В женском царстве

Татьяна Вишникина
    Когда речь заходит о женщинах Востока, обычно вспоминаются богатые гаремы, в которых жены и наложницы владык в своей изоляции от внешнего мира, обречены на ревность, зависть и соперничество. Мусульманские страны не так далеки - о многоженстве все наслышаны. Мы даже гордимся своей Роксоланой - Настей из Рогатина, сумевшей покорить сердце грозного султана Сулеймана и стать его любимой и единственной женой. А вот о другой форме брака - многомужестве (по научному называемой полиандрией), нам почти ничего не известно.
      
      И это не удивительно. Ведь сохранилась она в местах столь же экзотических, как и она сама - там, где земля встречается с небом, а точнее - в высокогорных районах Тибета и Гималаев. Европейцу попасть туда почти невозможно. И вовсе не из-за труднодоступности этих мест - куда только не проникают любопытствующие туристы! - а из-за того, что нас туда попросту не пускают. К примеру, в Непале для западных туристов открыты всего лишь три горных района - Кхумбу Химал (окрестности Эвереста), Аннапурна и Лантанг.
      
       Высоко в горах, на уровне 4000 метров, среди хитросплетений скалистых хребтов, ущелий и каменистых пустынь издревле живут люди. Их дома, построенные из грубо обработанного камня, больше походят на фортификационные укрепления, чем на мирные жилища. Вверх по склонам взбираются выбеленный известью стены ламаистских монастырей, а выше человеческих поселений - к границе снегов - забираются только горные козлы и знаменитые снежные барсы, да и то только летом. Хотя сверкающих снежные вершины тоже обитаемы - на них живут божества, повелевающие всем сущим на земле. И главное среди них - царица фей Мун-Гьянце.
      
       В этот суровый край, куда человек может попасть только пешком или верхом на лошади, цивилизации проникнуть не так-то просто. Поэтому там, в невероятной тишине величественных гор, сумели сохраниться нетронутыми и природа, и древние обычаи.
      
       Земля на большой высоте крайне скупа, а зима наступает рано. Ячмень не всегда успевает пожелтеть до наступления холодов, и часто его приходится собирать не дозревшим. "За теми редкими деревьями, которым, несмотря ни на что, удается закрепиться на здешней почве, жители поселков ухаживают так, как мы ухаживаем за цветами", - писал европейский путешественник, который провел много лет в этом краю ветров и камня. Обычай многомужества возник здесь не случайно, а порожден условиями жизни. Горы способны прокормить лишь немногих, а полиандрия позволяет сдерживать нежелательный рост населения. Чаще всего на одной женщине женятся братья, благодаря чему их скудное имущество остается в одной семье, так как и делить-то, собственно, почти нечего.
      
       Шерпы - одна из народностей, у которых полиандрия встречается до сих пор. Их знают во всем мире как проводников и носильщиков - незаменимых участников высокогорных экспедиций. Имя Тенцинга Норгея, вместе с новозеландцем Эдмундом Хиллари впервые покорившего Эверест, давно занесено в энциклопедии.
      
       У шерпов одну жену могут делить только два брата. Если в семье четыре брата, то старшие женятся на одной девушке, а младшие - на другой. Если же братьев трое, то одному из них (почему-то среднему) приходится идти в монастырь. И хорошо, если он чувствует к этому призвание!
      
       В Гималаях множество действующих монастырей, которые наряду с полиандрией, служат ограничению рождаемости. Будь это не так, их было бы значительно меньше. Это мнение подтверждает тот факт, что с появлением европейских туристов, буддийские монахи стали приторговывать храмовой утварью, а многие из них, почуяв запах свободы, сбросили просторные красные одеяния, отрастили волосы и отправились в долины искать лучшей доли.
      
       Случаи многомужества среди шерпов теперь редки даже в горах, а в городах среди "новых шерпов" их вообще не бывает. "При той свободе и равноправии полов, которые царят у нас, дай Бог мужчине или женщине управиться с одним супругом!" - восклицает Тенцинг Норгей в автобиографической книге "Тигр снегов".
      
       Наибольшее распространение многомужество получило среди долпо, живущих на северо-западе Непала. У них одна жена приходится на всех братьев. Если между братьями не большая разница в возрасте, они все вместе участвуют в брачной церемонии. Если разрыв слишком велик, в ней участвует только старший брат, а остальные, подрастая, постепенно вливаются в новую семью.
      
       Трудно сказать, чья участь тяжелее - у женщин в гаремных застенках или у мужчин под властью своенравной жены. Безусловно, мужчины имеют больше свободы, и все же, если судить по народности минаро, живущей на севере Индии и Пакистана, им вряд ли стоит завидовать.
      
       В отличие от других народов, населяющих эти места, у минаро европейский тип лица, белая кожа и светлые волосы. Их девушки, с точки зрения европейца, очень красивы. Серые глаза, густые длинные волосы, задумчивый взгляд... Глядя на них, трудно предположить, что со временем эти милые красавицы превращаются в самых настоящих фурий. Хотя наследство при братской полиандрии передается по мужской линии, и женщины живут в домах своих мужей, они чувствуют в них себя полными хозяйками. В совершенстве овладев искусством интриги, они восстанавливают мужчин друг против друга и умело удерживают власть в своих руках. Ничуть не стесняясь, они способны при всем народе надавать пощечин своим благоверным. К тому же их лица быстро стареют и приобретают злобное выражение, а от постоянного ношения тяжелого головного убора на голове появляются проплешины.
      
       Их кожаные головные уборы, богато расшитые жемчугом, бирюзой и кораллами, составляют целое состояние. Женщины минаро не снимают их даже во время работы в поле. Причина этой странности вовсе не женское кокетство, а дань обычаю. В прошлом такой наряд позволял им при нападении врагов спасаться бегством вместе со всем своим богатством, где бы они не находились.
      
       В отличие от женщин, мужчины минаро приветливы и доброжелательны. При воспоминании о своих сварливых женах, они обычно тяжело вздыхают и принимаются сетовать на судьбу.
      
       Нет, не зря древние индийские тексты называют север Гиалаев "Женским царством"!
      
       А вот вопрос, к какому виду брака отнести супружеские отношения у неваров Непала, поставит в тупик кого угодно. Если считать по количеству мужчин, приходящихся в семье на одну женщину, то брак можно считать моногамным. А если по количеству мужей - несомненно, его нужно отнести к полиандрии. Дело в том, что первым мужем неварки становится... фрукт бел. Этот первый брак - брак с фруктом - считается настоящим, священным браком, а последующий союз с мужчиной - чем-то не столь важным. Чтобы развестись, женщине достаточно вернуть отверженному супругу ритуальные орехи, подаренные им во время свадьбы, и после этого она имеет право вступить в новый брак. А вот мужчинам разорвать брачные узы значительно сложнее, так как жениться они могут только на женщине - никаких фруктов для них для этой цели не предусмотрено.
      
      Благодаря фрукту бел среди неварок не бывает вдов - и смерть мужчины вовсе не повод для соблюдения траура! Справедливости ради надо отметить, что фрукт бел у неваров считается воплощением бога Вишну.