Письма с Севера. Часть вторая

Анатолий Просняков
Севастопольские письма
Ну, вот, стал разбирать посылочный ящик с промоченными когда-то насквозь письмами, поздравительными открытками и телеграммами, и обнаружил еще письма моряка, но совсем из другого моря – Черного. Поначалу я подумал, что это выявился еще один друг моей сестры, но характерный почерк с буквой «ж» в виде галочки «;» заставил меня утвердиться во мнении, что это тот же Сашка с восклицательным знаком. Однако не было еще подписи под некоторыми письмами, и содержание их изобиловало именами общих знакомых. Из писем постепенно стал вырисовываться облик этого человека, интеллигентного и застенчивого, видимо, постеснявшегося перед уходом в армию сказать девушке о своих чувствах.

                Две открытки
Первая открытка – с изображением живых цветов.
Таня, поздравляю с праздником!

О гордая и прекрасная принцесса,
О королева химии и политики,
Позвольте поздравить Вас от всего сердца
С Международным женским днем.

И пожелать Вам по-королевски
Громадного счастья удачи и
Отличного диплома и испол-
Нения Вашей мечты!

Ваш слуга и друг Сашка.

На лицевой стороне второй открытки – Черное море, в воде стоит высокий памятник, на вершине которого – пушка, направленная в сторону моря. Внизу крупная надпись: Севастополь.

Таня, поздравляю тебя
с праздником первого мая!

В этот день
Ты проснешься раньше всех,
И увидишь весны красоту
Сквозь уходящей ночи тень.

А на востоке,
Сквозь первые солнца лучи
Ты вглядись в громадные крылья
Как у Грина прекрасной мечты

Ты поймешь,
Что не важны заботы
Для того, кто умеет идти,
И вперед ты смело пойдешь.

Ты иди,
Я желаю тебе надолго
Попутного ветра,
Легкого сердца
И тысячу шуток в пути.
                Сашка.

Здравствуй, Таня!
Привет тебе из солнечного Севастополя!
Таня, получил от тебя письмо сегодня. Вот оно лежит передо мной.
И, знаешь, это письмо меня несколько встревожило, но потом я вспомнил, как учился последние месяцы, и решил, что преддипломная практика у нас проходит одинаково, и знаешь, почему.
Именно на преддипломной практике я (да, наверное, и ты) впервые расстался с мыслью о своей отличности от других, вернее, распрощался с мечтами о возвышенном и впервые опустился на нашу «грешную землю». Почему? Потому что я уже знал, что высоко мне не «взлететь», но еще не знал толком, что же такое жизнь, и поэтому ждал от нее чего-то ужасного и серого.
Отсюда у меня и были разочарования в моем бренном существовании и очередная постановка вопроса. Жизнь? А как известно, конкретного решения я не нашел и поэтому решил загружать себя до предела, чем угодно: дипломом, Волгой, вином и т.д. и т.п.
И, знаешь, немного помогло. Правда, очередной приступ «англицкого сплина» у меня был сразу после защиты, но, как только поступил работать, эта чертовщина ушла, потому что передо мной было конкретное дело, вернее, дела, а как я могу загрузить себя делами, ты знаешь.
Ну, ладно, об этом хватит. В общем, мой совет – зубри диплом и занимайся, чем угодно, только не сиди без дела. Это хуже всего, испытано на себе.
Таня, я тебе, видно, уже надоел этой нравоучительной беседой, так что перехожу на запасную частоту: о себе. Был как-то у нас практический урок по матчасти. Настраивали р-приемник. Сейчас я твердо уверен, что даже сложнейший гражданский приемник настроить легче, то есть, о настройке приемника на гражданке я знал столько же, сколько знал о своей будущей специальности: ТОС во 2 классе.
Представь, что пульт КИП цеха (все его ручки собраны на площади 0,5 м2, изменили свою форму, а вместо приборов шкалы со множеством параметров).
А насчет цветов на снегу. Цветы персиков выглядят примерно вот так:
(РИСУНОК: красные цветы, похожие на тюльпаны, на сизом снегу).
Сегодня опять учились грести на 10-весельном катере. Была сплошная хохма. Особенно когда нашу шлюпку, гребущую вразброд, увидели девчата. Правда. они угостили нас семечками и мы потом смеялись вместе .
(РИСУНОК: шлюпка с гребцами, на корме – флаг со звездой, позади пирс или мостик, на котором стоят девчата в разноцветной одежде).
Видели сегодня большие военные корабли и подлодки. Ох, и громадины! На один корабль влезет весь ВХТТ и оба корпуса (общага и лаборатория). Это про надводные. Ну, и п/л (подлодка), конечно, поскромнее, но красивей.
А, вообще-то, представь:
В бухте синяя, синяя вода,
Яркий солнечный день,
По берегам зелень и … шлюпка
Между большими кораблями!!
А потом опять – ключ и морзянка. Таня,  ты знаешь, я опять занялся стенной печатью, так что все 5 баллов.
До свидания!
Желаю легкой души и попутного ветра!
Сашка.

PS. Тяжелая рука матроса
Осторожно держит букет.
На ладони, привыкшей к тросу,
Ранней весны расцвет.

Это – символ любви чудесной:
Моряк и подснежников чудный букет.
Словно тихо зазвучала песня
О любви прекрасной, как белый цвет.

Это тебе вместо подснежников, ведь у нас в части они не растут.


Здравствуй, Таня!
Привет тебе из Севастополя!
Поздравляю Тебя Новоиспеченный
Молодой специалист!!!!!!
Привет коллеге. Ты не только догнала, но уже и перегнала меня, на 2.5 года. Ни пуха ни пера в большой жизни, а у тебя будет большая жизнь!!! Ну, с дорогой (а, может, дорогая) коллега, как говорится, настала и ваша пора окунаться в большую жизнь, в жестокий, с одной стороны, и прекрасный, с другой, мир, где нет нянек, но много и настоящих учителей, и мама уже не всегда может посоветовать и помочь, а, скорее, наоборот, ты должна помогать ей. Так что трудна самостоятельная жизнь, но….
Да здравствует самостоятельная жизнь!
И еще один дружеский совет: не бойся синяков в жизни, они есть у всех, но одних они выбивают из колеи, а других, наоборот, закаляют. Надеюсь, ты из последних. Ну, хватит советов, ты сама уже не маленькая!!! А теперь немного о себе.
Самое главное то, что я тоже кончаю очередное учебное заведение. В среду, четверг и пятницу мы сдадим 5 экзаменов: прием, передача, устройство ПЛ (УПЛ), Правила радиообмена (ПРО) и матчасть (схемы приемников и передатчиков, устройство и все о них). Легкого очень мало, но бывало и хуже. Здесь хоть двоек не ставят и со стипендии (3руб 80коп) не снимают и не исключают отсюда. Так что пережуем и это, а потом, примерно через месяц, и на Север, теперь я в этом почти уверен. 100% уверенности в армии не может быть.
Ну, а теперь, чем я живу сейчас? А шут его знает, сейчас мы занимаемся времяпровождением: ждем экзаменов и продолжения службы. Читаем по инерции, учимся. Сейчас смотрю передачу «Алло, мы ищем таланты!» и выступают земляки – «Гелиос» из Волгограда. Все-таки земляки и поют отлично. Да и, по инерции, вспоминаешь Волгоград. Да еще земляков здесь наших много, так что по Волгограду скучаю, но что делать: 1.5 года пройдут не скоро. Так что ждите нас.
А ты пиши скорей. Жду! До свидания!
Мои приветы и поздравления девчатам и ребятам, всем дипломникам, а в особенности Тоне, Свете Авт., Вере и всем ребятам и девчатам общежития!
20.04.1970г.

Здравствуй, Таня!
Привет тебе из Севастополя!
Таня, получил сегодня от тебя письмо и пытаюсь писать ответ. А за последнюю неделю произошло и много и мало.
Попытаюсь начать с начала. Но, как говорили древние: «Где начало конца, которым кончается начало». Поэтому начну с того, что однажды ночью в 300 нас подняли по тревоге (оповестителей). Я – оповеститель, то есть, в случае боевой тревоги я бегу сообщать об этом офицерам (техника техникой, а человек надежней). Так вот, оделись, получили противогазы (которые отличают нас от простых смертных), нужные документы и – в путь по ночному городу. Маршрут знакомый, идем торопливо, местами бежим. А я тем временем замечаю приметы ночного города. Тишина. Теплый ночной ветер. Как и везде, рекламы. Темный вход на Малахов курган (он обнесен оградой). Многоэтажный город переходит в одноэтажный. На улицах – дворничихи в белых халатах. Жарко даже в рабочем платье после быстрого хода. Вот опять многоэтажные дома, но уже современной архитектуры. Вверх вниз по лестницам. Бужу людей на работу. Жаль, конечно, их, но они – военные. Становится еще жарче, благо, что нет глухого воротника, а то спекся бы. Ну, а теперь – бегом назад и перекур на ходу.
Потом обычный день. И опять ночью в 300 – подъем по боевой тревоге. Опять – за противогаз. Благо, автомат и вещмешок не брать, на этот раз мы – статисты. Тебе знакомо это слово, не правда ли? Да и в кино есть статисты, изображающие толпу, ну, а мы изображали раненых.
Нас построили, продержали 1 час на свежем воздухе, потом мы вновь пошли спать и проспали до завтрака (хотя ни в коем случае не должны были спать, тем более, после шести, когда у нас и в обычные дни подъем). А после камбуза – на катер.
И я вновь на малом море. Наш катер идет мимо военных громадин. Да, как посмотришь на эдакую махину, вооруженную пушками и ракетами, так жуть берет, ну, и война же на море будет!
Приехали на завод. Начали «воевать» между командами по волейболу. Кругом лазают ребята из хим.разведки в своих капюшонах и противогазах, а мы проиграли до 1030 утра. (РИСУНОК: волейбольная площадка, сетка, через которую летит мяч, волейболисты в форме, рядом – в комбинезоне и противогазе человек обрабатывает территорию. Подпись: вот так начиналась наша тревога).
А потом нас опять же на катере повезли в госпиталь, где оказалось, что у меня «сломана челюсть». Поторчали мы там в качестве манекенов около часу. И поехали назад. В это время объявили воздушную тревогу. Мы забурились в сад, нашли полянку и начали обедать сухим пайком. Наш командир пошел узнавать: что же нам делать? Пришел и заявляет: «Ложитесь спать». В саду на зеленой траве среди цветущих вишен и сиреней на ярком солнышке – спать?! Приказ мы приняли, как и полагается, с воодушевлением. И через 15 минут все спали, кроме дневальных. Перед ужином проснулись и с гордым видом победителей пошли через весь город. Сразу – на камбуз, а оттуда – в кино. Так начались для нас учения «Океан», о них ты слыхала и читала, наверное.
А на следующий день подъем в 500 утра. Одеваемся в парадную форму сразу на камбуз и оттуда в город. Вышли на Приморский бульвар и только здесь узнали, что идем встречать корабли, возвращающиеся из Средиземки, с боевого дежурства. Представь себе, у моря выстроились две длиннющие шеренги моряков, одна стоит повыше, другая – пониже. (РИСУНОК карандашом: шеренга выше, торчат только плечи и головы с фуражками из-за какого-то бортика, похоже, корабля,  ниже – фигурки полностью – в черной форме и фуражках).
Примерно вот так, правда, построже. В бухту входят корабли и у них, на баке и на юте, выстроились моряки. И оркестр играет гимн Севастополю: «Легендарный Севастополь». Корабли торжественно проходят мимо..
Этот торжественный обычай – встречать корабли, возвращающиеся домой, прекрасен и освящен веками, как и многие традиции флота. Даже наша форма живет уже более 100 лет и менялись лишь ленточки на бесках.

Бески - видимо, жаргонное слово моряков, говорящих о бескозырках, я и сам не сразу разобрался, хотя в свое время тоже работал инженером-настройщиком на строительстве атомных подводных лодок на Дальнем Востоке, ходил в походы в нейтральные воды, спускался в глубины Японского моря при сдаче и испытаниях заказов. Разумеется, я был в гражданской форме, но находился вместе с командой подлодки.
 А сегодня сдавали кровь, я тоже сдавал, из нашей роты сдавали очень много. (РИСУНОК: лежащий на топчане солдат в бахилах, маске, от руки тянется красная трубка, похожая на шланг, направленная в пятилитровую, по виду, бутыль. Рисунок выполнен карандашом. А вот письмо написано красной шариковой ручкой, которой и раскрашена бутыль с кровью, да еще капли крови – на подушке у лица).
От того и оказалась у меня свободная целая суббота. Ну, ладно, о себе хватит, а то и так надоесть тебе можно!
Таня, из твоего письма я понял, что у вас кончается преддипломная практика и начинается самый решающий момент за 4 года учебы в ВХ-ТТ: подготовка и защита диплома. Ну, что ж, «ни пуха ни пера» тебе на финишной прямой. Я пожелаю тебе легкого сердца и чистой головы для этой поры. А когда ты будешь защищать экзамены в ВУМЛе? (ПРИМЕЧАНИЕ: ВУМЛ – Волгоградский университет марксизма-ленинизма, где сестра училась на отделении журналистики).
Забудь на время про все и про диплом. На 1 сутки можно, диплом не убежит, по себе знаю. Ведь во время защиты я пускался в самые авантюрные поездки на 2-3 суток. И прошло. Ну, вот, пока и все. Пора кончать.
До свидания. Привет девчатам и Васе Кравченко. Кстати, где он и что он?
P.S. Несколько строчек, если ты еще не устала читать. Как дела в технаре?
А, впрочем, пусть для тебя всегда горят на горизонте «Алые паруса» мечты.

Здравствуй, Таня!
Привет тебе из Севастополя!
Сегодня мы в карауле и я решил написать тебе внеочередное письмо. Надеюсь, ты не обидишься на мою навязчивость. Просто в прошлом письме я не успел многого написать! Начну с последних выдающихся (для меня) событий.
(РИСУНОК: моряк в форме до пояса, спокойное лицо, фуражка, из-за плеча торчит ствол автомата).
Это я в карауле. Не правда ли, личность, мало внушающая доверие к себе.
В субботу был в увольнении. В основном, ничего интересного не было. Я не был ни в кино, ни на плясках. Я просто ходил по городу.
Знаешь, он все больше напоминает мне гриновские города, с их безалаберностью, с их причудами, с романтикой моря, особенно это заметно вечером и ночью. Был и у ночного залива. Прекрасная вещь. Но это  – стоячий залив, а Волга бежит, так что она пока лучше залива, но моря я еще толком не видел. Видел я и Графскую пристань. В Волгограде набережная и то лучше. Видел и Малахов, правда, мимоходом – с Мамаевым не сравнится. Правда, здесь ценно то, что стоят орудия еще с Крымской войны.
А в воскресенье смотрел подряд три фильма. «Николай Сличенко» - фильм-концерт, «Трембиту», ты ее, конечно, видела, и «Звезду балета», этот старый фильм с отличными балетными постановками с неплохой игрой и неплохим сценарием о танцовщице на льду и о инженере-строителе рефрижераторов, о веселой путанице – понравился мне больше всего.
А сегодня караул, и я устал, как «Чорт». Хотя на улице погода на 5 баллов. Солнце и теплынь, но стоять в шинели по такой погоде не очень приятно. Хотя уже расцвели и яблони и, в ответ, расцветут вишни. Но странное дело: я здесь весне радуюсь меньше, чем в Волгограде, где она не такая яркая, но зато ее дольше ждешь. До свидания. Пора кончать.
Сашка. 8.04.1970г.
Таня, здравствуй!
Извини за это нелепое и сверхкороткое письмо. Оно так же внеочередное, как и до этого. Таня, знаешь, у меня возникла интересная мысля. Если ты хочешь знать более подробно, чем я жил, то я могу выслать тебе свой дневник, который вел, с одним лишь условием: ты перешлешь его потом матери. Ну, как?
Извини за корявый почерк, пишу в темноте.
До свидания. Жду быстрый ответ на это письмо. Сашка. (Без даты).

(А это похоже на мои задумки, когда в письмах рассказывал матери о своей жизни, о впечатлениях, о людях, событиях, чтобы потом, через годы, прочесть и вспомнить. Но Сашкина идея интересней. Кроме того, понятно, что он доверяет Тане, как самому близкому человеку, как матери, как себе. Это доверие можно объяснить только одним: его чувства выше, чем дружба).

Здравствуй, Таня!
Привет тебе из Севастополя!
Таня, ты не боишься утонуть в моих письмах, да и мне кажется, что пишу их очень много, я надеюсь, ты простишь меня за это!
Это письмо будет очень короткое, так как сама понимаешь, что за неделю у меня ничего не могло произойти интересного, если не считать того, что прошла не неделя, а 3 дня, но это уже мелочи.
Учим мы здесь всего понемногу чему-нибудь, а главное, как-нибудь. На улице весна, солнце, зелень, все прекрасно, и никакой свободы действий. Остается лишь фантазировать, чем бы я занимался, находясь на гражданке. Ну, как говорится, это все мелочи, но из мелочей состоит вся наша жизнь. Ты, надеюсь, не сочтешь меня недисциплинированным шалопаем, если узнаешь, что я дописываю это письмо на уроке.
Ну, вот, пока и все, пора кончать.
Передавай мои поздравления и наилучшие пожелания всем тем «старикам», которые еще помнят меня. И передавай громаднейший привет вахтерам и преподавателям. Желаю отлично вам встретить праздник.
До свидания! Жду ответа!
Сашка! 23.04.1970г.

Продолжение: http://proza.ru/2009/04/25/877