Исповедь матери

Галина Паудере
 Сыну посвящается...

  Вас интересует,что за жизнь мне досталась и какою была судьба?
   Чтобы жизнь рассказать,её надо прожить как бы заново...

   Помню себя лет с пяти. Помню свой первый дом-это была землянка в колхозе одном.
  Я жила под землёй,как детёныш бобра,в норе,вместе с родителями.К счастью,жизнь в подземелье была недолгой. Мы переехали в настоящий деревянный дом,утопающий в радужном
 разноцвете палисадника.Помню, я сразу нарвала букетик цветов,и душа ликовала,пела,цвела!

   В школу влюбилась с первого дня сентября и любовь эта длилась десять коротких и долгих лет. В школе было всегда тепло и уютно,здесь царили внимание и покой. И школа меня полюбила.
  Она заменила мне мать и отца.Только нет,не подумайте плохо о моих родителях. Они
 меня тоже любили.Но времени им на меня не хватало. Работа в колхозе от зари и до ночи
 за жалкие трудодни. И дома работы невпроворот круглый год.Хозяйство-корова, куры,пара
овец да свинья. И огород к тому же. И дрова запаси для зимы, и сено корове,и в лесу  успей набрать грибов да ягод- подспорье для пропитания.

  Детей полон дом. Обстирай ,накорми ораву. Вот и сами судите ,как тяжело было родителям.
  У мамы жизнь была не мёд и к тому же она рано овдовела. Мне тринадцать-хороним отца.
 Потеряла семья кормильца. А у матери мы остались-пятеро. Без кормильца-отца стало худо совсем. Постепенно зачахло хозяйство-мать везде не могла поспеть. Мы,дети,как могли,помо-
 гали. Сами пилили дрова,сажали весной картошку,летом пололи. А там,глядишь,осень-урожай
 убираем. Ну да хватит о детстве нелёгком-радость детства была всё равно...

 
   В семнадцать-прощание с моей любимой школой. Бал прощальный и тайный подарок от школы
  - путевка в зрелую юность,которая сама стала школой.

   И поехала юность  в город. Ах,какой он огромный,чужой,непонятный! Я одна,я растеряна,в себе не уверена. Институт неприветлив,строг и угрюм-он меня напугал.
 С документами в техникум подалась.И отлично сдала экзамены, и жалела уже тогда,что сбе-
 жала,боясь института.

   Увлеклась я новой учёбой,с интересом познавала всё. Отделение было новым, и чему только не учили нас! Дело клубное,фотодело,кинодело,танцы разные,изобразительное искусс-
 тво, литература,история и даже курс журналистики был. Учили всему понемногу.
 
 И практика в Доме Культуры была.Пролетело ещё два года,вот и техникум позади.В руках
 направление на работу в колхоз,в Дом культуры. Не откажешься ни за что!
 
  Диплом получила,но душа не лежала к клубной работе.Может,и не к самой работе,а к кол-
 хозной жизни.Молодёжь устремлялась в город. Но тут в юность судьба вмешалась,да такая сильная,стойкая,что во всём на своём настояла.
   
  Увела мою юность к морю,к янтарю её вдруг потянула. В даль далёкую-в республику братскую. Так что этот шаг на землю мне малоизвестную был сделан не мною-а самой судьбой.
 И дальше она безраздельно правила, с юностью быстро расправилась,возраст зрелый взамен дала...


  Не заметила,как созрела я для замужества. И следующий шаг был навстречу любви.
  Шаг сознательный и решительный.И любовь втот же час,что и я,поспешила ко мне навстречу.
    
  И мы встретились с ней по дороге,взялись за руки,вместе пошли. Так стала замужней женщиной. А республика братская оказалась не такой уж и братской.А точнее,была она всякой
 то приветлива,то сурова,то улыбчивая,то хмурая,холодная. Оказалась она переменчивой.
  Что ж,характер её таков.Такой её надо принять. Я ни в чём её не винила,не ругала и довольствовалась тем,что она мне давала. Стала прядильщицей на фабрике ткацкой.
 Понимала,что бе знания латышского языка невозможно устроиться на работу по моей специальности,и смиренно трудилась посменно рядом с такими,как я.
  Я жила здесь любовью и с любовью,что всё затмила собою...

  А какое чудо сотворила любовь своими руками и подарила мне в годовщину замужества!
  С этим первенцем-чудом,чудеснейшим сыном,рождённым  самой любовью и прекрасным,как
  любовь,я шагнула вначале робко так,неуверенно,а потом всё смелей и смелей к своей
  новой любви,открытой вдруг мною-к любви Материнства!

   Не могу не сказать,как при рождении чуда мне допрос учинила врач.Зло,крикливо,с пре-
  небрежением-"как ,зачем,почему и откуда,русская в Латвии живу, да ещё и рожаю .
  Но и это любовь материнства затмила. И поверила я в эту любовь без памяти,видно,тогда уже сознавая,что это моя последняя любовь,и потому она была такой чудотворной,что вскоре
 подарила подросшему сыну чудо-сестричку,чтобы чудо одно не скучало.
   
  И любили два чуда друг друга,и росли ,и купались в любви материнской! Своих шагов уже
 не считала,а считала их шажки неумелые,их первые зубки,их слова незатейливые.

  Их жизнь стала жизнью моей,а моя жизнь всецело принадлежала им.А вместе это было уже три жизни. И для них открыла страну счастливого детства, и самой счастливой мамой на
 всём белом свете была...


    Время летит.Проводила я сына в школу,в новый,чужой ,незнакомый для него мир.
   А сердце-то что так болит?! Утешаю себя-ведь разлука недолгая,всего-то на два,три часа. А потом часы удлинялись,сын в школе был целыми днями, а со мной лишь в дни выходные.
  Учился сынок мой вначале отлично и,кажется ,школу любил. Но была ли любовь взаимной?
  До пятого класса вроде бы да.Шестой,седьмой-всё пошло по-другому.Вижу,что-то с сыном
 и школой не так.
 -Расскажи,сын, в чём дело,-спросила однажды.Говорит,что школа скушна,к нему равнодушна,
 безразличием своим больно ранит. Учиться стал хуже.Восьмой класс окончен. И вот выпускной. Для сына первый он и последний. В девятый идти наотрез отказался.

  Распрощался со школой без сожаленья, а сердце болит у меня.Сомнения никак не дают покоя: в чём причина или в ком,что щкола ушла неприметно...

  Сын сам сделал свой выбор.Поступил в училище.Всё вроде неплохо-учёба,друзья,увлекается музыкой,любит Виктора Цоя-кумира,но кумир погибает вскоре. О,как сын горевал!Помню,как
 он сказал тогда,что певец свою короткую жизнь прожил не напрасно...

   Вижу сына весёлым ижизнерадостным.Он любовь повстречал негаданно-ею стала гитара.
  Неумело он взял её в руки и тотчас же влюбился всерьёз,с упоением извлекая из инстру-
 мента музыку. В обнимку с гитарой проводил всё свободное время.Эту страсть его я поощ-
 ряла,платила за курсы игры.

    Так промелькнуло ещё два года. Сын закончил училище. Юность к сыну пришла. Вышел
     в жизнь и шагай себе смело.Только куда тут шагать пареньку,что столярному делу едва
     лишь обучен.
   
- Ну,кому нужен столяр молоденький? Он прилежный,не курит,не пьёт.
  А в ответ только "нет". Он ведь раньше нигде не работал,нет.бригада его не возьмёт.
 
  В девятнадцать-откуда взять навык,откуда взять опыт работы? Так вы подучите,ведь он
  не лентяй.  Вответ опять "нет". Здесь работы на всех не хватает. Здесь хозяева правят
 бал. Выживает сейчас лишь сильный,кто умеет урвать чужое и своё не упустит из рук.
 Ты,босяк,никому здесь не нужен. Здесь богатство теперь в чести.
   
   Где же тогда идеалы?! Ну а если душа не торгаша?! Сын всё ходил и работу искал...

    Что с людьми вдруг случилось? Что с миром случилось?! Он весь раскололся,распался,и каждый в нём сам по себе,и каждый сам за себя. Хоть кричи,хоть плачь,хоть бейся о стену-
  не достучаться,не докричаться. И сын безуспешно работу искал...

   Если б был в моём доме достаток,может сын бы так не страдал. Лишь любовь я могла дать
   с избытком,а достатка мне негде взять.Едва сводишь концы с концами,получая гроши за свой труд. Богатых развелось немало,бедных стало не счесть...

    Сын поник,он всё видит,всё понимает-быть обузой-его ли удел? И рождаются песни,всё грустней,всё печальней...

   Потом,вдруг,гитару продал. -Как же так,-говорю,сыночек,ты ж любил её ,как себя.

  А он деньги даёт со словами-"Мама,возьми,заплати за квартиру. А гитару я сделаю сам,
  ещё краше и лучше прежней. И на ней я сыграю не раз.Не печалься,мы выживем!"

   Нет,не сбылись слова сына,не успел и гитару сделать...

        Пришла вдруг беда-предвестница горя. И откуда взялась,проклятущая?! Куда    подевалась весёлость,почему опустились руки? Сон утерян, исхудал,печальны глаза.
   Тоска не проходит у сына,но ко всем стал ещё добрее,любит всех,всех жалеет.

  -Что с тобой ,сын? Расскажи мне,может гитары-любви не хватает?
   Дочь принесла от подруги гитару: "Бери,брат,играй и смотри веселей!"

    И он заиграл и запел свои песни,и я слушала их. У сына рождались душевные песни .
 И слова,и музыку он сочинял сам. В свои девятнадцать лет что он думал о жизни?

  Что "жизнь,как зебра-состоит из разных полос,а человек он всё скачет то по чёрной,то
  по белой полосе..." И ещё, что "День как день,луна как луна.свет как свет и тишина
 как тишина.Жизнь как жизнь,и любовь как любовь,стой,держись,а упал-вставай вновь!"

  Но почему же сам так плохо держался за эту жизнь?!Почему не вставал вновь,когда "День
  без белых полос стал слишком суровым..."
 
   А горе всё ближе и ближе. И сын подводил итоги:

-" Ты любил считать звёзды,но не заметил,как падает твоя звезда.Ты думал всё просто,но это не так. Ты увидел машину и понял,что шёл на красный свет,а потом ты увидел чудесные сны и понял-тебя уже нет.И мои слёзы наполнят океан,и всё,что было -не всерьёз.и всё,
  что было-зря."

   Нет,это ещё не был конец.Сын ещё боролся.как мог.Он ещё стремился к чему-то высшему и
   искал это высшее,и заблуждался,и снова искал:

  "-Я молился ,да не тем богам" Я заблудился в дремучем лесу.Мне холодно и страшно".
    Но он заставлял себя идти:
    "-Иди, куда глаза глядят и ты выйдешь на свет,и забудь о вчерашнем кошмарном дне..."
     "-Пусть жизнь перестанет быть адом и растворится грусть в наших одиноких душах."
    
     И верил,что в душе каждый бог и Наполеон. Но разве кто видел душу? А раз не видели,
     то и не верили в неё. Не верили,что она живёт и жить хочет только не такой несправедливой,беспросветной жизнью.Душа сына стремилась к недосягаемым звёздам всеобщей
 любви,добра и красоты.
  Сын пел:  -Я не романтик и не философ,я не задаю вопросов и не даю ответы- я только
  пою куплеты"  -Стучат часы,точнее,тикают чуть слышно,и ветер бьёт в окно,точнее еле
  дышит.И одеяло меня обняло-закрыл глаза,и всё засияло.А всем,кто не спит-спокойного сна."..

   Пел он и о любви.Кто не мечтает о ней в юности? Но так и не узнала я ни одной его де-
  вушки,не успел он отыскать город Любви.

  "-В небе горит звёздочка,внизу слышен смех,а город Любви для всех,для всех."
   И мечтал о романтической любви времён дузлей:
   "- Но я помню то время ,я помню каждый день,я погибал на дуэлях,охраняя твою тень,
    я стрелялся и дрался на шпагах и,по колено в крови,не раз признавался в любви, тебе
    в любви..."
    И пел про любовь современную:
   "- Тебе тринадцать,но я не суеверный,ты можешь мня любить,но не изменяй своим идеалам.
    Ты считаешь,что этого мало,ты считаешь-не всё мне сказала,но слова-это ложь,подрастёшь и поймёшь...

   Сын верил,надеялся,что "Всё будет неплохо,всё будет ништяк,всё будет как в лучшем кино
   И дворник скажет" весь город будет чист,андрюша,познакомь с женой". Дело-труба,-скажет трубочист,Дело в шляпе,-скажет портной.А в конце пути нам всем подарят по смирительной рубашке-всем,кто не знал чувства меры"...

   И в светлое будущее сын уже не верил: -А после цветного сна начнётся чёрно-белый день,в окно постучится зима,а вслед за ней и лень,и ты откроешь глаза в холодную рань,только чтобы понять,что дело дрянь,дело дрянь...

  И металась душа ,израненная людским равнодушием в поисках выхода и просила кого-то:

   "-Если я негодяй,так плюнь в меня.Если я проститутка,так раздень меня.Если я атеист-дай мне библию.Если я бессмертен-убей меня!"

      И своим признало его бессмертие,и поманило за собой в высь небесную.И ничто уже не могло удержать его на этой грешной земле.Легко и свободно взлетел он высоко-высоко в синь
 небесную, и познал там то,что каждому суждено познать в конце пути.И силные  крылья
 не подвели его-целым и невредимым опустили на землю райскую,где его уже ждали,ветки еловые,пахучие с янтарными слезинками постелили,свечи любви вокруг зажгли:
    -Добро пожаловать на землю райскую! Не бойся,здесь тебя никто не обидит...


      Я людей чужих не судила,а казнила только себя-где, когда и что упустила,почему
    не смогла уберечь,защитить?! От кого? От чего? Всё смешалось-хаос,всюду страшный хаос
    Нет,не мог сын всё это понять. И страдала душа в безысходности,и стонала душа,кричала
    да не слушал её никто. И тогда она заболела.Кто умеет душу лечить? Да никто...

      Я навзрыд не рыдала,а слов причитаний не знала,но я знала,что сыну нужно-и гладила
     его живые волосы,и вбирала его всего в душу свою,и шептала слова ему нужные:

     -Я с тобой ,сыночек,я с тобой. И лицо его стало спокойным,и лицо его мне улыбалось.
 
      А потом земля чёрная попыталась лишить меня сына,но тщетны её старания. И никто
      вокруг не заметил,как забрала с собой я сына,и никто вокруг не услышал,как шептала
      ему на прощание: "Ты не бойся,сыночек,не бойся,ты со мной,я с тобой...


       И я онемела.Для всех,но не для сына. С ним вела разговор бесконечный,как клятву,
      беззвучно твердила:
       -Я горжусь тобой,сыночек.Я люблю тебя,сыночек.Ты со мной.Я с тобой.
       И я знала,что он меня слышит,и я верила-он мне ответит,надо только набраться
        терпения, надо только дождаться   чуда...         
 
 
           Осень. Октябрь исходит горькими слезами четвёртый год без сына моего...