Введение в педагогику

Влад Каганов
       Подчас удивляешься, как  по-разному  природа наделила  людей  характером, темпераментом, призванием. Один -  всю жизнь точит детали на станке  и  не знает дела более увлекательного. Другой -  находит радость и красоту в тяжелейшем  и ответственнейшем труде хирурга. Третий -  получает  наслаждение  от  соприкосновения с колонками  цифр, с отчетами. Он готов допоздна сидеть у экрана компьютера, а выполнив  дело, чувствавать себя,  как поэт, закончивший  великое творение. Четвертый,  находит удовлетворение в шумной,  суетливой, часто неблагодарной работе снабженца.
 
     Но иногда,  человек  занимается не своим делом, не любимым. Он нудится своей работой  и несет ее как тяжкий крест, как бремя  всю жизнь. Хорошо, если у него есть  достойное увлечение, хобби, которым  он компенсирует  нелюбимый  труд.  И если  этому человеку  по долгу службы  не приходится  иметь дело  с людьми,  работа становится его личной драмой. Но если эта работа связана с общением, с людьми -  такой  человек переносит свою обиду и неудовлетворенность  на других.  И тогда страдают покупатели,  пассажиры, сослуживцы, посетители.

         Учителями тоже иногда становятся случайно.  Была возможность поступить в пединститут, в педучилище  -  поступили. Кто-то -  по звонку  ответственного  работника, кто- то по совету  подруги. Был в жизни нашей бывшей страны период, когда в институты  принимали  большое число сельских  ребят. В пединститутах  думали, что  закончив вуз, эти юные педагоги вернутся в родные края учителями. Но возвращаться в село мало кто хотел. Большинство оседало в городе.

        Среди выпускников пединститутов  было немало  способных, талантливых  людей, но были и средние, и откровенно «серенькие». Менять профессию они не хотели. Слишком  заманчивы были льготы: в два- три часа дня ты уже свободен, а летний отпуск – два месяца. Так и тянул человек до пенсии. Никто не подсчитал, сколько детских душ такой  учитель травмировал. Его раздражало все: и детский смех, и детские шалости, и необычный вопрос, и нетрафаретный ответ.

Должность учителя  всегда казалась мне волшебной. Я  представлял себе, как должно быть радостно и интересно войти  в класс и увидеть открытые, устремленные на тебя глаза детей, которые ловят  каждое твое слово. С годами я понял, каким наивным был тогда.

       В деле обучения  и воспитания все не так просто. Здесь многое  зависит от личности  учителя, от  его  знаний,  от общей культуры, от умения и понять и простить, от интуиции, наконец, от чувства  юмора.

Учителем  надо родиться.  Эта мысль  стала мне  понятна  после года работы  в  школе. Десять лет я работал одновременно и в школе  и в Доме культуры. Я  часто видел детей  в школе на уроках, а после,  встречал тех же детей в Доме культуры. Двоечник и нарушитель дисциплины в школе, иногда оказывался  отличным  авиамоделистом, танцором или художником.

       Я часто задумывался , почему одному учителю все удается  легко  и его любят ученики, а другой  - шумит, суетится, на уроках  теряет   голос,  а его  никто не слушает. В чем дело? И тогда я понял главную  истину  -  настоящий учитель  обладает  педагогическим чутьем. 

Что же это за  таинственное  педагогическое чутье? Это сплав педагогического такта, мастерства,  интуиции плюс отличное знание своего предмета. Учителю  необходимо знание  основ ораторского  искусства.  Своим рассказом он должен увлечь детей. Но этого мало. Он обязан  владеть искусством  судьи, справедливого  и  строгого. Ведь  ему  подчас  приходится  осудить поступок  ученика в классе.  Иногда  учителю достаточно  поговорить с провинившимся  наедине, а иной раз  лучше вообще промолчать, если уже ясно, что ученик все сам осознал, все понял.

Педагогическое  чутье включает в себя  интуицию матери,  которая умеет  по едва заметным,  едва уловимым признакам  безошибочно  определить тревогу, боль  или фальш  в поведении ребенка. 

        Педагогическое чутье - сродни музыкальному слуху.  В основе его  всегда  лежит  талант, призвание.  Его можно развивать, совершенствовать,  обогащать. Но лишь в том случае, когда  есть  хоть  крупица таланта. А  если его  нет, то педагог  действует, как запрограммированная машина. Однако, предусмотреть все варианты  поведения детей  в школе, все конфликты, неординарные  ситуации  - невозможно.  И тогда  машина не срабатывает,  дает сбои.  Не отсюда  ли тысячи жалоб родителей и учеников  на своих учителей?

В настоящем учителе, воспитателе - всегда незримо сидит  внутренний звоночек.  До поры до времени  он молчит. Но, как только учитель  теряет само- обладание,  начинает  кричать, или, наоборот, проходит мимо явной несправедливости, обиды младшего, слабого  - колокольчик немедленно подает сигнал. И этот же колокольчик напоминает учителю  момент, когда  пора оставить педагогическую деятельность.

        Учительский труд  сродни актерскому. Нужно уметь вовремя  уйти со сцены. Разумеется, эти  мысли пришли ко мне  с годами, с опытом.