Бездельники

Джейхун Кулизаде
Эта история случилась в сентябре 1972 года. В те дни легендарная хоккейная сборная СССР играла знаменитую суперсерию со сборной Канады из 8 матчей - по четыре в Канаде и в СССР. Несмотря на то, что игры из Канады транслировались поздно ночью, все жители Советского Союза были прикованы к телевизорам, и под знаменитые комментарии Никoлая Озерова до потери чувств переживали за нашу Родину. Обитатели нашего двора не были исключением. До начала игры жители четырех 5-ти этажных домов, образующих квадрат, собирались вокруг нескольких беседок в центре двора, бурно обсуждали эпизоды предыдущей игры и делали прогнозы на предстоящие. Обсуждение сопровождалось употреблением пива, курением и щелканием огромного количества семечек, что вызывало крайнее недовольствие дяди Степана - дворника нашего двора, высокого, сухощавого, одинокого мужчины пенсионного возраста. Он кружился вокруг беседок со своей метлой от бабы Яги, поднимал столбы пыли, и время от времени клеймил всех "болельщиков" “бездельниками”. "Бездельники" служили своеобразным сигналом для "болельщиков" и "отдыхающих" поделиться  пивом с держателем чистоты и негласным хозяином двора. Набрав необходимую норму, дядя Степан всегда незаметно для всех исчезал в неизвестном направлении и появлялся только на следующе утро.


Было мне в ту пору 14 лет, хотя и выглядел я несколько старше. Наша семья жила тогда в центре Баку, в двух шагах от железнодорожного вокзала, и иногда, по вечерам, можно даже было слышать обьявления о прибытии или отбытии очередного поезда. Отец в тот период уже третий месяц находился в Москве на каких-то курсах по повышению квалификации, или что-то в этом роде, и раз в месяц высылал нам с одной из проводниц чемодан московских деликатессов в виде колбас, тортов и всевозможных конфет. Встречать посылки отец поручил мне, что придало мне большое чувство важности и значимости в семье. На этот раз поезд прибывал ночью, как раз в то время, когда должен был начаться второй период хоккейного матча СССР - Канада. Сильно огорчившись такому обидному совпадению, я успокоил себя тем, что если поезд прибудет по расписанию, то я заберу посылку, и за пять минут добегу до дома. Пять минут не такая уж и большая потеря. Я даже не стал выключать телевизор, чтобы к моему возвращению все было уже готово к просмотру игры. Выбежав из подъезда после первого периода, я помчался на вокзал. Через пять минут я уже был у справочного бюро вокзала, где мне сообщили, что поезд прибывает на первую платформу без опоздания. Наша посылка должна была прибыть в третьем вагоне, и я, подсчитав приблизительно его расположение после прибытия,  принял соответствующую позицию. Оглядевшись вокруг, оказалось, что я стою недалеко от работающего круглосуточно вокзального буфета-ресторана. У его входа я заметил двух постовых милиционеров и нашего дворника дядю Степана с незнакомой мне женщиной неопределенного возраста. Моё любопытство направило было меня в их сторону, но прибытие поезда Москва - Баку вернуло меня к моему плану оперативной встречи посылки и продолжению просмотра хоккейного матча.
Я влетел в вагон, быстро нашел проводницу, забрал наш чемодан и выскочил из вагона. Пробегая мимо вокзального ресторана, я заметил что постовые скрутили руки дяде Степану и волокут его в сторону вокзального отделения милиции. Увидев меня, дядя Степан закричал - "бездельники", каким то образом вырвался из рук постовых, и, продолжая кричать "бездельники", побежал за мной. Постовые, придя в себя от неожиданного побега задержанного, побежали за ним и стали дуэтом дуть в милицейские свистки.  Со стороны вся картина выглядела следующим образом: впереди бегу я с чемоданом, за мной бежит дядя Степан и громко кричит "бездельники", а за ним двое постовых с милицейской трелью и криками "стой".
Так как чемодан был тяжелый, то уже через пару минут меня обогнал дядя Степан, а еще через несколько секунд, уже во дворе нашего дома, меня нагнали постовые. К моему большому удивлению, они не стали гнаться за дядей Степаном, а с криками "попался", заломили мне руки за спину и повели в отделение.
- За что?, - кричал я и пытаясь вырваться.
- А чтобы чемоданы у пассажиров не воровал, - ответил один из них и слегка подтолкнул меня.
От обиды, и глупой ситуации, в которой я оказался, вместо того чтобы сидеть сейчас в кресле и смотреть хоккей, мне хотелось рыдать и плакать. Меня вели в отделение милиции за воровство чемоданов, мой отец находился в Москве, а моя мама мирно спала в квартире, где по телевизору шел репортаж из Канады, и понятия не имела в какую ситуацию влип ее сынок. Когда меня выводили со двора, то я заметил, что за деревом прячется дядя Степан и улыбаясь что-то бормочит.
- Бездельники!, - вырвалось у меня из уст, не то в адрес дяди Степана, не то в адрес постовых.
- А вот за бездельников ты ответишь отдельно, - сказал другой постовой, и дал мне пинком под зад.


"Освободила" меня мама только на следующее утро. Конечно же нам пришлось очень долго извиняться за "бездельников" и оставить в отделении половину содержимого нашего чемодана. Кстати, ту, недосмотренную мной игру, канадцы выиграли со счётом 4:1. Мне до сих пор иногда кажется, что не попади я в эту нелепую историю с "бездельниками", наши бы ту игру не проиграли.