Сан Франциско, 1936, США

Князь Процент
«Сан – Франциско», 1936, США.

Режиссер – Вуди Ван Дайк.
Сценарий – Роберт Е. Хопкинс.

В главных ролях:
Блэки Нортон – Кларк Гейбл.
Мэри Блейк – Жанетт МакДональд.
Отец Тим Маплин – Спенсер Трейси.
Джек Берли – Джек Холт.

Выдающийся фильм – вот первое, что приходит на ум, когда я слышу это название. Одна из немногих кинолент, которые меня частенько тянет пересматривать.

Мэри Блейк, дочь сельского священника, приезжает в Сан – Франциско, чтобы найти себе работу. Девушка обладает превосходными вокальными данными, училась петь и мечтает об опере. Однако никто не спешит брать целомудренную и богобоязненную Мэри на работу. В итоге она приходит в клуб Блэки Нортона (его играет Гейбл).

Нортон персонаж неоднозначный и, как это почти всегда бывает у довоенного Гейбла, юношески – романтичный. Он неглуп, получил хорошее воспитание, умеет нравиться женщинам, хорошо ведет свои дела, недурно боксирует, целеустремлен и находчив. Однако вместе с тем Блэки вспыльчив, бывает легкомыслен, да и кулаки пускает в ход чересчур часто. Он с детства дружит со священником Тимом Маплином (пожалуй, самый выдающийся персонаж этой истории), который как – то в разговоре с подружившейся с ним Мэри рассказывает о Блэки, что тот на словах бывает зол, жесток, несправедлив, отрицает существование Бога, но в то же время мало у кого найдется сердце такое доброе и чуткое, как у Нортона. Несмотря на атеизм, Блэки подарил церкви отца Тима дорогой орган, когда у того возникла в нем острая необходимость; он вообще готов прийти на помощь тем, кому сейчас плохо, кому нужна поддержка.   

Услышав пение Мэри, Нортон берет ее на работу и подписывает контракт. Уже очень скоро в его заведении окажется старый заслуженный профессор городской консерватории, который будет очарован пением Мэри. Он немедленно заявит, что эту девушку ждет опера и он готов всячески поспособствовать ее триумфу, но Мэри связана условиями контракта еще на два года. Впрочем, будучи уверен в себе, Блэки предоставляет ей право уйти, если она того хочет. Однако девушка вынуждена отказать с нетерпением ждущему ее ответа профессору *как – нибудь мы обсудим фильм «Переулок святого Мартина» с Вивьен Ли в главной роли, где начинающая артистка окажется не столь щепетильна по отношению к человеку, первому протянувшему ей руку помощи*

Вскоре Нортон, к тому времени выигравший на выборах надзирателя пожарной охраны, признается Мэри в любви. Девушке глубоко симпатичен Блэки, но в итоге она склоняется к тому, что является для него всего лишь очередной игрушкой, что Нортон не испытывает к ней по – настоящему сильных чувств. В итоге, едва выслушав его признание, Мэри покидает клуб и уезжает в оперный театр. Весть об этом приносит Нортону отец Тим, и тот решает действовать с позиции силы – на руках у него по – прежнему контракт, тогда как его устное согласие отпустить Мэри в оперу нигде не зафиксировано и не может быть доказано.

Между тем находится еще один человек, влюбленный в Мэри. Это Джек Берли, владелец оперного театра, в котором девушка готовится к своему первому представлению – ее дебютом становится партия Маргариты в опере «Фауст». Как раз перед этим представлением Берли признается ей в любви и просит ее руки. Девушка не любит Джека, хотя тот, несмотря на разницу в возрасте, человек вполне симпатичный и достойный. Сердце ее принадлежит Нортону, и она очень рада, увидев Блэки в одной из лож во время дебютного выступления. Однако Нортон прибыл сюда с намерением увезти Мэри назад, поскольку такое право дает ему подписанный ими контракт. Но, услышав пение Мэри, Блэки не решается настоять на своем в такой жесткой форме и разрывает контракт. Появившись же в гримерной девушки после представления, он выражает ей свое восхищение, слышит слова любви из ее уст и, воспользовавшись моментом, увозит назад в клуб «Парадайс».

Впрочем, и в «Парадайсе» девушка надолго не задерживается. Перед ее выступлением на сцене клуба к Нортону приходит отец Тим. Он обличает Блэки, говоря что тот тянет Мэри на дно, что посягает на ее душу. Упоенный возвращением Мэри Нортон излишне эмоционально реагирует на речь священника и бьет его по лицу. Увидев это, Мэри немедленно уходит с отцом Тимом под руку, а затем возвращается в оперу.

Между тем дела Блэки идут все хуже и хуже. Полиция (очевидно, не без наводки Берли) громит его клуб под предлогом того, что у него содержатся подпольные игровые столы. Самого Нортона отпускает знакомый полицейский и то лишь до утра и с вполне определенной целью – выиграть ежегодно проводимый среди подобных заведений «Цыплячий бал» (артисты «Парадайс» выигрывали конкурс этого мероприятия на протяжении последних трех лет) и с помощью выигрыша уладить свои пошатнувшиеся дела. Однако выясняется, что Нортону некого выставлять на конкурс. Грустный, но не сломленный, он приходит на бал, чтобы понаблюдать за мероприятием.

А на балу оказываются и Мэри вместе с Берли. Начинается конкурс, артисты из различных клубов города представляют свои номера. Последним в списке идет «Парадайс», однако ведущий говорит, что владелец клуба не сумел выставить артистов, а потому от этого заведения никто выступать не будет. Мэри это задевает за живое, ведь она сама выступала в «Парадайсе» и помнит, как Блэки гордился наградами, выигранными в предыдущие годы. Она решает выступить за свой бывший клуб и зажигательно исполняет песню «Сан – Франциско» *поет Жанетт МакДональд, и правда, ого-го как* В итоге приз вручают именно ей. Но Блэки вовсе не собирается принимать этот непрошенный подарок. Выскочив на сцену, он заявляет, что не нуждается в подачках со стороны Мэри, швыряет награду на пол и предоставляет своей бывшей работнице возможность убираться на все четыре стороны. Девушка, едва сдерживая рыдания, быстро идет по залу к выходу, как вдруг зал сотрясает первый толчок землетрясения.

Съемки сцены землетрясения заслуживают отдельного восхищения. В 1936 году создатели фильма умудрились снять по – настоящему правдоподобное зрелище природной катастрофы – зрелище, будто бы ставшее предвозвестником катастрофы, которая постигнет мир совсем скоро, спустя всего три года после съемок фильма. И Кларк Гейбл в начале этой катастрофы и в конце, как и Блэки до и после землетрясения, это, как говорят в Одессе, две большие разницы. До землетрясения Нортон самоуверен, убежден, что все в его жизни зависит от него, беспечен, удачлив. Гейбл до войны это король Голливуда, лауреат премии «Оскар», богатый актер, любимец женщин и, самое главное, счастливый супруг – в 1939 году он женился на женщине, которую любил больше всего на свете, Кэрол Ломбард (она сыграла в комедии Хичкока «Мистер и миссис Смит», в римейке которой снялся Бред Питт). Три года их брака были похожи на сказку: супруги все делали вместе, ни на миг не расставались, даже на публике стали появляться все реже и реже - настолько им было хорошо наедине друг с другом. Большего счастья сложно было и желать. Со стороны могло показаться, что капитан Ретт Батлер, наконец, нашел свое счастье и женщина по имени Скарлетт О’Хара ему больше не нужна…

Казалось бы, все в руках этих людей. Нортон, хотя и попал в переплет, вполне может найти способ выкарабкаться из тяжелой ситуации, в которой оказался. А Гейбл, титаническим трудом заработав себе имя и признание, наконец, обрел любовь и сумел сам построить идеальную семью. Однако вот уже раздались первые толчки землетрясения, стали рушиться здания, и Блэки потерял Мэри из виду, а после толчков, выбравшись из – под развалин, не может найти ее нигде… Вот уже началась Вторая мировая, и вот Кэрол Ломбард отправляется на антивоенную акцию, а на обратном пути пилот теряет управление… И вот уже Кларк Гейбл ищет Кэрол – а найти ее он может лишь по ту сторону черты, отделяющей жизнь от смерти. Он ищет свою смерть – до паники боясь высоты, записывается в летную школу и после ее окончания, вопреки противодействию правительственных и армейских кругов (шутка ли, один из лучших актеров благополучной страны без видимой надобности идет на фронт) отправляется воевать. Стрелок на самолете Боинг В-17 Flying Fortress лейтенант Гейбл многое повидает на этой войне. Жуткие ночные бои, небо в сполохах, свист снарядов, головокружительная высота, небо над Берлином – все это он пропустит через себя. Он дослужится до майора, совершит 25 вылетов (в среднем экипаж В-17 совершал 20 вылетов до того, как быть сбитым), но смерть на войне так и не встретит. И в 1945 году в Голливуд вернулся герой войны, овеянный славой покоритель воздуха, Рыцарь Без Дамы…

Блэки Нортону повезло больше. После долгих поисков он нашел своего старого друга Тима, а с ним  - целую и невредимую Мэри. Один из самых проникновенных кадров фильма – на коленях благодарящий Бога Нортон и видящая эту картину Мэри…

«Сан – Франциско» удостоился премии «Оскар» за лучший звук. Также фильм получил пять номинаций на эту премию: лучший фильм (премии удостоился «Великий Зигфилд»), лучший режиссер, лучшая мужская роль (номинировался не Гейбл, а блестяще сыгравший Спенсер Трейси – кстати, спустя год он – таки получит «Оскар» за роль священника в фильме «Город мальчиков»), лучший ассистент режиссера и лучший оригинальный сценарий.

Этому фильму уже больше семидесяти лет, но он и сейчас смотрится на одном дыхании. Невероятно обаятельная улыбка Кларка Гейбла, чудесный голос Жанетт МакДональд, доброе и строгое лицо Спенсера Трейси, пугающая в своей беспощадности к людям и архитектурным ценностям природная стихия, счастливый, выстраданный конец, очарование старого довоенного кино – все это делает фильм неповторимым по своей атмосфере. А еще он оставляет ощущение того, что мы далеко не всемогущи на этой Земле. И потому не стоит верить в себя безгранично, но вместе с тем нужно ценить и беречь то, что у нас есть сейчас. Ведь счастье близко – нужно лишь протянуть руку…