Наш паровоз, вперёд лети!..

Эдвард Фришер
                ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ЧЕТВЕРКА

    Если сверху взглянуть на керамический комбинат, то он будет похож на железнодорожный узел с перронами, складами, ремонтными депо, тупиками,  стрелками, шлагбаумами, составами из вагонов, цистерн, платформ и думпкаров. Имелся и прямой выход на станцию Ангрен Главный.
 
На территории, по рельсам, два мотовоза шустро перетаскивали вагоны: пустые - к складам готовых изделий, на погрузку. Загруженные - на запасные пути, для системы железных дорог страны.

  Пара собственных электровозов бегали под контактными сетями, доставляя каолин (глина, используемая в керамике) с карьера на комбинат двумя думпкарными вертушками.

  Но в самом углу комбината, в тупике, стояли два старинных паровоза. Оба на ходу, лоснящиеся от чистоты и соляровых масок, с окрашенными красным - ступицами и белым - ободками колес.
 
Нужны они были при отключении подачи пара с тепловой электростанции. Тогда-то и позволяли старички поддерживать технологию производства, предусматривающую сушку керамических изделий в камерах с паровыми регистрами.
 
   Паровозы блестели, периодически прогревались, чадили. Традиционно угольные, они могли работать и на мазуте, благодаря комбинатовским теплотехникам.

   Рогова Михаила Андреевича - мастера железнодорожного цеха - взяли на работу, несмотря на его пятьдесят восемь лет, только потому, что он знал, как эта куча металла работает. Рогов тут же произвел облаву в городе на оставшихся в живых кочегаров и подтянул в свою бригаду еще троих таких же "мальчиков".

  Великолепная четверка требовалась только на 15 - 30 дней в году. Однако, кроме плановых, случались и аварийные остановы подачи пара. Поэтому паровозники, при необходимости, должны были приступить к работе моментально.

   Но режим ожидания и незаменимость привели бригаду к систематической дегустации водки и вина. Причем вино - домашнее, изготовленное жителями близлежащего поселка переселенцев с Волги, было отменным и экономически очень привлекательным. Как специально, путь на станцию Ангрен Главный проходил через этот немецкий поселок, называемый в народе "Гамбург". Магазин с горячительным тоже расположился прямо рядом с веткой.

  И часто, иногда несколько раз за смену, можно было наблюдать, как из железнодорожных ворот, коптя небо через трубу, разудалый паровоз вырывался на свободу, а через полчаса возвращался. В окошке кабины виднелись разгорячённые лица, задорные занюханные кепочки и грязные майки.

  Начальник железнодорожного цеха Бахрам Алиевич Рашидов оставил попытки напугать паровозников дисциплинарным взысканием. Вся бригада, моментально, писала заявления об уходе, а пенсионерам даже отрабатывать не нужно. Замены им не было.
 
   
                АРМЯНСКИЙ КОМПОНЕНТ

 Все компоненты рецепта керамической массы делятся на два вида: глинистые и отощающие. Первые придают сырью определенные свойства - такие, как пластичность и огнеупорность, вторые - внедряются в состав и снижают температуру обжига. Например, кварцевый песок.

  Отощающий материал перлит арагацкий (стекловулканическая порода) имел армянскую прописку, приходил в полувагонах и на платформах, и, как все вновь поступившие материалы, сначала взвешивался в железнодорожном цехе комбината.

Однако, чтобы подготовить рекламацию при выявленном недогрузе, комбинату приходилось таскать "ущербные" мини-составы собственными электровозами на контрольное весы цементного завода.

  Армянский компонент поступал с недогрузом почти на каждом полувагоне. В конце концов юристы-претензионисты и охрипшие на телефонах снабженцы договорились с армянским предприятием о поставке перлита в годовом объеме сразу. Также должен был приехать их представитель для участия во взвешиваниях, чтобы определить тоннаж, подлежащий оплате.

  Площади для приёма сырья подготовили вдоль железнодорожных путей, под открытым небом, учитывая инертность и водостойкость материала.
Погрузочные механизмы и технологические самосвалы имелись в избытке.

   И вот сырье поступило. К мини-составу из восьми полувагонов с перлитом был прицеплен собственный вагон арагацкого карьера. В нём и прибыл их представитель.

  Поставщик попросил, в счет оплаты за перлит, отпустить изделий сантехкерамики, поэтому и прислал собственность, зная проблемы с порожняком на местах.

 Вагон с представителем загнали в тупик, рядом с паровозами и бытовкой кочегаров, где можно было приготовить чай, разогреть еду, да и туалет был приличный.

  Состав с перлитом поступил в пятницу, его разгрузка затянулась до понедельника.
 
 ++++++

  В понедельник главный инженер комбината Свежинский Денис Григорьевич с удивлением получил сводку здравпункта. За выходные семь раз вызывали дежурных медсестер в цеха - для освидетельствования употребивших спиртное и отстранения "отличившихся" от работы.

   Необычное продолжилось при обходе цехов, после обеда. Свежинский стал невольным свидетелем ожесточенного спора между начальником цеха сантехкерамики Кучерявцевой Тамарой Васильевной и механиком этого же цеха Домоглазовым. "Бились" они в учебном классе штаба Гражданской обороны, расположенном рядом с кабинетом механика.
 
  Нужно признать наличие крепкой дружбы между начальником штаба ГО отставным капитаном Лапушенко Константином Алексеевичем и механиком Домоглазовым Василием Алексеевичем. Особенно она проявлялась в дни выдачи зарплаты и после работы.

  Кучерявцева знала, где найти своего зама по оборудованию - так правильно называлась должность Домоглазова. Соответствующей была и её реакция на употребление спиртного. Но Василий Алексеевич практически жил на комбинате, обеспечивая работоспособность и ремонт оборудования цеха в пятьсот человек, и с этим приходилось считаться.

  Лицо у механика, если он просто понюхает или долго посмотрит на спиртное, становилось румянощеким, а сегодня оно пылало стопроцентным кармином, включая уши. Бывший борец, Домоглазов имел внушительную комплекцию, но живот уже вмял в пупок светлую память о спорте. Впрочем, так часто бывает.

  Начальник штаба ГО сидел молча, курил. Увидев главного инженера, встал, при этом его шатнуло как бы взрывной волной, поздоровался.

  Денис Григорьевич пригласил присутствующих в кабинет начальника цеха сантехкерамики.
Там он начал с внушения начальнику штаба ГО Лапушенко о допуске посторонних на территорию штаба. Попросил, по поводу случившегося, предоставить объяснительную записку в конце рабочего дня, и выпроводил его.

   Затем обратился к производственникам:

 - Вы что, из ума выжили? Спорные моменты криком решаете, при посторонних! Он же разнесет это по всему комбинату. Директор узнает. Мне будут упреки в покрывательстве руководителей цехов. Два умных, уважаемых специалиста, руководите пятью сотнями работников!
Вам нужно не спорить, а искать решения и вместе их внедрять, поддерживая друг друга.

- Да, надралась сегодня вся бригада слесарей, ходят и падают, того гляди, поубиваются. Всех отстранила, а Василий Алексеевич защищает их, да и сам под градусом. А ремонта в цехе уйма!

- Денис Григорьевич! Все нормально, пьяных нет. В ночную смену встал толкатель на печи - вызвал гидравликов, сам подъехал. Сделали, толкания в печь не сорвали. А потом, с усталости, вина домашнего по стаканчику выпили, ребята спирт просили - не дал, им днем пахать еще.

- Да уж! По стаканчику на каждый зубик. Они лыка не вяжут, бухие. Поглядите в слесарке.

- Нечего уже смотреть, после обеденного перерыва отпустил, с учетом ночного вызова на аварию.

  В этот момент совещавшиеся, через окно кабинета, увидели подъехавшую машину скорой медицинской помощи. К машине вывели заведующую складом готовой продукции цеха сантехкерамики Меньшову Валентину Васильевну. Она с болезненной гримасой прижимала правую руку к грудной клетке. Поддерживая её за талию, рядом шла инженер по технике безопасности.

  Свежинский выскочил к машине:

- Что произошло, Валентина Васильевна?

- Григорьевич, эти грузчики, силы им девать некуда! Осматривала пустой вагон перед началом погрузки. Залезла, проверила, а вылазить начала, грузчик-бригадир помог - снял меня, но сжал грудную клетку так, что сейчас вздохнуть не могу. Ведь хороший парень, когда трезвый, а сегодня под газом, и не рассчитал силы. На рентген еду.

Свежинский обратился к инженеру по технике безопасности:

- Пусть из отдела сбыта с ней в больницу поедут, только объяснение с её слов запиши и пусть подпишет. И ещё возьми объяснение с бригадира грузчиков, схему несчастного случая составьте. Почему спиртное в рабочее время употребляют, уточни в тексте. Где берут?

   Подошла заведующая здравпунктом Толубеева Ольга Макаровна. Перекинулась парой слов с пострадавшей. Затем машина умчала Меньшову на рентген.
 
   Толубеева увидела главного инженера и подошла к нему.

- Как Вы вперед меня здесь оказались?

- Совпало, я с обходом по комбинату.

 Они двинулись вместе в сторону здравпункта и заводоуправления.

- Ольга Макаровна, анализировали потерю трудоспособности за выходные дни?

- Вы тоже заметили, Денис Григорьевич... Перебор с любителями выпить.

- Такого не было никогда! Что-то происходит - не понимаю пока.

- Григорьевич, мы не видим бревно в собственном глазу!

- ????

- У меня в физиокабинете получала процедуры уборщица производственных помещений с обогатительной фабрики. Она утверждает, что возле паровозов торгуют вином на розлив, дешево.

- А пойдем, посмотрим. Если вкусное винцо, и сами не побрезгуем, только возьмем начальника желдорцеха - Бахрама Алиевича- третьим. И бригадира охраны - четвертым: вдруг все не выпьем?

  Из здравпункта, с помощью громкоговорящей связи, разыскали Рашидова и велели выдвигаться в тупик, к стоянке паровозов.

   Прошли мимо ведомственного вагона армянской организации и поднялись в бытовку-скворечник к паровозных дел мастерам.

   Кочегары, как могли, обставляли свой быт в паровозном тупике. Очистив от камней площадку в двадцать квадратных метров, они, в периоды просветлений от пьянки, даже создали небольшой огород, где краснели помидоры и зеленел болгарский перец.
 
Начальник цеха не возражал, дал сетку-рабицу - огородить делянку. Лишь бы меньше стаканили. Помидоры были на учете до штуки и расходовались только на святое дело - закусь.

  Бытовку убирали по графику. Сам график, вычерченный на листе школьной тетрадки в клетку, висел на стене. Здесь же красовались: инструкции по технике безопасности в виде складных планшетов, календарь на год с перекидными страничками-месяцами под ликом прекрасной японки и почему-то стенд с правилами разборки-сборки пистолета ТТ (тульский Токарева).

 Ватники при входе, на гвоздиках, в сочетании с открытыми консервными банками на столе, окурки в жестянке, паровозы за окном, давали ощущение нереальности, что-то из фронтовых будней.

За столом, уронив некогда буйные головушки на чумазые руки, спали кочегары. В граненых стаканах, бурых от заварки, недопитое вино.

Бригадир Рогов был еще вменяем.
 
- Андреевич! Что за дела? Какой праздник? На какие шиши пируете?, - набросился Рашидов на своего мастера.

- Да угостили нас. Этот мужик из вагона.

Свежинский спустился и пошел к вагону. Заглянув в полумрак за приоткрытой дверью, спросил:

- Есть кто-нибудь?

- Есть, конечно! Вина хочешь? Есть, дешево.

   На свет появился низкорослый мужичок (угадайте, какой национальности?), усатый, с небритыми щеками, в кепке-аэродроме, сопровождающий.
Свежинского он не знал, да и одет главный инженер был в спецовку с каской, так ходят многие.

- Как торговля?

- Хорошо торговля! Взял с собой четыреста литров, почти кончил.
Вам везет, еще есть.
Сколько налить? Вижу, нет посуды у Вас, в свою налью, сетку дам.
Чуть дороже будет.

  Свежинский повернулся к начальнику желдорцеха:

- Позвоните заместителю директора по общим вопросам, пусть подъедет сюда, срочно.

  Улыбка сошла с лица продавца вина, он же - представитель на контрольное взвешивание перлита. До него дошло, что это не любители выпить.

 Из подъехавшей "Волги" вышел Анвар Ибрагимович Махкамов. Железнодорожный цех, автотранспортный, погрузка-разгрузка, упаковка, снабжение и сбыт, охрана объекта по распределению, согласно должностным инструкциям, были за ним.

- Денис Григорьевич, здорово. - Анвар пожал руку Денису. - Что за шум?

- Анвар Ибрагимович, на территории желдорцеха низкая трудовая дисциплина: торгуют вином гости из Армении, начальник цеха даже не в курсе. Грузчики пьяные, травмировали Меньшову Валентину Васильевну. Семь человек отстранены за субботу и воскресенье от работы. Так и нулевой (смертельный) несчастный случай получим.

- Что будем делать, Денис Григорьевич?

- Думаю, нужно до завтра подготовить проект приказа о наказании начальника цеха за низкую трудовую дисциплину на вверенном ему участке. В Арагацк (при этом представитель вздрогнул) направить письмо телетайпом о недостойном поведении их работника. Вино вылить в канализацию. Вагон загрузить сантехникой, согласно договоренности, и вытолкнуть на Ангрен Главный. Хорошо бы поскорей.

- Денис Григорьевич, через четыре часа он уже поедет домой.

- Прекрасно. А отдел техники безопасности по результатам расследования "объятий" грузчика и кладовщицы - в выводах акта расследования несчастного случая - укажет причины и даст предложения по недопущению подобных случаев впредь...
 
                НАШ ПАРОВОЗ, ВПЕРЕД ЛЕТИ...

  И всё-таки это случилось. К этому шло...

  Работа с паровозным паром была малопродуктивна. Вся технология производства нуждалась в устойчивом пароснабжении. Проблему могла решить только прокладка второй - независимой - нитки паропровода до керамического комбината!

   Главный инженер ГРЭС и главный инженер комбината Денис Григорьевич Свежинский, встретившись, составили протокол намерений, министерство выделило деньги на этот проект, а специализированная организация выполнила небходимые работы по прокладке.

  Весть о том, что скоро в паровозах отпадет необходимость, буквально разложила бригаду на составляющие: восемь ног, которые не очень слушались четырех голов, четыре усталые печенки и четыре глотки, куда сливались градусы. Языки, издающие нечленораздельные звуки.

В конце концов градусов стало столько, что один паровоз сгорел.

  Денису Григорьевичу доложили, что при прогреве котла произошел взрыв: вспыхнул мазут в емкости, да еще солярка для розжига, да еще ветошь.
 
  Главный инженер сходил на место происшествия. Остов паровоза, как после диверсии, представлял собой кусок металла.
 
  Второй паровоз уцелел. Кочегар, в смену которого событие случилось, с красными глазами на негритянском лице, сидел на рельсе, опустив жилистые руки между коленями. В глазах было написано: жизнь закончилась.

  Свежинский собрал совещание по разбору события. Главный бухгалтер откровенно сказала, что амортизационный срок у паровозов вышел, и они стоят "пшик", точнее, столько, сколько стоит металл, из которого они сделаны. "Труд и зарплата" настаивали на сокращении бригады кочегаров-пенсионеров. Так и решили. Бригаду сократили, паровозы списали на металлолом и сдали во Вторчермет, порезав на куски. План по сдаче металлолома за год был выполнен досрочно. С ведома директора, огласки случай не получил.


   Воспоминания настигли Дениса Григорьевича на старой вокзальной площади Таганрога, где на возвышении, на рельсах, стоял паровоз. В той же "боевой" раскраске, что и комбинатовские. Это сколько же воды утекло за 34 года!

   Да, красивая куча металла, и по ней - ностальгия, точней, по тем, советским, временам. А паровоз если и не всем нравится активно, то уж протеста не вызывает точно, как, например, Ленин. И городу экономически выгодно - не тратиться на новый памятник...

Свежинский присел на скамью возле паровоза. В душе звучало "Наш паровоз, вперед лети..."