Советы бывалого педагога

Вадим Спет
/с 47-летним стажем/

1. Научитесь внимательно выслушивать собеседника, не перебивая его до конца изложения своих мыслей.  Часто «соль» фразы, рассказа находится в конце изложения своих мыслей собеседником.
2. Если взялись научить ребёнка чему-то, то, прежде всего, приложите максимум усилий для привития любви к своей собственной персоне.  Только после этого Вы можете успешно привить ребёнку, какие угодно навыки.
3. Самый трудный урок для ребёнка – это навязывание с применением насилия. 
4. Самый легкоусвояемый для ребёнка тот урок, который сочетается с похвалой.
5. У детей подсознание не перегружено информацией, поэтому они, как губка, впитывают любую информацию.  И только от нас взрослых зависит, какая это будет информация: белая или чёрная.  С 2 до 5 лет по утрам  для нашего ребёнка постоянно включался музыкальный центр с 3 дисками из сказок и детских песенок.  Замена дисков происходила стихийно, а с 3 лет по желанию малышки.  В основном дети слушают одну и ту же сказку, песенку многократно, только потом у них возникает желание услышать что-либо другое.
6. Наш ребёнок познакомился с шахматами с 2 лет.  Вначале это было в основном умение расставлять шахматы.  Затем, как называются фигуры.  Далее малышка использовала шахматы для своих, ею придуманных, игр.  Я никогда не старался что-либо навязывать при игре в шахматы ребёнку, постоянно поддерживая огонь интереса к шахматам с её стороны.  Сейчас ей около 6 лет.  Мы часто, играя по её желанию, завершаем игру в эндшпиле.  Если раньше при игре я продумывал ходы за обоих, и предлагал ей выбрать ход из 3-х вариантов, то сейчас девочка делает ходы сама.  Что очень важно, она стала сама часто выигрывать у меня без подсказок, а это прекрасный стимул для продолжения изучения шахмат.  Только надо обязательно учитывать неустойчивость психики в данном возрасте, что сильно влияет на продолжительность игры.  Мы нашли с ней компромисс: как только у неё пропадает интерес к игре, мы заключаем перемирие, и все довольны.
7. Самый действенный стимул для освоения каких-либо навыков – это похвала!
8. Всё, что Вы хотите вложить в Вашего ребёнка начинайте осваивать в возрасте до 5 лет.  В этом возрасте все знания входят в детскую головку, «как по маслу».
9. Учите ребёнка рисовать, но обязательно с вертикальной доской (мольбертом), стоя или сидя, и у ребёнка не будет проблем с остеохондрозом.
10. Подрастает ребёнок..., подрастают и проблеммы, связанные с ним... Дети прекрасные психологи, они очень тонко чувствуют отношение взрослых к ним..., поэтому никогда не кричите на детей, не применяйте к ним насилия в любой форме. Постарайтесь стать другом своему ребёнку..., почаще беседуйте с ними о всякой всячине... Не спещите
делать замечания, тем более в раздражительном тоне, рассказывайте малышу, как надо поступать в разных ситуациях...
11.     Часто дети при посторонних ведут себя непредсказуемо..., наберитесь терпения и после ухода гостей в доброжелательной форме разъясните ошибки под условным кодом "школа жизни".
12.     Если Вы заметили отсутствие интереса ребёнка к нужному Вам занятию, не спешите
отчитывать его, а понаблюдайте, что, по Вашему мнению, отталкивает его интерес и найдите
новый, чтобы расжечь интерес... это игра..., постоянная игра, а дети очень любят играть... Так подыграйте им..., результат не замедлит сказаться.
13.     Сложный переход присходит в психологии ребёнка при поступлении в школу и тут многое зависит от проделанной Вами работы до школы. Ребёнок иногда сильно меняется..., у него меняются приоритеты, авторитеты, увлечения... В зависимости от темперамента и силы психики малыш или становится лидером..., или идёт на поводу у своих сверстником (это самое опасное). Вы даже не заметите, как ребёнок выйдет из-под Вашего контроля и станет непредсказуем.
14.     К сожалению, мы взрослые, сликом мало уделяем внимания своим детям, и именно тогда, когда они в этом особенно нуждаются. Именно в это время, зароджаются будущие конфликты "отцы и дети" - плод нашего невнимания к ним за ширмой бытовой суеты.
МЫ ОТВЕТСТВЕННЫ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ!
15.