Хиславичи

Любовь Рунова
ХИСЛАВИЧИ: МЕСТЕЧКО, КОТОРОГО БОЛЬШЕ НЕТ

"Несколько лет назад я отправился в увлекательнейшее путешествие во времени - исследование истории свой семьи и фамилии. Одним из наиболее важных результатов этого исследования было открытие потрясающей своим величием истории семьи Горовиц, которую я описал в своей книге «Гуревич, Гурович, Гурвич, Гурвиц, Горвиц, Горовиц и другие.

История большой семьи». Вторым важным событием было моё вступление в Общество семей Горовиц, объединяющее многих представителей нашей большой семьи. Третьим событием было открытие истории местечка, где родился мой благословенной памяти отец, которая оказалась не менее интересной и не менее важной.

Мне ничего не известно, на каком этапе один из потомков Горовицев, пересекший границу Российской империи и записанный писарем Его Императорского Величества как Гуревич, дал начало роду, ветвью которого стал мой прадед. История нашей семьи, дошедшая до меня от моего благословенной памяти отца, начинается с прадеда, Моше Гуревича.
Моше Га-Леви Гуревич жил в местечке Хиславичи (Хославичи, Хославич), одном из островов архипелага Черты Оседлости. В ходе своего генеалогического исследования я узнал удивительные вещи из истории этого местечка, которое являлось важным еврейским центром во второй половине XIX и начале XX века.

В период польского правления расположенное на правом берегу реки Сож местечко принадлежало Мстиславскому Воеводству.

В 1766 г. Еврейское население Хиславичей составляло 237 чел.
После раздела Польши в 1772 г. и переходе владения этим районом к России и до 1918 г., местечко входило в состав административного подчинения Мстиславльскому уезду Могилёвской губернии, Белоруссия, и являлось наиболее крупным местечком уезда, не считая самого Мстиславля.

В 1847 г. в Хиславичах проживало 2205 евреев, а ещё через 50 лет, в 1897 г., количество евреев составляло 3901 чел., при общей численности населения местечка 5066 чел. (около 77%). Примерно в этот же период здесь были две церкви, одна синагога (по официальным данным. На самом деле, как свидетельствует Шуламит Мейзельман в своей книге “The Soloveitchik Heritage”, в начале века в местечке было 8 синагог. В 20-е годы , до начала их закрытия, число синагог достигало 9), еврейская начальная школа и ешива. Владелецы местечка, графская семья Салтыковых, хорошо относились к евреям. Сам граф Салтыков дажа выступил в их защиту во время т.н. «Мстиславльского возмущения» в 1844 г. Евреи в Хиславичах, как и в других местах в Черте Оседлости, были заняты, в основном, в торговле, ремёслах, преподавании и ведении мелких частных дел. Моше Гуревич владел в Хиславичах заезжим двором, а также принимал паевое участие в кожевенной фабрике.
 
Хиславичи славились своими раввинами и знатоками Торы. В разное время здесь занимали раввинский пост по меньшей мере 13 знаменитых раввинов:

-Рабби (р.) Менахем Ман Бакарах, рав и председатель раввинского суда (п.р.с.) в Хиславичах в первой половине XIX века.
-Р. Барух Бендет Моц, автор «Даат Кедошим». Рав Хиславичей в первой половине XIX века.
-Р. Моше Нехамья Каѓанов (1817-1887), автор «Нетивот Шалом», «Шнат Га-Шева», «Эрец Хефец» и др. Был равом Хиславичей с 1848 по 1862 г.
-Р. Йом-Тов Липман Га-Коген (1821-1893), автор «Малбушей Йом Тов». Был п.р.с. и равом Хиславичей с 1865 по 1874 г.
-Р. Бен Цион Штернфельд, автор «Шаарей Цион», рав Хиславичей в 1874-1877 гг.
-Р. Элиягу Га-Леви Файнштейн (1842-1929), автор «Галихот Элияѓу», рав Хиславичей с 1877 по 1884 г., впоследствии – п.р.с. в Пружанах.
-Р. Гилель Миликовский, «Гаон из Саланта» (1821-1899), был равом и п.р.с. Хиславичей с 1884 по 1889 г.
-Р. Аврагам Ицхак Маскиль Л'Eйтан (1840-1905), рав Хиславичей с 1889 по 1903 г.
-Р. Менахем бен Цви Ѓирш Краковский (Краковяко-Краковский, 1870-1930), автор «Аводат Ѓа-Мелех», «Арзей Ѓа-Леванон», «Яар Ѓа-Леванон». Был п.р.с. и равом Хиславичей с 1903 по 1913 г.
-Р. Моше Соловейчик (1879-1941), отец заменитого р. Йосефа Дова Соловейчика. Был равом Хиславичей с 1913 по 1920 г.
-Р. Исраэль Шауль Ифѓен, рав в Хиславичах в 1920-е гг., впоследствии рав Смолевичей. Погиб от руки ненавистников евреев.
-Р. Цви Гирш Лифшиц (1863-1927), автор «Хамудей Цви», был равом Хиславичей в 1920-е гг.
-Р. Меир Сталевич (1870-1949, Иерусалим), автор «Мибейт Меир». Рав Хиславичей в 1920-30е гг. Впоследствии рав района «Зихрон Моше» в Иерусалиме.

Известными жителями Хиславичей, занимавшими раввинские посты в других местах, были р. Йегуда бен Биньямин Бакарах, учитель и резник, внук р. Исраэля Бакараха, р. Саадья, знаменитый «Хиславичский Слепец», р. Зелиг Минкес, р. Шим’он Моше Дискин (1872-1930), автор «Мидраш Шимо’ни» и активный участник сионистского движения, и его сын, р. Йеѓошуа Зелиг (1896-1970, Пардес Ханна), а также прославленный р. Йосеф Дов Соловейчик (1903-1992).

Р. Йеѓошуа Зелиг Дискин написал предисловие «Толдот Га-Мишпаха» к книге своего отца «Мидраш Шим’они», из которого можно узнать много интересного о Хиславичах того времени.

Ешива, которую основал р. Моше Нехамья Каганов, впоследствии ставший главой знаменитой иерусалимской ешивы «Эц Га-Хаим», являлась центром еврейской мысли и изучения Торы, известным на всю Российскую империю. Одним из наиболее известных её РаМов (преподавателей) был р. Исраэль, из-за своей преданности Торе и её заповедям прозванный «Ангелом». Это о нём сказал р. Гилель, Гаон из Саланта: «Я никогда не трепетал ни перед одним человеком, только перед р. Исраэлем «Ангелом» я трепещу, потому что небесный трепет окутывает его весь день».

Большую часть населения Хиславичей составляли хасиды ХаБаДа, но в «миснагедах» не было недостатка. Между представителями этих двух взаимно антагонистичных движений установились хорошие отношения добрососедства и сотрудничества, чрезвычайно редкие в ту эпоху. Причиной этого были события, произошедшие в этом районе в начале XIX века, во время Русско-Французской войны 1812 г.

Когда наполеоновская армия вошла на территорию Российской империи, основоположник движения ХаБаД р. Шнеур Залман из Ляд занял позицию поддержки усилий России в её войне с Наполеоном, в котором он видел угрозу еврейству – в свете эмансипации французских евреев, начавшейся во Франции после прихода корсиканца к власти. Французы обвинили р. Шнеура Залмана и его хасидов в шпионаже и начали настоящую охоту за ним. Скрываясь от французов, он нашёл убежище в Хиславичах, у миснагедов.

После этого повелел р. Шнеур Залман своим хасидам оказывать доверие и поддержку миснагедским раввинам, которые впредь будут всегда назначаться равами Хиславичей. И эта запаведь ими выполнялась строжайщим образом.

В 1886 г. в Хиславичах вспыхнул большой пожар второй большой пожар, первый случился в 1874 г.,
и много домов сгорело дотла. Этот пожар явился знамением огня революций, мировых войн и Катастрофы, которые до неузнаваемости изменили вид и характер местечка, вплоть до его окончательного исчезновения.

Между тем, новые ветры задули в Хиславичах. Ветер Ѓаскалы (Посвещения) и ассимиляции вынесли многих евреев из традиционного образа жизни на чужие нивы, евреи активно включились в русское образование, культуру, экономику, науку, а затем – в революционную деятельность.

В совершенно ином направлении дули ветры эмиграции, палестинофильсва и алии в Эрец Исраэль. Одним из активных участников движения «Мизрахи» был упомянутый выше р. Шим’он Дискин из Хиславичей, родственник знаменитого р. Йегошуа Йегуды Лейба Дискина, п.р.с. Брест-Литовска и рава Меа Шеарим в Иерусалиме. Р. Шимон ездил от местечка к местечку в Черте Оседлости, призывая бедных евреев к алие в Эрец Исраэль, и от города к городу за пределами Черты, убеждая евреев богатых пожертвовать на это святое дело. Красноречивый оратор и умелый полемист, р. Дискин быстро стал известен в сионистских кругах. Он состоял в тесной связи с такими видными деятелями Сионистского движения как д-р Йехиэль Членов, писатель Аврагам Яаков Слуцкий и др.

Однако, на определённом этапе, р. Дискин разочаровался и расстался с сионистами, главным образом, из-за внутренней борьбы и разногласий, соперничества и деятельности тех, кто был движим исключительно личными интересами, а также других отрицательных явлений. До конца своей жизни р. Дискин занимал пост рава местечка Лохвица в Полтавской губернии.
В период между Первой русской революцией 1905 г. и Октябрьской 1917 г. над евреями Хиславичей постоянно висела угроза погромов, волна которых прокатилась по многим городам и местечкам Российской империи.

В целях защиты еврейской общины был создан отряд Самообороны. Вследствие этого погромщики уже не рисковали предпринять широкомасштабную акцию – кроме нескольких единичных нападений на евреев, погромов в Хиславичах за указанный период не было.
После Октябрьской революции, в 1918 г., часть Мстиславльского уезда, включая Хиславичи, перешла в административное подчинение вновь образованной Западной губернии.

В 20-е годы Хиславичи вошли в состав Смоленской губернии.
Большевики развернули борьбу с иудаизмом, еврейской традицией, общинными институтами: все 9 синагог были закрыты, свитки Торы сожжены (см. Приложение 1, 2).

Многие еврейские семьи покинули Хиславичи, одни перебрались в большие города в центре России, другие (включая семью моего отца) были сосланы на Урал или в Сибирь за принадлежность к классу эксплуататоров. Те же, кто остался на месте, были впоследствии уничожены нацистами".


* на фото дети Павла Яковлевича Вихляева: старшие Зоя и Иван Вихляевы
родились в Хиславичах в 1923 и 1925 гг.
младшие: Виктор, Алексей и Анна на Дальнем Востоке, в Хабаровске   
Мама моего дедушки - Мавра Вихляева приехала вместе с семьёй сына на Дальний Восток.
А вот о судьбе прадеда Якова Вихляева мне ничего неизвестно, кроме того, что он остался в Москве... в той самой Москве,  где родилась в 1903 г. его невестка - Татьяна Григорьевна Домуховская. На Красной горке, на ткацкой фабрике работали её родители: Домуховский Григорий Алексеевич и Фёкла Петровна 

 http://www.proza.ru/2009/05/10/136