Уроки мудрости

Анатолий Клепов
Прошла почти тысяча лет со времени написания древнего манускрипта, но уроки мудрости актуальны до сих пор.
Давно идет спор о том, изменилось ли сознание людей за многие века.  Приведенный ниже рассказ подтверждает, возможно, версию о том, что сознание  человека неизменно, как и его Душа.

Перевод с латинского языка на английский сделан господином Jean-Philippe Touzeau
Публикуется с разрешения господина Jean-Philippe Touzeau


Манускрипт Ренбодю был основан в 1962 году на юго-востоке Франции. В него входят мемуары, написанные на латинском  языке нормандским рыцарем Ренбодю из Берней. В кодексе в основном описываются паломничества в Иерусалим с 1095 по 1099 гг.
 
Хотя многие страницы кодекса утеряны, сейчас известно, что оригинал состоял из различных разделов. В одном из немногих сохранившихся Ренбодю описывает своё детство и уроки, которые ему преподали Benedictine монахи, воспитывавшие его в аббатстве Клуни. 

Я изучаю старинные манускрипты. Моя цель - перевести и рассказать вам то, что он написал более 10 веков назад, в надежде, что эти вечные уроки будут полезны. Я позволил себе некоторую вольность в стиле. В конце дан глоссарий имен, сложных слов и латинских слов.


Радость наполняла мое сердце каждый раз, когда я приезжал в Берзэ. Отец  Евсевий помогал мне, и я всегда чувствовал себя победителем. Там, в Клуни, я чувствовал себя каким-то не очень сообразительным, особенно когда я изучал сложные предметы. Мне помогал Генри, мой друг. Он понимал, что хотят сказать учителя, и очень хорошо всё мне объяснял. 

Понятно, почему я надеялся спастись от железных тисков школы в Клуни в буколической атмосфере Берзэ. И вот я снова там, жду какого-нибудь поощрения. Отец Евсевий, как всегда, был где-то в тени амбаров. Иногда он недолго дремал, но всегда просыпался, заслышав мои шаги, и я быстро бежал искать его.

"А вот и мой маленький гений!" - радостно говорил он, протирая еще красные ото сна глаза.
"Отец, я ничего не понимаю из того, чему учил нас сегодня утром Отец Сергиус. Характер, Пафос, Легос – я совсем не понимаю эти ненужные слова! Я хочу только сражаться с нашими врагами."
"Ну что ж, Ренбодю," – сказал отец Евсевий, "ты проиграешь."
"Почему? Я же так стараюсь научиться ездить верхом и фехтовать. Теперь только Генри может победить меня."
"Почему же?" – спросил он с усмешкой.
"Не знаю. Он не намного сильнее. Но он почему-то все время находит правильное положение, чтобы ударить меня, как будто может читать мои мысли."

Отец Евсевий рассмеялся.

"Что тут смешного?" – его реакция расстроила меня.
"Потому что, Ренбодю, он читает твои мысли!"
"Не может быть!"
"Генри научился читать язык твоих телодвижений. Он знает, что ты собираешься сделать еще до того, как ты начнешь двигаться."

Я был поражен. "Как ему удается это делать?"
"Он думает больше, чем ты. Отсюда, не Характер, Пафос и Логос - Слово, а не «Легос», как ты только что сказал.

Я не мог в это поверить. Утром мы изучали такие сложные понятия. Как это может быть связано с тем, что Генри может победить меня? "Как? Слова и мечи связаны между собой?"
"Да, сын мой. Хочешь знать, почему?"

Я кивнул, ожидая, что наставник раскроет мне тайну.


“Ты знаешь, кем был Аристотель?” спросил отец Евсевий.
“Нет,” – осторожно сказал я. “Храбрым рыцарем?”

Он тихо рассмеялся. “Он был рыцарем, да, но вместо меча он использовал слова.”

Я нахмурился. “Слова не могут быть сильнее хорошего меча, который может убить.”
“Зря ты так думаешь, Ренбодю," – сказал он. "Что ты чувствуешь, если твой учитель ругает тебя, и все над тобой смеются?”
“Что...хочу исчезнуть!”
“А что означает исчезновение, сын мой? Разве это не то же самое, что умереть, не существовать здесь сейчас?”

Это было логично, и я кивнул. “Вы правы, Отец. Я знаю, что слово может быть очень мощным. Если Хилдуин обидит меня, я назову его таким словом, что оно ужалит его.”
“Благодарю тебя. Теперь ты знаешь, что слова могут быть очень действенными.”

Он замолчал, продолжая улыбаться. “Давай поговорим об Аристотеле. Этот греческий мыслитель жил давным-давно. Он понимал, что слова приравниваются к силе. Силе убеждения, силе, чтобы победить кого-либо, силе, чтобы выиграть в споре.”

Это было любопытно. Я подумал, что, если смогу убедить Генри, он может быть одолжит мне свой любимый меч.

Отец Евсевий дождался, когда я снова посмотрю на него, и продолжал: «Он уделил учебе много времени, и нашел секрет, как выигрывать в простом споре: секрет того, как сделать так, чтобы за тобой последовали другие только из-за твоих слов.”
“В чем же секрет?” - взволнованно спросил я.
“Три волшебных слова,” – шепотом ответил праведный Отец, “ Характер, Пафос и Слово.”
“Что? Но это как раз то, что мы изучали сегодня утром! Это не тайна!”
“Ты понял, чему учили сегодня утром?”
“Нет,” – смиренно ответил я.
“Значит для тебя эти три слова – все еще тайны. А тайны всегда волшебные, Ренбодю. Если ты хочешь научиться, как иметь силу, о которой я только что рассказал тебе,  тебе надо понять эти три слова!”
“Да! Я хочу понять!”
“Хорошо, сын мой. Теперь расскажи, что ты запомнил из утреннего урока.”

Я растерялся и некоторое время молчал.

“В чем проблема? Давай, рассказывай.”
“Извините, Отец, но я хотел спать. Вы же знаете, что у Отца Сергиуса такой голос, что в сон клонит.”

Старый священник покачал головой, его глаза блестели от радости.  “Думаю, мне надо начать с самого начала.”


“Какая твоя самая любимая игра?” спросил отец Евсевий.
“Рыцари и Язычники,” – ответил я, вспомнив, с какой радостью мы изображали героев, сражающихся с неверными.
“Хорошо. Теперь, кто из твоих друзей говорит: “Давайте играть в Рыцарей и Язычников”?
“Обычно, Генри.”

Вдруг Отец Евсевий более пристально посмотрел на меня. Казалось, он обеспокоен. “Ренбодю, почему ты и твои друзья всегда соглашаетесь с ним?”

Я начал убеждать священника. “О, да Вы знаете Генри! Он всегда так серьезно относится к играм. Он старается сделать равным соотношение сил в командах, чтобы всем было весело. Он так увлекается игрой, что никто не посмеет жульничать.”
“ Характер!” прошептал Отец Евсевий с легкой улыбкой на лице.
“Я не понимаю. Что это значит?”
“Ты только что сам это сказал, Ренбодю. Искренность! Хорошая репутация! Преданность! Это всё – свойства Характера, как его определил великий Аристотель. Вы играете с Генри, потому что ему можно верить.  Вы же не будете играть с кем-то, о ком вы знаете, что он - обманщик.”
“Я понял, Отец. Если я хочу быть надежным человеком, мне нужен Характер. Мне нужно быть серьезным и иметь хорошую репутацию. А Пафос?”

Отец Евсевий задумался, почесывая седую голову. “Как реагирует Генри, когда ты не хочешь играть?”
“Вообще-то, сопротивляться трудно. Когда Генри начинает рассказывать, как будет весело, и сколько я потеряю, если не буду играть, я обычно соглашаюсь. Как можно пропустить такое веселье с друзьями?”
"А это твой Пафос, Ренбодю», - сказал он с триумфом. "Нами управляет эмоция. Это может быть удовольствие, честолюбие или гнев. Всё, что делает нас людьми, заставляет нас делать то, что мы обычно не делаем.”

Я думал обо всех этих понятиях Аристотеля и удивлялся, знает ли о них Генри, или он просто был таким. Я почувствовал, что немного завидую.

Отец Евсевий взглянул на темнеющее небо и заходящее солнце. Колокол в Берзэ звал на девятую молитву.

“Мне скоро надо будет идти,” - сказал он. “Давай посмотрим, использует ли Генри и Слово. Он приводил еще о какие-нибудь доводы, чтобы ты играл в эту игру?”

Я молчал, покраснев. Он посмотрел на мое красное лицо. “Ну, Ренбодю, мне пора идти. Но ты ведь хочешь узнать последнюю из трех тайн?  Тебе надо что-то мне сказать, но трудно?  Даже своему старому и испытанному другу?”


Я откашлялся. “Это не так трудно сказать Вам, священнику...”

Лицо Отца Евсевия просияло. “Я тоже был молодым,” - сказал он, смеясь. “Все мы страстно мечтаем о чем-то. Бог сотворил на Земле много прекрасного.”

Я закивал головой. “Да, в деревне Клуни много красивых девушек. Генри говорит, что если мы часто будем играть в Рыцарей и Неверных, мы станем лучше, сильнее и будем чаще побеждать.” Стараясь говорить спокойно, я добавил: “Я знаю, что девочки тайком смотрят, как мы играем и болеют за некоторых из нас.”

Отец Евсевий улыбнулся и положил руку мне на плечо. “Спасибо тебе, что ты доверился мне. Я никому не скажу, упаси Боже! Я унесу эту тайну с собой в могилу.”
“Спасибо Вам, Отец. Но скажите ж, использует ли Генри Слово?”
“Конечно. Он дает вам практические обоснования того, почему вы должны играть. Ты должен знать, что «Logos», означает в переводе с греческого «Слово». Когда мы говорим о Слове, мы не подразумеваем эмоции. Только факты. Слово обращено к твоей логике. Оно указывает, почему ты должен что-либо сделать. В твоем случае, каждый раз, играя в эту игру, ты можешь совершенствовать свои физические способности.  А это наводит Генри и тебя на мысль о….”

Я перебил Отца Евсевия. “Я знаю! О другом Пафосе...о хорошеньких девушках.”

Он похлопал меня по плечу. "Замечательно! Теперь ты понимаешь три принципа Аристотеля. С их помощью твоя речь может быть убедительной.”
“Да, Отец. Если мне очень нужна будет чья-нибудь помощь, я должен сделать три вещи: во-первых, точно определить, насколько мне можно доверять и насколько меня уважают за мои знания. Во-вторых, рассказать этому человеку, как весело будет помогать мне, и, в третьих, объяснить ему, что он может получить или чему может научиться, помогая мне.”

Отец Евсевий кивнул. “Хорошо сказано. Не забудь, однако, что твое обращение должно быть правдивым и обращенным к твоему собеседнику. Ты же не будешь пытаться убедить пожилую женщину быть солдатом.”

Я рассмеялся. Солнце садилось.

Он посмотрел мне в глаза. “Не сделаешь ли ты мне одолжение, Ренбодю?”
“Конечно, Отец. И я хочу отблагодарить Вас за то, что Вы всё мне объяснили.”

Он понизил голос. “Пожалуйста, в следующие несколько дней постарайся подумать, как эти три тайны можно использовать в твоей жизни. Ты же не хочешь, чтобы только Генри использовал их силу.”
“Я постараюсь и расскажу Вам.”
“Благослови тебя Бог, сын мой.”

Он уже собирался встать, но остановился. “Ты знал, что Аристотель был учителем?”
“Нет, но он не мог быть таким же хорошим учителем, как Вы, Отец.”

Он усмехнулся. “Ах, Ренбодю, как ты меня порадовал! Но Аристотель был великим учителем, таким, каким я не буду никогда. Чтобы доказать это, – сказал он – скажу тебе, кто был одним из его учеников. Александр Великий.”

Он встал и ушел, оставив меня одного, с широко раскрытыми глазами и онемевшего от удивления. 
Александр Великий? - Подумал я, - величайший воин всех времен? Человек, завоевавший весь мир, которого никто никогда не побеждал?

“Благословите Господа!” - пробормотал я, медленно поднимаясь. Осторожно ступая, Отец Евсевий направился к  часовне.





Глоссарий:

Берзэ: небольшая деревня близ монастыря Клуни.
Монастырь Клуни расположен в Бургундии, во Франции. В средние века монастырь Клуни возглавил главное самое мощное монашеское движение.

Аристотель (384 до н.э.- 322 до н. э.): Один из основателей западной философии, наряду с Сократом и Платоном. Его взгляды изучают и в наше время.


Александр Великий (356 до н.э -323 до н.э): Один из самых известных полководцев всех времен. Считается, что он не проиграл ни одно сражение.