Ракетная техника

Владимир Спасибо
5. Ракетная техника.

Р-1, Р-2, Р-11, Р-5

Еще в 1930 г. Управление вооружений немецкой армии впервые поставило задачу создать ракетное оружие, обладающее дальностью, вдвое большей дистанции стрельбы пушки «Большая Берта» (120 км). Ракета должна была нести боевой заряд, в сто раз больший, чем снаряд «Берты» (то есть 1000 кг) и, чтобы попасть в район цели, управляться в полете.

Разработка такой ракеты началась в 1933 г. на Куммерсдорфском полигоне, а в 1936 г. на северо-востоке Германии в деревне Пенемюнде на острове Узедом был построен центр с производственной, лабораторной и испытательной базой, включая аэродинамическую трубу и завод жидкого кислорода. В этом центре трудились до 20 тыс. человек.

Военное руководство разработкой осуществлял В.Дорнбергер, техническое – В. фон Браун. К серийному изготовлению ракетного оружия было привлечено до 800 заводов Германии.

Под руководством В. фон Брауна была создана и освоена в производстве баллистическая ракета А-4 («Фау-2») с жидкостным прямоточным реактивным двигателем тягой 25 т. В качестве топлива использовалась смесь этилового спирта с жидким кислородом. При максимальной скорости 1500–1600 м/сек. и высоте полета до 100 км эти ракеты были практически неуязвимы.

Велись интенсивные работы по созданию зенитных ракет с жидкостными реактивными двигателями: «Вассерфаль», «Рейнтохтер», «Шметтерлинк», «Тайфун». В ракете «Вассерфаль» для работы реактивного двигателя впервые были применены высококипящие компоненты топлива – азотная кислота в качестве окислителя и нефтепроизводное горючее «Тонкэ».

Под руководством П. Шмидта был отработан и запущен в серийное производство образец самолета-снаряда Фау-1 с пульсирующим реактивным двигателем. Фау-1 имел дальность полета 240 км, потолок – 2,7 км, развивал скорость 550–600 км/час, боевой заряд 800 кг.

Научно-исследовательская, опытно-конструкторская, экспериментальная и производственная база ракетного вооружения в СССР начала складываться в 1946–1949 гг. путем перевода на ракетную тематику нескольких предприятий артиллерийской, авиационной, судостроительной, радио – и электротехнической промышленности и машиностроения, ставшими центрами, специализирующимися на опытно-конструкторских и экспериментальных работах по разработке и выпуску первых образцов ракетного вооружения. В тот же период были организованы первые испытательные базы и полигоны, начато строительство стендов для огневых испытаний ракетных двигателей.

По мере развития техники ракетного вооружения (управляемые и неуправляемые зенитные ракеты и реактивные снаряды, крылатые и баллистические ракеты) расширяется круг отраслей промышленности и предприятий, привлекаемых к участию в ее серийном производстве.[1] В процессе развития реактивной и ракетной техники возникли десятки новых видов производства по выпуску специальных конструкционных материалов (тонкие большеразмерные листы из специальных марганцевистых сталей и из сплавов марганца и алюминия) для создания оболочек ракет; узлов и агрегатов из жаропрочных сплавов металлов для создания реактивных двигателей; специальной оснастки, приборов и датчиков для автономных систем управления полетом ракет, стартового оборудования и наземных станций слежения.

В мае 1945 г. при штабе советской военной администрации в Берлине была образована техническая комиссия по реактивной (ракетной и авиационной) технике и вооружению. Собранная ею информация дала основание для принятия 13 мая 1946 г. постановления Совета Министров СССР о создании Специального Комитета по Реактивной Технике под председательством Г.М.Маленкова. На этот орган, часто называвшийся в служебной переписке «Комитетом № 2», были возложены задачи координации научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и производственной кооперации министерств и ведомств по изготовлению опытных образцов и серий реактивной техники и вооружения. Спецкомитет обязывался представить на утверждение председателю Совмина план НИОКР на 1946–1948 гг., предусматривающий в качестве первоочередной задачи воспроизведение с применением отечественных материалов ракеты типа Фау-2 и зенитной управляемой ракеты «Вассерфаль».

В целях быстрейшего освоения образцов ракетного вооружения, созданных в Германии, накопления опыта их проектирования, изготовления, сборки и испытаний постановлением предусматривалось направление советских специалистов для работы в специально создаваемых на территории Германии организациях, названных «конструкторскими бюро» и укомплектованных немецкими конструкторами и инженерами. Министерствам вооружения, сельхозмашиностроения, авиационной промышленности, электропромышленности, химической промышленности, машиностроения и приборостроения и Вооруженных сил СССР поручалось в месячный срок подготовить и представить на утверждение Спецкомитета планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по реактивному вооружению в Германии. Министерству Вооруженных сил СССР поручалось сформировать в Германии специальную артиллерийскую часть для освоения, подготовки и пуска ракет типа Фау-2.

Были захвачены 8 жидкостных ракет, 8 пороховых ракет, 41 реактивный двигатель, 32 прибора управления, 186 образцов реактивного топлива для жидкостных ракет и 80 образцов порохов для ракет на твердом топливе. Учтенная техническая документация включала 1256 научных трудов и докладов, чертежи по 413 ракетам, двигателям, приборам и устройствам к ним. Важнейшие материалы были переведены на русский язык и размножены, например, только для Министерства сельскохозяйственного машиностроения более 100 трудов объемом 2,5 тыс. страниц машинописного текста.

Для обеспечения работ по реактивному вооружению в Германии предусматривались финансирование в объеме 70 млн. марок, организация продовольственного снабжения, обеспечение жильем, автотранспортом. Спецкомитету разрешалось устанавливать немецким специалистам, привлекаемым к работам по реактивной технике, повышенную оплату.

Во исполнение этой части постановления на территории советской оккупационной зоны Германии были созданы два института: «Нордхаузен» с задачей воспроизводства ракеты Фау-2 и «Берлин» с целью воспроизводства зенитных управляемых ракет и некоторых других образцов реактивного вооружения.

В указанных институтах и их филиалах трудились более тысячи командированных советских гражданских и военных специалистов и более шести тысяч немецких ученых, конструкторов, инженеров и рабочих.

В целях восстановления комплектов технической документации и продолжения дальнейшей разработки гироскопической и других систем управления ракеты Фау-2 в г.Бляйхорде (Тюрингия) по распоряжению советской военной администрации из числа немецких специалистов ракетной техники был создан научно-исследовательский институт «Рабе».

В качестве головных, ответственных за разработку и производство отдельных типов реактивного вооружения, постановлением были определены: Министерство вооружения – по реактивным снарядам с жидкостными двигателями, Министерство сельскохозяйственного машиностроения – по реактивным снарядам с пороховыми двигателями и Министерство авиационной промышленности – по реактивным самолетам-снарядам.

Головным научно-исследовательским институтом Минвооружения по изучению, воспроизводству и усовершенствованию образцов немецкой ракетной техники министр Д.Устинов определил НИИ-88, коллектив которого в период Великой Отечественной войны занимался разработкой артиллерийских систем. В начале сентября в составе НИИ-88 сформировалось 6 конструкторских отделов, полностью переведенных на Ракетную тематику. Отделы возглавили: С.П.Королев, Е.В.Синильщиков, С.Ю.Рашков, П.И.Костин, Н.Л.Уманский и А.М.Исаев.

Разработка двигательных установок для баллистических ракет была поручена ОКБ-456 Министерства авиационной промышленности (главный конструктор – В.П.Глушко), систем управления – НИИ-885 Министерства промышленности средств связи (главный конструктор – М.С.Рязанский), гироскопического оборудования – НИИ-10 Министерства судостроительной промышленности (главный конструктор – В.И.Кузнецов), наземного оборудования – ГСКБ Министерства машиностроения и приборостроения (главный конструктор – В.П.Бармин).

В октябре 1946 г. Совет Министров СССР в целях ускорения строительства лабораторных и производственных площадей и испытательных стендов для НИИ-88 распорядился направить 2 тысячи немецких военнопленных (для них создали специальный лагерь), выделить по фондам 250 грузовых автомобилей, 3 железнодорожных крана, 5 автомобильных кранов, 5 тонн цемента, 3 тонны проката черных металлов и лабораторное оборудование (в счет репарационных поставок).

Дополнительные задания, в связи с необходимостью изучения зарубежного опыта конструирования и производства реактивных снарядов и пусковых установок получили конструкторские организации Минвооружения - СКБ-15, СКБ-46, ЦКБ-14, ЦКБ-20, СКБ-16, ОКВ-43, НИИ-СПВА, КБ завода Цейс, НИИ-13, а также КБ заводов № 8 и № 232, Морское артиллерийское конструкторское бюро.

ГЦКБ-1 Минсельхозмаша приступило к разработке снаряда по типу пороховой ракеты «Рейнботе» для стрельбы на 50 км, реактивного авиаснаряда калибром 210 мм для стрельбы с самолета по наземным целям, реактивного авиаснаряда калибром 82 мм для стрельбы по воздушным целям, противотанкового кумулятивного снаряда, способного пробивать 200 мм броню, реактивного зенитного снаряда по типу немецкой ракеты «Рейнтохтер» и т.д., всего 11 образцов.

ГСКБ-47 Минсельхозмаша приступило к разработке трех типов пороховых реактивных авиабомб и торпед, управляемой планирующей ракеты-авиабомбы для точного бомбометания по удаленным целям, реактивной авиабомбы-торпеды для поражения подводной части корабля.

На заводах № 70, № 512 и № 571 Минсельхозмаша приступили к изучению и воспроизводству систем подрыва и состава порохов. В ГНИИ-22 и ОКБ при заводе № 571 был разработан и испытан взрыватель АВ-508 для самолета-снаряда типа Фау-1.

В Минавиапроме вопросами разработки и воспроизводства немецких реактивных снарядов занимался НИИ-1, в том числе стратосферной ракетой-снарядом типа «Рейнботе» и реактивными пороховыми двигателями для разгона самолета.

НИИ-49 и СКБ Министерства судостроительной промышленности получило задание разобраться с приборами автоматики и телеаппаратурой для управляемых реактивных снарядов фирм «Телефункен» и «Рейнланд».

Завод № 93 Министерства химической промышленности провел работу по изготовлению катализатора для ускорения самовоспламенения жидкого реактивного топлива, а Институт прикладной химии воспроизвел технологический процесс изготовления топлива типа «Тонкэ» и приступил к разработке промышленного метода получения перекиси водорода. Предприятия и институты Министерства нефтяной промышленности разработали технологию изготовления стабильных коллоидных растворов металлов и металлоидов жидких горючих для реактивных двигателей, расшифровали состав 17 образцов авиационных топлив и специальной смазки.

К 1950 г. из находившихся в отработке образцов ракет и реактивных снарядов на вооружение были приняты 3 образца. По плану Спецкомитета в 1951 г. завершалась отработка 10 образцов неуправляемых снарядов, а в 1952 г. – 12 образцов, из которых 7 являлись управляемыми (посредством радиолокационного тракта), 5 – неуправляемыми.

На основе постановления Совета Министров СССР от 13 мая 1946 года в октябре того же года был принят «План важнейших опытных работ по реактивному вооружению на 1946–1948 годы». Им предусматривалось создание отечественных баллистических ракет с дальностью полета 270 километров - к декабрю 1948 года, 600 километров - к октябрю 1949 года.

В начале осени 1947 г. специалисты изучили систему заправки, запуска и управления Фау-2, освоили технологию ее серийного производства. Точной ее копией являлась баллистическая ракета Р-1, прошедшая свое первое полигонное испытание 18 октября 1947 года. В общей сложности в отработке технических систем Р-1 и ее освоении в серийном производстве участвовали 13 КБ и НИИ и 35 заводов.

Постановлением правительства СССР от 28 ноября 1950 года ракета Р-1 была принята на вооружение. Ракета массой 13,4 т имела дальность полета 270 километров и несла заряд ВВ массой 785 кг. Рассеивание по дальности - 20 километров, 8 километров - в боковом направлении[2].

Велись работы над ракетой Р-2, конструкция которой значительно отличалась от Р-1. Отличием этой ракеты от предыдущей была реализация идеи об отделении головной части от остального корпуса ракеты и перенесение приборного отсека в нижнюю часть корпуса. Точность попадания в цель обеспечивалась системой радиокоррекции.

В общей сложности над Р-2 работали 24 НИИ и КБ и 90 заводов различных министерств и ведомств. Принята на вооружение в 1953 г. Стартовая масса 20 т, максимальная дальность 600 км, масса боевого заряда 1008 кг.

В 1951 г. начала разрабатываться ракета Р-11 с двигателем на высококипящих компонентах (азотная кислота и керосин), новой автономной системой управления и более высоким по качеству наземным оборудованием. Принята на вооружение в 1956 г. Максимальная дальность 270 км, масса - 5,4 т, заряд 353 кг. Ее подвижный вариант Р-11М представлял собой самоходную установку на гусеничном ходу. Р-11ФМ устанавливалась на подводных лодках.

В 1955 г. прошла испытания и начала поступать в войска ракета Р-5 на низкокипящих компонентах с дальностью полета 1200 километров. Она при стартовой массе 29 т могла нести 1000-килограммовый заряд и обладала повышенной точностью попадания за счет комбинированной системы управления (автономное и по радио).

Постановлением СМ СССР от 21 июня 1956 г. на вооружение принимается ракета Р-5М с ядерным боезарядом. Дальностью полета от 500 до 1200 км. К 1 августа 1956 г. было выпущено 30 ракет Р-5М, на 1957 год заказано 80, на 1958-й - 100.

В 1957–1958 г. ракетой Р-5М были перевооружены дивизионы инженерных бригад РВГК, в ВВС эту ракету осваивали 15 полков. Два ракетных дивизиона 72-й инженерной бригады РВГК были размещены в декабре 1958 г. на территории ГДР.

В июне 1944 г. англичане прислали в Москву сбитый над Британией самолет-снаряд Фау-1.[3] 16 июня в ЦИАМЕ был создан отдел ПД № 6 под руководством В.Н.Челомея для проектирования непилотируемой авиационной техники. К середине 1945 г. был сконструирован советский аналог под кодовым названием «10-Х», который запускался с бомбардировщика Пе-8. Опытное производство данного вида вооружения было организовано на заводе № 51 Наркомата авиапромышленности, но первая серия заводских испытаний, проведенная в начале 1946 г., обнаружила большое количество конструктивных и технологических недостатков. На вооружение ВВС изделие «10-Х» было принято только в 1953 году.

В 1947–1949 гг. в КБ С.А.Лавочкина велись работы по созданию опытного образца двухступенчатой зенитной ракеты «Буря» (главные конструкторы: реактивного двигателя – А.М.Исаев; транспортно-пускового оборудования – В.П.Бармин; бортовых источников электропитания Н.С.Лидоренко), способной поражать самолеты противника на высоте до 25 км.

«Бурю» и последующие ее серийные модификации, осваиваемые в производстве на предприятиях Министерства вооружения СССР, решено было использовать в качестве элемента комплексной системы ПВО г. Москвы. Эта система начала создаваться по указанию Сталина в начале 1950 г. Включала в себя два кольца радиолокационного обнаружения на базе РЛС 10-сантиметрового диапазона (изделие «А-100») и два кольца радиолокационного наведения зенитных ракет (изделие «Б-200»). С РЛС были функционально связаны 56 зенитно-ракетных комплексов с пусковыми установками зенитных ракет (изделие «В-300»), а также базирующиеся на подмосковных аэродромах эскадрильи истребителей-перехватчиков, вооруженные ракетами класса «воздух-воздух».

Организация работ по созданию системы ПВО г.Москвы осуществлялась Третьим Главным Управлением при Совете Министров СССР. Головной опытно-конструкторской организацией ТГУ при СМ СССР являлось КБ-1 (начальник А.С.Елян), реорганизованное из Специального Бюро № 1 НКВД СССР.

Велись интенсивные работы по созданию первого в СССР зенитного ракетного комплекса С-25 «Беркут». Первый пуск зенитной ракеты С-25 был произведен 25 июля 1951 года. В мае 1955 г. первая отечественная зенитная ракетная система поступила на вооружение Войск ПВО страны.

Зенитные ракетные комплексы С-25 образовали два кольца вокруг Москвы. Система позволяла одновременно обстреливать до 20 целей на высоте от 3 до 25 километров. Каждому полку отводился отдельный сектор, в пределах которого он осуществлял прикрытие объектов.

В январе 1957 г. начались полигонные испытания зенитного ракетного комплекса (ЗРК) С-75 «Двина». Этот ЗРК перекрывал возможности имевшихся на тот период самолетов на Западе и перспективных средств воздушного нападения. В ноябре 1957 г. «Двина» поступила в войска. Вскоре появились его модификации «Десна» и «Волхов», а в 1961 г. — ЗРК «Нева».

23 июня и 3 октября 1960 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР принимают постановления по разработке и созданию систем противоспутниковой обороны и космической разведки.[4] Всего за период с 1957 г. по 1962 г. в СССР, в рамках программы освоения космоса, было произведено 166 запусков ракет-носителей для вывода на орбиту различных космических объектов, из которых 92 имели военное значение (США за тот же период провели 348 запусков ракет-носителей космических аппаратов).

В устанавливаемых правительством ежегодных планах финансирования «специальных работ» выделялись два раздела: раздел «А» – для работ по созданию образцов ядерного оружия, – и раздел «Б» – для работ по созданию образцов ракетной техники.[5] В общем объеме планируемых в 1951–1955 гг. капитальных вложений в народное хозяйство страны в размере 770 млрд. руб. на «специальные работы» приходилось 29,546 млрд.руб. (3,8%).

Табл.1

Финансирование спецработ по хозяйственному плану на 1951-55 гг., млн. руб. в ценах 1950 г.

 
 1950 г. отчет
 1951 г. план
 1952 г. план
 1953 г. план
 1954 г. план
 1955 г. план
 
Операционные расходы
 4360
 5803
 7515
 6011
 7700
 8277
 
Капитальные вложения
 4250
 6115
 5557
 7914
 5940
 4017
 
ВСЕГО:
 8611
 11918
 13062
 13925
 13640
 12294
 

 

По оценке мобилизационных возможностей советская ракетная индустрия, по состоянию на 1 января 1958 г., располагала производственными мощностями для серийного изготовления в течение «расчетного года» более 5 тыс. шт. баллистических и крылатых ракет и 3 млн. шт. неуправляемых реактивных снарядов и ракет.

Мощность головных предприятий ракетно-космической индустрии составила по промышленным площадям 4,8 млн. кв. метров, по металлорежущему оборудованию – более 50 тыс. единиц, по численности работающих – более 350 тыс. человек.

Объединение профильных предприятий, НИИ и КБ, занимающихся производством ракетной техники в единое министерство произошло в 1965 г. По состоянию на 1.01.1965 г. в состав данного комплекса входили 65 научно-исследовательских институтов и опытно-конструкторских организаций с производственными подразделениями (опытные заводы), в которых работало свыше 100 тыс. ученых, конструкторов, инженеров и высококвалифицированных рабочих.[6]

В 1958 г. доля ракетной техники в заказе МО составляла 8,5%; в 1959 г. - 21,5%, в 1960 г. - 31,9%, в 1961 г. - 43,8%. С 1957 г. по 1961 г. затраты на ракетно-космическую технику, в масштабе цен 1961 г., увеличились в 10 раз: с 17,2 млн. руб. в 1957 г. до 179,8 млн. руб. в 1961 г.

В частности, на создание ракетного комплекса в Байконуре в 1957–1958 гг. решением ЦК КПСС и СМ СССР были мобилизованы все основные машиностроительные заводы г.Ленинграда, которые обязывались, «впереди всех других работ и вне всякой очереди», изготовлять по выданной МО СССР документации узлы и агрегаты наземного стартового оборудования для межконтинентальных баллистических ракет. Если в 1957 г. было подготовлено к войсковым испытаниям 5 боевых межконтинентальных баллистических ракет и 2 спутника, то в 1959 г. – 16 боевых ракет и 5 космических аппаратов.

Ракетная тематика в США также поначалу строилась также на копировании германских разработок. Американцы вывезли в США большое количество изготовленных и неиспользованных немцами ракет, документацию на их изготовление и эксплуатацию. И самого В. фон Брауна. Весной 1946 г. в США начались пуски доставленных из Германии Фау-2. [7]

В США разработкой баллистических ракет занимались раздельно армия и ВВС. Первая боевая ракета малой дальности «Редстоун» была разработана под руководством В. фон Брауна в арсенале Редстоун. Здесь были сосредоточены почти все вывезенные в 1945 г. из Германии немецкие ракетчики. При непосредственном участии немцев там же в 1956 г. была создана ракета средней дальности «Юпитер». «Юпитер» был принят на вооружение летом 1958 года. Окислитель - жидкий кислород, горючее - керосин. Автономная инерциальная система управления. Термоядерная головная частью мощностью 1 мгт. Максимальная дальность 3180 км.

В 1954 г. Министерство ВВС, Отдел баллистических ракет Управления исследований и разработок при главном штабе ВВС, «Комитет фон Неймана» и инженерная корпорация «Рэмо Фолдридж» начали совместную разработку МБР «Атлас», контракт на изготовление которой получила фирма «Конвэйр». В 1955 г. было начато создание МБР «Титан» и баллистической ракеты средней дальности «Тор» (соответственно компаниями «Мартин Мариэтта» и «Дуглас Эйркрафт»). В 1957 г. фирма «Боинг» начала разработку МБР «Минитмен» на твердом топливе.

Ракета средней дальности «Тор» принята на вооружение в конце 1958 г. Окислитель - жидкий кислород, горючее - керосин. Автономная инерциальная система управления. Термоядерная головная частью мощностью 1,5 мгт.

К 1962 г. сухопутная армия и ВВС США располагали в Турция и Европе более чем сотней «Юпитеров» и «Торов», способных нанести по объектам Советского Союза ядерный удар общей мощностью до 125 мегатонн.

Управление специальных проектов при главном штабе ВМС занималось разработкой баллистических ракет «Поларис», предназначенных для применения с атомных подводных лодок. Контракт на эту систему получила фирма «Локхид Эйркрафт».

Продолжала разработку ракетного оружия и армия (сухопутные войска) США.

Р-12, Р-14

В 1954 г. ОКБ-586 в Днепропетровске во главе с М.Янгелем начало работу над проектированием ракеты Р-12 с проектной дальностью 2000 км, что превосходило Р-5М на 800 км.

Ее основное преимущество перед Р-5М было не только в дальности и мощности заряда, но и в использовании высококипящего топлива (окислитель - азотная кислота и углеводородное горючее типа керосина). Впервые у ракеты такой дальности исключались большие потери кислорода на испарение во время боевого дежурства.

22 июня 1957 г. начались летные испытания Р-12. Запускалась с наземного пускового устройства, на которое она устанавливалась в незаправленном виде с пристыкованной ядерной головной частью. Общее время подготовки к пуску составляло более трех часов. Автономная система управления обеспечивала круговое вероятное отклонение в пределах 2,3 км. Эта ракета сразу после принятия на вооружение в марте 1959 года была запущена в крупную серию и стала основным видом вооружения для созданных в декабре 1959 года Ракетных войск стратегического назначения.

С принятием на вооружение ракеты Р-12 и успешными испытаниями ракеты ОКБ Янгеля Р-14 боевое применение РСД стало планироваться по заранее выбранным целям со стационарных позиций. Ракета "Р-12" несла ядерную ГЧ мощностью в 1 Мт.

"Р-14" принята на вооружение в апреле 1961 г. Дальность полета - 4500 км. Оснащалась моноблочной ГЧ мощностью 1 или 2,3 Мт. Впервые в качестве топлива были использованы азотная кислота и несимметричный демитилгидразин. Впервые была установлена гиростабилизированная платформа с воздушным подвесом гироскопов. В качестве органов управления использовались газоструйные рули. Ракета находилась на боевом дежурстве до 1983 г.

Р-7, Р-9, Р-16

Создание межконтинентальной ракеты с термоядерной боеголовкой началось в 1953 г. Итогом этой работы стала ракета Р-7 КБ Королева.[8]

За два года испытаний Р-7 в боевом варианте и спутниковых модификациях был накоплен первый опыт ее предпусковой подготовки. Время готовности ракеты к пуску с момента установки в стартовую систему в самых оптимальных условиях измерялось 8-10 часами. Сократить это время можно было только в том случае, если боевое дежурство ракета несет в заправленном состоянии. Но дежурить после заправки жидким кислородом можно только десятки часов. Огромные потери кислорода на испарение при его транспортировке, хранении и после заправки были принципиальным недостатком кислородных ракет.

В разработанном фирмой «Мартин» проекте двухступенчатой ракеты на жидком кислороде и керосине «Титан-1» при стартовой массе 98,5 тонн предусматривалась установка ядерных боезарядов от 4 до 7 мгт. Она базировалась в защищенных шахтных пусковых установках и имела готовность к пуску после заправки 15 минут. Это тогда было недоступно ни одной из советских ракет.

В декабре 1956 г. вышло постановления Совета Министров о создании межконтинентальной ракеты Р-16 в КБ М.К.Янгеля с началом летно-конструкторских испытаний (ЛКИ) в июле 1961 г. Первая межконтинентальная Р-7 еще ни разу не запускалась, а было дано согласие на разработку другой ракеты.

Ракета Р-16 имела полностью автономную систему управления. КВО головных частей составляло 2700 м.

Р-16 создавалась с использованием наработок по ракетам "Р-12" и "Р-14". В 1963 г. началась постановка ракеты на боевое дежурство. Ракета имела дальность пуска от 11000 до 13000 км - в зависимости от массы ГЧ. Могла оснащаться головными частями 2-х типов - мощностью примерно 3 Мт и 6 Мт. До 1965 г. было развернуто 186 ПУ ракет "Р-16" и "Р-16У". Простояли они на боевом дежурстве 12 лет.

Альтернативой Р-16 стала новая по компоновке, режиму дежурства, времени заправки и готовности к пуску кислородная ракета Р-9.

Королев в сентябре 1958 г. доложил Хрущеву предложения о перспективной межконтинентальной ракете, разработка которой требовала привлечения большого числа смежных организаций и огромных затрат, которые не могли быть сделаны без выхода специального постановления.

Постановление о создании Р-9 и начале летных испытаний в 1961 году было подписано Хрущевым 13 мая 1959 г. Этим же постановлением с целью ускорения создания ракет Р-14 и Р-16 предписывалось освободить ОКБ-586 от разработки ракет для Военно-Морского Флота (с передачей всех работ в СКБ-385, г. Миасс) и прекратить все работы по тематике С.П. Королева.

Проработки проекта Р-9 показали, что при массе головной части 1,7 т в ней можно разместить заряд мощностью 1,65 мегатонн.

Для Р-9 были разработаны два варианта моноблочных ядерных головных частей: штатная и тяжелая. Штатная имела мощность 1,65 мегатонны, и с ней достигалась дальность до 14000 км. «Тяжелая» имела мощность 2,5 мегатонны и могла быть доставлена на расстояние 12 500 км. КВО Р-9А при использовании радиоканала управления не превышало 1600 метров.

С 11 февраля 1963 г. по 2 февраля 1964 г. было запущено 25 Р-9. Из них 17 достигли цели.

Р-9 под индексом Р-9А 21 июля 1965 г. были приняты на вооружение и установлены на дежурство. Куйбышевский завод №1 и днепропетровский №586 интенсивно развивали выпуск межконтинентальных ракет — Р-7А, Р-9 и Р-16. Однако Р-9 и Р-16 еще не были доработаны для пусков из шахтных пусковых установок. Первые десятки этих ракет срочно поставили на дежурство на незащищенных наземных позициях.

При «серийных контрольных отстрелах» после принятия на вооружение в период с 15 мая 1964 г. по 16 декабря 1968 г. из 16 ракет 14 дошли до цели

При всех недостатках высококипящих окислителей они обеспечивали возможность дежурства ракеты в заправленном состоянии. Однако преимуществом Р-9А были масса и габариты. При стартовой массе 80 т Р-9А оказывалась на 68 т легче Р-16. К тому же и у Р-16 время готовности было ненамного меньше, чем у Р-9. Р-16 не могла долго находиться в заправленном состоянии — агрессивные компоненты способны были привести в негодность арматуру. Поэтому ракеты дежурили с пустыми баками.

По числу ШПУ Р-9А сильно отстала от шахтного варианта Р-16У, которая была принята на вооружение в июле 1963 г., на два года раньше Р-9.

Табл.2

Объем поставок МО СССР военной продукции в 1958–65 гг., млрд.руб. в масшт. цен 1961 г.

 
 1958 г.
 1959 г.
 1960 г.
 1961 г.
 1965 г.
 
Объем поставок, всего, в т.ч.
 2,89
 3,55
 4,08
 5,2
 7,77
 
Ракетная техника
 0,46
 0,896
 1,37
 2,287
 4,1
 
Другие виды техники и вооружения
 2,43
 2,654
 2,71
 2,918
 3,7
 

 

Р-16 стала базовой ракетой для формирования соединений РВСН. Но она к 1965 году, так же как и Р-9А, по многим показателям уступала американским межконтинентальным ракетам.

В масштабе цен 1962 г. Р-9 без стартового оборудования стоила 1374,3 тыс. руб., Р-16 – 1418 тыс. руб. Стартовый комплекс Р-9 стоил 3824,1 тыс. руб., Р-16 – 1418 тыс. руб.[9]

Опыт по созданию ракет Р-16, освоение крупносерийного производства помогли коллективу Янгеля разработать ракету Р-36.

Р-36

В сентябре 1963 г. состоялся первый испытательный пуск. В июле 1967 г. Р-36 была принята на вооружение. Всего до 1972 г. было развернуто 288 ШПУ с ракетами Р-36. Эти комплексы простояли на боевом дежурстве до конца 70-х гг.

Р-36 в моноблочном исполнении головной части способна была нести один из двух типов термоядерных зарядов: «легкий» — мощностью 18 мгт или «тяжелый» — 25 мгт. Инерциальная система управления, основой которой были гиростабилизированная платформа и БЦВМ, обеспечивала КВО 1200 метров.

Р-36 превосходила «Титан-2». Однако американцы вскоре заменили моноблочную головную часть разделяющимися головными блоками индивидуального наведения.

УР-100

В соревнование между школами Королева и Янгеля по созданию основных стратегических ракет в 1962 г. включилось ОКБ-52 авиационной промышленности, возглавляемое В.Челомеем. В марте 1963 г. ОКБ-52 получило задание создать межконтинентальную баллистическую ракету, превосходящую Р-9А и Р-16.

Решающим фактором, способствовавшим быстрому продвижению работ Челомея, был интеллектуальный потенциал, конструкторская и производственная культура авиационного коллектива в Филях. Это сказалось на технологии крупносерийного производства боевой межконтинентальной ракеты УР-100. Челомей сумел привлечь КБ Мясищева (ныне - завод им. Хруничева). Мясищев был смещен с поста генерального конструктора, ему предложили возглавить ЦАГИ, а Челомей взял это КБ, как филиал своего основного, которое находилось в Реутово. И тем самым «унаследовал» все конструкторские и технологические наработки Мясищева.

По времени разработка ракетного комплекса УР-100 совпадала с принятием на вооружение Р-16, а затем и Р-9А. Это давало возможность опытным авиационным конструкторам бывшего мясищевского коллектива учесть слабые стороны межконтинентальных ракет Королева и Янгеля не только по проектным данным, но и по первому опыту эксплуатации. Большим преимуществом УР-100 было то, что впервые в отечественном ракетостроении ракета при дежурстве изолировалась от внешней среды, она была заключена в специальный контейнер, заполненный инертным газом. Процесс контроля технического состояния ракет, предстартовая подготовка и пуск выгодно отличались полной автоматизацией.

Первый испытательный пуск УР-100 состоялся в апреле 1965 г., а осенью 1966 г. комплекс с ракетами УР-100 был принят на вооружение. Его особенностями была надежная защита от поражающих факторов ядерного оружия, длительное содержание ракет в высокой боевой готовности, новые методы дистанционного управления пусками, контроль технического состояния десятка ракет и пускового оборудования с командного пункта и в то же время возможность автономной подготовки и пуска ракеты.

Челомей в процессе эволюции космических войск, в спорах с Янгелем, отстаивал закрытый, но упрощенный старт - одноразового пользования, который обходился дешевле, чем другие подобные сооружения. Челомей исходил из того, что стрелять придется один раз - второго выстрела не будет.

Фактически первым настоящим ракетно-ядерным щитом, который позволил СССР занять устойчивую позицию во всех противостояниях, была система Челомея. До ее создания, когда Хрущев уверял, что мы можем уничтожить любого противника десятки раз, все было блефом. В то время на вооружении стояли единицы МБР и ни о каком щите не могло быть речи, поскольку на его создание требовались колоссальные затраты. Система Челомея позволяла их сократить и ускорить строительство такого щита. Челомей внес большой вклад в создание относительно дешевой ракеты, к тому же в ней он применил и нетрадиционную конструкцию.

Королев, Янгель использовали при строительстве боевых ракет и ракетоносителей классическую авиационную технологию - силовой набор, обечаек со шпангоутами, которые обшивались металлом.

В проекте стратегического сверхзвукового бомбардировщика М-50 Мясищев использовал не классический силовой набор конструкций, а панели обшивки, в которых вначале путем химического фрезерования, а потом и механического, создавались ребра жесткости. И фюзеляж и крылья изнутри напоминали вафельное полотенце, свернутое в трубку. Ребра жесткости решали задачи прочности, а освободившийся объем использовался под топливо. Это позволило создать самолет, умеющий летать на сверхбольшую дальность.[10]

Челомей использовал идеи Мясищева для создания двух ракет, сыгравших исторически громадную роль. Это Р-100 и Р-500. Из Р-500 вырос «Протон», самый тяжелый космический носитель, который имеет Россия.

Дальность полета ракеты УР-100 при стартовой массе 50 т составляла 10 000 км, КВО моноблочной головной части — 1400 метров. Мощность заряда - 1 мгт. Это была самая легкая из межконтинентальных ракет. Ракета была спроектирована с перспективой модернизации. К концу 1971 г. на боевое дежурство было поставлено 940 комплексов с ракетами этого типа.

Модернизированная УР-100К при такой же стартовой массе имела максимальную дальность 12 000 км и КВО 900 метров. В декабре 1975 г. она была принята на вооружение. Первый испытательный пуск последней модификации УР-100НУ состоялся в октябре 1977 г., а в ноябре 1979 г. она была принята на вооружение. Стартовая масса ракеты удвоилась и составила 103,4 т. Максимальная дальность — 10 000 км. Ракета была способна нести шесть боевых блоков по 0,75 мгт каждый, КВО не превышало 350 метров.

Ракеты УР-100Н и МР-УР-100 создавались на конкурсной основе, но в итоге обе ракеты были приняты на вооружение. Обе ракеты - жидкостные, 2-х ступенчатые. На ракете УР-100Н устанавливалось 6 ББ (с тротиловым эквивалентом по 550 Кт), на МР-УР-100 - 4ББ (с тротиловым эквивалентом 750 кт).

Первый РК с ракетой УР-100НУ заступил на боевое дежурство 6 ноября 1979 г. (было развернуто 300 таких РК), модернизированный комплекс с ракетой МР-УР-100У принят на вооружение в 1980 г. и они простояли на вооружении до 1995 г.

П-5

Челомей приложил много усилий, чтобы вооружить подводные лодки крылатыми ракетами, выдержав конкуренцию с ОКБ Микояна, Ильюшина, Бериева. Ракета П-5, созданная в ОКБ-52, обладала автоматической системой раскрытия крыла. Ракета размещалась на подводной лодке в пусковом контейнере. Для запуска включались два твердотопливных ускорителя. Сразу после вылета ракеты из контейнера автомат раскрывал крылья, ускорители сбрасывались и полет продолжался с помощью маршевого турбореактивного двигателя.

Подводные лодки с ракетами П-5 были приняты на вооружение в 1959 г., через 3 года после принятия на вооружение подводных лодок, вооруженных баллистическими ракетами Р-11ФМ Королева—Макеева. Крылатые ракеты Челомея и баллистические Макеева имели один общий недостаток: для пуска ракеты подводная лодка должна была всплывать. В США подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами, появились раньше, чем в СССР. Но они не выдержали конкуренции с системой баллистических ракет подводного старта «Поларис».

Р-36МУ

КБ «Южное» после смерти Янгеля возглавил В.Уткин. В новом варианте Р-36 получила индекс Р-36МУ. Вместо одной боевой части она была оснащена десятью по 0,5 мгт при максимальной дальности до 11 000 км. КВО каждой боевой части - 500 м.

С моноблочной головной частью дальность составляла 16 000 км. Стартовая масса - 217 т. Это была фактически новая ракета.

Таким образом в серийно-массовое производство и на вооружение ракетных войск пошли янгелевские и челомеевские ракетные комплексы. Те и другие имели жидкостные двигатели Глушко на одних и тех же компонентах: окислитель - азотный тетраксид, горючее - несимметричный диметилгидразин.

Всего в серийном производстве со второй половины 1960-х годов находились в разное время до двух десятков типов боевых ракет стратегического назначения и космических носителей.

Американцы с самого начала проявили большую последовательность. Они сосредоточили усилия на разработке и последовательной смене поколений одного основного типа твердотопливных ракет на суше и аналогично поступили со сменой поколений твердотопливных ракет на подводных лодках. В США в 1957-1958 гг. шло проектирование, с 1959 г. — производство, и в 1961 г.  началось поступление на вооружение ШПУ с твердотопливными ракетами «Минитмен-1». Уже к концу 1963 г. на дежурстве в шахтах стояло 450 ракет. С 1963 г. «Минитмен-1» постепенно заменяется ракетой «Минитмен-2», а впоследствии - «Минитмен-3». Быстрыми темпами шло строительство и вооружение подводных лодок. В 1963 г. на подводных лодках США находилось на вооружении 160 твердотопливных ракет «Поларис».

К началу 1968 г. на дежурстве стояли только два типа межконтинентальных ракет шахтного базирования: 1000 твердотопливных «Минитменов» и не более 50 жидкостных «Титан-2». По мере поступления на вооружение модернизированных ракет «Минитмен-3» устаревшие «Титан-2» снимали с вооружения и на дежурстве оставался один тип межконтинентальных баллистических ракет (МБР) до очередной модернизации.

На вооружении подводных лодок к тому же времени находилось 656 твердотопливных ракет «Поларис». Практически один тип сухопутной и один тип морской ракеты давали возможность американцам сосредоточить усилия промышленности на их последовательной модернизации и систематической замене.

Все эти почти 2000 ракет (с учетом ракет, идущих на отстрел) были изготовлены и доведены до установки в шахты для дежурства на земле и под водой в период 1961-1967 гг.

Кроме количественного превосходства еще одним преимуществом американцев была точность. КВО у «Минитменов» при чисто инерциальной системе управления составляло от 1000 до 1500 м, у «Поларисов» — 1600 м. Р-9А по согласованным тактико-техническим требованиям с использованием радиокорректирующей системы имела ошибку в три раза большую. Р-16 с чисто инерциальной системой была в два раза хуже «Минитмена».

РТ-2.

Королев, Янгель, Челомей шли по неоправданно сложному пути. Королев понял ошибку и попытался ее исправить. В ноябре 1959 г. вышло постановление правительства о разработке ракеты на дальность 2500 км с использованием зарядов из баллистных порохов с массой головной части 800 кг. Ракета именовалась РТ-1. Она была в короткие сроки спроектирована и запущена в производство в новой для ракетной промышленности кооперации.

РТ-2 имела стартовую массу 46,1 т и наибольшую дальность 10 500 км. Трудной проблемой оказалось получение топлива высокой удельной тяги, способного в течение многих лет сохранять эластичные свойства. В 1968 году ракета была принята на вооружение и началась установка ее в шахты на территории России. Ракетами РТ-2, стоящими на боевом дежурстве, была вооружена ракетная дивизия из шести полков.

С января 1970 по конец 1972 г. проводилась замена первых партий на модернизированные РТ-2П. Значительную часть работ по модернизации РТ-2 провело ЦКБ-7.

Модернизированные ракеты имели стартовую массу 51 т. Новая система инерциального управления имела прецизионную гироплатформу с поплавковыми акселерометрами и вычислительную машину, обеспечившие КВО в 1500 м.

Для РТ-2П была разработана новая головная часть. Ракета оснащалась ложными целями для преодоления системы ПРО. Модернизированная ракета была принята на вооружение в 1972 г.

В 1973 г. началась передача документации и технических прав главного конструктора ленинградскому «Арсеналу». За ЦКБЭМ, а затем за НПО «Энергия» оставалась обязанность авторского надзора за ракетами, дежурившими в позиционных районах.

Всего за период отработки и регулярных отстрелов по 1994 г. было пущено на промежуточные и полные дальности 100 ракет. РТ-2П зарекомендовала себя как одна из самых надежных ракет.

Ракетный арсенал страны к восьмидесятым годам был перенасыщен и производство РТ-2П постепенно свертывалось. В 1995 г. закончилось боевое дежурство шестидесяти ракет РТ-2П.

Руководитель НИИ Теплотехники А. Надирадзе предложил создать подвижные ракетные комплексы, более живучие, чем шахтные. В декабре 1983 г. начались летно-конструкторские испытания 1 декабря 1988 г. РК был принят на вооружение. К середине 1991 г. было развернуто 288 ракет.

КБ «Южное» начало разработку твердотопливной ракеты еще при жизни Янгеля. В.Уткин реализовал идею в виде стационарного и железнодорожного (подвижного) комплекса РТ-23. Ракета РТ-23, трехступенчатая с 10 боеголовками индивидуального наведения, явилась аналогом американской MX.

П.Тюрин разработал в КБ «Арсенал» первую отечественную твердотопливную ракету для подводной лодки. Проект Тюрина, получивший индекс Д-11, был реализован на единственной подводной лодке, которая закончила свою службу в 1991 г.

При этом Макеев продолжал совершенствовать для подводных лодок жидкостные ракеты. Жидкостная баллистическая ракета подводных лодок РСМ-54 по своему энергомассовому совершенству и другим характеристикам не имеет равных.

Коллектив Макеева разработал межконтинентальную БРПЛ и на твердом топливе РСМ-52. Ракеты этого типа были приняты на вооружение в 1980 г. Они устанавливались на подводных ракетоносцах третьего поколения типа «Тайфун».

РВСН, ВКС, ВКО потребляли примерно 10% военного бюджета, или 14 млрд. руб. Закупалось ежегодно до 100 стратегических ракет, и столько же осуществлялось запусков космических средств в основном военного назначения. В 80-е годы на развитие и содержание РВСН расходовалось 6% военного бюджета СССР. За десятилетие было разработано и принято на вооружение 4 ракетных комплекса.

На долю морской составляющей СЯС приходилось 15% военного бюджета, или около 21 млрд. руб. Из них 8-12 млрд. руб.- АПЛ, остальное – ракеты, береговая инфраструктура.

Общие затраты на стратегические ядерные силы – $35 млрд. в ценах 2000 г. Относительно неуязвимые морские ядерные силы, авиационная стратегическая группировка, мобильные наземные комплексы рассматривались как оружие возмездия, оружие сдерживания. Более уязвимые и более точные межконтинентальные шахтные ракеты наземного базирования – как средство первого удара.

РВСН имели на вооружении 17 типов ракетных комплексов, поставленных в разное время и выполняющих примерно один уровень задач. На смену им в начале 90-х гг. был разработан единый ракетный комплекс «Тополь-М» в вариантах шахтного базирования и подвижно-грунтовом.[11]

 




[1] Симонов Н. Указ.соч., с.247

[2] Черток Б.Е.Ракеты и люди. Горячие дни холодной войны, Москва, Машиностроение, 1995, с.301

[3] Симонов Н. Указ.соч.с.229

[4] Симонов Н.С., указ.соч., с.302

[5] Симонов Н. Указ.соч., с.244

[6] Симонов Н. Указ.соч., с.276

[7] Григорий Носовицкий. Большой ракетный скачок // НВО, 14.07.2006 г.

[8] Черток Б. Е. Ракеты и люди. М., 1995. С. 390.

[9] Симонов Н. Указ.соч., с.250

[10] Федосов…с.72

[11] Серенко А. Конструкторское бюро большого калибра // НГ, 4 мая 2000.