Послевоенные штурмовики

Владимир Спасибо
2.2.5. Послевоенные штурмовики

В послевоенный период на вооружении остались устаревшие самолеты Ил-2, Ил-10. Предполагалось, что, как и в прошедшей войне, штурмовая авиация должна осуществлять поддержку сухопутных войск путем нанесения ударов, как правило, в непосредственной близости от передовых частей наступающих (обороняющихся) войск. Основными объектами их действий должна была стать артиллерия противника на огневых позициях, скопления танков и боевых машин, опорные пункты и узлы сопротивления с живой и боевой техникой, а также ближайшие резервы противника.[1]

Особое внимание уделялось действиям штурмовиков большими группами. Полет по маршруту и выход к объекту удара практиковался на средних высотах, а атаки - с пикирования или с горизонтального полета. При действиях по малоразмерным целям атаки могли выполнятся одиночными самолетами. Основным тактическим приемом при действиях по площадным целям были одновременные атаки по команде ведущего без индивидуального прицеливания.

В октябре 1950 г. главнокомандующий ВВС маршал П.Ф. Жигарев обратился к Ильюшину с письмом, в котором предлагал рассмотреть вопрос о возобновлении серийного выпуска Ил-10 как боевого самолета непосредственной поддержки войск, «еще не утратившего своих боевых возможностей». При этом главком предлагал «установить новое крыло для упрощения техники пилотирования» и усилить вооружение путем установки четырех современных пушек НР-23 и замены ВУ-9 на модифицированную установку ВУ-9М. Поводом для такого решения в немалой степени послужило успешное применение советских штурмовиков в Корейской войне.

12 января 1951 г. вышло постановление Совета Министров СССР о серийном производстве на заводе №168 в Ростове-на-Дону новой модификации Ил-10М. Для ускорения работ ВВС передали ОКБ Ильюшина два Ил-10 последних серий производства завода № 64. На первой машине установили четыре пушки НР-23 (общий боекомплект - 600 снарядов) и оборонительную установку ВУ-9М с пушкой Б-20ЭН (боекомплект -150 снарядов). Под консолями находились четыре ракетных орудия РО-132М. Вес бомбовой нагрузки остался без изменений: нормальная - 400 кг, максимальная - 600 кг.

В 1953 г. завод №168 построил 100 штурмовиков, к их производству также подключили завод №47 в Оренбурге, сдавший четыре первых Ил-10М. Но уже в следующем году выпуск поршневых боевых машин свернули. В Ростове изготовили всего 35, а в Оренбурге шесть самолетов. На этом производство Ил-10М завершилось.

По состоянию на 1 января 1955 г. ВВС Советской Армии имели 19 штурмовых авиаполков, на вооружении которых состояли 1700 штурмовиков Ил-10 и Ил-10М и 130 реактивных истребителей-бомбардировщиков МиГ-15бис.

МиГ-15бис, имевшие преимущество в скорости перед Ил-10, были недостаточно приспособлены для ведения эффективных действий по уничтожению различных наземных целей. К ним можно было подвешивать только две авиабомбы весом не более 100 кг каждая или две НУР С-21. Самолет не имел защиты пилота и жизненно важных агрегатов.

В 1956 году прошли госиспытания Ил-40. Он имел два реактивных двигателя, утолщенный профиль крыла, броневую защиту экипажа и жизненно важных агрегатов.

В апреле 1956 г. министр обороны маршал Г.К. Жуков представил руководству страны подготовленный Генштабом и Главным штабом ВВС доклад о состоянии и перспективах развития штурмовой авиации. В этом документе делался вывод о низкой эффективности штурмовиков в современной войне и фактически предлагалось их ликвидировать, поручив непосредственную поддержку наземных войск в наступлении и обороне бомбардировочной и истребительной авиации. В результате обсуждения вышла директива министра обороны от 20 апреля, которой штурмовая авиация упразднялась, имеющиеся Ил-10 и Ил-10М списывались, летный состав частично переучивался на МиГ-15бис, а частично - переводился в истребительную авиацию ВВС и ПВО. Параллельно с этим Постановлением правительства от 13 апреля было остановлено серийное производство Ил-40 и прекращены все работы по перспективным штурмовикам.

Опыт многочисленных локальных войн вместе с тем свидетельствовал, что наряду с многоцелевыми истребителями-бомбардировщиками целесообразно иметь более дешевые и простые в эксплуатации самолеты-штурмовики, максимально приспособленные для осуществления авиационной поддержки войск в общевойсковом бою.

Истребители-бомбардировщики, действуя по целям на относительно большой глубине, преодолевают заслон войск ПВО на малой высоте и максимальной скорости. Штурмовики же постоянно действуют под интенсивным зенитным огнем. Они обречены главным образом на оборонительную тактику - маневр, маскировка. Но, тем не менее, для повышения живучести стремятся защитить пилота, топливную систему, силовую установку и систему управления.

Большая скорость необходима только для нанесения внезапных ударов по неподвижным целям при изоляции района боевых действий. При непосредственной поддержке сухопутных войск на поле боя, где полет связан с поиском и опознаванием малоразмерных подвижных целей и нанесение по ним прицельных ударов слишком быстрое перемещение самолета относительно земной поверхности затрудняет пилоту решение этих задач.[2]

Оружие штурмовика, по мнению большинства экспертов, должно быть простым в применении и сравнительно недорогим. По живой силе, транспортным средствам, артиллерийским позициям и другим открытым объектам противника, расположенным у линии фронта наиболее подходят НАР, бомбы всех калибров, кассетные боеприпасы. Управляемые авиабомбы и ракеты более подходят для решения задач по изоляции района боевых действий. Исключения составляют некоторые образцы, специально предназначенные для поражения бронированных целей на поле боя. Очень эффективно использование крупнокалиберной встроенной авиапушки для поражения малоразмерных подвижных бронированных целей на поле боя.

Для штурмовых действий наиболее подходят небольшие по размерам, простые, надежные, маневренные самолеты с хорошим обзором из пилотской кабины.

Су-25

Весной 1969 г. министр обороны А.А. Гречко обратился к МАП с просьбой приступить к созданию самолета-штурмовика, отвечающего требованиям современной войны, и объявил конкурс на его разработку.

Работа по созданию штурмовика Су-25 началась в ОКБ П.О.Сухого в середине 70-х годов. При разработке штурмовика были выполнены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по 40 темам, изготовлено и испытано около 600 образцов и макетов. В феврале 1975 г. прототип штурмовика, имевший рабочее обозначение Т-8, был поднят в воздух, а в 1980 г. штурмовик принят на вооружение ВВС СССР под обозначением Су-25. В 1981 году эскадрилья Су-25 в количестве 12 машин уже участвовала в боевых действиях в Афганистане.

Самолет представляет собой одноместный двухдвигательный высокоплан. Крыло имеет стреловидность по передней кромке 20° и снабжено мощной механизацией, включающей закрылки, элероны, маневровые предкрылки и расщепляющиеся тормозные щитки на законцовках консолей крыла. Конструкция планера самолета и всех его систем создавалась с учетом назначения самолета для непосредственной поддержки войск, действий с малых и сверхмалых высот над полем боя. Поэтому на нем широко применяется броня из титановых сплавов. Цельносварную броневую конструкцию представляет собой кабина летчика. Живучесть обеспечивают взрывобезопасные топливные баки, дублирование и надежная защищенность всех систем.

Двигатели штурмовика размещены по обе стороны фюзеляжа. Они заслоняют собой топливные баки и отделены от фюзеляжа броней. В сочетании с активными средствами защиты - радиоэлектронное противодействие, тепловые ловушки, дипольные отражатели - это способствовало тому, что во время боевых действий в Афганистане на каждый потерянный самолет приходилось 2800 часов боевого налета. На первых модификациях штурмовика устанавливались турбореактивные двигатели Р-25 Ш с тягой 4100 кгс, впоследствии на смену им пришли более мощные двигатели Р-195 с тягой 4500 кгс. Кроме повышенной мощности эти двигатели отличаются меньшей интенсивностью инфракрасного излучения. Мощные двигатели, механизация крыла и трехстоечные шасси с пневматиками низкого давления позволяют эксплуатировать штурмовики на грунтовых аэродромах.

Штурмовик создавался как простая и дешевая боевая машина с относительно несложным радиоэлектронным оборудованием. Опыт Афганистана показал, что для таких самолетов действия над полем боя становятся все более проблематичными. Созданные в последнее время модификации самолета оснащены всем необходимым современным радиоэлектронным оборудованием.

Первоначально Су-25 являл собой штурмовик с неуправляемым вооружением и простейшим пилотажно-навигационным и прицельным оборудованием.

Затем стали приспосабливать для этой машины ракеты с командным наведением, в частности, противотанковые управляемые ракеты, стоявшие на вертолетах, ракеты и бомбы с лазерной подсветкой. Для этого использовали многофункциональную прицельную систему, установленную на вертолете Ка-50.

Су-25 вооружены встроенной двуствольной 30-мм пушкой с боекомплектом 250 патронов. На восьми балочных держателях под консолями крыла может быть размещено восемь 500-кг авиабомб или 32 бомбы калибром 100 кг, 256 неуправляемых ракет калибром 57 мм. В комплект вооружения входят неуправляемые ракеты калибром до 240 мм, а также управляемые ракеты весом 350 или 650 кг. На самолете могут быть подвешены контейнеры с противотанковыми авиабомбами, баки с напалмом, дополнительные топливные баки.

Масса пустого – 9500 кг. Нормальная взлетная – 14600 кг, максимальная – 17600 кг. Скорость максимальная у земли – 975 км/час, на высоте – 1004 км/час. Боевой радиус действия у земли – 750 км/час, на высоте – 1250 км.

А-10А"Тандерболт"2

Армия США приступила в 1961 г. к созданию недорогого ударного самолета, способного эффективно взаимодействовать с наземными войсками. Работы по формированию облика нового самолета велись в рамках программы А-Х (Attack, Experimental). Запросы предложений по проекту штурмовика в марте 1967 г. были направлены 21 авиастроительной фирме США. Требования заказчика предусматривали, в частности, скорость не менее 650 км/ч, высокую маневренность на малой высоте, взлетно-посадочные характеристики, обеспечивающие возможность базирования на грунтовых аэродромах, наличие мощного пушечного вооружения (типа шестиствольной 20-мм пушки М61 "Вулкан") и большого числа узлов внешней подвески.

В 1970 г. приняли решение остановиться на 30-мм семиствольной пушке GAU-8 с начальной скоростью снаряда 1067 м/с и скорострельностью 4000 выстрелов в минуту. GAU-8 создавалась в рамках конкурса, в котором приняли участие фирмы "Дженерал Электрик", "Филко-Форд", "Хьюз" и "Дженерал Америкен Транспортейшн". Победу в 1973 г. одержала фирма "Дженерал Электрик".

В 1970 г. в финал конкурса проектов вышли фирмы "Нортроп" и "Фэрчайлд-Рипаблик", получившие контракты стоимостью, соответственно, $28,9 и 41,2 млн. на разработку и постройку двух опытных (самолетов YA-9A и YA-10A.

Более легкий YA-9A имел высокорасположенное крыло, под которым, в месте сопряжения с фюзеляжем, располагались два компактных ТРДД Авко Лайкоминг ALF 502 (2 х 3400 кгс), созданных в инициативном порядке в 1969 г. Несколько более тяжелый YF-10A имел низкорасположенное крыло и разнесенное вертикальное оперение.

К конкурсным испытаниям прототипов штурмовиков приступили 24 октября 1972 г. 18 февраля 1973 г. ВВС США признали победителем в конкурсе штурмовик YA-10A, а фирма-разработчик получила первый контракт ($159 млн.) на постройку предсерийной партии из 10 самолетов, предназначенных для войсковых испытаний.

В сентябре 1973 г. на YA-10A была установлена штатная пушка GAU-8/А. Для проверки ее возможностей в реальных условиях были использованы советские танки Т-62, полученные из Израиля, а также американские танки М48. Точность, дальность и поражающее действие комплекса A-10A/GAU-8 оказались выше расчетных. Так, танки Т-62 успешно поражались в верхнюю и боковую проекции на дальности до 1200 м, попадания снарядов вызывали возгорание топлива и взрыв боеприпасов.

Заказ на серийное производство штурмовиков А-10А "Тандерболт"2 был выдан МО США фирме "Фэрчайлд" в мае 1977 года, а поступление самолетов в строевые части ВВС США началось в октябре того же года. До 1984 г. было выпущено 713 серийных машин.

Номинальная взлетная масса 14 865 кг, максимальная- 22 580 кг.

Масса боевой нагрузки (бомбы, ракеты, контейнеры с 23-мм пушками на 11 узлах внешний подвески) - до 7258 кг. Для точной, эффективной стрельбы по танкам важным является то, что пушка размещена по оси симметрии самолета в носовой его части. А, кроме того, очень высокая скорострельность и большой боезапас позволяют повысить вероятность поражения цели. Вместе с тем стрельба должна вестись по верхним поверхностям танка. Поэтому атака производится с пологого пикирования.[3]

Управляемое ракетное воружение самолета включает 6-12 УР AGM-65A и AGM-65B "Мейверик" с телевизионным самонаведением по принципу "запустил-забыл". Обнаружение оптически контрастной цели производится головкой самонаведения ракеты, находящейся на подвеске под самолетом. Теоретически оно возможно на дальности до 11-13 км, однако в реальных боевых условиях, как правило, не превышает 4-6 км (что связано с погодой, дымами над полем боя и т. п.). При этим телевизионная "картинка" воспроизводится на экране в кабине летчика. После ручного сопровождения цели в течение 4-8 секунд головка "запирается" на цель, переходя на режим самонаведения, производится пуск ракеты.

УР AGM-65D оснащаются тепловизионной системой самонаведения, обеспечивающей применение оружия ночью (схема боевого применения аналогична ракетам AGM-65A и AGM-65B).

Для самообороны на крайних крыльевых узлах подвески могут размещаться ракеты класса "воздух-воздух" AIM-9 "Сайдуиндер".

Самолет обладает высокой живучестью. Броней защищены двигатели, кабина пилота, барабан со снарядами для пушки. Масса брони 1309 кг. Баки протекторированы и заполнены поропластом. Двигатели разнесены для предотвращения поражения их одним снарядом. Они экранированы крылом от обстрела снизу с передней полусферы. Двухкилевое оперение позволяет вести полет даже при потере одного киля. Для предотвращения разрушения планера при вынужденной посадке шасси в полете полностью не убирается.

А-10А предназначен для непосредственной авиационной поддержки наземных войск. Его главными целями являются танки на поле боя. Высокая маневренность на малых высотах обеспечивает А-10 А возможность уклонения от атак истребителей и зенитных ракет. Относительно малая скорость полета, маневренные характеристики и хороший обзор из кабины позволяют поражать малоразмерные цели с первого захода. Стрельба из пушки по цели типа "танк" с высоты 100-150 м может производится на удалении до 1800 м, а по целям, не имеющим броневой защиты - до 3000- 3600 м.

Радиосвязное оборудование обеспечивает летчику штурмовика возможность непосредственного общения с командиром наземного подразделения, в интересах которого действует самолет.

В ходе эксплуатации штурмовиков в климатических условиях Европы выявились недостаточные возможности навигационного оборудования А-10 А. В результате на последних 283 серийных самолетах, выпускавшихся с 1980 г., установили относительно простую инерциальную навигационную систему ASN-141, обеспечивающую возможность более уверенного применения А-10А в сложных погодных условиях, на малых высотах. Европейская специфика потребовала и дооснащения штурмовиков радиовысотомерами малых высот APN-194.

Первоначально новый штурмовик вызвал большой интерес и в ряде стран-союзников США. Возможность его приобретения обсуждалась правительствами Англии, Австралии, Бельгии, Норвегии, ФРГ, Южной Кореи и Японии. Но узкая специализация А-10А, нацеленность его на решения лишь определенных задач - борьбы с танками и другими малоразмерными целями на поле боя – уменьшили интерес. Специализированный штурмовик оказался слишком дорогим удовольствием. Поэтому самолет выпускался недолго. И в количествах достаточно скромных.

К этому времени была продемонстрирована высокая эффективность применения боевых вертолетов для борьбы с танками. Поэтому многие страны предпочли использовать боевые вертолеты.

Выводы

По-прежнему главным поражающим средством штурмовой и ударной авиации остаются бомбы, НАР. Соответственно, и тактика их применения остается той же - движение к цели на малых и средних высотах, переход на позицию атаки, пикирование. Пушечное вооружение - удел пушечных штурмовиков, количество которых ограничено. Управляемые ракеты, бомбы также применяются в специфических случаях.

Сейчас основная тенденция мирового авиастроения – разработка многофункциональных боевых машин, отказ от производства специализированных самолетов.

Основные недостатки существующих самолетов-штурмовиков - непригодность к решению боевых задач ночью и в сложных погодных условиях; невозможность в одной атаке применить бортовое оружие сразу по нескольким целям; слабая защита от огня войск; чрезмерная загрузка летчика при боевом применении; недостаточная эффективность поражения малоскоростных воздушных целей.

Одно из основных требований к ударным самолетам нового поколения – высокая выживаемость. Такие машины оборудуются автоматической системой управления, обеспечивающей полет на предельно малой высоте, с огибанием рельефа местности в любое время суток и при любой погоде; бортовым комплексом обороны. Для усиления бронезащиты кабины экипажа применяются легкие композитные материалы.

При разработке системы управления самолетом и силовой установки предусматривается их адаптивная конфигурация, т.е. способность в случае повреждения самостоятельно восстанавливать свою работоспособность до уровня, обеспечивающего безопасность полета.

Предполагается использование легких ударных самолетов с самолетом-разведчиком или беспилотным летательным апппаратом. При обнаружении цели они передают информацию на ударный самолет, а тот выходит на рубеж атаки и уничтожает цель (т.е. со свермалых высот поднимается на оптимальную для атаки).[4]

 




[1] Лаврентьев Е.А. Штурмовая авиация советских ВВС в послевоенные годы// Военная мысль, 1990,№4, с.42

[2] Кириллов В. Штурмовики в бою// Зарубежное военное обозрение, 1985, №2,с.49

[3] Крылья Родины, 1990,№10, с.50

[4] Рубан А. От тренировочного – к легкоударному // Вестник воздушного флота, 1997, июль-август, с.39