Елена Глинская

Марина Оде
ЕЛЕНА ГЛИНСКАЯ.
ПЕРВАЯ ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА В РОССИИ, ЗАВЕРШЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ.
СОХРАНЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ В РОССИИ.

       
       В этом году (2013 г)  исполняется ровно 485 лет первой денежной реформе в России.
       Вспомним положение дел в этот период.
       После того, как в 1453 году Османская Турецкая империя завоевала Византию, началась действительная автокефалия (самостоятельность) Русской Церкви, провозглашенная официально ещё в 1448 году. Ранее этого времени Русская православная церковь была в зависимом положении от Константинопольского патриархата, а после отвержения постановления Вселенского Ферраро-Флорентийского собора о соединении церквей, причём, вначале приняв его 5 июля 1439, канонически попала в положение раскольнической.
       
       Освобождение Русской Православной церкви от зависимости Византии, стояние на реке Угре и бесповоротное уничтожение монгольского ига в 1480 году позволило Великому князю Ивану III подняться на принципиально новую ступень; действительно, единственное (если не считать Грузию) большое и независимое православное государство, Русь Московская, теперь могло быть приемником Константинополя и Рима, а Великий князь – Великим самодержцем, таким, как Константин Богрянородный, кровь которого текла теперь в его детях.
       Памятник Византии IX века – Епанагога свидетельствует в VIII главе (3-й титул):
       « Государство составляется из частей и членов подобно отдельному человеку. Величайшие и необходимейшие части – царь и патриарх. Поэтому единомыслие во всём и согласие царства и священства составляет душевный и телесный мир и благоденствие подданных». Это наглядно демонстрировал Византийский герб – двуглавый орёл.
       С 1497 года гербом Российской монархии, так же, становиться двуглавый орёл. Собирание вокруг Москвы и присоединение к ней удельных княжеств (не всегда мирным путём), усиление роли московского престола, образование, собственно говоря, государства Российского, во главе которого встало Московское княжество – вот изменения, совершённые Великим князем Иваном III.
       
       Василий III (1505-1534 гг) так же, как и родитель его, Иван III, назывался только Великим Князем для России, употребляя следующий титул в сношениях с Державами иноземными: «Великий Государь Василий, Божиею милостию Царь и Государь всея Руси и Великий Князь Владимирский, Московский, Новогородский, Псковский, Смоленский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий Князь Новагорода Низовской земли, и Черниговский, и Рязанский, и Волоцкий, и Ржевский, и Бельский, и Ростовский, и Ярославский, и Белозерский, и Удорский, и Обдорский, и Кондинский, и иных»
       В 1510 году инок Филофей из псковского Елеазарова монастыря в письме московскому князю Василию Третьему выдвинул идею “Москва — третий Рим”: «Храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвёртому же не бывать.» Самодержавно - царская, автокефально-православная Русь должна хранить правую веру и бороться с её врагами. В этом направлении одно время её поддерживал и сам латинский Запад: римские папы старались поднять московских государей против турок, пропагандируя мысль, что русские цари — законные наследники Византии; в том же духе действовала и Венеция. Москва оказалась единственным независимым, самодержавным государством православного мира в XVI столетия.
"… Идея была наднациональная. Москва ощутила себя империей для всех православных народов. Причем - временно, до освобождения Константинополя." (Анд.Кураев)

       За исключением эпидемий некоторых болезней, преследовавших русских, княжение Василия III было удачным во-всём. «Торговля сего времени была в цветущем состоянии. К нам привозили из Европы серебро в слитках, сукна, сученое золото, медь, зеркала, ножи, иглы, кошельки, вина; из Азии шелковые ткани, парчи, ковры, жемчуг, драгоценные каменья; от нас вывозили в Немецкую землю меха, кожи, воск; в Литву и в Турцию меха и моржовые клыки; в Татарию седла, узды, холсты, сукна, одежду, кожи, в обмен на лошадей Азиатских. Оружие и железо не выпускалось из России. В Москву ездили Польские и Литовские купцы; Датские, Шведские и Немецкие торговали в Новегороде; Азиатские и Турецкие на Мологе, где существовал прежде Холопий городок и где находилась тогда одна церковь. Сия ярмонка еще славилась своею знатною меною. Иноземцы обязывались показывать товары свои в Москве Великому Князю: он выбирал для себя, что ему нравилось; платил деньги и дозволял продажу остальных. Пряные зелия, шелковые ткани и многие иные вещи были у нас дешевы в сравнении с их ценою в Германии. Лучшие меха шли из земли Печорской и Сибири. Платили иногда за соболя 20 и 30 золотых флоринов, за черную лисицу (употребляемую на Боярские шапки) пятнадцать. Весьма уважались и бобры: ими опушивали нарядные платья. Волчьи меха были дороги, рысьи дешевы. Горностай стоил три или четыре, белка две деньги и менее. - С товаров ввозимых и вывозимых брали в казну пошлины, семь денег с рубля, а за воск четыре деньги с пуда сверх цены оного. Россия считалась в Европе землею изобильнейшею диким или бортевым медом. - Монастырь Троицкий в Смоленской области, на берегу Днепра, был главным пристанищем для купцев Литовских: они жили там в гостиницах и грузили товары, покупаемые ими в России для отправления в их землю».
       Успехи торговли более и более умножали доходы Государевы. Достаточно успешны были и военные походы, периодические угрозы со стороны Казани и Крыма, Турции и Литвы всегда вовремя устранялись.
       
       Одно лишь горе омрачало его правление - некому было оставить Русское государство, не было наследника у Великого князя. Двадцатилетний брак c верной и любящей женой Соломонией был бездетным. В одном видел князь выход – в разводе и женитьбе на здоровой и молодой княжне, способной родить ему сына. Митрополит Даниил, думавший больше о политике, нежели о духовном здоровье государства, дал разрешение на развод под тем предлогом, что Соломония добровольно покидает мир и постригается в монастырь. Но она не хотела.(по Карамзину)(По другим источникам - Великая княгиня Соломония, искренне любя Супруга своего, Великого князя Василия III, сама предложила уйти в монастырь, понимая, что новому Государству надлежит иметь законного наследного государя. Вспоминается Святое Писание - ветвь "прародителей" Христа : Аврам и Сара, не имевшие детей очень долгое время. Сара, видя, как необходим Авраму продолжатель рода, сказала: "Вот, войди к моей рабыне Агари - и пусть родит она тебе сына!" И родила Агарь:сначала у Аврама был не законный сын(сын супруги), но сын рабыни - раб. А только после посещения Господом дома Аврама и Божия Благословения родила ему законного наследника Сара в преклонном возрасте ( ибо Господь творит чудеса, меняя само естество природное по одной мысли своей).С рождением законного, выстраданного, выпрошенного у Господа сына Аврам и Сара получили новые имена (Авраам и Сарра), как бы в новом качестве явившись сами миру. Суть сия:сначала был Закон, а после - Благодать! Сначала - было "Подобие", потом - "Истина"!Вначале - Ветхий Завет,принесший Закон, затем - Новый Завет, принесший Любовь и Прощение! Для Иудеев - совершенствование, для Христиан - Спасение!("Слово о законе и Благодати" первого русского Митрополита Илариона, написанное примерно в 1050 году)).
       
       Как утверждает Карамзин: Употребили насилие, вывели ее (Соломонию) из дворца, постригли в Рожественском девичьем монастыре, увезли в Суздаль и там, в женской обители, заключили. Уверяют, что несчастная противилась совершению беззаконного обряда и что сановник Великокняжеский, Иван Шигона, угрожал ей не только словами, но и побоями, действуя именем Государя; что она залилась слезами и, надевая ризу Инокини, торжественно сказала: «Бог видит и отмстит моему гонителю». - Не умолчим здесь о предании любопытном, хотя и не достоверном: носился слух, что Соломония, к ужасу и бесполезному раскаянию Великого Князя, оказалась после беременною, родила сына, дала ему имя Георгия, тайно воспитывала его и не хотела никому показать, говоря: «В свое время он явится в могуществе и славе». Многие считали то за истину, другие за сказку, вымышленную друзьями сей несчастной добродетельной Княгини.
       Надо сказать, что в таком случае добровольного оставления мира одним из супругов, по церковному закону Великий князь должен был бы до конца своих дней жить один, не жениться более никогда и удалиться от света, то есть, уйти в монастырь. Но для пользы государства Российского митрополит Даниил благословил новый брак, и через два месяца Великий князь женился на княжне Елене, дочери Василия Глинского, «к изумлению наших Бояр, которые не думали, чтобы род чужеземных изменников удостоился такой чести».
       Род литовских князей Глинских происходил от сына Мамая. После гибели отца тот бежал в Литву к союзнику Мамая князю Ягайлло. По матери Елена Глинская происходила из рода сербского воеводы Стефана Якшича. Может быть, не одна красота невесты решила выбор; может быть, Елена, воспитанная в знатном Владетельном доме и в обычаях «немецких», коими славился ее дядя, Михаил, имела более приятности в уме, нежели тогдашние юные Россиянки, научаемые единственно целомудрию и кротким, смиренным добродетелям их пола. Великий князь Василий, видимо, стараясь выглядеть помоложе и понравиться молодой жене, велел бороду себе побрить, ходил нарядным и в хорошем расположении духа. Всё время после женитьбы князя на Елене, можно сказать, что Россия жила в благоденствии и мире, старательно и вовремя усмиряя постоянных врагов благодаря храбрости и отваге своих воинов.
       
       Три долгих года прошли прежде, чем у Великокняжеской четы появился наследник.
       Босые, как самые обыкновенные «божьи люди», совершали паломничества по монастырям и святым местам князь с княгиней, ездили в Переславль, Ростов, Ярославль, Вологду, на Белоозеро; раздавали богатую милостыню, со слезами молились о чадородии. Современники рассказывают: в Троицко-Сергиевой Лавре был князю знак, что исполнится, наконец, его сокровенное желание, будет у него наследник.
       25 августа 1530 года, в ночь, гром и молнии возвестили миру, что явился новый правитель Русского государства, впоследствии получивший имя Грозного Царя. Как описать счастье и радость родителей, как рассказать о малиновом колокольном перезвоне по всей Руси, об осыпанных милостями боярах, о прощении злостных преступников, о выстроенной в единый день руками московского люда церкви во-имя Св.преп.Иоанна Предтечи?!
       Двадцатилетняя цветущая красавица, в какую превратилась юная шестнадцатилетняя княжна Елена и счастливый отец, более двадцати лет молившийся о даровании престолонаследника через десять дней благодарили на коленях Господа в Троице-Сергиевой Обители, где Игумен Иоасаф Скрыпицын вместе с благочестивейшими Иноками, столетним Кассианом Босым, Иосифова Волоколамского монастыря, и Св. Даниилом Переславским окрестили младенца, дав последнему имя в честь Иоанна Предтечи. Обливаясь слезами умиления, родитель взял из их рук своего дражайшего первенца и положил на раку Святого Сергия, моля Угодника, да будет ему наставником и защитником в опасностях жизни.
       Спустя полтора года Елена родила ещё одного сына, названного в крещении Георгием. Радости обоих родителей, как и всей земли Русской, не было границ. Но недолго пришлось наслаждаться отцовством Великому князю Василию. После похода на Казань появился маленький нарыв на ноге, который вскоре дал о себе знать, и спустя два месяца великий князь созвал бояр, князей Ивана и Василия Шуйских, Михайла Юрьевича Захарьина, Михаила Семеновича Воронцова, Тучкова, Глинского, Казначея Головина, дворецкого Шигону и велел при них дьякам своим писать новую духовную грамоту, уничтожив прежнюю, сочиненную им во время Митрополита Варлаама; объявил трехлетнего сына, Иоанна, наследником Государства под опекою матери и Бояр до пятнадцати лет его возраста; назначил Удел меньшему сыну; устроил Державу и Церковь, и скончался, приняв схиму под именем Варлаама.
       
       Елена Глинская, будучи двадцати трёх лет отроду, чужая и нелюбимая окружением недоброжелателей из бояр, осталась управлять государством Русским. Вскоре молодая вдовствующая Великая княгиня прониклась обоснованным доверием к благородному герою многих военных походов князю Ивану Овчина-Телепнёву–Оболенскому, и руководствуясь его дальновидными советами, разумно и деятельно начала своё правление.
       
       Зыбкий мир с Казанью рухнул, не успело остыть ещё тело Великого князя Василия. Литва с запада опять угрожала, с юга грозилась уничтожить неверных магометанская Турция, не так давно разорившая колыбель русского православия – когда-то могучую Византийскую Империю.
       Со смертью Великого московского князя возобновилась дерзкая надежда на высвобождение объединённых княжеств от престольной Москвы. Дух непокорства Московскому князю, желание вернуть могущество и свободу витал над готовым вот-вот рассыпаться на старые княжеские вотчины Московским государством.Предположительная возможность поискать тёплое местечко под крылышком у Рима собирающихся вновь оторваться от Московии княжеств, объединение Русской православной церкви с Римско-католической уничтожило бы, в конечном итоге, православие Русского государства.
       
       Московский митрополит Иона в 1458 г. мистически связал падение Православной Византийской Империи именно с унией (постановление Вселенского Ферраро-Флорентийского собора), ибо, пока Константинополь придерживался истинной веры, он противостоял всем вторжениям, а предав ее и объединившись с латинянами(Римско-католической церковью), попал под иго неверных.

       С запада, из Германии, смущая христианский мир ересью, просачивались в Россию реформаторские Лютеранские идеи.
       Угроза нависла не только над существованием единого Русского государства, но и над всем Русским православным миром.
       
       Необходимо было принять срочные меры по укреплению централизованной власти Московского государства, лишить возможности присоединённые княжества быть финансово независимыми от Москвы, в то же время подняв значение престола великокняжеского на порядок выше. Имея твёрдую централизованную власть и объединённые княжеские вотчины со всеми их ресурсами в своём распоряжении православная Московская Русь могла надеяться на победу над Казанью, Литвой, Турцией и другими угрожающими ей государствами, если возникнет такая необходимость.
       
       Такой эффективной и принципиально новой мерой стала впервые проводимая в России денежная реформа.
       Три этапа насчитывает реформа Елены Глинской, проведённая от имени Великого Князя Иоанна IV с 1535 по 1538 гг.
       Единой денежной системы в новом государстве не было, в каждом из присоединённых княжеств ходили свои серебряные и медные деньги: Московские, Тверские, Псковские, Новогородские; серебряных считалось 200 в рубле (который стоил два червонца), а медных пул 1200 в гривне. Новогородские деньги имели почти двойную цену: их было только 140 в рубле. На сих монетах изображался Великий Князь, сидящий в креслах, и другой человек, склоняющий пред ним голову; на Псковских голова в венце; на Московских - всадник с мечом: новые были ценою в половину менее старых. Золотые деньги ходили только иностранные: Венгерские червонцы, Римские гульдены и Ливонские монеты, ценность которых менялась. - Всякий серебреник бил и выпускал монету: правительство наблюдало, чтобы сии денежники не обманывали в весе и чистоте металла. Вел. Князь Василий III не запрещал вывозить монету из России, однако ж хотел, чтобы мы единственно менялись товарами с иноземцами, а не покупали их на деньги. - Вместо нынешнего ста, обыкновенным торговым счетом было сорок и девяносто, говорили: сорок, два сорока, или девяносто, два девяноста, и проч. (Карамзин)
       Основу русского денежного обращения после реформы составили серебряные монеты копейки (по названию всадника на коне с копьём в руках) «новгородки» c весовой нормой 0,68 г, деньги «московки»c весовой нормой 0,34 г и «полушки» с весовой нормой 0,17 грамма. В результате была создана устойчивая единая денежная система, в конечном итоге, была введена единая валюта. Реформа стала завершающим этапом политического объединения русских земель и укрепления централизации власти, способствовала их более интенсивному развитию, интенсивности товарообмена внутри государства, что привело к активизации денежного обращения и его распространению в тех областях, в которых до рубежа ХV и ХVI вв. преобладало натуральное хозяйство.
       
       Московский государь, семилетний Великий князь Иоанн IV (в будущем Грозный) первым из русских правителей получил в управление огромное, сильное, централизованное государство, открыв новый этап русской истории.
       Мать его, литовская княжна Елена Глинская, так постаравшаяся для своего сына и для православной России, после удачного завершения денежной реформы, политически укрепившей централизованную власть Великого князя, сохранившая для него Православную единую империю, была отравлена.
       Из-за малолетства Великого князя Иоанна IV опекунство самовольно взяли на себя князья Шуйские.
       
       В 1547 году Россия была свидетельницей венчания на царство Великого Князя Иоанна Грозного. Впервые титулом «царь» официально был назван Великий русский князь, ранее так назывались только византийские императоры и ханы Золотой Орды. Такого большого по размерам государства Российского и прекрасного, образованного правителя-реформатора, каким был в первые тринадцать лет своего правления Царь Иоанн Грозный в России не было, пожалуй, ещё никогда.
       В период опричнины Царь Иоанн IV Грозный доделал великое дело деда и отца – укрепил централизованную власть, устранил угрозу упадка православия и распада Русского Государства на отдельные княжества «чисткой» опасных политически и морально ненадёжных «элементов», чем сохранил империю «третьего Рима». Кроме того,за время царствования Великого Князя Иоанна IV неимоверно расширились границы Русского государства, выросло множество новых городов, православные Храмы...
 В семнадцатом веке Первый Русский Царь Иоанн Грозный был канонизирован как Святой.
       
       Теория Третьего Рима идеологически обосновывает и оправдывает действия правительства по созданию сильного централизованного государства, вообще, этим может быть оправдана и политика опричнины Иоанна Грозного.

       «И паки въ третий Римъ бяжа, иже есть в новую Великую Русию, се есть пустыня, понеже святыа веры пусти быша и иже божествении апостоли в них [не] проповедаша, но последи всех просвятися на них благодать Божиа спасителнаа его же познати истиннаго Бога. И едина ныне святаа съборнаа апостольскаа Церковь въсточная паче солнца въ всей поднебесни и святится, и единъ православный великий рускии царь въ всей поднебесной, яко же Нои в ковчезе спсеныи от потопа, правя и окормляа Христову Церковь и утвержаа православную веру» (Филофей).

 

       Добавленный материал (интернет источники): В Византии и особенно на Руси считалось, что мир будет существовать семь тысяч лет . Византийский календарь считал годы от сотворения мира, и 7000 г. падал на 1492 г. христианской эры; тогда и ожидался конец света. Псевдо-Мефодий исчислял историю по тысячелетиям, в течение седьмого тысячелетия измаильтяне завладеют Греческим царством, но появится царь, который освободит его, после чего появится антихрист и настанет конец света, что, видимо, совпадает с концом седьмого тысячелетия . С этой точки зрения взятие Константинополя турками—это событие заранее предсказанное и ничего не остается, кроме как ждать царя-освободителя, а затем, в 1492 г., и конца света Древние пророчества, приписываемые Льву Премудрому, и надпись на гробнице Константина легко укладываются в пророческую схему Псевдо-Мефодия. Эти пророчества гласят, что Константинополь будет освобожден светлокожим племенем, и это светлокожее племя часто отождествлялось с русскими. Таким образом, московиты брали на себя миссию освобождения царственного града. Московские книжники могли под влиянием южных славян наделять своего правителя царским титулом, однако не спешили придавать его царству имперский статус, сохраняя его за вечным градом Константинополем . Эта концепция могла быть развита и усилена идеей «византийского наследия», возникшей в результате брака Ивана III (1472) с наследницей Палеологов.