Бряндинский А. М

Олег Шушаков
БРЯНДИНСКИЙ АЛЕКСАНДР МАТВЕЕВИЧ


Родился в 1904 г. в деревне Исаково, ныне Красногорского района Московской области. Русский. В 1919 г. окончил гимназию, работал матросом на Волге, санитаром в Самарской городской больнице. В 1924 г. окончил рабфак при Московском государственном университете.

В РККА с 1924 г. Учился в Ленинградском военно-морском училище, откуда был направлен в Севастопольскую высшую школу красных морских лётчиков. После её окончания учился в спецшколе ВВС и на курсах штурманов при ВВА им. Жуковского.

С 1930 г. - штурман-испытатель НИИ ВВС. Принимал участие в испытаниях бомбардировщиков ТБ-3, ТБ-7, ДБ-3.

26.08.37 г. на самолёте ЦКБ-26 вместе с лётчиком В.К. Коккинаки[1] совершил дальний беспосадочный перелет по замкнутому маршруту Москва - Севастополь – Свердловск - Москва, преодолев 5018 км и установив три мировых рекорда.

В сентябре 1937 г. на самолёте ДБ-3 вместе с лётчиком В.К. Коккинаки совершил дальний беспосадочный перелет по маршруту Москва - Ейск - Москва.

В последние дни сентября 1937 г. на самолёте ДБ-3 с лётчиком В.К. Коккинаки совершил перелет на дальность в 4 тыс. км по маршруту Москва - Баку - Москва со сбросом 1 т бомб (10 ФБ-100) в Каспийское море в районе Баку.

27-28.06.38 г. на самолёте ЦКБ-30 «Москва» с лётчиком В.К. Коккинаки совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва - Спасск-Дальний (Приморский край), преодолев 7580 км по прямой[3].

17.07.38 г. за выполнение беспосадочного перелёта и проявленные при этом мужество и героизм Бряндинскому Александру Матвеевичу было присвоено звание Герой Советского Союза.

Вспоминает Адмирал флота СССР Кузнецов[4]: «Сохранились у меня приятные воспоминания и о штурмане А. Бряндинском, прилетевшем вместе с Коккинаки. Он тоже был из моряков… Окончил военно-морское училище.

- Только моряки могут понять, почему нам приходится летать по дуге большого круга. А ведь многие недоумевали, рассматривая по карте наш курс, - сказал он мне однажды.

Действительно, многим неискушенным людям неясно, почему во время беспосадочного перелета Москва - Дальний Восток самолет летел не по прямой - вдоль железной дороги, а забирался далеко на север. Что поделаешь, коль наша планета круглая и кратчайшее расстояние между двумя точками на ее поверхности пролегает не по прямой, а по дуге...

Саша Бряндинский вскоре трагически погиб. Его послали на поиск самолета известных летчиц Гризодубовой, Осипенко и Расковой. Уже уточнив место приземления отважных летчиц, он стал жертвой нелепой катастрофы: два самолета столкнулись в воздухе».

4.10.38 г. главный штурман НИИ ВВС Герой Советского Союза комбриг Бряндинский погиб в авиационной катастрофе, когда во время поисков экипажа Гризодубовой[5] в воздухе столкнулись поисковые самолеты ПС-84 (Ли-2) и ТБ-3.

На борту ПС-84 были журналисты из газеты «Тихоокеанская звезда», а на ТБ-3 - парашютисты. Все находившиеся в ПС-84 погибли, а четырем членам экипажа ТБ-3 удалось спастись.

Писатель Муравьев рассказывает: «Блистательный перелёт героического экипажа АНТ-37 «Родина»… закончился… посадкой в тайге.

Были организованы поиски этого экипажа. Руководство группой поиска командование ВВС возложило на комдива Якова Васильевича Сорокина. До 50 разнотипных самолётов с утра и до захода солнца «прочёсывали» с воздуха тайгу на огромном пространстве - от Читы до Сахалина. Неустанно работали и наземные поисковые партии. Исключительно напряжённая работа, продолжавшаяся более недели, завершилась успехом: «Родина» была обнаружена лётчиком Михаилом Сахаровым 3 октября. Она лежала, именно лежала, ибо посадка была совершена на «живот», на открытой болотистой местности в районе посёлка Керби. На следующий день туда отправилась группа самолётов для выброски парашютного десанта - врачей, техников, радистов и других специалистов, а также корреспондентов.

Тогда же и произошла катастрофа: столкнулись самолёты ДС-3, командиром которого был Николай Лесников, а штурманом Александр Бряндинский, экипаж из НИИ ВВС, и ТБ-3 с десантом на борту. При этом ДС-3 таранил по хвосту ТБ-3. Погибло 16 человек. Четверым с ТБ-3 - Наумову, Шаркову, Хоркину и Рапохину удалось спастись. В считанные секунды они сумели выпрыгнуть из беспорядочно падающего самолёта и благополучно приземлиться среди таёжных деревьев.

Невольными очевидцами этой трагедии стали экипаж и десант другого ТБ-3 - третьего самолёта, находившегося в этом районе.

Молодой военврач Пётр Тихонов видел, как самолёты сходились... В своей короткой медицинской практике он успел насмотреться всего, видел и смерть. Но катастрофу... Глаза видят, а сознание не воспринимает - нет, не может быть! ДС-3 двумя моторами врубился в заднюю часть фюзеляжа и в хвост ТБ-3 и, разламываясь, дымящимся факелом устремился к земле. ТБ-3, крутанувшись волчком, опустил нос, перевернулся на спину, затем на живот, опять на спину... И вдруг один за другим вспыхнули белые «блинчики» парашютов!.. Слава богу!.. Сколько? Три... четыре... Четыре! Только четыре...

Спустя почти полвека генерал-майор медицинской службы в отставке Пётр Семёнович Тихонов сказал: «Потрясение в тот момент было настолько сильное, что не прошло и сейчас».

Приоткрывая завесу над трагедией, которая произошла при спасении экипажа «Родина», следует отметить, что многие годы некоторые факты были покрыты тайной…

Бурное ликование, вызванное блестящей победой героического экипажа «Родины» и тем, что отважных лётчиц удалось найти, охватило всю нашу страну. Поэтому, чтобы не портить праздника, никаких сообщений о случившемся ни в газетах, ни по радио сделано не было. Мало того, даже не были захоронены останки погибших. Спустя 30 лет, в 1968 году, местные охотники наткнулись на обломки разбитых самолётов и на лежащие вблизи них останки. Только летом 1969 года в район катастрофы вылетела экспедиция, возглавляемая полковником Индуцким. Останки были собраны и с почестями похоронены у посёлка Дуки, недалеко от места катастрофы. На месте захоронения установлен деревянный безымянный обелиск. Безымянный, поскольку имена захороненных оставались всё ещё неустановленными. Но теперь мы их знаем, сегодня мы можем войти в фонд Хабаровского крайпартархива, раскрыть дело № 91-А и на пожелтевших его страницах прочитать фамилии: Сорокин, Земцов, Mapценюк, Морозов, Заботкин, Андреев, Сосков, Климов, Медведев, Лещиков, Раппопорт, Бряндинский, Лесников, Шевченко, Черепахин, Микусев[6]».

В Приказе наркома обороны СССР от 4.06.39 г. № 70 «О мерах по предотвращению аварийности в частях ВВС РККА» указывалось: «Число летных происшествий в 1939 году, особенно в апреле и мае месяцах, достигло чрезвычайных размеров…

Только за конец 1938 и впервые месяцы 1939 гг. мы потеряли 5 выдающихся летчиков - Героев Советского Союза, 5 лучших людей нашей страны - тт. Бряндинского, Чкалова, Губенко, Серова и Полину Осипенко…

Вот наиболее тяжелые катастрофы и аварии за последнее время.

1. В конце прошлого года в полете на место посадки экипажа самолета «Родина» произошло столкновение двух самолетов «Дуглас» и ТБ-3, в резуль¬тате чего погибло 15 человек. В числе погибших был и командующий воз¬душными силами 2-й Отдельной Краснознаменной армии комдив Сорокин и Герой Советского Союза комбриг Бряндинский.

Командующий воздушными силами 2 ОКА Сорокин без какой бы то ни было надобности и разрешения центра, но с согласия командования 2 ОКА вылетел на ТБ-3 к месту посадки самолета «Родина», очевидно, с единственной целью, чтобы потом можно было сказать, что он, Сорокин, также принимал участие в спасении экипажа «Родина», хотя ему этого никто не поручал и экипаж «Родина» уже был обнаружен.

Вслед за Сорокиным на «Дугласе» вылетел Бряндинский, который также не имел на то ни указаний, ни права, целью которого были, очевидно, те же мотивы, что и у Сорокина.

Оба эти больших авиационных начальника, совершив проступок и само¬вольство, в дополнение к этому в самом полете проявили недисциплиниро¬ванность и преступную халатность в летной службе, результатом чего и явилось столкновение в воздухе, гибель 15 человек и двух дорогостоящих самолетов».

Комбриг Бряндинский был похоронен в городе Комсомольск-на-Амуре.

Герой Советского Союза (17.07.38). Награждён орденом Ленина.



Примечания:

[1] Коккинаки Владимир Константинович (1904-1985) дважды Герой Советского Союза (17.07.38, 17.09.57) генерал-майор авиации (1943), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959). В РККА с 1925 г. В 1930 г. окончил Борисоглебскую военную авиашколу лётчиков. С 1932 г. - лётчик-испытатель НИИ ВВС, с 1935 г. - старший лётчик-испытатель ОКБ Ильюшина. В 1937 г. на ЦКБ-26 (штурман – А.М. Бряндинский) совершил ряд дальних перелетов. 27-28.06.38 г. на самолёте ЦКБ-30 (штурман – А.М. Бряндинский) совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва - Спасск-Дальний (Приморский край) протяжённостью 7580 км по прямой. 28-29.04.39 г. на самолёте ЦКБ-30 (штурман – М.Х. Гордиенко) совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва - Хельсинки - о. Исландия - м. Фарвель (Гренландия) - США протяжённостью 6516 км по прямой. Установил 20 мировых авиарекордов. С 1961 г. - вице-президент, в 1967-68 гг. - президент, с декабря 1968 г. - почётный президент ФАИ.

[2] Класс С – сухопутные самолёты (по классификации 1930-х годов).

[3] Более подробно об этом рассказывается в биографии дважды Героя Советского Союза В.К. Коккинаки.

[4] Кузнецов Николай Герасимович (1904-1974) Герой Советского Союза (14.09.45), Адмирал флота Советского Союза (1955, 1988). Русский. В РККА с 1919 г. Участвовал в Гражданской войне. В 1926 г. окончил Военно-морское училище. В 1926-29 гг. - вахтенный начальник крейсера «Червона Украина». В 1932 г. окончил Военно-морскую академию. В 1932-33 гг. – старпом крейсера «Красный Кавказ», в 1933-36 гг. - командир крейсера «Червона Украина». В 1935 г. за успехи в боевой, политической и технической подготовке награжден орденом Красной Звезды. Участвовал в национально-революционной войне в Испании в 1936-37 гг. Был военно-морским атташе и советником. Награжден орденами Ленина и Красного Знамени. В 1937-39 гг. - заместитель, а затем командующий ТОФ. В 1939-46 гг. - нарком ВМФ, Главком ВМС. Руководил действиями советских ВМС в советско-финской, Великой Отечественной и советско-японской войнах. С февраля 1947 г. - начальник Управления военно-морских учебных заведений, с июня 1948 г. - заместитель Главкома войсками Дальнего Востока по ВМС. В 1948 г. бвинен в передаче секретных документов союзникам во время войны, предан суду чести и понижен в звании до контр-адмирала. С февраля 1950 г. - командующий ТОФ, с июля 1951 г. - военно-морской министр СССР, с марта 1953 г. - 1-й зам. министра обороны СССР, Главком ВМФ СССР. 8.12.55 г. снят с должности. 7.02.56 г. снижен в звании до вице-адмирала. С1956 г. – в отставке. Избирался членом ЦК ВКП(б) - КПСС в 1939-55 гг. и депутатом ВС СССР 1-2-го и 4-го созывов.

[5]Гризодубова Валентина Степановна (1910-1993), Герой Советского Союза (2.11.38), Герой Социалистического Труда (6.01.86), полковник. Русская. Окончила 1-ю Тульскую летно-спортивную школу Осоавиахима и школу летчиков-инструкторов в Пензе. В 1934-35 гг. - лётчик агитационной эскадрильи им. Горького. В 1936 г. награждена орденом Трудового Красного Знамени. Служила в РККА в 1936-45 гг. В 1937 г. на УТ-1, УТ-2 и АИР-12 установила 5 женских мировых авиарекордов. Награждена орденом Красной Звезды. 24-25.09.38 г. на самолёте АНТ-37 «Родина» (второй пилот – П.Д. Осипенко, штурман – М.М. Раскова) совершила дальний беспосадочный перелёт Москва - посёлок Керби (Хабаровский край), установив женский мировой авиарекорд дальности полёта по прямой. Участвовала в Великой Отечественной войне. Была командиром 101-го транспортного авиаполка (31-го гвардейского бомбардировочного авиационного Красносельского Краснознаменного полка авиации дальнего действия). Совершила более 200 боевых вылетов, в т.ч. 132 ночных. В 1946-63 гг. - зам. начальника НИИ-17 по лётной части, в 1963-1972 гг. - начальник Летно-испытательного центра НИИ. С 1972 г. – зам. начальника Московского научно-исследовательского института приборостроения по лётной части

[6] См. подробнее: Муравьёв В.К. Испытатели ВВС. – М.: Воениздат, 1990.