, чтобы мы не пропустили подаваемое нам Богом время. Последнее время.

* * *
... Прибываем на Ленинградский вокзал. Заплеванный перрон. Бегают вороватые цыганята, ругаются меж собой бомжи, притворно хохочут проститутки. Пьяные попрошайки канючат у буфета. Обыватель настроен решительно, глядит исподлобья, ожидает внезапного нападения...

Шагаю к метро. Скоро я встречу людей, с которыми изучаю Библию. Между прочим, обыкновенные русские люди. Сегодня мы переходим к Книге Второзаконие, и у нас, как всегда, будет серьезное размышление о Боге, о Его установлениях и о нашей жизни.

Кравцов тоже намерен придти. Посмотрим...