Винная симфония

Вячеслав Разуваев
                Гипотеза о происхождении языка

        О вине написано столько, что заполоненное испещрённой бумагой пространство уже становится вполне сопоставимым с неиссякаемой мировой винной «каплей», объём которой подвержен значительным сезонным колебаниям, но и в осенне-зимний период она не вздувается и в полкилометра своего диаметра. Сегодня даже у постсоветского продвинутого потребителя божественного спиртного тематическая подборка литературы не меньше ассортиментного набора в баре;  в специализированных же научных учреждениях книгохранилища уже давно переполнены, а неослабевающий интерес к вину стимулирует издателей к выдаче на гора всё более ярких и красочных буклетов, календарей, проспектов, брошюр, журналов и книг, освещающих его потаённые уголки и бесчисленные грани. И пока кардинальное лечение человечества от бумажной опухоли - Интернет осваивает виртуальную часть пространства,  в реальном мире вино и слово о вине, дополняя друг друга, помогают открывать нам великую тайну Бытия.
        Бесконечное употребление вина (не столько продукта, сколько слова) породило море знатоков, не задумывающихся, каким содержанием оно наполнено, что за истина скрыта в ласкающем не только глаз и слух квартете. Между тем, существует несколько достаточно авторитетных мнений по данному вопросу.
        В скрупулёзном научно-популярном медико-винодельческом трактате «Книга о вине» происхождение слова «вино» объясняется весьма просто: так его назвали «первобытные римляне» (по латыни- vinum, происходящее от слова vis, означающего силу), «…так как было замечено, что вино увеличивает на время силы человека. Под таким названием вино известно теперь повсеместно всем людям». С такой трактовкой можно согласиться, если забыть, что задолго до древнеримских пращуров  на истинной родине виноградарства и виноделия – Закавказье пели оды не только «гини», но и «гвино». Да и при всём уважении к неведомым «первобытным римлянам» всё остальное человечество органически не могло принять насаждение одной лишь силы в понимание любимого духовного напитка.
        Существует версия, согласно которой  слово «вино» своими корнями уходит в халдейское «жаин»-yain (вскипать, подниматься), описывающее видимую картину процесса брожения.
       Более глубокие исследования привели известного французского историка и юриста в области виноградарства и виноделия  Жан-Франсуа Готье к обнаружению этимологического источника слова «вино» большинства народов Кавказа ещё в индийских Ведах, а именно, в Вене (нравящийся, любимый) – жидкой части жертвенного напитка Сома (тело), постепенно трансформировавшегося в мифического Диониса.
       Почти полярные мнения по фундаментальному вопросу всей винной цивилизации свидетельствуют о недостаточной его проработке лингвистами, что не может оставить равнодушными имеющих отношение к вину любителей и специалистов.
       Возможно, приведенное ниже видение проблемы поставит ещё больше вопросов,  но негоже быть Иванами, не знающими происхождения...
       Скрупулёзный экскурс вглубь веков позволяет заключить, что  слово, обозначающее cамый популярный напиток человечества, имеет общую звуковую основу на многих языках мира: яин или жаин - финикийский,  оинос – греческий, гини – древнеармянский, винум - латинский, гвино – грузинский, гвинал – сванетский, гвини – мингрельский, гвиниен – кельтский, вино – славянский, итальянский и испанский, винью - португальский,  вэн – французский, увайн – английский, вейн – немецкий…
      Из каких же звуков эта основа состоит?  Чаще всего она начинается звонким согласным [г] или [в], нередко сдвоенным ([г][в]). Но нет никаких сомнений в том, что почти на любом языке  её  завершение происходит  звонким, выражающим радость [н], иногда тактично сдерживаемую многозначительным гласным [о]. Перед согласным [н] всегда плавно произносится, словно льётся, гласный [и] или чередующийся с ним [э], превращающийся порой в мягкий звонкий согласный [й], элегантно подчёркивая дух напитка. Таким образом,  квинтэссенцию  международной звуковой основы слов, обозначающих  божественный  напиток  можно представить  как  [и][н] или [э][н]. В русском языке на письме это может выглядеть как буквосочетание «ин» или «эн» («ен»), на большинстве западноевропейских языков – «in» или «en».
       Естественно предположить, что вино не могло появиться одновременно у разных народов. С высокой вероятностью можно утверждать, что оно имеет конкретное географическое происхождение, о чём указывают многочисленные исследования. Большинство учёных сходится во мнении, что вино пришло с Востока. Более конкретное описание места этого происхождения даёт Библия (Ной с сыновьями спустился с гор Араратских и насадил виноградник). Поскольку последнее не противоречит первому, то наиболее вероятно, что найденная звуковая основа корнями уходит в древнеармянское «гини», мингрельское гвини и грузинское «гвино», а во времена расцвета Финикии через «жаин» распространилась по всему свету.
      По-видимому,  распространение винограда от подножья Арарата шло одновременно во всех направлениях, но приживалось уникальное растение лишь в благоприятных местах умеренного и жаркого климата определённых широт. Место оседлого проживания виноградарей накладывало отпечаток на их профессиональный язык, нередко становившийся фундаментом для строительства языка вообще. Так в Грузии, уже само слово «язык» (эна), прямо указывает на его “винное” происхождение. То же угадывается в  названии большинства народов и народностей Кавказа: армяне, грузины, мингрелы, осетины, кахетинцы, имеретинцы, сваны,  вайнахи  (ингуши, чеченцы), кабардинцы, даргинцы, лезгины…  Не исключено, что и  самая загадочная из земных цивилизаций – инков, проживавших на территории нынешнего Перу, имеет те же корни, как, впрочем, и у ныне ещё живущих в горах Японии айнов, не говоря уже об арийско-шумерской Святой Троице (Ан, Энлиль и Энки), шумерской богине любви Инанне и шумерской же богине Гестине, имя которой означает «виноградная лоза»…
       Немало слов на винной основе дошло до наших дней с земли Обетованной. Например, территорию Армении древние евреи называли Мини, источник – ен,  низменность – ена,  пресс (точило) - ленос, мужа (человека)– Енос или Энос. Так же согласно Библии звали сына Сима внука Адама. Очень похожее имя имели старший сын Каина  Енох (Энох) и один из благочестивейших патриархов допотопного мира, седьмое колено в родословной Адама, сын Иареда и отец Мафусала. Древние Иудеи и Арабские писатели считали данного Эноха (в переводе – посвящённый) изобретателем письменности, арифметики и астрономии. Из множества чудес, совершённых непосредственно Богом,  на первом месте стоит  вознесение  на небо Эноха (задолго до вознесения пророка Ильи и Иисуса Христа). В первенствующей Христианской Церкви сохранялось и доселе сохраняется общее верование, что Энох снова придёт на землю. Необходимо иметь в виду, что в глубокой древности именем новорождённому выражали мысль о замечательных обстоятельствах, окружавших появление на свет младенца, или мысль об особых телесных его свойствах, или выражали свои пожелания, соединявшиеся с мыслью о младенце и его будущности. В связи с чем, нельзя не вспомнить Ментора воспитателя Телемака - сына Одиссея; богинь Афины (мудрости), Венеры (любви и красоты), Минервы (покровительницы наук, искусств и ремёсел) и  Мельпомены (трагедии); имя сына Зевса - критского царя Миноса с его чудовищем Минотавром в лабиринте; царя Миния с дочерьми Миниадами; фиванского царя Пентея; Атаманта - царя Орхомена и его жены Ино - сестры матери Диониса Семелы, воспитательницы будущего бога виноделия; мудрого учителя Диониса - старика Силена; жрицы Диониса – Менады; детей Диониса и Ариадны – Энопиона (знаток вина) и Эванта (цветущий); ставшими нарицательными имена из праздного окружения Диониса – менад и силенов, в пении и ликовании беспрестанно восклицающих «Эван,Эвое!» и, конечно же, Леней - храм Диониса.
       Что же обозначает данное сочетание звуков ([и]([э])[н])?
       Согласно основным представлениям древневосточной медицины, зародившейся свыше 5000 лет назад на Дальнем Востоке на территории  нынешних Китая, Монголии, Кореи и Японии,  «ин(ь)» - это женское начало, присущее всему пассивному, влажному, холодному, тёмному, покоящемуся, восприимчивому, скрытому, изменчивому, облачному (тень и вода).  Близко по звучанию к найденному звукосочетанию и  мужское начало – «ян», которое выражается во всём светлом, активном, сухом, блестящем, тёплом, творческом, постоянном (сила солнца и огня). До сих пор считается, что эти полярные начала выражают постоянную борьбу противоположностей в человеческом организме, диалектично рассматриваемом как часть Природы и, одновременно, как нечто целое, связанное со средой обитания. Может поэтому, китайский звук [и] имеет около пятидесяти значений и иероглифов? Случайно ли дальневосточные народы положили винное звукосочетание в основу основ своего мировоззрения, кстати, зиждущегося на основных составляющих вина (вода и сила солнца)? Думается – нет, ибо тогда следует признать случайными  и множество других, более близких для нас европейцев корней слов, фактов и мифов.   
       Европейский предлог-приставка «in» (en) в переводе означает «в» с широким спектром приложения (место, направление, состояние, явление…) или «внутри», раскрывающее самую глубину, содержание, сущность, суть, душу кого- или чего-нибудь. Даже отдельно взятая  буква «n», выражающая на бумаге основной “винный” звук, переводится как «безгранично», а на языке математики означает «любую величину». Трудно представить, существование какой-либо другой пары звуков, способной нести сопоставимый объём информации.
       Какие звуки произносят немые люди?
       Винные!!!.
       Зная сильнейшее воздействие вина на речевой аппарат и мышление человека, можно с большой вероятностью утверждать, что образование и развитие человеческого языка, равно как и  человеческой мысли, шло от простого к сложному, в тесной взаимосвязи с развитием виноградарства и виноделия, как первого осознанного занятия людей. Даже в современной многоязыковой симфонии в звучании слова «язык» до сих пор сохранился «винный» акцент, закрепившийся и в названии соответствующей профессии - «лингвист» от латинского слова linguae (язык). Ещё раз вспомним, что «язык» по-грузински – эна.
     О воздействии вина на формирование мировоззрения человека можно говорить и писать бесконечно, но невозможно не остановиться на ряде фундаментальных,  несомненно связанных с этим явлением слов, пришедших к нам из древнегреческой цивилизации, где слово «вино» (oenos – [оинос]), сохранив звуковую основу, уже заметно отличалось от своего прародителя. Прежде всего, это слово «одно» (hen,henos –[ген],[гэнос], представляющее собой число, цифру, количество, единство, целостность, тождественность… Практически также пишется, произносится и, в некотором смысле, воспринимается слово «ген» (genos – [гэнос])- единица вещества наследственности. В России в старину более известное как род, происхождение, но в настоящее время достаточно обрусевшее и понятное даже в своём первоначальном виде каждому образованному человеку, как и слова «гине» (gyne – [гинэ]) – женщина; «бин» (bini – [бини]) - пара; «кино» (kineo – [кинэ]) – привожу в движение или «гемо» (haima – [гэма])  - кровь. Позднее, Древний Рим через латынь в современный межнациональный язык внёс «воодушевление» (gin – [джин]) как первую половину корня жизни «женьшеня» (ginseng – [джинсен]) и вторую – «машины» (engine – [энджин]); «энзим» или «фермент»(enzyme – [энзим]); «вену» (vena – [вена]); «жанр» (genre – [жанр]) как род, вид, тип; «родство» (kin – [кин]); «разновидность» (kind –[каинд]); «короля» (king – [кинг]); «народ» и «породу» (gent –[джент]); «людей» (gens – [дженс]); «духа» и «гения» (genie – [джиние])… и даже «генезиса» или «Бытия» (genese – [джениз]) со всей историей развития человечества.   
    Эти ключевые, коренные слова вместе с великим множеством им подобных, изначально построенных на той же звуковой основе, если и не определяют всё мироздание, сотворённое человечеством, то, по крайней мере, дают некоторое представление о его происхождении и развитии. И может быть не так уж далеки от истины молдаване, ныне именующие свои бренди словом “divin”, перевод латинских корней которого имеет два значения: «сделанный из вина» и «божественный», что означает наличие в их происхождении общей основы.
     Как уже упоминалось выше, по Готье этимологическим источником слова «вино» является Вена – жидкая составляющая индийского бога вина Сомы, предположительно игравшая роль крови в жертвенном теле, что в будущем и предопределило дошедшее до нас определение вина, как крови Христа. От Вены, вероятно, произошло и «Венера» - богиня любви. На основе общности корней напрашивается вывод о существовании некой таинственной связи между любовью, вином и кровью. Но ведь по Библии «Бог есть Любовь», - получается, что не только у  самого вина, но и у слова, обозначающего этот божестВЕННЫЙ напиток, общее происхождение – Любовь!