Помощники

Валери Таразо
На фото: Миша Дивович, Борис Ермоленко, Валерий Тарасов, Оля Дивович. 2000 год.

Моими верными помощниками и раньше и теперь, когда я стал совсем немощным оказались люди, которых можно перечислить: доцент-экономист Борис Ермоленко, доцент Михаил Дивович, и директор лаборатории физик-химического контроля качество окружающей среда и ООО "Витахим" Сергей Шилин а также фирмы "Глосса" Арутюнын Владимир Ашотович. Первые два, т.е. Борис и Михаил со своей сестрой, учившейся на моей кафедре и бывшая в одном из первых выпускав, представлена на фотографии. Она отлично окончила кафедру промышленной экологии (это ее я называю своей!), но оказалась в США в Калифоанийском Университете (если я не ошибаюсь)- там вышлв замуж, там и живет.
Если я начну о прекрасных студентых, то половина из них уже в США.
Вот только месяц назад в газете "Менделеевец" такие слова:"Особые поздравления и пожелания здоровья и благополучия хочется передать профессору Валерию Васильевичу Тарасову". Это пишут мои бывшие студенты Сергей Арутюнян и его подруга Александра Солдатоваязи в связи с 25-летием экологического факультута. Я вдохновлял Кручинину Наталиюе - мою бывшую научницу и дипломницу при организации этот факультет.
Сергей и Саша только, кажется в 2001 году, окончили мою кафедру, а теперь первый уже заведующий химической лабораторией Института молекулярных исследований в г. Сан Диего, США, а Сашенька (иначе я не могу ее называть!) - доктор фотохимических наук Университета Вашингтона, Сиэтл, США.
Знала бы Саша, что я бродил по этому Университету в 1989 году с Котовым и Хабибуловым (см. соответствующие записки в этой книге).
Сколько талантливых специалистов потеряла Россия!

С Сергеем Арутюняном у меня случилась неприятная истори, которую я никак не могу забыть. По-моему и он ее прекрасно помнит. Дело было в деканате. Ребята уже возвратились после стажировки из США.
Сергей зашел к Кручининой поговорить, а я вывылился от нее всклокоченный со словами: "Надоел мне этот армяшка".
Я наткнулся на Арутюняна, который явно не правильно понял меня произнеся: "Вот это да..!". Я много дней, да и сейчас краснею, понимая, как меня истоковал Сергей.
Этот сумасшедший старый армянин искал выписку из заседания кафедры, которая сукшала его бред. Помню как мне приходилось слушать бред Степашкина, а в комитете "Думы", в котором я работал - явный бред сумасшедших, например одного "изобретателя",  предлагавшего бурить скважины к центру Земли для получения геотермического тепла.
Ему всегда задавали только один вопрос: "Из какого материала должны быть сделаны трубы, по которым быдет откачиваться теплоноситель". Ответа не было. И заседание закрывалось с одобрительными высказываниями: "Надо подождать. Не наступило время. Разрабатывайте!". Человек был явно не в себе. И этот армянин никак не мог взять в толк, что моей кафедры в то время еще не было, когда слушали его работу. Кто слушал - он сказать не мог, но требовал выписки. Вот тогда я окончательно вышел из себя, скозав: "Надоел мне этот армяшка". С таким бы успехом я мог сказать: "Надоел мне этот кацап, хохол, еврей".
И тем не менее я долго переживал и сейчас переживаю.

Вернусь к главным помощникам: Боре Ермоленко и Мише Дивовичу. Без них не мыслима была бы эта книга. Боря - перводил в нужный формат все фотографии, а Миша - "успокаивал" компьютер.

"Успокаивал" компьютер частенько и Андрей Бабкин - великолепный мастер своего дела. Я знаю этого парня лет 20. Он слушал мои лекции еще мальчишкой 14 - 15 лет. Я их читал в училище, подрабатывая деньги. И вдруг я снова встретил его в Менделеевке. "Значит лекции не пропали даром" - подумал я. А потом судьба столкнула нас на выполнении дипломной работы.

Может быть, читатель не понял, что имеет дело с единым произведением - поэтическими мемуарами - имя которым "Тогда". Они начинаются с заголовка "Валерий Тарасов. Тогда. Поэтические мемуары" и заканчиваются "Содержанием".