02. Священник от революции. Преддв

Юлия Иоаннова
*   *   *
 Присутствовали:
АХ - Ангел-Хранитель, АГ - Ангел-Губитель, тётя Клава - билетёрша, Иоанна, Эмиль Людвиг - немецкий писатель, Пом. инспектора С.Мураховский, инспектор семинарии иеромонах Гермоген, писатель Константин Леонтьев, Лев Толстой - классик, Блаженный Иероним, Блаженный Феодорит, Семён Франк - религиозный философ, поэт Александр Блок, Иремашвили - друг Иосифа, Лев Троцкий.

Охнув, тётя Клава мгновенно вытянулась стрункой, отпустив Яну, и восторженно гаркнула, как на параде:
- Здравия желаю, товарищ Сталин!..
Не дождавшись ответа, щёлкнула ботами "прощай молодость":
- Служу Советскому Союзу!
И ретировалась за чердачной дверцей.

Только вечность и шаткая чердачная площадка.

Отрок неотрывно смотрел на Яну или сквозь Яну и молчал.

- Что ты хочешь сказать? - прошептала Иоанна, обращаясь к Сосо, а не к вождю всех времён и народов. - Быстрей, никто не узнает...

Тишина.
Всем своим существом ощутила она всю трагичность этого бессильного молчания, запечатанного сургучом вечности.
Или "экзистенционального времени", как сказал бы АХ.

Он, этот АХ, в белой панамке и белых очках, поманил её из чердачной дверцы, и она оказалась в просмотровом зале перед сшитым из простыней экраном.
Только не в проходе меж креслами, куда она бы уже и не поместилась, а в самом кресле. Даже АГ с холодной вежливостью ей кивнул.

- Не бойся, сын тьмы у меня в долгу, - шепнул АХ, - я ему "кодак" дал - у них в ведомстве перерасход пленки.
С этой перестройкой - один компромат идет. Вся вечность "делами" забита...

- Только пусть соблюдает регламент, - проворчал АГ, - Чтоб никакого дестабилизирующего давления на следствие…

- Это он про крестное знамение, - пояснил АХ, - боится пуще ладана.

И снова трещит проектор, крутится документальное кино из жизни Иосифа.

- Свидетельствует немецкий писатель Эмиль Людвиг. Он приводит слова Иосифа:
"Из протеста против издевательского режима и иезуитских методов, которые имелись в семинарии, я готов был стать и действительно стал революционером, сторонником марксизма, как действительно революционного учения".

"Джугашвили, оказалось, имеет абонементный лист из "Дешёвой библиотеки", книгами из которой он пользуется. Сегодня я конфисковал у него соч. В. Гюго "Труженики моря", где нашёл и названный лист".
/Пом. инсп. С. Мураховский. Инспектор семинарии Иеромонах Гермоген/.

"Наказать продолжительным карцером - мною был уже предупреждён по поводу посторонней книги - "93г"В.Гюго".

Характеристика одного из героев "Девяносто Третьего года" В. Гюго - бывшего священника Симурдэна, ушедшего в революцию.
Внимание, это очень важно:

"Он был праведник и сам считал себя непогрешимым.
Никто ни разу не видел, чтобы взор его увлажнили слезы. Вершина добродетели, недоступная и леденящая.
Он был справедлив и страшен в своей справедливости. Для священника в революции нет середины.
Превратности революции могут привлечь к себе священника лишь из самых низких либо из самых высоких побуждений: он или гнусен или велик.

Симурдэн был велик, но это величие замкнулось в себе, ютилось в недосягаемых кручах, в негостеприимно мертвенных сферах: величие, окруженное безднами.
Иные горные вершины бывают так зловеще чисты".

*   *   *

Из приветственной статьи Иосифа, посвященной вождю немецкой социал-демократии Бебелю и тоже исполненной религиозного пафоса:
" Кто не знает Бебеля, маститого вождя германских рабочих, когда-то "простого" токаря, а теперь знаменитого политического деятеля, перед критикой которого, как перед ударами молота, не раз отступали "коронованные особы", патентованные учёные.
Слову которого, как слову пророка, внимает многомиллионный пролетариат Германии?"

- Прежде чем двигаться дальше, напомню, что защита будет отстаивать одну основную мысль, заявил АХ, - Создание Иосифом АНТИВАМПИРИИ.

Для нас важен Иосиф не как марксист, большевик, русский националист или государственник.
То есть это, конечно, существенно, но не как самоцель, что было бы идолопоклонством, а как средство построить Антивампирию.
Угодное Небу государство, которое бы помогало Замыслу.

Напомню, что по ЗАМЫСЛУ ТВОРЦА:

1.Человечество - единый организм, в котором в процессе истории зреет Богочеловечество. Новый Адам,  призванный жить в Царстве.

2.Каждый орган человечества /нация/ или отдельная клетка /личность/ имеет свой собственный Замысел, Предназначение, и в определённое время в определённом месте вызывается Творцом из небытия, чтобы осуществить эту Сверхзадачу.
Начинающуюся на земле и, в случае успеха, продолжающуюся в Царствии.

3.Чтобы осуществить личную и соборную богочеловеческую Сверхзадачу, каждый должен получать необходимо-достаточное ото всех и Целого и, в свою очередь, беззаветно и самоотверженно служить Целому.
Результат - возрастание и здоровье Целого - закон любого живого организма.

Чтобы сразу отмести ставшие уже банальными обвинения в "муравейнике" поясняю, что для муравья благо муравейника - самоцель, замкнутая на конечном земном существовании.
Хорошо муравейнику - хорошо муравью.
Кстати, мы даже принцип муравейника нарушаем!

Для человека, созданного "по Образу и Подобию", успешное функционирование Целого на земле - лишь средство осуществить Замысел, лежащий за пределами земного бытия.
Результат - умножение "жатвы Господней".
В личном плане - стать всхожим зерном, а не сорняком, обреченным на сожжение.

Человечество в результате грехопадения заражено самостью - отпадением от Бога, самоутверждением за счет Целого и других.

Назовём эту эгоистическую самость ВАМПИРИЗМОМ - стремлением отдельных клеток или органов богочеловеческого Целого получать излишки за счет жизнеобеспечения других.

Результат - всеобщая вражда, раздрай, зависть, конкуренция. То есть глобальное нарушение Замысла и заболевание организма.

Само это заболевание входит в Замысел, дающий каждому свободу определиться.

Будешь ли ты пригоден занять предназначенное тебе Творцом место в едином, спаянном любовью Доме Отца, выздоровеешь ли за свою земную жизнь или так и останешься вампиром в душе и Царствие отторгнет тебя как отмершую ткань?

Каждый сам волен избрать свою судьбу в вечности.
Но задача избравших Небо - противостоять "лежащему во зле" миру.
Они - воины, сеятели, призванные умножить "жатву Господню".

ВАМПИРИЯ - больной организм, где одни клетки и органы лопаются от жира,  в то время как другие страдают от голода.

Где разрастаются раковые опухоли, где пожираются тела и души детей Божиих, "купленных дорогой ценой".
Где лишь "жёсткая терапия" - стихийные бедствия, катастрофы и революции - очищает время от времени, омывает кровью /в том числе, и невинной/ смертельно больное человечество.
Помогая страданиями и катарсисом отсрочить неизбежный крах.

- Я утверждаю, что Иосиф всю жизнь строил АНТИВАМПИРИЮ - царство, где жирным и хищным не будет житья, - подытожил АХ.
- То есть уравниловку? - фыркнул АГ.

- Опять подмена.
Никакой уравниловки, ибо композитору нужен рояль, плотнику - топор, а учёному - лаборатория и поездки на симпозиумы.
Голова не равна рукам или печени, но нигде в Законе не сказано, что Голова должна жить за их счёт, тем более, если она плохо работает.

Данные Небом таланты как дары на осуществление Замысла, включая и социальное положение, являются лишь средствами служить Замыслу, но отнюдь не мешать это делать другим.

Или, хуже того, пожирать этих "других". Их время, таланты, здоровье, жизнь и душу. Отнимать у Бога детей Его - что может быть ужаснее?

Добавлю, что Иосиф был далеко не одинок в своей ненависти к Вампирии.
Множество примеров уже приводил, хочется приобщить к Делу ещё и такое:

"Не ужасно ли, и не обидно ли было думать, что Моисей восседал на Синае, что эллины строили себе изящные Акрополи, римляне вели пунические войны...что гениальный красавец Александр в пернатом каком-нибудь шлеме переходил Гранин и бился под Арабеллами,..
что апостолы проповедовали, мученики страдали, поэты пели, живописцы писали и рыцари блистали на турнирах для того только, чтобы французский, немецкий или русский буржуа в безобразной комичной своей одежде благодушествовал бы "индивидуально" и "коллективно" на развалинах всего этого прошлого величия?..

Стыдно было бы человечеству, чтобы этот подлый идеал всеобщей пользы, мелочного труда и позорной прозы восторжествовал бы навек".

- Свидетель Константин Леонтьев ещё не напомнил о главной жертве - распятии Христа!

Свидетель Лев Толстой:

"Каким образом случилось, что большинство образованных людей нашего времени, не работая, спокойно поглощает труды других людей, необходимые для жизни, и считает такую жизнь самою естественною и разумною?..

Мы живём так, как будто нет никакой связи между умирающей прачкой, 14-летней проституткой, измученными деланьем папирос женщинами, напряженной, непосильной, без достаточной пищи работой старух и детей вокруг нас.

  Мы живём - наслаждаемся, роскошествуем, как будто нет связи между этим и нашей жизнью. Мы не хотим видеть того, что не будь нашей праздной, роскошной и развратной жизни, не будет и этого непосильного труда, а не будь непосильного труда, не будет нашей жизни...

Нам кажется, что страдания сами по себе, а наша жизнь сама по себе, и что мы, живя, как мы живём, невинны и чисты, как голуби".

Церковь отлучила Толстого не за его социальную проповедь.
Однако и на поставленные свидетелем вопросы не отвечала - разве что "Спасайся сам"...

Но Иосиф, как мы помним, был "Кобой". Непримиримым защитником слабых там, где никто иной не мог их защитить.

"Спасайся сам" - не для него.

Да и библейские пророки предвещали, что гнев Божий сойдёт именно на верха:

« Дом царя, потом самый близкий к нему дом людей, облечённый славой и честью, а третий вслед за ними, более получающий от Бога преимуществ, дом божественных священнослужителей.
Обличаются прежде всего "князья" - лица, обладающие административной или судебной властью, государственные сановники, вельможи, злоупотребляющие своим положением». (Толковая Библия Лопухина).

Бл. Иероним:
"Будем читать рассказы Иосифа /Флавия/, и там найдём описание того, что даже из помойных ям, пещер, звериных берлог и могильных углублений извлекали князей, царей и людей знатных и жрецов, которые под влиянием страха смерти скрывались в этих местах".

Слова пророка:
"И накажу тех, которые сидят на дрожжах своих и говорят в сердце своём:
"Не делает Господь ни добра, ни зла".
И обратятся богатства их в добычу и домы их - в запустение".
/Соф.1, 12/

Блаж. Феодорит толкует, что здесь Бог осуждает тех, кто:
"утверждает, что Бог всяческих не благотворит и не наказывает" /что всё случайно/.

И по блаж. Иерониму, наказаны будут гневом Божиим:

"те, которые, отстраняя промысел, говорили, что Бог не есть виновник ни добра людям добрым, ни зла - злым, а всё управляется волей счастия и косится неопределённой случайностью» .
Такие мысли и убеждения граничили с неверием, были практическим отрицанием бытия Божия.

То есть Иосиф, уходя в революцию видел себя бичом Божиим:

"и бич в руке его - Моё негодование!"
/Ис. 10, 5/

*   *   *

Свидетель С.Франк:

"Русское религиозное сознание постепенно уходило от жизни и из жизни, училось и учило терпеть и страдать, а не бороться и творить жизнь.

Все лучшие силы русского духа стали уходить на страдание и страдательность, на пассивность и бездейственную мечтательность.

Русский религиозный дух уже давно перестал укреплять народ в его будничной трудовой жизни, пропитывать нравственными силами земные экономические и правовые его отношения.
И потому здоровый в основе реалистический инстинкт народа оторвался от духовного корня жизни и стал находить удовлетворение в неверии, в чисто отрицательной освобождённости. Т.е. в разнузданности мысли и чувства".

Свидетель Александр Блок:

"Я слишком образован, чтобы не понимать, что так дальше продолжаться не может и что буржуазия будет уничтожена.

Но если осуществится социализм, нам останется только умереть; пока мы не имеем понятия о деньгах, мы все обеспечены и совершенно не приспособлены к тому, чтобы добывать что-нибудь трудолюбием.

Все мы - наркоманы, опиисты; женщины наши - нимфоманки.
Нас - меньшинство, но мы пока распоряжаемся среди молодёжи: мы высмеиваем тех, кто интересуется социализмом, работой, революцией.
Мы живём только стихами...
Ведь мы - пустые, совершенно пустые".

"Горе тем, кто думает найти в революции исполнение только своих мечтаний, как бы высоки и благородны они ни были.

Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несёт новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своём водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимыми недостойных;

но это её частности, это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного гула, который издаёт поток.
Гул этот всё равно всегда о великом".

"Гул этот всё равно всегда о великом"...

Вот какую революцию ушёл делать юный Иосиф.
По велению своего Бога.

Этапы земного пути Иосифа:

1895 -1898 годы - участие в марксистских кружках, а затем и руководство ими.
1900г. - маёвки и руководство забастовками в Тифлисе.
1901г. - обыск в физической обсерватории, где он работал, и переход на нелегальное положение.
Руководство первомайской демонстрацией, выход первого номера нелегальной газеты "Брдзола" с его программной статьёй, избран в состав 1 Тифлисского комитета РСДРП и направлен в Батум для революционной работы.
Под видом встречи Нового Года - нелегальная конференция социал-демократических кружков.

1902г. - организация в Батуми нелегальной типографии. Листовки, прокламации, руководство манифестациями и политическими демонстрациями. Арест.

1903г. Создан Кавказский Союз РСДРП, в состав которого заочно избран находящийся в тюрьме Иосиф. Направлен по этапу в Восточную Сибирь.

1904г. - побег из ссылки. Руководит Кавказским комитетом РСДРП, пишет программный документ "Кредо", создаёт в Баку большевистский Комитет и распускает меньшевистский. Борьба против меньшевиков, анархистов и федералистов, пишет программные письма большевикам-гру зинам за границей, руководит cтачкой бакинских рабочих.

1905г. Брошюра "Коротко о партийных разногласиях", выступления против анархистов и эсеров, листовки в связи с Октябрьской Всероссийской стачкой, руководство 4-й большевистской конференцией Кавказского Союза РСДРП, участие в работе 1 Всероссийской конференции большевиков в Таммерфорсе, знакомство с Лениным.

1906 г. Избран делегатом 4 съезда РСДРП в Стокгольме, руководит газетой "Новая жизнь" /серия статей "Анархизм или социализм?"/, руководство работой Тифлисских профсоюзов, выпускает газету "Новое время" со статьёй "Классовая борьба", газету "Светоч". Пишет предисловие к брошюре Каутского. Статья "Избирательная борьба в Петербурге и меньшевики". Выпускает газету "Время", участвует в работе 5 Лондонского съезда РСДРП.

- Ты забыл про личную жизнь...
Одноклассник по семинарии обвенчал тайно Като и Иосифа в церкви св. Давида.

- Почему тайно?

- Иосиф всё ещё был на нелегальном положении.

Свидетель Иремашвили:
"Это истинно грузинская женщина... всей душой заботилась о судьбе своего мужа. Проводя неисчислимые ночи в горячих молитвах, ждала своего Сосо, когда он участвовал в тайных собраниях.

Она молилась о том, чтобы Коба отвернулся от своих богопротивных идей ради мирной семейной жизни в труде и довольстве".

- Он что, при сём присутствовал, этот твой свидетель? - фыркнул АГ, - Не верю, как говорил Станиславский.

- Кстати, политический противник Иосифа.
И ещё один противник, Лев Троцкий, свидетельствует:

" Не без изумления мы узнаём из этих строк, что у Кобы, который сам уже в 13 лет отвернулся от религии, была наивно и глубоко верующая жена...

Он удовлетворялся покорной и преданной женщиной.
По взглядам он был марксистом; по чувствам и духовным потребностям - сыном осетина Бесо из Диди-Лило".

Жена Иосифа умерла от тифа в 1907 году, оставив ему маленького сына.
Бывший друг Иремашвили пришёл выразить свои соболезнования:

"Он был очень опечален и встретил меня как некогда, по-дружески.
Бледное лицо отражало душевное страдание, которое причинила смерть верной жизненной подруги этому столь чёрствому человеку.

Его душевное потрясение... должно было быть очень сильным и длительным, так как он не способен был более скрывать его перед людьми".

"Умершую похоронили по всем правилам православного ритуала. На этом настаивали родственники жены, и Коба не сопротивлялся".

"Цель своей жизни он видел в низвержении сильных мира сего.
Ненависть к ним была неизмеримо активнее в его душе, чем симпатия к угнетённым.
Тюрьма, ссылка, жертвы, лишения не страшили его. Он умел смотреть опасности в глаза" /Лев Троцкий/.

"Год революции открылся расстрелом петербургских рабочих, шедших с петицией к царю.
Написанное Кобой воззвание по поводу событий 9 января увенчивается призывом:

"Протянем друг другу руки и сплотимся вокруг партийных комитетов.
Мы не должны забывать ни на минуту, что только партийные комитеты могут достойным образом руководить нами, только они осветят нам путь в обетованную землю..."
/Лев Троцкий/.

- Опять налицо религиозная терминология! – восклицает Ах.

И тут свет гаснет.
  Яна бежит к себе на второй этаж, барабанит в дверь.
Мама только что вернулась с работы и, не успев переодеться, побыстрей готовит ужин.
В правой руке у неё - нож, в левой - картофелина.

(продолжение следует)…