Самолет Таганрогский пионер

Сергей Николаевич Емельянов
Прошло всего шесть месяцев как Красная Армия освободила Таганрог от фашистских захватчиков. Несмотря на трудности и лишения, но желая приблизить день полной победы над фашизмом, трудящиеся завода им. Молотова(«Красный гидропресс») выступил с инициативой собрать деньги на строительство танковой колонны Таганрог», Их поддержали жители Таганрога.
Не желая отставать от старших, молодежь города начала сбор денег на постройку боевого самолета. Скоро деньги были собраны. Секретарь городского комитета комсомола И.Ф. Некрасов от имени молодежи Таганрога направил телеграмму председателю Государственного Комитета обороны СССР И.В. Сталину, в которой писал:» ...Желая быстрее отпраздновать окончательную победу нашей Родины комсомольцы и пионеры города Таганрога в благодарность Вам и Красной Армии собрали 100 тысяч рублей. Просим Вас дать указание построить на эти деньги самолет «Таганрогский пионер» и передать его в гвардейскую Таганрогскую ночную бомбардировочную дивизию...»
Вскоре на Казанском авиазаводе самолет был построен. Это был пикирующий бомбардировщик Пе-2, конструктором которого был наш земляк В.М. Петляков. На фюзеляже самолета с обоих сторон белой краской была сделана надпись» Таганрогский пионер».
17 мая 1944г. в Крыму на аэродроме Веселое, у Джанкоя, самолет был передан воина -авиаторам 135 гвардейского полка 6-й гвардейской Таганрогской дивизии, которой командовал полковник Г.А. Чучев. Делегаты из Таганрога во главе с первым секретарем Ленинского райкома ВЛКСМ Т. Погоржельской в торжественной обстановке передали самолет экипажу гвардии лейтенанта Петра Федоровича Моисеева. Вскоре экипаж в составе полка громил врага в Белоруссии, на Украине, в Венгрии, Румынии и Польше. На этом самолете было выполнено 73 успешных боевых вылета. Когда окончилась война на нем продолжали учиться летать молодые пилоты. Затем на смену Пе-2 пришли новые боевые самолеты, а старенький «Пионер», который верой им правдой прослужил до 1949г. списали. Так завершилась его история.