Греческая бабушка или ищите женщину...

Марина Оде
 
      
       Греческая принцесса София, будущая бабушка Иоанна IV Грозного, ехала в Россию с замеревшим от печали сердцем. Слёзы чудом удерживались в больших тёмно-серых глазах, обрамлённых густыми чёрными ресницами. Юная гордая красавица навсегда покинула приютивший её Рим. Тонкой чувствительной душе хотелось обратно, к умеющим любить родным сердцам, к привычным молитвам, а не  вперемешку с варварским языком с чудовищным количеством каркающих и шипящих согласных звуков, назад, в страну, прославившуюся свободой и изяществом умов, талантами искусных мастеров, колыбель всемирной культуры!.. Но судьба приготовила ей роль русской царицы, супруги Ивана Ш, так много сделавшего в дальнейшем для объединения русских земель вокруг государства Московского. И роль эта - быть второй женой тридцатидвухлетнего вдовца, имеющего любимого ребёнка, сына, молодого Ивана, будущего наследника престола...
       Первый брак был заключён Иваном Ш в двенадцатилетнем возрасте с тверской княжной Марией. К восемнадцати годам нежно любящие друг друга супруги уже имели стаж счастливой семейной жизни и сына, наследника престола Московского.
       Нет, не будет у Софьи брака по-любви, надо вырвать все пустые мечты из сердца о прекрасном и любимом Принце - на - белом - коне! И не её дитя будет сидеть после отца на троне... Достойный брак, политическая сделка, удачный выбор для Ивана Ш...

    (Безропотно, ради любви к своему народу, ради мира и сохранения, быть может, тысячей жизней, принцессы-невесты приносили своё личное счастье в жертву так же, как и воины-защитники лишались жизни, защищая Отечество ради любви к своим близким, к своему государству!
       Один только Великий князь Ярослав Мудрый отдал замуж трёх своих милых дочерей за короля Франции, будущего короля Норвегии и короля Венгрии...)

       Теперь Византийский двуглавый орёл, подтверждение Епанагоги девятого века, со всею законностью и по праву красуется на великокняжеской печати, а припечатать свои указы можно по старинке " Георгием Победоносцем" для верности! Ведь в царствующем Доме течёт кровь самого святого Константина Багрянородного... И не иначе, как волею Господней объединяется вся Русь под княжение великого Ивана...
       Отец Софьи, Фома Палеолог, брат последнего греческого императора Константина ХI, при котором Греция была завоёвана турецким султаном Магометом Вторым, поселился после сего трагического разорения Отечества в Риме, под крылышком Папы Павла Второго, как и вся царственная семья: мать Софьи была "дочерью Великого дуксуса Феррарийского Италийской страны",
как утверждал Максим Грек.
       Папа Павел Второй искал возможные варианты спасения от турков. Россия, младшая сестра Греции по вере, вот кто спасет от турецкой опасности! Недавно овдовевший молодой князь, талантливый и смелый, подающий большие надежды, не то, что отец его, Василий Тёмный - отталкивающе жестокий правитель, почивший в один год (1453) с приходом Магомета в Грецию!
       Первого июня 1472 года в церкви Святого Петра в Риме царевна София была обручена с государем Белой Руси Иоанном Ш, которого (по доверенности) представлял главный княжеский посол Иван Фрязин. Двадцать четвёртого июня Софья Палеолог, навсегда расставшись с родными, выехала из Рима навстречу своему будущему. Оно страшило юную девушку далью дорог, неизвестной культурой, в общем-то, ещё существующей зависимостью русского государства от татарского хана).
       Настоящая свадьба, с женихом и невестою, состоялась в Москве много позже, 12 ноября, в день, когда долгожданная царевна прибыла, наконец, в столичный град.
       Первыми, после долгого путешествия царевны по морю, её встретили ревельские (Таллиннские) графы, постаравшиеся достойным приёмом угодить русскому царю. Далее следовал Дерпт (Юрьев,  совр. Тарту), Псков... Сердце будущей царицы, леденевшее от неизвестности перед новой жизнью, было растоплено тёплым приёмом во всех русских городах, встречающихся на пути!
       Действительно, десницу Божью видели люди в появлении греческой царицы на их многострадальной земле. Первая греческая царевна, супруга Великого Князя Владимира Ясно Солнышко, "принесла" на Русь христианство. Его же дети Борис и Глеб, стали первыми на Руси святыми.
       Софья, на которую новый Папа (Павел Второй умер к тому времени) возлагал столько надежды и веры в её мудрое сердечко, повернулась к своей родной греческой православной вере с радостью и удвоенной ревностью!

       Колоссальную, подогретую честолюбием уверенность в свои силы дал Ивану Ш брак на греческой царевне. Единственное большое православное государство, оставшееся после захвата Византии Турцией, названное Третьим Римом – должно было продолжить «миссию» Византии, борьбу за истинность христианской веры, защитить Рим в случае нападения магометан, собственно говоря, этим и объяснялась основная позиция Рима: поддержка Папой Римским русского князя Ивана Третьего).   
   
     Сильнейший русский князь подчиняет, активно собирает под своё начало соседние земли, княжества, заставляет Европу посмотреть на Русь, как на опасного, сильного своим единением, соседа. Итальянские мастера, архитекторы, зодчие, скульпторы и художники - лучшие в мире приглашены в Москву. До этих пор молодой столице нечем было "похвастаться", практически не было зданий, "увековеченных своей красотой." Русские мастера не только учатся у более опытных, заграничных, но и сами передают свой опыт приезжим! Вместе с наследием византийским Москва получает "титул" "Третьего Рима", становится столицей одного из самых значимых государств.
       Прошло несколько лет. Уже три дочери и долгожданный сынок Василий на очередной праздничной трапезе радуют отца своею красотой, воспитанием, прекрасными одеждами (царевна оказалась первой на Руси мастерицей шить и вышивать, как уж повелось на Руси, держала свою, царицину мастерскую, где самые искусные рукодельницы вышивали парсуны святых, потири, работали во славу Божью, создавая шедевры для церковной работы... ). Поймав минутку, когда сердце отца раскрывалось, как нежная роза, от любви к детям : князь любовался забавляющимися чадами, умная и гордая Софья больно вонзила острую занозу горечи прямо в живое: "И долго ли, скажи, Великий Князь, мне и детям твоим быть холопами хана татарского?!"

       Вот так и случилось, что подогревая желание Ивана Ш избавиться от гнёта Орды, царица Софья уже через восемь лет могла возблагодарить мужа и Господа. Изменившийся статус государства, его новая «миссия» уже не могли позволить России быть «холопами» Золотой Орды, рабами «неверных».
Когда в очередной раз пришли и встали лагерем возле Москвы Ордынские сборщики дани, Великий князь проигнорировал это событие...

       С 8-го октября 1480 года по обе стороны реки Угры два вражьих войска: русичи с Великим князем и "татары" во главе с ханом Ахматом много дней стояли друг против друга, не нападая, тянули время. Литовцы, собиравшиеся на подмогу хану Ахмату не появлялись, озабоченные освобождением своего государства от вдруг напавших на них крымских татар во главе с Менгли – Гиреем, «со-партнёром» Великого Князя (продуманный ход Вел. кн. Иваном III.)."Татары" - "уж были не те", ослабленная внутренними междоусобицами, разрозненная Белая и Золотая Орда в значительной мере "заржавели" к тому времени: ни единства духа, ни воинской подготовки, ни дисциплины в рядах захватчиков. Стоило русичам тронуться с места, собираясь поменять позиции, как вдруг войско Орды, испугавшись пропадающей под окрепшим льдом речной границы, в панике повернулось  назад и бросилось бежать, куда глаза глядят.
  На обратном пути "татары" в бессильной злобе своей ещё сожгли несколько городов до основания! Но всё разрешилось совсем неожиданно: князь тюменских татар Иван выследил и  убил спящего хана Ахмата, без боя взял Орду, разорил Сарай (столица Орды на нижней Волге) и прислал сказать князю Московскому Ивану III, что "его врага больше нет, а он, потомок Чингисхана, ищет только дружбы".

  На этом и пришёл конец татаро-монгольскому "контролю" над Русью. Рассеялись их потомки по русским и нерусским южным землям-горам: Узбек-хан с родом "узбеков" - в одном месте сел, Казах-ханы аж на три казахских ханства землю поделили там, куда добрались их ноги, однако всё ещё платили дань Моголистанскому ханству. Да между собой теперь разбирались, да дрались, кто - кого: узбеки ли сильнее, казахи ли, моголы ли... 
 
  Зато разрозненные племена тюркских кочевых народов,получившие культуру ислама от Волжской Булгарии, да существенное пополнение языка от  половецких племён,  проживающих в тех местах - с появлением более чем на 200 лет развитой Золотой Орды  совершили "скачок" в развитии. Не было бы счастья, как говорится... Как дикое растение, попадая в благоприятную культурную среду, перерождается в садовое, красивое - так эти тюркские племена, этнические татары:  волей-неволей вынужденные 200 лет жить по законам Орды, получили новую жизнь..Эта новая смешанная культура явилась плодородным илом для образующихся  татарских ханств, строящих города в исламских традициях и т.д.
 Логично предположить, что Орда использовала местные менее развитые племена, как наёмников. Возможно, что собирали дань с покорённых русских княжеств, наводили "политический порядок", участвовали в подавлении восстаний против Орды именно наёмники из татарских племён. Почему бы нет? Чужих людей, тем более из не слишком развитых племён - было не так жаль хану  Золотой Орды, как своих, которых надо было беречь. Вероятно, это и послужило причиной ошибочного русского названия завоевательного периода моголов: "татаро-монгольское иго"...
  Сильный и честный противник уважает врага, принимает бой только от такого же, достойного ему. В период "ига" на Руси наступил Золотой век расцвета православной веры: моголы НЕ СОБИРАЛИ дань с монастырских хозяйств и церквей! Уважая чувства верующих достойный враг благородно давал свободу вероисповеданию.  Но не так поступали их наёмники из захваченных племён... Они, получив некоторые полномочия от хозяев-моголов, не переставали воровать мирное славянское население, продавать в рабство, заставлять под страхом смерти принять ислам  - так делают те, кто ставит Единого Бога ниже своей корысти - выходцы из рабов...! Не зря есть в народе поговорка: нет более жестокого и недалёкого правителя, чем тот, кто был сам до этого рабом.
 
  Но, всё же: красавица Софья,греческая принцесса  с прекрасными глазами - была той женщиной, ради которой князь не посмел не пойти на бой за Русскую землю. Освобожденные княжества  подчиняя себе, начал объединение Руси в единое целое...

  Так, мать Великого кн. Василия III и будущая бабушка Ивана Грозного, греческая царевна Софья Палеолог позаботилась о будущем детей и внуков своих. Так, супруг её, Вел.кн.Иоанн III послушал слово своей мудрой половины и сделал всё, чтобы Русская земля процветала!

 Наследовал ему сын царевны Софьи - Василий III, который продолжил дело отца по объединению и укреплению государства. А супруга Вел. князя, Елена Глинская, после  смерти мужа, Василия III, провела первую денежную реформу в новом государстве: ввела единую денежную единицу на территории всех объединённых княжеств, ещё более централизовав и укрепив тем самым позицию московского князя. Спустя четыре года "опекунства" царица Елена была отравлена, оставив престол нового, сильного государства Русского сыновьям: маленькому семилетнему  Ивану, который и принял его после смерти отца, и пятилетнему  слабенькому Юрию,которого очень любил и о ком непрестанно заботился всю жизнь, до его смерти, старший братик Иван... ( См. далее : "Судьбоносное решение для России, Царь Иоанн Грозный или грустная история о маленьком принце...")