Ербогачён

Леонид Югаев
Вот она..- эта самая "Угрюм-река" ..из романа Шишкова:  в ширину не более ста метров - мрачная, почти неподвижная гладь; однако, чувствуется в ней какая-то суровая сила, несёт она - Нижняя Тунгуска - монотонно свои свинцово-серые воды, огибает высокие, поросшие редким сосняком, скалы, перекатывается за горбатым поворотом через крутые пороги и достигает в устье своём самого Енисея, образуя правый его приток.

-  Есть в этой сибирской глуши  своя красота - прерываю я созерцательное молчание - что-то магнетическое..

-  Ещё бы!..- откликается Николай - почти девственная природа.. Мы тут с женой два года живём и уезжать не собираемся..Во всяком случае - пока...

-  Неужели так нравится: морозы..,чукчи.., минимум общения - засомневался я.

-  Ну-у..в общем-то..не так уж плохо: учителям и врачу работы хватает, жильё предоставили - целый дом с участком... Эвенки охотой промышляют, рыба хорошая - приносят.., а от города устаёшь, согласись..

-  Да, - суета.. - соглашаюсь из вежливости.

-  Вас - узких специалистов  присылают два раза в год - продолжает весело Николай - иностранцы наведываются периодически..

-  Неужели..- иностранцы.. ?!

-  А-а как же: Сибирь....,экзотика.., "Угрюм-река"...

-  Тунгуский метеорит... -  добаляю я, улыбаясь.

-  Да, не-ет - возражает Николай - взрыв..был в другом месте..на средней - Подкаменной Тунгуске. Пойдём я тебе дом Шишкова покажу.

Поднимаемся с Николаем в посёлок по небольшому каменистому склону.

Память сохранила аккуратный, со светлой древесиной бревенчатый домик. Экскурсовод показывала и рассказывала что-то о с.Ербогачён, о писателе и путешественнике В.Я.Шишкове..Запомнились какие-то листки рукописей,  чучело огромного волка со светло-серой шкурой и хищным оскалом. Показала она и какой-то увесистый жёлтый предмет и попросила угадать его происхождение...Оказалось, что это окаменевший фрагмент гигантского хвоща. Как он оказался там - непонятно..Была, по-видимому, в этом не ласковом  крае когда-то - в доледниковый период  буйная растительность и оглашала окрестности своим рыком какая-нибудь живность наподобие диназавров..

Мы покинули дом-музей Шишкова и направились к гостеприимному коллеге отмечать знакомство.

В начале осени снега здесь ещё не было. Почва в этой местности песчаная. Растительность в основном состоит из редких, тонких - не более десяти сантиметров в диаметре, лиственниц. Замечателен Ербогачён ещё и тем, что он чист. Благодаря  почве, низкой температуре и, наверное, иностранным туристам.., в селе, по сравнению с большинством деревень России - нет грязи и беспорядка. Создаётся впечатление  нерусского поселения: аккуратные постройки с необычными воротами во двор, ворота распахиваются в обе стороны и наброшены на петли несколько выше земли. Возникает иллюзия, что ты находишься где-то на западе - в ковбойском городке - летом, а зимой - на Аляске.

Неудобно было идти в гости ни с чем и я зашёл в магазин. Не помню, что я там купил; однако, бедность ассортимента в том - восемьдесят седьмом году меня не удивила. Более сильное впечатление произвёл эвенк, полностью одетый в национальную одежду, раскосый, но с русыми волосами, требовавший у продавщицы две бутылки спирта. Она вступила с ним в перебранку на тему охоты..и талонов, но всё же одну бутылку спирта выдала. Весь спирт у неё был в зелёных бутылках и без этикеток. Забавное обстоятельство -  мне впомнилась тогда моя армейская служба в Монголии и нередко встречающиеся там русые монголы - дети.

Молодая хозяйка моего приятеля встретила нас уже троих /по пути мы прихватили с собой ещё одного командировочного врача/ приветливо, в хорошем настроении. Быстро сварила, заготовленные у неё пельмени внушительных размеров и подала на большом блюде. В доме, по сравнению с гостинницей, было уютно и тепло. Пили всё тот же спирт, обсуждали, как водится, вопросы государственной важности и местную достопримечательность.


Мы быстро осмотрели призывников и в остальные дни, ожидая самолёт, консультировали и лечили местное население. Уже выпал первый снег. Наконец, самолёт прилетел и забрал нас с мешком северной рыбы в качестве презента. Грунтовая взлётно-посадочная полоса и село Ербогачён быстро исчезли из вида, самолёт взял курс на Иркутск. Три с половиной часа над бескрайней заснеженной тайгой. Редко, когда вдруг увидишь из иллюминатора, с высоты птичьего полёта какое-нибудь зимовьё или одинокое поселение - велика Россия...

Через год я снова был там же - в командировке, но приятеля с женой уже не застал - наскучила им, видно "девственная природа" и романтика самой северной точки Иркутской области.