Житейская мудрость

Алексей Досков
   … Я вошел на кладбище и пошел по старой обветшалой дороге. Народа было еще немного, и я, оглядывая могильные памятники, шел к своим прадедушкам и прабабушкам. Вдруг в метрах ста от себя я заметил торговую палатку, которой раньше здесь никогда не было. Естественно, я подошел и увидел, что здесь торгуют церковной утварью: на прилавке лежали свечи, иконы, литература о святых, молитвословы…. Рядом стояла женщина и рассматривала тройную икону.
 - Это новые святые, - поясняла ей продавщица. – Наши земляки. В тридцатые годы прошлого века, пострадавшие от НКВД…. Вот, если у вас проблемы с жильем, нужно молиться тому, кто посередине запечатлен. Он помогает в этом…
   Женщина вздохнула и ответила:
 - Любой святой помогает во всем. И, нет надобности, говорить, что один помогает с жильем или еще с чем. Это вам не врач, который лечит горло, другой глаза, третий живот. Любой святой, если ему искренне и горячо молиться, с верой в сердце – поможет во всем…
   Я смотрел на эту женщину и восхищался ею. Как же правильно она говорит!
Продавщица промолчала, продав ей эту икону, а мой путь к прабабушкам уже продолжался в обществе этой мудрой женщины.
 - Вот, говорят, что на могилы нужно ходить с цветами, - первой заговорила она со мной, - или, того хуже – с водкой и закуской. Я считаю, что неправильно все это. Главное, чтобы хорошие искренние мысли были по отношению к покойнику. Поговори с ним потихоньку, улыбнись мысленно. Ему приятно будет. Захочешь цветы принести? – Принеси, но чтобы не видел никто. И, лучше всего, если цветы живые будут. Потому что все, что люди приносят на могилы – это напускное. Для людей это все, ради их мнения, чтобы не осудили. Покойнику уже ничего этого не нужно. А лучше всего – закажи в церкви, чтобы помянули его душу…
   «Господи! – думал я, - как же много у нас простых, незаметных, но очень умудренных людей. И я благодарен Тебе, что послал мне одного из вестников Своих…».
   … Я убрался на могилках, поставил и зажег свечи, прочитал пасхальные молитвы, а когда возвращался обратно, вновь услышал от продавщицы церковного лотка:
 - Вы возьмите эту икону. На ней последние святые изображены. И если у вас проблемы с жильем имеются – молитесь вот этому…