Дивертисмент феминизма

Евгений Каширский
“И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному”
(Быт.2:18)


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ТЕКТОНИЧЕСКИЕ СДВИГИ

I
Двадцатый век явил борьбу женщин за равенство прав с мужчинами. Женщины многого добились в этой борьбе: они стали независимыми, сами определяют свою жизнь, получили право голоса, имеют равную плату за равный труд. Все это большинству наших современников представляется весьма и весьма справедливым. Однако теперь, после двадцатого буйного века, на протяжении которого разворачивалось движение за равенство, мы получили опыт, и можем сделать некоторые выводы о последствиях, вызванных этим движением, проанализировать, каким стало общество, семья и сама личность.

* * *
Нельзя не заметить, что установление равенства между мужчиной и женщиной принципиально изменило общество, и прежде всего это отразилось на семье и браке. Еще недавно брак казался незыблемым институтом, установленным для совместного проживания одного мужчины и одной женщины, для рождения и воспитания детей... Теперь он оттеснен сожительством в разных формах: с ведением совместного хозяйства и без ведения оного, браком втроем-вчетвером, однополым браком...

Все больше встречается бездетных пар или пар с одним ребенком. Нередкость рождение ребенка матерью вне брака. Российские критики Запада, убежденные, что в России сократилась рождаемость из-за капитализма и вызванного им обнищания населения, не могут объяснить, почему на богатом Западе рождаемость тоже сократилась. Получается, что бедные не рожают, и богатые не рожают. Значит, дело не в бедности, а в чем-то другом...

Характерной чертой современного общества становятся одинокие люди. Человек продолжает жить в истории, но его личная жизнь – это история одиночества.

* * *
Движение женщин за равные права с мужчинами называют феминизмом. Его сторонники доказывают, что женщина может делать все, что делает мужчина. Ничуть не хуже. И даже лучше... Указание на естественное различие полов феминистки воспринимают как оскорбление и посягательство на их права. Поэтому движение выступает против образа женщины как сексуального объекта, против мужских гетеросексуальных аппетитов.

Вот путь типичной феминистки, скажем, некой американской Джейн. С университетской юности она настроена скептически ко всем так называемым патриархальным семейным ценностям. Поэтому Джейн устремлена получить хорошо оплачиваемую престижную профессию, чтобы обрести независимое положение в обществе. Обычная женщина довольствуется скромной ролью в своей скромной жизни, феминистка составляет себе план победы. После долгих лет овладения опытом, завоевания авторитета, когда Джейн уже имеет приличный доход, она приходит к выводу, что ей следует все-таки попробовать организовать для себя необременительную и безопасную семью. Сочетается с каким-нибудь Майклом. Обыкновенным! ведь Майклу не надо ничего доказывать, он просто живет и работает. Появляются дети, чаще всего один, чтобы не испортить карьеру. Выйдя замуж, Джейн бдительно охраняет свои права, ища равенства во всем, даже в мелочах, понимая под этим... а впрочем, она сама не вполне понимает, что же ей нужно. Ее стремление к равенству оборачивается постоянным выяснением отношений, а уступки мужа лишь вызывают у нее презрение, ибо в этом она видит проявление слабоволия. У Джейн накапливается раздражение. В конце концов, она успешно убеждает себя в том, что ее муж – это совершенно чуждый ей человек. Он просто не вписывается в ее мир! Джейн принимает решение развестись и вернуть себе свободу. И поскольку она материально обеспечена, она смело смотрит вперед...

* * *
Доступный развод – важный инструмент феминисток в борьбе за свободу жить так, как им хочется. Развод, полагают они, несет освобождение, дает возможность начать новую счастливую жизнь.

II
Женщины, противящиеся власти мужа, несут опасность для стабильности общества. Разрушая семью, они разрушают общество. Часто они питают ненависть к своему бывшему мужу, которую переносят на весь мужской род. Для них мужчины – либо злобные и неумные тупицы, грязные насильники, либо безвольные и неосновательные, беспомощные существа. Таковое отношение к мужчинам они закладывают в своих дочерей , что отражается на их будущей семейной жизни. Другими словами, в воспитательную программу встроена установка на разрушение семьи. Любой спор с будущим супругом дочь, воспитанная такой матерью, воспринимает как сигнал к разрыву отношений.

Не спорим, оценка женщинами своих мужей часто бывает справедливой. Иной россиянин вместо того, чтобы взять на себя ответственность в принятии решений, довольствуется тем, что предлагает жене ситуативные варианты, оставляя последнее слово за ней... Но о чем это говорит? О том, что в виду известных исторических причин в нашем обществе предостаточно безответственных и слабовольных представителей мужского пола.

* * *
Почему не нашлось того, кто взял бы меня в жены? – говорит женщина, обращаясь к миру и небу. – Я была вынуждена родить ребенка вне брака...

Не выйдя замуж по тем или иным причинам, женщина решается родить ребенка вне брака. Ей хочется ребенка, и это главный аргумент. Нередко она ссылается на врачей, которые посоветовали ей родить для укрепления здоровья. Следует заметить, что такому материнству всегда сопутствует психологическая травма, которая дает о себе знать при встрече с полноценными семьями. Подруги этой женщины, имеющие законных детей, становятся для нее вызовом. Их дети – законнорожденные, а ее ребенок – нет.

Наше общество смирилось с существованием матерей-одиночек, но это показывает насколько далеко мы зашли в нарушении Слова Божиего. Таких женщин Бог считает блудницами, а их детей – детьми блудниц. Если кто-то полагает, что сегодня это не имеет никакого значения, то постарайтесь убедить в этом Бога.

Почему же прежде христианский мир осуждал такой поступок? Да потому что рождение внебрачного ребенка считалось грехом, пятнающим все общество, аморальным поступком, несущим проклятие. Люди сторонились таких женщин, как сторонятся прокаженных или чумных. Однако современное общество говорит: не надо портить жизнь матери и ее ребенку. Пусть она рожает, как хочет, от кого хочет. Лишь бы рождались здоровые дети...

Несколько слов о том, как матери-одиночки воспитывают детей. Ребенок ставится в центр всего мироздания. Мать живет лишь им и для него. Так и говорит: я живу только для ребенка. Ее собственные родители также существуют для него. Разумеется, ребенок привыкает быть в центре внимания. Он не умеет подчиняться и слушать старших, относиться с уважением к другим людям.

* * *
Вернемся к Джейн. Она думала, что, изгоняя мужа, обретает свободу, но ее приняло в свои объятья одиночество, которое поначалу воспринималось как победа над темными силами патриархального мира. Теперь, когда ребенок вырос и живет своей жизнью, Джейн пытается занять себя работой, книгами, общением с друзьями, и все равно это не спасает от одиночества. Джейн начинает понимать, что отсутствие семьи ничем не восполнишь, семью ничем заменить нельзя.

Как показывает злая статистика, обычная медсестра или домохозяйка живут, как правило, более счастливо. Об этом можно судить хотя бы потому, что процент разведенных женщин среди карьеристок гораздо выше, чем у скромных тружениц и просто домохозяек. Вопрос только в том, согласится ли признать это Джейн?

III
Теперь стало очевидным, что в капиталистическом обществе семья так же подвергается эрозии и разрушению, как она подвергалась при социализме. Дело в том, что в обеих системах за феминизмом стоит государственный гуманизм, который и есть главный виновник разрушения семьи.

Макс Вебер полагал, что капитализм во всех его разновидностях есть порождение кальвинизма. Поэтому сегодня, критикуя капитализм за его недостатки, также направляют критику на кальвинизм. Это несправедливо, поскольку кальвинистское общество характеризуется тремя неотъемлемыми признаками:

1) библейским христианством, под чем мы подразумеваем здесь прежде всего крепкую веру в Бога и господство в обществе законов, основанных на Библии;
2) свободой личности;
3) неприкосновенностью частной собственности.

Нынешнее западное капиталистическое общество, в котором положение дел принципиально иное (при сохранении второго и третьего указанных принципов отсутствует первый, а он – наиглавнейший), является некальвинистским, но гуманистическим.

И разве образ бережливого благочестивого пуританина соответствует нынешнему человеку, практикующему культ потребления? Когда вещь выбрасывается лишь потому, что она вышла из моды. В семнадцатом веке одежду носили до тех пор, пока ее можно было носить.

* * *
Кажется, что в современном обществе падение нравов достигло последней черты. Все мыслимое можно, все допустимо, ибо все относительно, ибо канонов и стандартов, кроме моды, не существует. Нет семьи, нет ответственных мужей. Дети воспитываются женщинами, считающими себя выше мужчин, лучше, поскольку они, видите ли, более приспособлены к стрессам...

Стоит ли удивляться, что как на Западе, так и в России наблюдается снижение рождаемости. Эта проблема затронула все так называемые гуманистические общества. Если христианские традиционные семьи имеют 5-7 детей, то гуманисты ограничиваются одним-двумя. Но для нормального существования общества необходимо, утверждают демографы, чтобы каждая пара имела более двух детей. Писание говорит о проклятии Божием, реченном в отношении Ефремлян: “ни рождения, ни беременности, ни зачатия не будет. А хотя бы они и воспитали детей своих, отниму их” (Ос.9:11-12).

Государство пытается поощрить рождение новых граждан дотациями из бюджета, но и это не вдохновляет, поскольку дело не в деньгах, но в идеях, которые витают в умах людей. А люди не хотят брать на себя ответственность. Они хотят наслаждаться жизнью.

Низкая рождаемость ведет к старению общества. Старики с грустью замечают, что молодые заводят все меньше и меньше детей. Есть реальная опасность, что наступит время, когда молодому поколению станет не под силу содержать пенсионеров. А это грозит коллапсом всего общества.

Есть и проблема экономическая, заключающаяся в нехватке рабочих рук. Разумеется, найти рабочие руки нетрудно, например, в Азии. Гастарбайтеры всегда готовы придти. Но вся беда в том, что они принесут и свою культуру, и свою религию. Восточную.


ЧАСТЬ ВТОРАЯ: НЕ НАДО СОРЕВНОВАТЬСЯ

I
Бог делает все в соответствии со Своим планом. И установил в согласии с этим планом законы и правила. Создавая мужчин с мужским характером, он создает женщин с соответствующим им характером. Разным полам не надо соревноваться между собой в физической силе. И в другом не надо соревноваться. Не надо соревнований вообще. Поскольку мужчина и женщина не предназначены для одного и того же. Сам миропорядок указывает на необходимость различия.

Иной мужчина полагает, что имеет право на первенство лишь потому, что обладает большей по сравнению с женщиной физической силой. Но разве в ней дело? Библия дает пример Давида, победившего Голиафа, который так и не успел применить свою силу. Впрочем, судьба его племени тоже довольно поучительна. Все, кому не лень, били этих Рефаимов, и в конце концов они полностью исчезли.

* * *
Адаму и Еве было рекомендовано плодиться и размножаться (Быт.1:27-28). Оставим монашествующим рассуждения о внеплотском зачатии детей. Пусть измышляют, каким оно было бы сегодня, не будь грехопадения. Но поскольку в Писании не говорится, что Бог поменял человеку гениталии, то смеем думать, что принцип зачатия после изгнания человека из Эдема не изменился. Разумеется, отношение мужчины и женщины друг к другу было бы без примеси пошлости и вульгарности, без мужского эгоизма и самоутверждения, без женской расчетливости. Теперь же к радости любви примешалась похоть, то есть нечистое желание. Похоть стала причиной насилия, убийств, надругательств над женщинами и детьми. Теперь “каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачавши, раждает грех” (Иак.1:14-15). И еще говорит Писание: “все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира (сего).” (1Ин.2:16).

Мы, как и все прочие люди, “были рабы похотей и различных удовольствий” (Тит.3:3), но теперь мы должны жить иначе. Возрожденный человек призывается жить, “удалившись от господствующего в мире растления похотью” (2Пет.1:4). Писание советует христианам: “умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть” (Кол.3:5).

* * *
Бог соделал так, что все незаконное обречено на вымирание. Все должно получить санкцию неба. Жизнь должна охранить себя Божиим законом. Хочешь жить – последуй закону Божиему. Поэтому Библия призывает отнестись к браку весьма серьезно, не рассматривать его лишь как один из вариантов сексуального удовлетворения. Человечество наказывается деградацией, если отступает от Божиего установления в отношении брака. Книга Второзаконие говорит, что за непослушание закону будут посланы болезни (“Если не будешь стараться исполнять все слова закона сего [...], то Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными” Вт.28:58-59).

Сегодня люди страдают от злых болезней, о которых прежде не имели никакого представления, но, похоже, продолжают бодро шествовать по своим путям. Что ж, у Бога в запасе достаточно карательных мер. Как обильны Его благословения, так обильны и наказания. Эпидемии могут хлынуть потопом. Впрочем, найдется предостаточно мудрецов, которые будут доказывать, что причиной всему обезьяны и космическая пыль...

II
Брак между одним мужчиной и одной женщиной есть Божие установление. Христианство, кроме брака одного мужчины с одной женщиной, не предусматривает альтернативы. Другие варианты в христианстве браком не считаются. Христиане отвергают все иные формы сожительства, изобретенные современным человеком (впрочем, все это было известно еще в древности). Таким образом, существует единственный стандарт, установленный Богом. Лучше сказать, система. В этой системе нельзя что-то подправить или улучшить. Рассмотрим важнейшие принципы христианского брака, указанные в Писании.

1) “жене глава – муж” (1Кор.1:3); “Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу” (Еф.5:22); “как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем” (Еф.5:24).

Подчинение жен мужьям – первый принцип. Вопрос не в том, кто умнее, но в том, кто принимает окончательное решение, кто берет на себя ответственность. Писание, как мы видим, возлагает принятие решений на мужа. Какие от этого выгоды? В семье прекращаются какие бы то ни было споры. Для них нет оснований. Отсутствие споров благотворно влияет на взаимоотношения между супругами, а дети растут в атмосфере мира.

Разумеется, современной женщине, даже если она христианка, подчинение мужу дается нелегко. Недавно Центр Изучения Кальвинизма проводил среди христианок разных деноминаций опрос: починяетесь ли вы своему мужу? Ответы были разные. Некоторым было непонятно, во всех ли ситуациях надо подчиняться? На основании ответов был сделан следующий вывод: как эти христианки подчиняются Господу, так они подчиняются и мужу.

2) “Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее” (Еф.5:25); “Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы” (Кол.3:18).

Призыв к женам повиноваться своим мужьям сочетается с призывом к мужьям любить своих жен. Любовь – это прежде всего забота мужа о данной ему Богом спутнице жизни. Не надо громких слов, окружите своих жен вниманием. Не будьте к ним суровы, но прощайте их несовершенства, не взыскивайте с них за то, чего они не умеют делают. Научатся.

3) “Жена да учится в безмолвии, со всякой покорностью; А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии” (1Тим.2:11,12).

Жена не должна господствовать над мужем, даже если он, к примеру, в какой-то момент не может обеспечить семью материально, и все держится на зарплате жены. Здесь для женщины большое испытание. Она должна сохранять уважение к мужу, и делать это не только для него, но также для себя и детей.

Кстати, об учебе. Бывает так, что мужчина не знает, как поступить в том или ином случае. Это может быть самый простой хозяйственный вопрос. Надо ли ему советоваться с женой? Как сказать… хорошо, если есть возможность обратиться к мужам братиям, к духовно-авторитетным членам церкви. Поступая так, он сохранит свой авторитет в глазах жены. Но и женщине не пристало спрашивать у мужа, как испечь  пирог или выстирать белье. Всегда можно спросить сестер. Впрочем, это вещи тонкие... тут всякий раз требуется особое рассмотрение.

4) “Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям: ибо сие угодно Богу” (1Тим.5:4).

Вот надлежащая педагогическая доктрина. Ребенок прежде всего учится почитать своих близких и воздавать должное родителям. Если в гуманистической семье в центре стоит ребенок, то у христиан в центре находится Бог, затем идут родители, и лишь потом ребенок. Так воспитывается послушание и смирение. И такая расстановка помогает преодолеть слепую любовь родителей, мешающую им правильно воспитать свое дитя.

III
Законный брак есть символ правильно налаженного мира. Правильный мир – это когда люди делают то, что говорит Бог. Правильно – это когда дом уютен, когда женщина – хранительница очага, когда дети – воспитанные и ухоженные, о них проявлена забота. Когда в детях закреплены основы христианской веры, преподанной их отцом и Церковью.

Кому-то покажется, что мы предлагаем типично патриархальную установку. Но что нам прикажете делать, если Бог устроил так, что счастье, под чем люди понимают прежде всего гармоничную жизнь, обретается только в семье. Одинокий человек подвержен страстям и волнениям, не имеет ни гармонии, ни покоя. Одинокие люди в лучшем случае счастливы лишь наполовину. А брак – дело ровное, гармоничное.

Вот почему мужчина и женщина должны быть вместе. Всякое учение, направленное против брака – гностицизм лжесловесников, сожженных в совести своей. Гностиков в христианстве расплодилось предостаточно, но не о них сегодня разговор.

IV
Независимость женщины не предусмотрена в плане Божием. Господь сказал женщине: “к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою” (Быт.3:16). Влекомая к мужу женщина примиряется с его господством, что ведет к правильному порядку и миру в семье. Только так. Слово Божие здесь как бы говорит женщине: если ты не подчинишься мужу, то будешь обречена на постоянную борьбу за свои права, но в этой борьбе проиграешь, даже если и победишь...

Поистине, женщины, желающие независимости, противоречат главному Божиему принципу: человек независимым быть не может. Люди зависимы от Бога. Мужчина подчиняется Христу, а жена – мужу. В подчинении Христу следует видеть не насилие над личностью, но любовь Божию, ведущую в жизнь вечную. Так неужели подчинение жены мужу не связано с этой любовью Божией?

* * *
Если женщина не желает подчиняться порядку, установленному Богом, она поднимает восстание против мужчин. Поэтому феминистки воюют не просто за равноправие, но утверждают свою религию независимости от Божиего миропорядка. Все в мире относительно, говорят они. Установления Божии тоже относительны, в наше время не могут применяться законы и правила, возникшие несколько тысяч лет назад. Но Бог наказывает за такие рассуждения как феминисток, так и внимающее им общество.

Иные феминистки идут дальше: они полностью отвергают Бога мужчин. Переписывают Библию, стремясь убрать все мужские характеристики Бога, заменяя их на так называемые нейтральные описания. Нетрудно представить, что получается после таких манипуляций с Библией: вместо Бога Авраама, Исаака, Иакова пред нами предстает андрогинное божество древних культов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Апостол, говоря о вдовицах, советует им выходить замуж (1Тим.5:14). Иначе они приучаются ходить по домам и сплетничать .

Кажется, что сегодня этот совет исполнить трудно, как никогда. Проблема одиноких женщин в обществе (впрочем, и в Церкви тоже) весьма серьезна. Сколько женщин лишены возможности составить себе партию, найти хотя бы “какого-нибудь” мужа.

Нельзя не заметить, что такое положение является следствием наказания Божиего за наши прежние атеистические годы, за все наши военные лихачества, наконец, за пренебрежение установлением Божиим относительно святости брака.

Мы убеждены, что России надлежит выполнить особую миссию, возложенную на нее Богом. В этом мы даже видим некоторое сходство с патриотами, которые тоже рассуждают на эту тему. Все дело, однако, в том, о какой миссии идет речь. Мы полагаем, что России надлежит продолжить дело Реформации, начатое в Европе в XVI веке. И здесь важнейшее место принадлежит созиданию семьи. Распространению в обществе библейского взгляда на семью. Пусть его называют патриархальным. Не важно. Лишь бы российские семьи из заброшенного пустыря превратились в цветущий сад.

(Прежде статья печаталась под псевдонимом Борис Смородин)