Лилиоме, 1934, Франция

Князь Процент
"Лилиоме", 1934, Франция.

Режиссер - Фриц Ланг.

В главных ролях:
Шарль Буайе;
Мадлен Озерэй;
Пьер Альковер;
Роберт Арно;
Александр Риньо;
Генри Ричард;
Ролан Тутэн;
Флорель.

Неплохой по тем временам фильм, к настоящему моменту потерявший, как мне представляется, свое былое значение.

До определенного момента сюжет развивается вполне нормально. Лилиоме, работающий на карусели зазывалой, человек необузданный, страстный и непоседливый (его играет Шарль Буайе - играет вполне достоверно *благо, для таких ролей многого не надо*, однако четыре номинации на "Оскар" - 1937, 1938, 1944, 1961 - его еще только ждут). Однажды на карусели он встречается с двумя хорошенькими девушками (вроде они, правда, были ничего себе, вот только я забыл их внешность сразу же после просмотра, хи-хи). Одна из них, по имени Жули, всерьез влюбляется в него. Хозяйка карусели, приревновав Лилиоме к Жули, приказывает ему вышвырнуть девушку вон, однако Лилиоме устраивает скандал, по итогам которого оказывается уволен. Впрочем, это его пока не сильно печалит. Над Жюли тоже висит угроза увольнения - она потеряет работу, если не вернется в общежитие до ночи. Но Лилиоме требует, чтобы она осталась с ним, и бедная девушка жертвует работой из - за прихоти своего возлюбленного.

Лилиоме и Жули начинают жить вместе, однако совместная жизнь омрачается тем, что нигде толком не работающий Лилиоме, испытывая чувство неловкости за свое безделье, всячески тиранит жену. Все это великолепие наспех состряпанной семьи сопровождается социальными картинами - однажды Лилиоме вызывают в полицейский участок, где ему приходится ждать несколько часов, чтобы уладить свои неприятности.

Вскоре выясняется, что Жули беременна. Сцена, в которой она сообщает Лилиоме об этом, очень мила и трогательна. Однако под влиянием от этой новости Лилиоме отвергает предложение хозяйки карусели вернуться к ней на работу, и снова остается без денег. В итоге он принимает предложение своего приятеля и решается убить и отнять деньги у кассира, хотя подготовка к убийству дается ему непросто. Однако кассир оказывается не так плох, у него с собой пистолет, а неподалеку сидят в засаде полицейские. В итоге план неудачливых разбойников срывается, они бегут, и Лилиоме в пылу погони бьет себя ножом в грудь. Спустя непродолжительное время, оказавшись перенесенным в свой дом, он медленно умирает *это, пожалуй, лучшая сцена фильма*

Собственно, тут нормальное развитие сюжета и заканчивается. Ибо за Лилиоме приходят "полицейские Бога", которые сопровождают его на небо. Там он попадает в небесную канцелярию, сцена в которой практически скопированы со сцены в полицейском участке. В итоге, подняв все происходящее на смех, Лилиоме отправляется на 16 лет в ад, после чего ему будет даровано право на один день вернуться на Землю, чтобы сделать что - нибудь хорошее.

Проходят 16 лет, и поседевший Лилиоме оказывается на Земле. Там он встречает свою дочь и беседует с ней о ее отце. Сперва их беседа проходит в очень милом ключе, однако затем наш герой, узнав о том, что Жули говорила дочери о нем только хорошее, приходит в ярость и рассказывает дочери всю правду. Та, разумеется, не верит странному незнакомцу и бежит домой. Однако Лилиоме встречается с ней еще раз, вновь пытается убедить в своей правоте, приходит в совершеннейшую ярость и бьет ее.

В следующей сцене Лилиоме вновь в небесной канцелярии. Тамошний служащий упрекает его в том, что он неисправим. Дело идет к тому, что Лилиоме снова отправится в ад. Однако на Земле в это время происходит диалог между Жули и ее дочерью. Девушка спрашивает у матери, бывает ли так, что удары не доставляют боли. И Жули, вспоминая Лилиоме, отвечает, что такие удары бывали в ее жизни. На небесах чаша весов перевешивается в пользу Лилиоме, и он оказывается спасен.

Ну, что тут можно сказать. Главный недостаток фильма, который касается темы потустороннего мира, это отсутствие концептуальности. ИМХО, когда автор (писатель, режиссер - не суть важно) касается этой темы, у него есть два пути: выбрать один из традиционных взглядов на это (например, взять учение одной из религий) или же придумать нечто свое, однако такое, чтобы зритель/читатель могли увидеть в этом определенную логику. В данном фильме не происходит ни того, ни другого. За основу вроде как берется христианство, однако сперва оно всячески принижается, а потом из - за каких - то пустяковых слов Жули вся эта штуковина начинает работать, и душа Лилиоме оказывается спасена. То, что привнесли в этой области создатели фильма, вообще не выдерживает критики - отправка на Землю после пребывания в аду логически ничем не обоснована, она необходима только для того, чтобы Лилиоме в очередной раз накосячил, а Жули сказала свою роскошную фразу. ИМХО, конечно, но представления о Боге как о чем - то существующем, но абстрактном, яйца выеденного не стоят. Ну а на фоне фильма "Сан - Франциско", заметку о котором я надеюсь в скором времени разместить, "Лилиоме" не стоит ничего.