Популярно о протестантах

Евгений Каширский
(Эта работа была написана по просьбе Военно-Христианского Союза, Москва)

СОДЕРЖАНИЕ
1. РЕЛИГИЯ, ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
1.1. РЕЛИГИЯ ВЕЧНА
1.2. ВАЖНАЯ РОЛЬ РЕЛИГИИ
1.3. МНОЖЕСТВО РЕЛИГИЙ
1.4. РЫНОК РЕЛИГИОЗНЫХ УСЛУГ
1.5. ПОЧЕМУ ЛЮДИ ВЕРЯТ?
1.6. ЧТО ТАКОЕ ВЕРА?
1.7. СОЗНАНИЕ, СОВЕСТЬ, СВОБОДА СОВЕСТИ
1.8. КОНСОЛИДАЦИЯ
1.9. ДЕЛИКАТНАЯ СФЕРА
1.10. ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
1.11. ГОНЕНИЯ ЗА ВЕРУ
1.12. ТРАДИЦИОНАЛИЗМ

2. СУТЬ ХРИСТИАНСТВА
2.1. ОБЫДЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ХРИСТИАНСТВЕ
2.2. ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ХРИСТИАНСТВА
2.3. ЦЕРКОВЬ
2.4. ТРИ ВЕТВИ ВЛАСТИ В ОБЩИНЕ
2.5. ОБЩИНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.6. НЕДВИЖИМОСТЬ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ВОПРОС
2.7. ПРОПОВЕДЬ СЛОВА БОЖИЕГО

3. ПРОТЕСТАНТЫ
3.1. РЕФОРМАЦИЯ И ПРОТЕСТАНТИЗМ
3.2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ
3.3. МИФЫ О ПРОТЕСТАНТИЗМЕ
3.4. РАЗЛИЧИЯ В ТЕОЛОГИЧЕСКИХ ШКОЛАХ
3.5. В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ ПРОТЕСТАНТОВ ОТ ПРАВОСЛАВНЫХ?
3.6. ОСОЗНАНИЕ СВОИХ РЕЛИГИОЗНЫХ УБЕЖДЕНИЙ
3.7. ВЗГЛЯДЫ ПРОТЕСТАНТОВ
3.8. ПРОТЕСТАНТСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЦЕРКВИ
3.9. КТО УПРАВЛЯЕТ ОБЩИНОЙ?
3.10. НАКАЗАНИЕ ЧЛЕНОВ ОБЩИНЫ, ВЫХОД ИЗ ОБЩИНЫ
3.11. ОБЩИНА ИЛИ ПРИХОД?
3.12. ПРОТЕСТАНТСКАЯ ОБЩИНА ПРОТИВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
3.13. ОСОЗНАНИЕ СВОЕЙ ГРЕХОВНОСТИ
3.14. БУДУЩЕЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА

4. АРМИЯ
4.1. СВЯЩЕННЫЙ ДОЛГ ИЛИ ПЛОХАЯ РАБОТА?
4.2. КРИЗИС НРАВСТВЕННОСТИ В АРМИИ
4.3. ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
4.4. РЕЛИГИЯ В АРМИИ
4.5. ОППОЗИЦИЯ ОФИЦЕРОВ
4.6. СВОБОДА ВЕРОВАНИЙ В АРМИИ
4.7. ПРОТЕСТАНТЫ В АРМИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ


1. РЕЛИГИЯ, ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
1.1. РЕЛИГИЯ ВЕЧНА
Вопреки мнению скептиков, религия будет играть главенствующую роль до тех пор, пока существует человечество. Этот фактор должен учитываться руководством любой страны мира.

В сущности, у человечества есть только два выбора – либо идеология, либо религия. Но идеологии, в отличие от религий, приходят в негодность, их приходится заменять другими. Впрочем, христиане считают, что любая идеология есть выражение религиозных воззрений. Так, например, современная гуманистическая идеология по многим позициям совпадает с воззрениями античных язычников.

До ХХ века абсолютное большинство поколений людей на земле были верующими. А сколько длится история современного атеизма и безверия? Один двадцатый век … Можно ли сравнивать?

Мы видим, что в новейшей России религия с первым же днем свободы мгновенно набрала силу и разом отвоевала позиции, утраченные при социализме. Без сомнения, будущее России во многом будет определяться именно религиозным фактором.

1.2. ВАЖНАЯ РОЛЬ РЕЛИГИИ
Приходится встречать мнение, что религия нужна лишь для торжественных мероприятий, для укрепления администрации. Этим мнением можно смело пренебречь как не отвечающим действительности.

1.3. МНОЖЕСТВО РЕЛИГИЙ
Сегодня существует несколько основных религий, в каждой из которых есть множество направлений. Так, в христианстве есть православие, католицизм и протестантизм, которые, в свою очередь, подразделяются еще на несколько ветвей.

Мы должны принять этот факт, нравится он нам или нет. В реальном мире существует несколько христианских Церквей. Целью этой брошюры не является демонстрация истинности той или иной Церкви. Не наша задача доказывать, кто из них более угоден Иисусу Христу. Каждый гражданин РФ волен выбрать свое направление, и никто не имеет права его спрашивать, почему именно это направление он выбрал?

Но избрание – это ответственность. Каждый из нас отвечает за свою религию. Всей своей жизнью мы должны доказывать истинность выбранного нами.

1.4. РЫНОК РЕЛИГИОЗНЫХ УСЛУГ
Некоторые публицисты сравнивают деятельность религиозных организаций с рынком услуг: религиозные деятели спорят между собой, доказывают, кто из них самый истинный. И все делается лишь для того, чтобы повыгоднее сбыть «свой товар».

Подобные высказывания весьма задевают религиозных деятелей, которые отвечают, что у них все искренно, никакой торговли, никакой выгоды. Но если отвлечься от эмоций, то в высказываниях о рынке религиозных услуг есть немалый смысл. Товаром религиозных организаций условно можно считать трактовку Бога и принципов взаимоотношений с Ним, толкование Священного Писания, а также религиозные институты. И лучше уж рынок, чем насильственное обращение людей в ту или иную религию и запрет на свободную проповедь. Третьего не дано.

К счастью, сегодня рынок (свободный выбор) превалирует над грубым насилием над верой и убеждениями человека. В свободных странах все религиозные организации, как и любое другое объединение людей, предлагают свои услуги на равных основаниях.

1.5. ПОЧЕМУ ЛЮДИ ВЕРЯТ?
В Бога верят люди самых разных слоев – бедные и богатые, здоровые и больные, семейные и одинокие. В каждом социальной группе есть верующие люди.

Для атеиста, считающего, что в этом мире нет ничего духовного, является загадкой, почему люди верят в Бога. Разумеется, атеист легко объяснит веру как социально-психологическое явление… Но в тяжелую минуту и он вдруг наденет на себя амулет и станет стучать по дереву, а то и воззовет к «боженьке». Будет проявлять религиозность в самой примитивной форме. Согласен, пройдет эта тяжелая минута – и снова наш атеист вернется к прежним насмешкам над верующими в Бога.

Однако, вера в Бога вызвана вовсе не внутренними переживаниями человека. Иначе все было бы слишком просто: тебе трудно – ты начинаешь веровать в Высшую силу. Христиане полагают, что вера приходит от Бога, приходит как дар. Вера зарождается не внутри, а приходит извне. Не ко всем, но ко многим. Не стоит думать, что положение сегодняшних неверующих безнадежно. Часто случается так, что неверующий вдруг обретает веру. Христиане говорят, что Господь дал веру такому человеку.

Так Бог открывает Себя – через природу, Писание и личную веру. Но если вера – дар Божий, то шутить с нею не рекомендуется. Забавляться верой – глупо и опасно.

1.6. ЧТО ТАКОЕ ВЕРА?
Строго говоря, вера должна приниматься нами не столько как признание Высшей силы, Бога, сколько как общение с Ним и исполнение Его установлений. Вера всего лишь как признание может быть суеверием, предрассудками, то есть стремлением выполнять определенные действия в надежде на договоренность с некими «потусторонними» силами. Но при этом от человека не требуется изменить свое поведение, подчинить свою жизнь определенному стандарту.

Настоящая вера меняет человека, становится стержнем его личности. Да, на него по-прежнему влияют окружающие обстоятельства. Человек зависит от своего происхождения, образования, особенностей характера. Но теперь все это играет второстепенную роль.

Довольно быстро вера становится сущностью самого человека, сопровождает его всю дальнейшую жизнь, помогает ему преодолевать испытания и трудности.

Настоящую веру в Бога сломать в человеке нельзя. Даже если мы силой заставим человека отказаться от веры, в лучшем случае он подчинится нам лишь внешне. При этом, как правило, возникают серьезные конфликты. И когда какой-нибудь честный служака задумает выбить всю «эту дурь» из головы новобранца, то из насилия над верой ничего не выходит, кроме проблем с неуставными отношениями.

* * *
Казалось бы, в условиях свободы человек без затруднений может выбрать ту религию, которая его устраивает. Но в реальности на его выбор в значительной степени влияет общество. К примеру, нам не приходит в голову стать приверженцем одной из религий индейцев Южной Америки. Почему? Да потому что наше общество не исповедует ее – не воздействует на нас этой религией. Не учит нас впитывать ее, как говорится, вместе с молоком матери. Религиозная традиция народа – это серьезный фактор веры.

Но здесь мы должны оговориться: это утверждение относится лишь к так называемой социальной вере, то есть пассивном принятии религиозных воззрений окружающего общества. Принятие иной религиозной точки зрения требует немалого мужества.

* * *
Первые христиане проповедовали людям, ничего не знавшим об Иисусе Христе. Римские и греческие язычники были укоренены в своих «родных» религиях. Они были преисполнены любви к своим религиям. Но апостолов и первых христиан это не смущало. Они пошли против течения и победили.

Да, общество и воспитание важны, но они не могут противостоять личной вере. Именно о ней говорит Евангелие. В сущности, Евангелие предлагает всем народам преодолеть свои национальные традиции и добровольно принять веру в Иисуса Христа. А поскольку вера передается от человека к человеку через проповедь, то нетрудно сделать вывод, что основой веры является свобода распространения религиозных убеждений.

Христианская вера распространяется в прежнем языческом обществе – и со временем изменяются многие традиции народа, изменяется его менталитет. Отныне подрастающие поколения воспитываются в христианском духе.

Главное, чтобы личная вера не подменилась вновь верой социальной, которая может иметь некоторую значимость в трудных обстоятельствах, но в повседневной жизни человека не играет никакой роли.

1.7. СОЗНАНИЕ, СОВЕСТЬ, СВОБОДА СОВЕСТИ
Важнейшим приобретением человека является сознание. Это его капитал, собственность. Такая же как недвижимое имущество. Сознание можно еще уподобить нашему внутреннему правительству, которое управляет нами и охраняет нашу личность.

Сознание отражает сложную взаимосвязь мыслей, идей, чувств (и многого другого). Важнейшей составной частью сознания является совесть. Ее трудно определить научно. Некоторые современные исследователи полагают, что совесть – это гипноз по отношению к самому себе и даже инстинкт. Другие определяют ее как самоконтроль.

Христианство считает, что совесть тесно связана с внутренними законами, которые Бог вложил в сердце каждого человека. Подчинение этим законам или нарушение их отражается на самочувствии совести.

Верующий человек все, что связывает его с религией, несомненно воспринимает как вопрос совести. Свобода совести неотделима от свободного, как сказали бы религиоведы, отправления религиозного культа. Вот почему свобода совести – одна из важнейших идей протестантизма. Свобода совести ведет за собой свободу собраний – прежде всего для исповедания своей веры совместно с единоверцами, свободу высказывания религиозных убеждений. Свободу обучения своих детей в религиозных школах.

Обеспечение свободы совести – первейшая обязанность правительства, если оно хочет мира в стране.

* * *
В странах Запада религиозный вопрос благоразумно оставлен на усмотрение граждан. Так, жители США имеют различные верования, но заметим, что это никак не ухудшило экономическое и военное положение этой страны. Тут есть о чем подумать. В США искренность верований военнослужащего не подвергается сомнению, с верованиями (какими бы они ни были) не борются. Другое дело, что от военнослужащего требуется соблюдать подписанный им контракт, и в случае невыполнения приказа командования он увольняется из рядов Вооруженных Сил.

В РФ мы только начинаем привыкать к свободе. Учимся пользоваться ею. Российский военнослужащий еще не имеет достаточной защиты своих религиозных воззрений. Вот почему многие наши солдаты и офицеры считают благоразумным скрывать свои религиозные убеждения.

1.8. КОНСОЛИДАЦИЯ
Между тем, Россия официально провозглашена страной свободы совести и свободы политических убеждений. По крайней мере, так сказано в нашей Конституции.

Это трудно воспринимается российским обществом. Свобода непривычна для нашей мировоззренческой системы. Всей российской историей мы воспитаны иначе. Мы стремились к воле, то есть к жизни подальше от начальства. Но мы не позволяли друг другу иметь свободу мнений, воззрений, убеждений.

Среди наших соотечественников довольно-таки широко распространено мнение, что у России нет друзей. Нас не любят, желают нашей погибели. Почему? На это есть три причины. Во-первых, нам завидуют из-за несметных богатств территории. Во-вторых, мы ни на кого не похожи и все делаем по-своему. Наконец, в-третьих, мы – не в пример другим народам – любим правду. Вот почему нам необходимо оборонное мышление. А в условиях обороны гражданские свободы – непозволительная роскошь. Большинство наших людей предпочитает не свободу, но консолидированную точку зрения – для обретения экономической, военной и морально-психологической устойчивости в грядущих боестолкновениях. Единому центру обороны нужен единый взгляд на эту оборону. Все должно быть в одном числе. Один народ, одна партия, одна идеология. И учитывая современные реалии – одна религия. Пусть это будет православие. И немного ислама и буддизма в строительных войсках. Остальное – отставить за ненадобностью…

* * *
Стоит ли говорить, что такое мнение говорит о непонимании сути вопроса. Насилие в сфере убеждений – крайне опасная вещь, всегда оборачивается пирровой победой. В результате насилия над духом общество деморализуется и слабеет, что в конечном итоге приводит к поражению правящей элиты. Первоначальные успехи гитлеровской Германии, подавившей свободу убеждений своих граждан, многим вскружили голову, но всякий школьник знает, что за успехами Третьего Рейха в 1939-41 годах последовал его разгром в сорок пятом.

Протестанты, несмотря на все их многообразие, выступают за предоставление россиянам полной свободы совести. Предлагают уравнять в правах все религиозные организации. Другими словами, равные права и свободы должны быть предоставлены верующим всех религиозных организаций, вне зависимости от политических соображений. В долгосрочном плане это более перспективная политика, нежели покровительство одной конфессии.

* * *
Крепость, окруженная врагами, как бы она ни была хорошо укреплена, долго не продержится. Приведу пример из истории Второй Мировой войны. Всякий, кто смотрел американский фильм «Спасение рядового Райана», не мог не задуматься о героических жертвах американцев на пляже Омаха и яростном сопротивлении немцев. Из 34 тысяч американских десантников в битве за преодоление защитного вала погибло около 2 тысяч. Любой из наступавших мог оказаться в числе убитых. Тем не менее, большинство осталось в живых. Они надеялись выжить и выжили. В то же время немцы прекрасно понимали, что оборону им не удержать – силы были слишком неравны. Понимали, что к концу дня они непременно будут убиты. Так и случилось – защитный вал был прорван, а из защитников в живых остались единицы. Оборона, как бы она ни была хорошо продумана, все равно проигрывает, если на тебя нападает неизмеримо более мощный противник.

Китай XIX века тоже уповал на изоляцию от внешнего мира. Представлял собой крепость на осадном положении. Военные корабли Запада заставили Китай открыть ворота. За изоляцию пришлось платить годами унижений и длительной учебой.

Что я хочу этим сказать? Если уже в XIX веке изоляционизм выглядел анахронизмом, то в наше время подобная политика может привести лишь к национальной катастрофе. Россия должна искать формы сотрудничества со всем цивилизованным миром. Но в цивилизованном мире нас поймут только в том случае, если мы будем придерживаться уважительного отношения к религиозной свободе своих граждан.

* * *
К тому же устойчивость любой системы обеспечивается не ее монолитностью и простотой, но сложной разветвленностью или глубиной. Автомат Калашникова прост, а современный военный корабль представляет собой сложнейшую систему. Вряд ли кому-то придет в голову отвергать корабль только по той причине, что он гораздо сложнее стрелкового оружия. Так и на уровне социальной системы. Племя полностью подчиняется своему вождю. Это удобно всем его членам. Но если племя захочет выйти из своего дикого состояния, ему надо будет ввести цивилизованные формы общественного управления с разделением ветвей власти и тому подобными демократическими установлениями.

Если Россия – это простая страна, то ей подойдут простые решения, вполне понятные человеку с улицы. Если же Россия – страна сложная, со многими противоречиями и конфликтами интересов, то так называемыми простыми решениями можно лишь еще более углубить проблемы и вызвать еще большие конфликты. К тому же Россия представляет собой страну с гипертрофированной административной системой и неразвитым гражданским обществом. Для решения проблем, которые возникли перед нашей страной в XXI веке, подобное положение в государстве и обществе неприемлемо.

Протестанты выступают за развитие свободного гражданского общества. Напомню, что в странах Запада население состоит во множестве общественных организаций. А нам еще говорят об индивидуализме западного человека! Только зрелое гражданское общество способно действенно помочь своему правительству в решении проблем, встающих перед страной.

Развитое общество является важнейшим фактором устойчивой социальной системы. Не в последнюю очередь, это зависит от свободы в религиозной сфере.

1.9. ДЕЛИКАТНАЯ СФЕРА
Если человек равнодушен  к тому, что говорят о его религии, то это означает, что у него еще нет сформировавшихся религиозных убеждений. Убеждения тем и характерны, что человек отстаивает их и ради них готов пожертвовать собой.

Но что происходит, когда под напором извне человек отступает и отказывается от своих убеждений? Как всякий совестливый человек, он станет презирать себя, будет морально сломлен. Если это военнослужащий, то я бы на месте его командира задумался, стоит ли давать такому солдату в руки оружие. Ведь человека заставили отказаться от самого дорогого в его жизни. И никакие армейские традиции и песни о боевом братстве не заменят ему того, от чего он отрекся.

Не будет из него ни защитника Родины, ни просто хорошего гражданина. Ведь по своей сути измена религиозным убеждениям сродни измене Родине. Перестать верить – это все равно, что перестать любить своих родителей. Вот что должны понять люди, ответственные за морально-психологическую подготовку личного состава.

А если не видеть в военнослужащем полноценную личность, то без заградительных отрядов не обойтись. Пулеметы, наставленные в спину солдат, становятся лучшим аргументом в разговоре о духовных вопросах.

* * *
Иные ретивые политики призывают всех россиян загнать под одну конфессиональную крышу. Возможно, они поступают так из самых лучших побуждений – политических, административных. Но только не христианских. Эти люди своими речами и предлагаемыми мерами показывают, что к вере в Бога они относятся несерьезно.

Опыт царской России показал, что казенная религия вызывает отторжение у простых людей. Напомню известный факт: после Февральской революции 1917 года отменили обязательное причащение военнослужащих. К Причастию стало подходить не более 10 процентов солдат и офицеров. Россия считалась православной страной. Но что на деле? Эти десять процентов и можно было считать настоящим числом верующих. Впрочем, это число надо уменьшить по меньшей мере в два раза, ибо из тех, кто подходил к Причастию многие подходили на всякий случай.

Что удивляться тому, что в годы большевистских гонений народ не вступился за Православную Церковь? У подавляющего большинства россиян не было личной веры.

1.10. ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Последние несколько лет у нас говорят о духовной безопасности. Внятного определения этого термина еще никто не дал. Впрочем, можно попытаться понять, что именно имеют в виду те, кто его использует. Под духовной безопасностью понимается следующее: нельзя распространять религиозные идеи, которые не нравятся начальству. Прежде всего – это идеи религиозной свободы, присущие западному миру.

Наши политики вновь готовы бороться с «чуждым влиянием Запада». И поскольку они понимают духовность все еще по-советски, то она проходит у них по разряду политики или культуры. При социализме все западное было раскритиковано и запрещено как бездуховное. Так и писали: бездуховный Запад. Я помню, как наша добрая учительница с ножницами в руках подкарауливала в школе тех, кто носил длинные волосы. Выстригая пряди волос, учительница считала себя борцом с чуждым влиянием Запада. Тогда подобное хулиганство было в порядке вещей. Пропагандисты говорили, что Запад бездуховен. И одновременно боролись с духовным влиянием Запада. Как говорится, не ищите логики.

Стоит ли доказывать, что выражение духовная безопасность служит прикрытием для попрания норм цивилизованного общества: парламентаризма и свободы личности. Вместо этих норм наши идеологи предлагают «российскую систему духовных ценностей». Замечаете разницу? Вместо четкого общепринятого стандарта навязывается нечто размытое, субъективное, определяемое никем иным как узким кругом доверенных лиц.

* * *
Самое печальное, что эти люди говорят о своих убеждениях от имени всей страны. Считают, что имеют на это право. Между тем, в сфере духа и духовности начальственные поддержки одного мнения всегда приводили к печальным результатам. В духовной сфере, как в никакой другой, нужны открытость и состязательность. В споре духа должна побеждать истина, а не административный ресурс.

А если духовная безопасность связана с духом человека, то для христиан лучшим защитником нашего духа является Дух Божий. Вот пусть Ему и будет предоставлена полная свобода действий.

С другой стороны, поможет ли административный ресурс тому, чей дух слаб? Дух проявляет себя в противостоянии в области мысли и чувств. Так сказать, дух на дух. Если наш дух слаб, то административные подпорки его не усилят. И как можно обезопасить слабый дух? Приставить к нему жандармов и карабинеров?

Разговоры о духовной безопасности охотно поддерживают представители Православной Церкви, рассчитывая на то, что административный ресурс поможет им оградить себя от конкурентов в лице христиан других направлений.

*  * *
Возможно, выражение «духовная безопасность» стало так популярно у нас потому, что оно доступно для понимания чиновников и удобно для применения. Вот только история показала, что ограждения, «подмораживания» одних и преференции другим никогда не давали желаемых результатов. Запретами можно только разжечь ненависть и породить цинизм и равнодушие.

Как полагают эти люди действовать? Запрещать проповедь? Закрывать общины и религиозные школы? Христианин верит в силу молитвы, подкрепляет себя духовным чтением, общается с братьями и сестрами по вере. Его не собьешь. Первые христиане столкнулись с яростной агрессией языческого мира. Но выстояли, будучи сильными духом. Никто им не помогал, кроме Христа.

* * *
Конечно, в истории есть и другие примеры. Так Византия пала под ударом турок, а ее жители перешли в ислам. В данном случае иная религия была утверждена вооруженной рукой. Разумеется, всякий здравомыслящий человек против такого подхода к религии. Если сегодня США или Китай станут силой оружия навязывать свой образ жизни и свою культуру, то нам, понятное дело, это не понравится. Мы все встанем на защиту нашего образа жизни. Пусть даже он в сто раз нелепее и бессмысленнее. Это неважно. Мы против того, чтобы принимать духовное по указке сверху, неважно в руках какого начальника эта указка находится – своего или чужого.

Но если это положение справедливо по отношению к обществу в целом, то оно не менее справедливо и по отношению к отдельному человеку. Любое давление на личность или лишение его права на исповедование избранной им религии – это нарушение свободы совести, каким бы благовидным предлогом нарушение ни прикрывалось.

* * *
Впрочем, если захватчики относятся терпимо к религии покоренного народа, то служители религии этого народа обычно ведут себя вполне лояльно. Приведем пару примеров из российской истории. На Русь приходят так называемые татаро-монголы. И что происходит? Православные структуры прекрасно адаптировались в новых условиях. Православная Церковь стала союзницей татарского хана, признала ханскую власть как богоданную, призывала к повиновению Орде, молилась за здоровье хана и победу «татаро-монгольского» оружия. За это она была освобождена от уплаты дани, получила охранную грамоту и прочие привилегии. Борьба с Ордой – это всего лишь политический миф, созданный задним числом. Напомним, что князь Дмитрий Донской был проклят митрополитом Киприаном.

Во время Великой Отечественной войны та же самая история. Служители РПЦ прекрасно чувствуют себя на захваченной немцами территории. Служат во вновь открытых храмах и молятся за победу Вермахта. Вы только представьте себе ситуацию, скажем, в 1942-43 годах. Концлагерь для советских военнопленных. Православные священники регулярно наезжают «для «окормления пленников». Здороваются с охранниками из СС и проходят на территорию лагеря, где сидят голодные и больные советские военнопленные. О чем служители разговаривают с пленниками? Вернее, о чем им позволено разговаривать? О том, что германское оружие непобедимо. О том, что дома советских граждан ждет смертная казнь. О том, что у них есть выход – вступить в Русскую Освободительную Армию под командованием генерала Андрея Андреевича Власова…

Надеюсь, читатель понимает, что, приводя эти примеры, я критикую лишь политику иерархов. Нет сомнения, что жизнь миллионов простых православных людей являет бесконечное число примеров доброты и самопожертвования. Достаточно вспомнить Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, богослова и хирурга. Светлый был человек.

* * *
Научность термина, его объективная ценность проверяется на практике. Проверим рассматриваемое нами выражение «духовная безопасность» на примере Гражданской войны. Две идеологии – коммунистическая и монархическо-православная – бьются между собой. Вопрос: каково было положение с духовной безопасностью русского народа в этот период? Каждая сторона дает свои аргументы, но они не принимаются во внимание стороной противоположной. Как видим, данное выражение «духовная безопасность» в приложении к русскому народу в целом не имеет смысла.

Победили красные. Многие сегодняшние сторонники духовной безопасности, защищая православие от протестантизма, относятся с симпатией к коммунистам. Но – кто знает – может быть, они так же и к протестантизму станут относиться с симпатией, когда увидят его добрые плоды? Так что не надо торопиться. Протестантизм показал действительно добрые плоды во всем мире. Почему же в России он обязательно будет приносить плоды худые?

* * *
Упрощенные подходы нерезультативны. Выражение «духовная безопасность» – такой же упрощенный подход к в сфере духа, как и подход к религии небезызвестных «сектоборцев», называющих все разновидности протестантизма деструктивными культами или тоталитарными сектами. Такой же ненаучный и недобросовестный подход, не дающий никакого результата.

Религиоведы в штатском убеждают государство немедленно ввести меры «по обеспечению духовной безопасности», в то время как государству полезнее было бы уважать религиозные и моральные убеждения своих граждан, ибо таковые убеждения имеют только порядочные люди. Если уж говорить о духовной безопасности, то пусть это будет свобода от внешнего давления. Дух дышит, где хочет. Где Дух Господень – там свобода.

Кстати сказать, вы заметили, сколь ничтожно мало в наших городах мест для свободного выражения своего мнения? Я разумею такие форумы под открытым небом, где можно было бы собираться без получения предварительного разрешения от администрации. Вести общественные дискуссии, то есть свободно высказывать свои убеждения на публике и слушать других. Не думаю, что у администрации до устроения подобных площадок не доходят руки. Боюсь, что дело как раз объясняется нашей общей нелюбовью к свободе.

* * *
Когда же в стране начинается давление под видом обеспечения духовной безопасности, то реакция известна: эмигрируют порядочные и честные люди, дорожащие своими убеждениями; ухудшается международное положение страны, растут изоляционистские настроения – и в результате выстраивается все та же печальная осажденная крепость.

1.11. ГОНЕНИЯ ЗА ВЕРУ
История показывает, что гонения своих граждан за веру – самое вредное для государства занятие. Общество раскалывается на гонителей и гонимых, которым сочувствуют все порядочные люди. Сочувствующие, даже если они сторонники официальной религии, начинают сомневаться в правильности религии гонителей, осуждают ее лидеров, проявляют интерес к религиозным воззрениям, которые исповедуют гонимые.

Вот почему государству следует быть одинаково дружелюбным для всех своих граждан, вне зависимости от их национальности и религиозных воззрений. Проявляя заботу о духовных интересах населения, государство показывает себя мудрым созидателем будущего.

1.12. ТРАДИЦИОНАЛИЗМ
Нам говорят, что Россия – страна устоявшейся православной культуры. Поэтому ничего другого россиянам уже не надо. Поздно перестраиваться на протестантский манер.

Знаете, в Европе когда-то тоже не было протестантов, как не было и протестантской культуры. И что же? Появились протестанты, и вместе с ними появилась великая протестантская культура, которая сформировала облик Европы и всего западного мира, всей современной цивилизации.

Сегодня в России по разным оценкам насчитывается до двух миллионов протестантов. Количество протестантских религиозных организаций стоит на втором месте после православных.

Отечественные протестанты прекрасно вписались в российские реалии. Став протестантами, мы не перестали быть русскими. Живем вполне российской жизнью. Стараемся наладить порядок в своей личной жизни и жизни общества. Разумеется, эти самые российские реалии влияют на нас весьма существенно. Вот почему российские протестанты значительно отличаются от протестантов европейских, африканских или азиатских.

Это нормально.


2. СУТЬ ХРИСТИАНСТВА

2.1. ОБЫДЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ХРИСТИАНСТВЕ
Когда наши соотечественники слышат о христианстве, у них возникают привычные ассоциации: моя бабушка была верующей и всегда ходила в храм за святой водой, моя жена вдруг стала верующей и тоже ходит в храм за святой водой. … Вот праздник Масленицы, устроенный в рамках празднования дня города. Вроде тоже как-то связан с русским христианством …

Сегодня многие россияне поддерживают православие, но поддерживают его так, что лучше бы они этого не делали. Всем своим видом они показывают незнание основ христианства, а своим поведением нарушают общепринятые евангельские нормы.

Возможно, они, действительно, не знают, в чем сущность христианства.

2.2. ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ХРИСТИАНСТВА
Христианство говорит о Боге, Который установил Завет (договор) со Своим народом. Между Богом и Его народом есть Посредник – Иисус Христос. Других посредников в христианстве нет. Христианство признает Бога-Троицу (Отец, Сын и Святой Дух). Иисус – это Сын Божий, второе Лицо Троицы. Христиане признают Иисуса своим Царем и Священником.

В этом суть христианства. Церковные обряды и праздники – это вторичное, менее важное. Главное – Христос и Его народ. Народ обязан жить в рамках Завета, то есть выполнять Заповеди, предписанные в Слове Божием.

Разумеется, христианство содержит в себе много разных идей. Говорит о добре и зле, определяет смысл человека и общественных институтов, культуры и государства. Дает законные методы и средства для достижения целей. Но главное – Христос. Кто не принимает Христа своим Спасителем и Царем, тот еще ничего не знает о христианстве.

2.3. ЦЕРКОВЬ
Апостолы (первые ученики Христа) стояли у основания христианской Церкви. Что именно они делали? Они проповедовали Слово Божие. Самая первая община в Иерусалиме показала пример устроения Церкви, взяв практику еврейской синагоги – проповедь Слова Божиего, молитвы и пение псалмов. Все разговоры о богослужении по типу служения в иерусалимском храме – это поздние разработки. Слово Божие говорит о том, что после Вознесения Первосвященника Иисуса храм может находиться только на небесах. Где священник, там и храм.

На земле находится Церковь – то есть собрание призванных людей (по-гречески – экклесия). Верующие во Христа люди и составляют народ Божий.

Иерусалимская община практиковала общее имущество. Но это не прижилось, поскольку у общины довольно быстро возникло множество проблем, в том числе и материальных. Община проповедовала Евангелие. Отношения между последователями Христа были простыми, строились по принципу, указанному Христом: поддерживать братство, служение нести со смирением, понимая себя как слугу Богу и обществу.

2.4. ТРИ ВЕТВИ ВЛАСТИ В ОБЩИНЕ
Первые христианские общины имели особенность, которая позже ушла из жизни Церкви, а именно – простоту отношений и демократичность управления. Повсюду царил дух свободы. Члены общин избирали служителей голосованием. Устройство общин выражало идею Бога-Троицы (хотя этого слова еще не было в лексиконе первых общин): диаконы представляли собой исполнительную власть; пресвитеры, составлявшие пресвитерию – судебную; наконец, общее собрание – законодательную. В сущности, это три ветви власти современного государства. Конституцией общин было Слово Божие. (См. также 3.9)

К сожалению, с середины второго века Церковь пошла по пути установления иерархии, заменяя свободное волеизъявление (голосование) народа решением клира. На это было несколько причин. Назову две: подражание византийскому двору и борьба с гностиками, для общин которых было характерно иерархическое управление. В качестве противодействия влиянию иерархии гностических общин Церковь стала создавать свои иерархические структуры.

2.5. ОБЩИНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Христианской общине в условиях современного города выстоять непросто. Люди работают по скользящему графику, живут на больших расстояниях друг от друга. Порой их объединяет только воскресная служба. Можно ли в таких условиях говорить о зарождении братства единомышленников, вопрошают скептики?

К тому же многие наши соотечественники, признающие существование Бога, искренно убеждены в том, что могут обойтись без общины. Им вполне достаточно личного общения с Богом.

Это грубая ошибка. Христианство нельзя понять без общины. Бог требует, чтобы христиане обязательно вступали в общину, несмотря на все ее проблемы и недостатки, несмотря на несовершенство находящихся в ней людей. Ибо только в конкретной поместной общине человек совершенствуется в святости. Жить жизнью общины – это и есть настоящее христианство. Только в общине вырабатывается чувство христианской корпоративности. И когда вам говорят что-то недоброе о христианах: дескать, знаем мы этих христиан, они еще хуже неверующих, то спросите говорящего это вам: кого именно он имеет в виду? Члена общины или так называемого «невоцерковленного» верующего? Другими словами, принадлежит ли тот человек, о котором идет речь, к конкретной христианской общине или же просто заходит в храм, когда у него есть время и желание?

Община приучает христиан к навыкам самоорганизации. Наконец, учит вырабатывать общее мнение. Все это весьма важно для развития нормального гражданского общества.

2.6. НЕДВИЖИМОСТЬ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ВОПРОС
Важнейшим элементом любой религиозной организации является вопрос недвижимости. Именно этот вопрос представляет собой весьма болезненную проблему для церковной жизни. Вопрос можно сформулировать так: кому принадлежит здание – общине, отдельному ее представителю или вышестоящей организации?

Если здание принадлежит отдельному члену общины (на него оформлены документы), то община попадает в зависимое положение от этого человека. Его нельзя подвергнуть дисциплинарному взысканию. Порой нельзя ни в чем упрекнуть. Община зависит от его капризов и неизбежно подвергается деформации.

Если здание принадлежит вышестоящей организации, то община, естественно, всецело зависит от ее предписаний. О свободе действий, о развитии самоуправления говорить в таком случае не приходится. История показывает, что вышестоящее руководство позволяет себе не считаться с мнением конкретной общины. Вопреки мнению общины, оно может прислать своих служителей. Может расформировать всю общину и найти новых людей. Многое можно придумать, если здание в твоих руках.

Как видим, собственность – это серьезнейший политический вопрос для развития христианства.

Протестанты полагают, что зданием должна владеть именно конкретная поместная община. Это важнейший элемент самосознания общины, ее ответственности. Община, крепко стоящая на своих ногах, быстро приучается выражать свои интересы и отстаивать их.

2.7. ПРОПОВЕДЬ СЛОВА БОЖИЕГО
Проповедь – важнейший элемент общественного богослужения. Разнообразные молитвы и пение ее не заменят. Только чтение Слова Божиего и проповедь на соответствующую тему созидают Церковь как народ Божий.

Кто-то полагает, что проповедь – это лишь риторика и морализаторство о добре и зле. Такое понимание грешит упрощенным подходом. Проповедь – это формирование мировоззрения. Проповедник обязан выводить из Слова Божиего систему взглядов, с помощью которой он созидает у слушающих библейский образ мыслей и поведения. Вот почему проповедник должен быть не только знатоком Библии, но и иметь представление о том, куда вести народ Божий.

Протестантское служение немыслимо без глубокой проповеди, насыщенной мыслями о Боге, человеке и обществе. Первое время после Великой Реформации XVI в церквах даже поутихла музыка. Люди считали, что музыка появляется тогда, когда ослабевает слово служителей. В церквах были слышны лишь проповедь, молитвы и пение псалмов. Стоит отметить, что первые протестантские служители проповедовали Библию, подвергаясь смертельному риску. Вот почему место, где звучала проповедь, нередко охранялось вооруженными протестантами в случае нападения фанатически настроенных католиков.


3. ПРОТЕСТАНТЫ
3.1. РЕФОРМАЦИЯ И ПРОТЕСТАНТИЗМ
Справедливо считать началом протестантизма выступление Мартина Лютера в защиту Церкви от искажений, характерных для его эпохи. И хотя борьба за чистоту Церкви шла во все времена, ограничимся именно эпохой Великой Реформации XVI века, когда понимание Церкви и самого христианства было отчетливо сформулировано в протестантских догматах и реализовано на практике.

Реформация – это движение христианского народа за жизнь по Слову Божиему и борьба за чистоту Церкви. Очищение Церкви от языческих примесей и иных установлений, не имеющих подтверждения в Священном Писании. Поэтому протестантизм есть выражение стремления христиан жить по Библии и поддерживать чистоту Церкви.

* * *
Среди представителей Реформации можно было видеть немцев, французов, голландцев, венгров и даже славян. В следующем XVII веке идеи Реформации разделял даже Константинопольский Патриарх Кирилл Лукарис.

3.2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ
Протестантизм динамично распространяется по всей земле. Даже прежде недоступные ему уголки земного шара ныне охвачены идеей религиозной свободы и личной веры во Христа Иисуса. В любой точке земли (разве что кроме некоторых районов фанатичного ислама) можно встретить протестантские общины. В прошедшем XX веке особенно бурный рост протестантских общин был отмечен в Азии и Латинской Америке. А ведь когда-то протестантизм существовал лишь в нескольких городах Европы…

В XVI веке в католических кругах искренно полагали, что протестантизм – явление временное, скоро исчезнет, стоит лишь применить силу и терпение. Сегодня протестантов – сотни и сотни миллионов. Протестанты выстояли в нелегкой борьбе, защитив свое право жить по Слову Божиему.

Ныне мы являемся свидетелями возникновения новых и новых протестантских деноминаций, общин, миссий. Это по-прежнему самое динамичное направление христианства. Как правило, в новых деноминациях подчеркивается какой-нибудь особый аспект христианского учения. Поэтому справедливо считается, что в протестантизме обретается вся полнота христианского учения, здесь можно встретить все разнообразие красок христианской мысли и практики.

Вот почему в протестантизме так много разных направлений. К протестантам причисляют адвентистов, баптистов, лютеран, пятидесятников, реформатов (кальвинистов) и др. Они отличаются богословием и богослужением, но не различаются в Господе Иисусе Христе.

3.3. МИФЫ О ПРОТЕСТАНТИЗМЕ
Сегодняшняя российская пресса плодит немало мифов о протестантах. Серьезные люди с этими мифами не связываются из боязни прослыть защитниками Запада. Неудивительно, что никем не опровергаемая ложь о протестантах кочует по страницам газет и журналов. Опровержение всех этих мифов требует отдельной книги. Поэтому здесь мы рассмотрим лишь два из них.

* * *
Миф первый: европейцы пошли на Реформацию ради экономии средств на Церковь. Им захотелось «дешевой» Церкви. Другими словами, жадные расчетливые европейцы отдавали свою жизнь ради того, чтобы сэкономить несколько талеров. Это ложь. Никто как протестанты не тратит так много денег на христианское образование – на церковные воскресные школы и христианские учебные заведения, на книги и журналы, на миссии и гуманитарную помощь. Автор этих строк видел в ряде стран Запада прекрасные христианские общеобразовательные школы. Протестантские общины содержат их на свои средства. Протестанты полагают, что пожертвования на церковь в первую очередь должны расходоваться на образование, а не на украшательство церковных зданий и облачения служителей.

Российские средства массовой информации утверждают, что россияне принимают протестантскую веру также ради материальной выгоды. Но давайте посмотрим правде в глаза: даже многие служители протестантских общин живут очень и очень небогато. И если так скромно живут служители, то что говорить о среднем российском протестанте?

Ради справедливости следует отметить, что в последнее время в протестантские общины приходит все больше людей, имеющих собственное дело. Не будем превозносить предпринимателей, но в здравом смысле и деловой хватке им не откажешь. О чем говорит факт прихода этих людей в протестантизм? Не о том ли, что они увидели в протестантизме систему, которая эффективна для строительства семьи, для воспитания детей, для ведения дел?

Кстати сказать, с этим мифом идет рука об руку другой миф, прямо ему противоположный: протестантизм – это секты, где россиян зомбируют, промывают мозги, после чего бедные наши соотечественники безропотно отдают свои денежки или бесплатно работают на лидеров сект.

Как говорится, выберите что-нибудь одно...

* * *
Миф второй: утверждается, что Протестантские Церкви постоянно раскалываются на все более мелкие группы. Это неверно, поскольку миф умалчивает о противоположных тенденциях. Истинное положение дел таково: Протестантские Церкви состоят из свободных общин. Каждая община имеет собственные взгляды на вопросы теологии, церковного строительства, политики, экономики и т.п. Поэтому в действительности общины сближаются или отдаляются друг от друга по причинам сближения или расхождения взглядов. Это нормально для всех свободных людей.

Разумеется, нельзя не признать стремление протестантских общин к независимости, поскольку протестанты убеждены, что истинному христианству противопоказана иерархия и модели управления типа пресловутой вертикали власти. Большинству протестантских объединений чужда жесткая административная система управления. Поместные церкви не склонны поступаться своей самостоятельностью в пользу какого-либо центра, если этот центр угашает дух свободы.

3.4. РАЗЛИЧИЯ В ТЕОЛОГИЧЕСКИХ ШКОЛАХ
Государство с удивлением смотрит на разнообразие протестантских Церквей. Искренно полагает, что это разнообразие является проблемой для администрации. Где у вас общий центр? Куда посылать представителей?

Но такова реальность: свобода редко дружит с унификацией и единообразием. Сегодняшние так называемые протестантские Союзы и Ассоциации – это большей частью зонтичные организации, дающие возможность поместной церкви получить государственную регистрацию. Стоит ли удивляться, что подобные Союзы редко могут выразить действительно общее мнение вошедших туда религиозных организаций? Но измените закон о религиозных организациях в сторону увеличения свободы – и надобность в этих Союзах отпадет. Для протестантов гораздо важнее внутреннее единство, которое может вполне обойтись без юридической регистрации. Внутреннее единство зиждится на признании определенных вероучительных документов (исповедания веры, каноны, катехизисы).

* * *
В отношении протестантов правильнее говорить не о разных Церквах, но о различных теологических школах. Некоторые теологические вопросы школы трактуют по-разному. Но что из того? В отношении главного они едины: жить по Слову Божиему, делать добро и не унывать.
 
3.5. В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ ПРОТЕСТАНТОВ ОТ ПРАВОСЛАВНЫХ?
Отличие можно увидеть в типе людей, формируемых в лоне той или иной Церкви. Как разные идеологии формируют разные модели поведения, так разные Церкви формируют разные типы людей. К тому же нельзя сбрасывать со счетов и тяготение людей определенного типа к той или иной идеологической или религиозной модели.

В России тип православного человека достаточно хорошо известен. Православный человек старается соблюдать посты, хотя большей частью воспринимает их как диету и полезную разгрузку, время от времени он заходит в храм на богослужение, хранит дома иконы. Положительными сторонами истинного православного человека являются открытость, отзывчивость, сердечность, стремление к простоте. Вместе с тем, для среднего православного характерны недостаток нормативного поведения (с точки зрения Библейских требований) и непостоянство в вере. Средний православный человек о вере размышляет не много, принимая ее как наследие от родителей.

Попутно заметим, что в среде постсоветских чиновников РФ теперь считается респектабельным демонстрировать умеренную религиозность православной ориентации. Как бы карьерный показатель, хотя и не главный.

* * *
Считается, что православный человек склонен к соборности, то есть к коллективизму. Тезис спорный, поскольку о соборности можно было бы судить по количеству православных общин, но их, как было сказано выше, негусто.

Напротив, протестант подается в наших СМИ как индивидуалист, думающий только о своей выгоде. При этом из вида упускается весьма существенное: протестант живет общинной жизнью. Истинный протестант немыслим вне связи с общиной. Поистине, протестант и есть тот самый соборный человек, о котором рассуждают наши идеологи.

В целом протестантов отличает весьма сильное религиозное чувство. Каждый протестант регулярно читает Библию, молится и посещает воскресные служения, а многие ходят и по два раза в неделю. Можно сказать, что протестант серьезно относится к своей религии, строго следует предписаниям своей Церкви.

* * *
Понять психологию протестанта довольно легко, если читатель и сам разделяет библейские взгляды. Мораль протестантов основана на Десяти Заповедях. Протестант черпает свое суждение из библейских наставлений и прецедентов.

3.6. ОСОЗНАНИЕ СВОИХ РЕЛИГИОЗНЫХ УБЕЖДЕНИЙ
Многие российские протестанты стали таковыми после 1990 года, когда наступила славная эпоха религиозной свободы. Для этих людей были характерны религиозный поиск и напряженная духовная жизнь, а потому их выбор протестантизма (а не православия) был обдуман. В Протестантскую Церковь эти люди пришли через слушание Евангелия, через личное обретение веры и христианских ценностей.

Впрочем, в сегодняшней России набирается достаточно много людей второго поколения, для которых вера становится традиционной. На наших глазах появляется и третье поколение свободных людей. Эта молодежь имеет свои трудности, связанные с возрастом и влиянием окружающего мира, но все же большинство из них, достигая совершеннолетия, без колебаний вступает в члены протестантской общины. Не сомневаемся, что эти молодые ребята станут достойными гражданами нашей страны, ибо на людей, имеющих религиозные убеждения, можно положиться в деле строительства семьи, государства и общества.

3.7. ВЗГЛЯДЫ ПРОТЕСТАНТОВ
Политические воззрения протестантов основаны на Библии. Если мы искренни в своей христианской вере, мы должны руководствоваться этой Книгой.

Что говорит Библия о политике и государстве? Она говорит, что страна должна подчиняться воле Бога и следовать Его установлениям. Чем ближе к библейскому нормативу – тем обильнее благословения Божии.

Не следует думать, что российские протестанты выступают исключительно за западный путь развития. Мы живем в России и хотим, чтобы наша страна была свободной и независимой, предоставляла достойное качество жизни своим гражданам. Поэтому правильно сказать так: протестанты выступают за цивилизованный для России путь развития.

* * *
Протестанты хотят жить в нормальной демократической стране, в которой имеются все общепринятые стандарты современной цивилизации – разделение властей, независимость суда, гражданские свободы, рыночная экономика и т.д.

Поэтому протестанты традиционно выступают за утверждение в обществе идеалов свободы и демократии. Не слишком жалуют абсолютную монархию и олигархию.

Особый разговор о теократии – об установлении Законов Бога в качестве юридической базы. Впрочем, теократический проект вызывает ожесточенные споры среди самих христиан, в том числе и протестантов. Поэтому оставим мечты о теократии на будущее, когда жители страны согласятся принять Слово Божие как документ прямого действия.

3.8. ПРОТЕСТАНТСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЦЕРКВИ
Средний россиянин привычно считает, что церковное помещение (храм) должно быть богато украшено росписью стен и потолков; повсюду прикреплены иконы, в воздухе чувствуется запах благовоний и т.п. Так его научили.

На вопрос об устройстве помещения для богослужений протестант ответит совершенно иначе. Он искренно удивится, слушая рассуждения о «намоленном» месте; о том, что молиться в некотором храме или монастыре – более действенно, нежели в другом. Протестант ответит, что Бог слышит молитвы на любом месте. Бог принимает Своих, где бы они ни находились. Другими словами, Богу нужны не стены. Ему нужны наши сердца. Ему нужны наши молитвы, покаяние во грехах, постижение Священного Писания. Внутреннее, а не внешнее.

* * *
Протестанты считают, что внутреннее убранство помещения для христианина совершенно неважно. Подойдет любой зал. И будет лучше, если на стенах не висит никаких изображений, чтобы не отвлекать внимание верующих от слушания Слова Божиего.

Как видим, протестанты не приветствуют воздвижение помпезных храмов и роскошь их убранства. Считается, что здание должно быть функциональным – ведь оно предназначено для богослужений, учения и собраний. Хорошо, если в этом здании помимо зала (скинии) будет несколько комнат для занятий.

3.9. КТО УПРАВЛЯЕТ ОБЩИНОЙ?
В общине все вопросы управления решает собрание ее членов. По сути, община является законодательной властью. Главнейшие вопросы жизни протестантов решаются именно на таких собраниях. Вот почему в протестантской общине принято записывать в церковную Книгу всех вступающих в церковь (фиксированное членство). Вступление в общину означает обретение христианином «гражданства», что дает ему право на участие в общих делах. Как правило, человек принимается в общину только после определенного испытательного (кандидатского) срока, во время которого он изучает вероисповедные документы и постигает смысл церковной жизни.

Действительный член общины имеет право участвовать в общих собраниях, подавать свой голос за или против какого-либо предложения. Над протестантскими собраниями можно смеяться: о, еще одно собрание, будто вам мало прежних партсобраний. Но давайте примем во внимание то, что сегодня в протестантских общинах более миллиона наших соотечественников приобщаются к самостоятельному принятию решений. Россияне проходят школу гражданского самоуправления.

Община дает прекрасную возможность для развития личности, ибо она приучает заботиться об общем деле, учит быть ответственным человеком, а значит – ответственным гражданином своей страны. Формируя в человеке духовные качества, община учит его быть верным Богу, своей семье и стране.

* * *
Разумеется, христианская община не может полностью следовать принципам демократии. Члены общины не вправе принимать решения, противоречащие Слову Божиему. Для христианина установления Бога – высший Закон, который никто из людей отменить не может. Поэтому община принимает решения, основываясь на установлениях Библии и официально принятых Вероисповедных документах (в них кратко изложено библейское учение). Вместе с тем, процесс принятия решений вполне демократический: рядовые члены общины сами принимают решения.

* * *
Если общее собрание принимает законы и важнейшие решения, то текущую работу осуществляют церковные служители, которым община делегирует право принятия решений по определенным вопросам.

Официальным представителем протестантской общины является пресвитер (старейшина) – один из наиболее уважаемых ее членов. Согласно традиции раннехристианской церкви, пресвитеров в общине должно быть два и более. Один из них совершает богослужение (несет служение Слова и Таинств). С давних времен его называют пастором. Этот пастор-пресвитер является официальным комментатором Библии, учителем народа Божиего. Пресвитеры (вместе с пастором) образуют Консисторию (совет) Общины.

Консистория выполняет прежде всего судебные функции – определяет наказания членам общины, совершившим какие-либо проступки. Наказания в христианской общине таковы: замечание, отстранение от Причастия и, наконец, исключение из общины. Вопрос исключения из общины утверждается на общем собрании.

Исполнительную власть в общине осуществляет диакон (диакония). Он руководит всей финансовой и хозяйственной деятельностью общины. Помимо этого на нем лежит весьма важная обязанность совершать дела милосердия: посещать больных и помогать из церковных средств неимущим. За свою работу диакон отчитывается перед консисторией и общим собранием.

Поистине община напоминает маленькое государство, с разделением трех ветвей власти на законодательную, судебную, исполнительную. Конституцией этого государства является Слово Божие. Вместе с тем, нетрудно заметить, что церковное устроение протестантов следует принципам раннехристианских общин. (См.2.4)

* * *
В некоторых церквах существуют специальные комиссии, которые занимаются рассмотрением вопросов молодежи, женщин и др. Рассмотрим комиссию по делам молодежи. Раз и более в месяц молодые члены церкви собираются на свое собственное собрание. Помимо того, что ребята решают важные для себя вопросы, они учатся формулировать собственные взгляды, отстаивать свое мировоззрение. Наконец, они учатся христианскому общению.

Некоторые россияне отнесутся к этому с иронией, поскольку многие из нас по-прежнему плохо слушают чужое мнение, искренно считая диалог – болтовней, а дискуссии – дрязгами. Но так говорят обычно те, кто желает навязать свое собственное мнение, без обсуждений и возражений.

Люди, воспитанные в протестантских общинах, спокойно относятся к дискуссиям. С ними трудно разговаривать языком голого приказа. Протестанты привыкли к аргументированной речи. Вместе с тем, Слово Божие – это аргумент, которому протестант подчиняется безусловно.

* * *
Добавим также, что протестантские общины подчиняются Богу и Его Слову, но не друг другу. Общины равны между собой, вне зависимости от количества членов в каждой из них.

3.10. НАКАЗАНИЕ ЧЛЕНОВ ОБЩИНЫ, ВЫХОД ИЗ ОБЩИНЫ
Если человек начинает регулярно ходить на собрания верующих, то со временем ему становятся близки радости и заботы общины. Нередко здесь он находит друзей. Поэтому члену общины непросто перенести такое наказание как отстранение от Причастия, и тем более – отлучение (исключение). Церковное наказание – это драма в жизни настоящего христианина. Исправить положение и вернуться в общину можно только через покаяние во грехах и исправление своей жизни.

Другое дело, если человек добровольно выходит из общины по причине изменившихся у него воззрений. Допустим, предпочитает другое направление христианства. Это его право. Конечно, подобное происходит довольно редко, поскольку в поместной церкви обычно налажена работа по воспитанию своих членов и обучению их догматике и теологии своей Церкви. На сегодня почти все протестантские теологические школы могут выставить достаточно внушительный арсенал аргументов в защиту своей позиции.

3.11. ОБЩИНА ИЛИ ПРИХОД?
Итак, община является краеугольным камнем практического христианства. Известный большинству россиян православный приход – это храм, куда приходят люди. Пришел, постоял, ушел. Именно в приходе состоит видимое отличие православия от протестантизма. Разумеется, я должен сделать оговорку. Если православный приход сплачивается вокруг доброго пастыря, он может приобрести некоторые черты общинной жизни.

Нетрудно представить дореволюционное русское село или деревню, где все жили на виду. Храм был естественным сосредоточием духовной жизни поселян. Вместе с тем, даже такой приход все-таки не является общиной в полном смысле этого слова, ибо община – это прежде всего самоуправление. И не забудем, что жизнь в христианской общине основывается на Священном Писании, а не на предписаниях начальства.

* * *
Разумеется, кому-то из наших соотечественников приход покажется милее общины. Не надо обременять себя обязательствами перед другими христианами. Можно вести жизнь вне связи с христианскими принципами, которые требуют обязательного участия в воскресном богослужении, регулярных пожертвований на общину, каждодневных молитв и чтения Писания. Но очевидно, что приход неспособен выработать братство верующих в высшем смысле этого слова, неспособен держать человека в рамках христианского благочестия. Наконец, приход неспособен мобилизовать людей на общее дело, если только не возникает этим приходам угрозы извне. Так иные приходы греко-католиков в Украине сплочены не хуже протестантских общин.

Все это с успехом исполняет община. Вот почему благополучие христианства неразрывно связано с благополучием общины.

* * *
Это понимают и многие православные служители, и бьют тревогу о печальном положении с общинами в Православной Церкви. Выдающийся священник Георгий Кочетков выступает за семьи-общины, в которых нет деления на клир и мирян. Это предложение протестанты могут только одобрить.

Наконец, глава Русской Православной Церкви патриарх Алексий II, выступая на встрече с архиереями Приволжского федерального округа, 20 июля 2005 года, заявил: «Община — это важнейший элемент церковного организма, формирующий отношение человека к Богу, миру и ближним… без укрепления этого основополагающего начала невозможно говорить о возрождении полноценной духовной жизни в нашем отечестве...».

Дело осталось за «малым» – создать эти самые православные общины.

3.12. ПРОТЕСТАНТСКАЯ ОБЩИНА ПРОТИВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Христианская община является естественной преградой на пути распространения глобализма. Община стремится сохранить свое неповторимое мировоззрение, колорит своего образа жизни. Именно она остается бастионом самобытности народа среди океана всеобщего универсализма.

3.13. ОСОЗНАНИЕ СВОЕЙ ГРЕХОВНОСТИ
Приведу одно шутливое высказывание: все христиане – это пациенты госпиталя, в котором несет служение врач Иисус Христос. Кроме Него, других врачей нет. Это высказывание указывает на весьма важную истину: никто не должен считать себя праведником, к какому бы направлению христианства он ни принадлежал. Как говорит Писание, «все согрешили и лишены славы Божией» (Послание к Римлянам, глава 3, стих 23).

Поэтому весьма прискорбно смотреть, как некоторые пациенты вообразили себя врачами…. Ведут прием, ставят диагнозы соседям по палате, назначают лекарства. Неудивительно, что порой во время приема у самого этого «врача» начинаются припадки.

Большее что мы, христиане, можем сделать – это объяснить другим больным, что не следует бояться лекарств, прописанных Врачом. Еще мы можем показать, как надо соблюдать больничный режим.

* * *
Разумеется, протестанты – это люди с теми же проблемами, что и остальные граждане нашей страны. Мы – такие же несовершенные грешники, и живем в осознании своего недостоинства пред Богом. Мы никоим образом не считаем себя лучше других.

Но вот в чем мы глубоко убеждены: только жизнь по Слову Божиему есть истинный путь каждого человека. И надо идти по этому пути каждый день. Это и есть истинная духовность, проповедуемая в протестантских общинах.

3.14. БУДУЩЕЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА
Мы не собираемся доказывать, что протестантизм – лучшее из мыслимых направлений христианства. Будем соблюдать политкорректность. Вместе с тем, мы убеждены, что российские протестанты проявят себя наилучшим образом и на государственной службе, и в общественных делах. И пройдет не так много времени, когда будет неприлично замалчивать тот факт, что в России часть населения – это протестанты, люди, которые искренно желают строить свою жизнь по Слову Божиему, любят свою страну и чтят ее законы.


4. АРМИЯ
4.1. СВЯЩЕННЫЙ ДОЛГ ИЛИ ПЛОХАЯ РАБОТА?
Еще философ Владимир Соловьев написал, что армия не должна лишаться главного: веры в то, что она выполняет священный долг. В прежних армейских документах слышались отголоски идеи о священном долге защищать Отечество, и это было правильно. Дело так и обстоит: военная служба – это либо священный долг, либо опасная и плохо оплачиваемая работа, поскольку хорошей платы за отданную жизнь не существует.

В наше время армии приходится осмысливать, что есть ее священный долг? Дело это непростое.

4.2. КРИЗИС НРАВСТВЕННОСТИ В АРМИИ
Кризис нравственности охватил всю страну. Неудивительно, что армия тоже страдает от недостатка честных и порядочных людей. Дело не в пьянстве, воровстве или дедовщине. До обидного мало хороших людей, на которых можно было бы положиться.

Сегодняшняя российская армия представляет собой собрание слишком разных людей, имеющих противоположные и несовместимые цели. Сама армия не может разрешить свои проблемы. Поэтому ей все труднее выполнять возложенную на нее задачу.

* * *
Различные опросы показывают, что родители не желают отдавать своих детей в армию. Только около 4 процентов готовы это сделать. Конечно, родителей страшит прежде всего дедовщина, ставшая не только проблемой армии, но всего общества.

Офицеров тоже надо понять. Как обеспечить дисциплину и выполнение приказов? Сегодня в армии нет надежного механизма, который гарантировал бы беспрекословное выполнение распоряжений. Не от хорошей жизни, понимаете ли, приходится пользоваться таким уродливым явлением, как «помощь» старослужащих. И я с трудом могу представить, как это командир может потребовать выполнения приказа, если солдат его не боится. Прапорщик должен быть страшен для солдата, офицер – ужасен, генералу же полагается быть настоящим монстром.

* * *
В самом деле, как добиться цивилизованного общения молодых людей, сведенных воедино на одной территории части? Как установить воинское братство, а не концлагерь и зону с соответствующими порядками?

Разве мы сами чувствуем это пресловутое единство народа, братство жителей земли, на которой живем?

Увы, не чувствуем. Такова наша данность, которую изменить в одночасье не получится. И надо признать еще вот что: в России не существует идеологии, которая может объединить всех ее граждан.

Впрочем, отсутствие общей идеологии не должно нас пугать. Мы должны научиться жить на тех основаниях, на которых живет весь цивилизованный мир – на взаимной выгоде.

4.3. ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Если армия нуждается в хороших и честных людях, то, казалось бы, примите меры, которые способствовали бы притоку таких людей. Но вся беда в том, что никто не знает, какие именно меры надо принять. И действительно, найти в России честных людей – это задачка посложнее, чем увеличить рождаемость, хотя над решением этой проблемы бьются лучшие правительственные умы. Вроде бы всем ясно, что надо делать для появления детей на свет. Осталось заинтересовать женщин рожать и воспитывать. Правительство предложило завлекательные льготы и субсидии, а рождаемость не растет. Самые мрачные скептики полагают, что у нынешнего поколения женщин утрачен инстинкт материнства, а если это так, то программы матпомощи делу не помогут.

С армией примерно такой же конфуз получается: за идею служить не хотят, а привлекаем за деньги – идут большей частью рвачи, пьяницы и эмигранты. К тому же нет надежных и убедительных программ воспитания тех, кто уже находится в строю.

* * *
О мерах по привлечению порядочных людей в армию сейчас говорить не будем. Это разговор особый. Будем говорить о тех, кто уже находится в рядах ВС.

Как обеспечить качественное воспитание военнослужащих? Очевидно, что нужны совершенно новые программы, рассчитанные на заинтересованность личности в собственном развитии, на умение вести диалог, на поиск истины и т.д.. Понятно, что система феодального набора рекрутов не поставляет таких людей и не предусматривает усмотрения в новобранцах полноценной личности.

Между тем, армия – это такая система, которая вынуждена ориентироваться на лучший мировой опыт. Надеяться, что мы победим так, как побеждал Мольтке французов, имевших совершенные по тем временам ружья и пушки, но действовавших по старинке, не приходится. У нас нет времени изобретать наилучший метод воспитания, усвоить бы то, что имеется в мировом опыте, чтобы встать вровень с передовыми странами в деле подготовки солдат и офицеров.

Сегодня невозможно унифицировать общественно-политические взгляды военнослужащих, поскольку не представляется возможным устранить полностью нежелательное влияние извне. Поэтому вопрос воспитания патриотизма, то есть прививки такого отношения к стране и ее имуществу, которое позволило бы не вводить меры тотального контроля, стоит особенно остро.

Как известно, воспитание патриотизма надо начинать с утробы матери. К сожалению, до сих пор ничего серьезного в этом отношении не придумано, кроме уроков истории и пропагандистских материалов и передач. Вот три кита нынешних программ: 1) описание внешнего мира как враждебного и завистливого окружения; 2) история бедной и доверчивой России; 3) экспозиция скромного желания России быть великой державой, одним из полюсов мира.

Как все это увязать с современностью, понять трудно.

* * *
Воспитательная работа теряет смысл, если политика государства размыта, а ее цели меняются каждую минуту. Неудивительно, что система воспитания дает сбой. Как говорится, кого прикажете изготавливать? Ведь надо не просто специалиста-силовика подготовить, но защитника конкретного российского отечества. Между тем, отечество неотделимо от государства и сегодняшней власти, что влияет на качество патриотизма.

Монарха называли помазанником (то есть избранником) Бога. Считалось, что Бог вверяет ему управление конкретной страной. Так мыслили о себе и сами цари, в том числе и российские. А раз царь – помазанник Бога, то его надо профессионально защищать. Не убережешь царя – начнется смута. Армия имела конкретную задачу, священный долг по охране царствующей особы.

Альтернативой монархии является идея народоправления. Суверенный народ, которому Бог дал землю и все, что в ней и на ней. В случае опасности армия защищает народ и его землю. Сильная мысль, и дает хороший стимул. Идея защиты народа вполне достойна, чтобы стать священным долгом.

Но что сегодня? Нынешний Президент (при всем нашем уважении) на роль монарха не подходит, да и сам он от такого предложения отказывается. Народ разобщен. Никто не спорит, мы – все еще республика, но республика уже странная, с извивом в сторону феодализма. Не сомневаемся, явление это временное. Не пройдет и десятка лет, как Россия вновь начнет осваивать общий для всех путь, но вопрос в том, как быть и что делать именно сейчас? Армии нужна четкая постановка военно-политических задач.

* * *
Протестанты предлагают начать воспитание с изучения человека, народа и государства с точки зрения Священного Писания. Человек, народ и государство являются творением Бога, зависят от Него, предназначены для исполнения возложенных на них обязанностей.

Если народ и его лидеры будут исполнять возложенные на них обязанности, страна обретет благословение Божие, что включает в себя и защиту от всех врагов, как внешних, так и внутренних. Главное, всегда быть на стороне Бога.

4.4. РЕЛИГИЯ В АРМИИ
Может ли религия помочь армии? Конечно, может. Но для этого нужны вера и страх Божий. И желательно, чтобы верующий не терял связи со своей общиной. Иначе остаются только административные меры по поддержке государственной религии. Можно заставить солдат ходить строем на богослужение, но от этого они не станут ни верующими, ни порядочными людьми.

* * *
В армии присматриваются к протестантам, видя в них назойливых чудаков, помешанных на проповеди Евангелия. Посмеиваются, называя шпионами. Военспецы не поймут, что протестантизм, неся дух команды, великолепно подходит к современной армии, ибо предлагает не только обряды, но сознательное исполнение долга, основанное на твердых религиозных принципах. Разве армия не нуждается в таких людях?

Протестанты подходят серьезно к делу воспитания личности. Я говорю не о конкретной церкви, но о направлении в целом. Можно воспитывать личность на уроках патриотизма, но этот метод уступает воспитанию общиной. Люди, прошедшие школу жизни в общине – действительно способны содействовать развитию гражданского общества.

Казенный патриотизм насаждается через идеологию административного ресурса. Но эта практика сегодня дает сбой, поскольку невозможно отсечь альтернативные источники информации, которые предлагают свою трактовку событий, наконец, предлагают принципиально другие идеи. Между тем, община настолько эффективно воспитывает человека, настолько мощно воздействует на него, что идеологии, способной ее нейтрализовать, просто не существует. Человек, выросший в общине с самого детства, воспринимает ее как «малую Родину».

Община дает не идеологический штамп, но мировоззренческую установку, которая сохраняется длительное время, практически в течение всей жизни человека. Община с развитой формой внутреннего самоуправления закладывает принцип прав личности и свободы, и вместе с тем – дисциплины и верности долгу.

4.5. ОППОЗИЦИЯ ОФИЦЕРОВ
Нет офицера, который не понимал бы важность устойчивого морально-психологического состояния военнослужащих. Однако далеко не все командиры согласны видеть в духовенстве тот институт, который может помочь обеспечить устойчивость психики бойца.

Согласно одному из недавних социологических опросов, почти половина опрошенных военнослужащих (46%) ответила, что они верят в себя, 32% верят в судьбу. Более 17% респондентов допускают, что Бог существует, но они не вполне в этом уверены. Из тех, кто назвал себя православным, 7,7% сказали, что не верят в Бога, а 4,6% заявили, что являются атеистами. Такие вот верующие… Немалая часть военнослужащих верит в приметы и суеверия (21,4%), в астрологические прогнозы (8,6%), в колдовство и магию (3,7%).

Если же судить о степени религиозности, то получается следующая картина: по нескольку раз в день молятся только 2,5% верующих, один раз в день – 4% , молятся только в присутствии священника – 2,4%, молятся по необходимости или в трудную минуту – 34,5%.

В причастии нуждается менее 3% опрошенных, а во встрече с духовными наставниками (священником, пастором, муллой и др.) – 4%, в чтении Священного Писания – 3%.

Как видим, военные не слишком жалуют веру в Бога и прочие «религиозные штучки». Советская армия, говорят они, побеждала не молитвой, а военно-политической подготовкой.

* * *
Нетрудно заметить, что после первого непродолжительного заигрывания с религией в армии все вернулось на прежние рубежи. Фигура служителя Церкви постепенно становится знаком увеселения публики, близкой к артистам разговорного жанра. Служителю приходится прилагать немало усилий, чтобы в такой ситуации вести себя достойно. Многие командиры искренно убеждены, что священнослужитель – это роскошь, которую можно заводить лишь после того, как в части будут работать психолог и юрист.

Но стоит ли упрекать военных? Офицеры – народ практичный. Если не видят быстрого результата, терпеть на территории части продавцов воздуха не будут. Поэтому нам надо сделать правильный вывод: иронически-снисходительное отношение офицеров к религии показывает, что работа религиозных служителей в частях и на кораблях до сих пор не доказала своей эффективности, а значит не подтвердила права на жизнь.

Современного человека обряды не впечатляют. Один раз совершили обряд, ну два раза… и достаточно.

* * *
Кто относится к появлению служителей Церкви в армии положительно, так это работники спецслужб, ибо для них это дополнительная возможность получить информацию о морально-психологическом состоянии военнослужащего. Контрразведка полагает, что служитель просто обязан поставлять им сведения обо всем сомнительном, настораживающем и тревожащем в настроениях солдат и офицеров. От поступающего в распоряжение воинских подразделений служителя требуется полное соответствие установленному в них регламенту, а также полное согласие с идеологией, принятой командованием. Если же служитель будет предлагать свои особые планы, то зачем он вообще нужен?

Как видим, вопрос прихода в армию христианской веры еще не до конца осмыслен ни руководством Вооруженных Сил, ни командирами на местах.

4.6. СВОБОДА ВЕРОВАНИЙ В АРМИИ
Что произойдет, если в армии будет допущена свобода религиозных убеждений? Некоторые офицеры искренне думают, что произойдет катастрофа, сродни разгрому РККА в 1941 году. Допусти разные верования – и появится контингент военнослужащих с разными убеждениями. Придется думать, как бы не задеть чувства верующих, чтобы они не подали в суд за оскорбление своих святынь. Сплошная морока для командира части. Легче и понятнее было бы поставить всех на единую платформу.

Но, как мы сказали выше, с этими мечтами придется расстаться, поскольку в армии появляется все больше представителей самых разных религий. Разве что желающим этого избежать придется набирать по контракту только православных или, если угодно, мусульман…

Поэтому следует исходить из того, что армия должна предоставить военнослужащим режим наибольшего благоприятствования в деле удовлетворения их религиозных запросов. Что, в конечном счете, означает все то же уважение личности в солдате и офицере.

Во все времена каждый верующий лично решал для себя проблему своей веры. И во все времена умное государство шло ему навстречу.

4.7. ПРОТЕСТАНТЫ В АРМИИ
Странно полагать, будто протестанты во время боевых действий обязательно поведут себя скверно, будто они могут сплоховать в защите нашего общего дома, если Россия, к примеру, станет воевать с протестантской Европой или США…

Сегодня Россия полна решимости преподать урок Грузии и Украине, если они вздумают выступить против ее интересов в Абхазии или Крыму. Но почему-то мало кто вспоминает, что Грузия и Украина – это страны, в которых господствующей религией является православие. Зададим риторический вопрос: неужели православные россияне устыдятся воевать с православными украинцами? Никак нет. (Да и Киев к тому же давно стал матерью городов нерусских.) То же самое в отношении возможных конфликтов с мусульманскими странами. И в мыслях не допускаю, чтобы кто из наших правоверных перешел на сторону тамошних.

Так что давайте не будем пугать российского обывателя жупелом протестантизма. Протестанты присутствуют в России с XVI века и зарекомендовали себя на службе царю и отечеству наилучшим образом. Не счесть имен военачальников-протестантов, отличившихся в многочисленных сражениях за Российскую империю.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большинство россиян смирилось с навязываемой нам идеологемой о том, что Россия – другая. Тезис действует вполне убедительно: мы – большие, Европа нас к себе не возьмет при всем желании. Поэтому у нас нет иного выхода (это говорят даже либералы) как подчиниться политическому реализму, который мыслится в создании систем особого пути и «суверенных демократий».

Сегодняшняя ситуация неопределенности и всеобщего беспокойства за страну способствует порождению множества исследований, авторы которых пытаются угадать картину будущей России. Наряду с серьезным анализом истории и прогнозами на ближайшие годы, опять появились в изобилии мифы – верный признак нашей взволнованности и неуверенности. Стоит ли сомневаться, что неизжитые нами мифы приведут нас к поражению на внешней и внутренней арене? Мы даже не сможем предвидеть, откуда придет опасность, откуда получим удар.

Иные наивные россияне полагают, что с такой большой страной, как Россия, ничего не случится. Это какую-нибудь Грузию может подстерегать катастрофа, а мы не пропадем. Что на это ответить? Римская империя тоже была огромной, и Византия была большой… но обе пали. Думаю, чтение списка павших можно не продолжать.

* * *
Мы не собираемся утверждать, что протестанты – лучше кого-либо из других направлений христианства. Однако следует принять во внимание, что протестанты справились со своим историческим заданием построения государства. И не какого-нибудь особенного, но обыкновенного, удобного для жизни простых людей.

Конечно, представителям министерства обороны и командирам частей виднее, с кем им сотрудничать в деле воспитания военнослужащих. Этой работой автор хотел лишь развеять миф о протестантах, который, как ему кажется, намеренно создан тенденциозными СМИ. Автором руководило стремление сказать правду о тех гражданах нашей страны, которые исповедуют библейское учение и живут в соответствии с ним.

* * *
Предоставить ли россиянам полную религиозную свободу? Какую политическую модель выбрать для России и ее армии? Можно ли совместить обе модели? Пусть читатель ответит сам на эти вопросы.