Девочка. Девушка. Женщина

Ирина Вульвач
Когда мне было лет 12-13, на глаза попалась энциклопедия для девочек под названием «Девочка. Девушка. Женщина». Меня заинтересовало не содержание, нет, подростковый нигилизм не дал мне и шанса поинтересоваться ее содержанием. Взгляд привлекла обложка. Под каждым словом названия красовалось женское лицо, соответствующее, по замыслу автора, каждому из названных возрастных периодов.

- Тогда бы уж назвали «Девушка. Женщина. Бабушка». Я что, в 18-20 лет Девочкой зваться буду, глупость какая! А вот эта, старушенция, ей уже под сорок, а она Девушкой зовется. А кто здесь Женщина? Здравствуй пенсия, уже на кладбище пора! -  язвительно промелькнуло в голове.

Вдоволь насмеявшись в душе над дурацкой обложкой, я, довольная собой, пошла дальше. Но, видимо, у Госпожи-Судьбы на мой счет были другие планы. Зайдя в магазин, я почувствовала аромат свежеиспеченного хлеба, он прямо с ног валил. Голодный желудок настойчиво заурчал. Оглядевшись, я увидела длиннющую очередь желающих отведать вкусностей. Что ж, придется стоять. Понурив плечи, я встала в конец очереди. Передо мной стояли две бойкие старушки, увлеченно болтая друг с другом. Особенно не вслушиваясь в чужие разговоры, я озиралась по сторонам, желая хоть как-то скоротать время. И лишь когда бабуси назвали себя девчонками, которые еще молоды и готовы с мальчишками во дворе сыграть в партию картишек, я чуть не поперхнулась. Живо представив в голове картинку: солнечный день, толпа  «девчонок» со вставными челюстями, в платочках и теплых подштанниках забивают «козла» с такими же «мальчишками», мне стало так смешно, что я чуть не рассмеялась вслух.
- Вот мне везет сегодня! – пронеслось в голове.
А старушка, как будто услышав мой внутренний монолог, вдруг сказала,
- А что, неужели мы не можем друг друга называть девчонками, нам приятно, а до остальных и дела нет. 

Почему-то последняя фраза запала мне в душу. И я решила сделать приятное какой-нибудь взрослой тетеньке при первом удобном случае. Ждать долго не пришлось. Через пару дней мы с папой пошли в оптику. Решив померить новую оправу, я обратилась к продавщице:
- Девушка, а не могли бы Вы дать мне померить вон ту оправу…
Папа прыснул от смеха. Повернувшись к нему, я удивленно спросила:
-  А че смешного, пап?
- Ты старуху сорокалетнюю девушкой назвала, - отсмеявшись, сказал мне мой молодой папа, мгновенно убив во мне желание делать еще кому-нибудь приятное таким обращением. Мне стало стыдно и неловко за свои слова. Сразу вспомнились противные старушки и их разговор.
- Ну вот, завязываю с хорошими начинаниями, - пробурчала я себе под нос.
Время шло. Я всеми силами старалась стереть из памяти неприятные воспоминания о моем промахе. И почти преуспела в этом. Почти, пока дело не дошло до меня…

- Женщина, Вам что-нибудь подсказать, - участливо поинтересовалась продавщица. 
Я на мгновение оторвалась от своих мыслей.
- Женщина? Это к кому обращаются? Ко мне? Нет! Я же девушка, это и ежу понятно.
 - Женщина? – опять прозвучал голос продавщицы.
Я посмотрела вокруг. Нет никого. Подавив поднимающуюся волну бешенного гнева, я посмотрела на продавщицу.
- Пигалица. Лет 18 на вид. Перебор косметики на лице, но все же возраст не сильно изменился, - мгновенно оценила я.
- Нет. Спасибо, я просто смотрю.
- Господи, дожила, обозвали женщиной. Я что, так плохо выгляжу?
Я медленно, чтобы не показать внутреннюю панику, подошла к витрине. На меня смотрела высокая, длинноногая девушка в приталенном кожаном черном плаще, в черных брючках и красном свитере. Так, с одеждой вроде все так. Смотрю на лицо. Светлые волосы, обрамляют чуть бледное лицо (подумаешь, зачиталась до полуночи, с кем не бывает) с большими серо-голубыми глазами и красными пухлыми губами. Неужели я так старо выгляжу? Или эта крашеная малявка считает, что после 20 уже наступает старость? Пусть мозги прочистит.
Оскорбившись, я покинула магазин.
Идя по улице, я улыбалась напропалую всем встречным мужчинам, не взирая на возраст. Насобирав кучу ответных улыбок и откровенных взглядов, я, наконец, успокоилась и решила выкинуть это мимолетное огорчение из головы.

Как-то вечером, закончив со всеми делами, я лежала на кровати, наслаждаясь тишиной и покоем. Вдруг, в сознании стрелой пронеслась мысль, мигом заставив затрепетать мое сердце и разум.
- Через 2,5 года мне будет тридцать! ТРИД-ЦАТЬ! Не ДВАДЦАТЬ девять, не ДВАДЦАТЬ восемь, а ТРИДЦАТЬ! Господи! Какой кошмар! Всего 2,5 года назад я весело отмечала свое 25-летие, загадывала желание и отпускала в темную высь неба ярко-красные воздушные шарики! А теперь… через 2,5 года я буду отмечать … нет, не день рождения, а окончание своего двадцатилетия!!! ТРИДЦАТЬ! Боже! Я старею! Появятся первые морщинки, первые седые волосы! Начнется четвертый десяток моей жизни! Это невозможно! Я слишком молода, слишком полна энергии и юношеской бесшабашности для этого страшного возраста! Я не хочу! Я не готова! Я не могу!

Судорожно хватая воздух, заставляю свое сердце биться чуть медленнее, раз-два-три, раз-два-три. Вдох-выдох. Так, вроде успокоилась. Сейчас-то мне еще двадцать… Цифра, следующая за двадцаткой не важна, главное начало, а не конец моего возраста. И это самое главное! Надо сконцентрироваться на этом. Мне еще целых 2,5 года будет двадцать. Не надо паниковать!
Я знаю, что мне надо сделать. Клавиша быстрого вызова.
- Алло! Мама! Мама, у меня беда! Я старею! Мне скоро 30!
- Доченька, да ты что! Глупая! Ты же у меня совсем еще девчонка! Какая старость! Ну, подумаешь, скоро четвертый десяток разменяешь, - смеется мама в трубку.
- Не смешно, - бурчу под нос.
Да выбрось ты эти мысли, наслаждайся своей юностью и молодостью. Посмотри на себя! Выше нос, красавица! Улыбнись, над нами возраст и время не властно! Я ж не плачу, что скоро стану круглой отличницей! Ну вот, я же чувствую, что ты улыбаешься, вот и умничка!
- Спасибо, мамуль! Спокойной ночи!
- Спокойной ночи, малышка.
Конечно, для мамы я всегда буду ее крошкой, малышкой, даже не смотря на то, что у самой уже свой малыш растет. Это закономерность нашего существования, нашего осознания и восприятия действительности и времени в ней. И, как я уже успела на себе почувствовать, совсем не плохо. Для мамы я женщиной еще не стала. Хоть это радует.

Поняв, что заснуть не удастся, я решила углубиться в чтение любовной саги о вампирах. Начав читать, я утонула в сюжете, забыв о своих «бедах», и лишь дочитав до описания их вечной молодости, красоты и неувядаемости, я в бешенстве захлопнула книгу.
- Ух, и они туда же. Господи, это что, напасть на меня такая! Все вечно молодые, красивые, здоровые, а я тут одна стареть должна и жмуриться, как прошлогоднее яблоко?
В голове мелькали различные картинки моего неминуемого взросления: седые волосы. Дряблая кожа, вставные зубы…
- Нет, это надо остановить. Чем? Косметика. Тренировки. Любовь. Хм-м… А почему бы и нет. В конце концов, жизнь одна, надо урвать по полной, пока молода, красива и желанна. А старость, старость подождет!
С этими благими мыслями я заснула.

 А через пару дней, разговорившись с подружками, одна из которых на пару дет старше меня, а вторая младше меня, узнала, что их совсем не беспокоит этот тревожный для меня вопрос.
- Глупости какие в твоей голове сидят, подруга! Я вообще об этом никогда не думаю. А зачем? Это неизбежно. А мне еще столько надо сделать, столько натворить, что и в сорок я не вспомню о возрасте.
Другая подружка вторила ей:
- Да, наоборот, тридцатник – самое то для женщины. До тридцати ты еще так, малолетка, а после – Женщина в самом расцвете сил и лет!
- Да не хочу я зваться женщиной, - вырвалось у меня
- Хочу не хочу, а после родов ты уже женщина, как ни крути, - вынесли мне вердикт
- Вот попала! – только и пронеслось в голове.

В тот вечер, сидя на любимом диване с чашкой зеленого чая, я пыталась понять, что служит толчком для повышения или понижения, с какой стороны посмотреть, нашего возрастного статуса? Почему, будучи в юном возрасте нас так привлекает сочетание «молодая женщина», и почему, став ею, мы так стремимся залезть обратно, словно в одежду на пару размеров меньше, в свой девичий статус? Почему порой слово «женщина» бьет сильнее пощечины? Как научиться принимать себя такой, какая ты есть, даже, несмотря на то, кто ты есть? Кому легче оставаться вечно молодой: более стройным или плотненьким девушкам? С одной стороны, маленькая собачка всю жизнь щенок. Но с другой, подкожный жир дает возможность коже не стариться намного дольше. С какого момента в жизни девочка становится девушкой? Поступаем в школу мы девочками, а оканчиваем кем? Девушками? Или еще нет? В институте уже точно девушки. Так что же получается, за три месяца между окончанием школы и до первого семестра с нами что-то происходит, и мы превращаемся в девушки? А оканчиваем вуз кем? Женщинами? Вряд ли. Скорее взрослыми девушками, язык не поворачивается сказать молодые женщины. Так, когда же мы становимся еще на ступень старше? Почему за рубежом девушки выходят замуж после тридцати, а у нас тридцатник – это зрелая женщина. У нас что, климат другой? Нам надо все успеть за более сжатый срок? И постареть тоже? Нет, что-то не сходится. Хорошо, здесь тупик. Надо зайти с другой стороны. Что взрослеет, а, соответственно, стареет, быстрее всего? Кожа? Нет! Глаза! Я вытащила свои фотографии, и, не вглядываясь в подробности, сосредоточилась только на глазах. И что? Я с ужасом поняла, что могу безошибочно определить свой возраст только по глазам. Вот тут глаза озорной первоклашки, здесь неутомимый подросток, тут юная девушка, а тут… тут на меня смотрит уже не девушка, но и не женщина. Переходный период. Опять?! Только перехожу не от юности к молодости, а от молодости к зрелости? От таких выводов на душе стало тоскливо. Хорошо, посмотрим иначе. Глаза – это отражение души человека, как говорили Великие. Но если в душе я беззаботная, юная, отчаянная и полная безумных планов девчонка, то как в моих глазах может отразиться Женщина? Не может. А если отражается, значит, возраст – это не только субъективное ощущение, но и что-то другое. И можно ли это «что-то другое» скрыть с помощью косметики и изнурительных тренировок? Или же нужно просто влюбиться, чтобы в глазах читалась лишь любовь, но никак не возраст? Как дольше сохранить свою молодость? Легче быть молодой в компании более зрелых людей, ведь с ними ты всегда малолетка, хоть тебе двадцать, хоть тридцать, хоть сорок.  Или же, наоборот, завести себе молодого поклонника, с которым ты будешь дурачиться и сходить с ума, забывая не только о возрасте, но и обо всем на свете. Мне вспомнились слова моей бабушки, сказанные мне в том возрасте, когда мне так отчаянно хотелось повзрослеть, о том, что женщиной я успею побыть, бабушкой стану, а вот девушкой я уже не буду никогда. В тот период я их не поняла, отмахнувшись, как от надоедливой фразы. Теперь же ощутила каждой клеточкой своего взрослеющего существа всю неизбежную реальность этих слов.

Я задумалась о том, а страшно ли стареть? Или каждый период жизни, как сезон года, таит в себе не только новые годы, но и новые, доселе неиспытанные ощущения и радости. Получение аттестата зрелости, да и диплома по большому счету не вызывает мыслей о возрасте, ведь впереди открываются новые горизонты и возможности. А до первых морщинок и седых волос еще очень далеко. А вот видеть, как растет твой ребенок, как он делает первые шаги, говорит свои первые слова – это, конечно же, важнее и значимее, чем прибавление пары-тройки лет к начинающему толстеть твоему возрастному портфолио. Появление внуков затмевает седину и морщинки. Наверное, все это так. Но какая-то маленькая часть моего существа жалобно плакала о том, что в жизни столько непознанного, неоткрытого и непрочувствованого еще мною, и что, скорее всего, книга моей жизни не вместит всего этого, как бы я не старалась, что стало немного обидно за себя и за тот короткий промежуток времени, что называем мы своей жизнью.

Я поняла лишь одно: надо ловить каждый миг, пить сполна чащу жизни в каждом своем возрасте, будь это детство, юность, молодость или зрелость, чтобы потом, став, наконец, Женщиной и бабушкой, рассказывать внукам сказки, не жалея об упущенных возможностях. И поняв это, я решила, что не стоит тратить время своего девичества, а несмотря ни на что, я - Девушка, и в Женщины пока не собираюсь, даже и не зовите, на поиск первых морщинок и седых волос, ведь за окном шумит весна, а это значит пришла пора новых приключений, новых ощущений и огромного счастья!


Это произведение также размещено на литературном сайте Геннадия Волового Афоризмы.ру под номером 3713