Послевоенные танки

Владимир Спасибо
3.2.Послевоенные танки

Т-54/ Т-55

В 1946 году на вооружение Советской армии был принят танк Т-54. Танк был вооружен 100-мм нарезной пушкой и спаренным с ней 7,62- мм пулеметом, кроме того, машина была вооружена двумя курсовыми 7,62-мм и зенитным 12,7-мм пулеметами. Дизель мощностью 520 л.с. располагался поперек корпуса, за счет чего удалось уменьшить габариты машины. Толщина лобовой брони - 120 мм, башни - 200 мм. Масса 36 т. Экипаж 4 человека.

Выпускался с 1947 по 1958 год, претерпев за это время ряд модернизаций. Всего советской промышленностью было выпущено более 17 тыс. Т-54. Машина производилась по лицензии в Польше, Чехословакии, Китае, экспортировалась в более чем тридцать стран мира.

В 1952 г. возник проект создания в Харькове нового среднего танка с двигателем принципиально новой конструкции мощностью 580 л.с. Предполагалось примерно на 10% повысить огневую мощь, защиту и маневренность по сравнению с Т-54.[1] Уралвагонзавод также заинтересовался этой идеей и решил модернизировать Т-54. Танк со стабилизированной пушкой, оборудованием для подводного вождения и приборами ночного видения под обозначением Т-54А выпускался с 1954 г. Улучшенный вариант с двухплоскостной стабилизацией - Т-54Б – выпускался с 1957 г. Эта модификация была оснащена оборудованием для подводного вождения танков, позволявшим преодолевать водные преграды глубиной до 5 метров по дну. На базе Т-54 было также создано множество специальных боевых машин: огнеметный танк, самоходная артиллерийская установка, тягач, ЗСУ и др.

Т-55 создан на базе Т-54Б и отличался от него увеличенным боекомплектом пушки, дизельным двигателем В-55 мощностью 580 л.с., увеличенной емкостью топливной системы, введением противоатомной защиты, установкой усовершенствованных ночных приборов, термической дымовой аппаратурой и др. Масса 36 т. Экипаж 4 человека.

Вооружение включало 100-мм пушку Д-10Т2С с боекомплектом 43 выстрела, два 7,62-мм пулемета СГМТ с общим боекомплектом 3500 патронов.

Танк был оснащен прицелом ТШ-2А(Б), ночным прицелом ТПН-1-22-11, стабилизатором вооружения "Циклон", гирополукомпасом ГПК-48, радиостанцией Р-113.

Серийное производство продолжалось с июня 1958 года по июль 1962 года. Во время серийного производства и эксплуатации в войсках танк непрерывно совершенствовался. На нем был установлен новый прицел ТШ-2Б-32П, с 1960 года установлен новый гирополукомпас ГПК-59. В 1959 году на часть танков были установлены катковые минные тралы ПТ-55. Часть танков получила бульдозерное оборудование БТУ или БТУ-55, плавсредства ПСТ-63. С 1970 года на танк устанавливался зенитный 12,7-мм пулемет ДШК-М или КПВТ, а с 1974 года лазерный дальномер КТД-1 или КТД-2.

В 1962 году принят на вооружение танк Т-55А с усиленной противоатомной защитой, увеличенным боекомплектом и емкостью баков, двумя 7,62-мм пулеметами ПКТ с боекомплектом 2750 патронов и прицелом ТШ-32ПВ. Серийно выпускался в 1963-1977 годах. В 1970 году на нем был установлен зенитный 12,7-мм пулемет ДШК-М, с 1975 года устанавливается лазерный дальномер. Командирский вариант получил обозначение Т-55АК.

Учитывая опыт применения советскими войсками танков во время войны в Афганистане, в 1983 г. на базе Т-55 были созданы Т-55М и Т-55АМ. Основное внимание уделялось усилению огневой мощи и защищенности при сохранении прежнего уровня подвижности. С этой целью был установлен комплекс управляемого вооружения 9К116 "Бастион", включающий выстрел ЗУБК10-1 с управляемой ракетой 9М117 и аппаратуру управления. Для повышения эффективности стрельбы из основного оружия танка обычными боеприпасами на нем была установлена автоматизированная система управления огнем "Волна" (лазерный дальномер, баллистический вычислитель, прицел ТШСМ-32ПВ, стабилизатор вооружения "Циклон"М1, баллистический вычислитель БВ-55), теплозащитный кожух пушки.

Появилось дополнительное бронирование лобового листа корпуса и башни - коробчатая конструкция из броневых листов толщиной 30 мм, внутри которой с зазором 30 мм размещены 5-мм стальные пластины. Полость между ними заполнена пенополиуретаном. Борта корпуса танка были закрыты противокумулятивными резинотканевыми экранами по всей его длине. Противоминная защита механика-водителя повышена за счет дополнительного бронирования днища путем приварки к нему снаружи каркаса из броневых листов толщиной 20 мм.

В связи с тем, что боевая масса танка Т-55АМ возросла по сравнению с массой Т-55, для сохранения показателей подвижности на нем был установлен двигатель В-55У с увеличенной до 620 л.с. мощностью. Для улучшения плавности хода был увеличен динамический ход опорных катков за счет применения торсионных валов, изготовленных по новой технологии. На некоторые модернизированные машины семейства Т-55 устанавлись двигатель В-46-5М мощностью 780 л.с.

На базе Т-55М серийно производился первый в мире танк с активной защитой Т-55АД. Комплекс активной защиты ЮЗОМ "Дрозд" включал в себя две радиолокационные станции миллиметрового диапазона, аппаратуру управления и четыре блока с двумя 107-мм защитными снарядами в каждом.

С принятием на вооружение навесной динамической защиты, в 1988 г. она стала использоваться и на модернизированных танках Т-55МВ и Т-55АМВ.

Т-62

Создавался как дальнейшее развитие танка Т-55. Серийно производился в 1961-1972 годах. Новая литая башня с гладкоствольной 115-мм пушкой 2А20 (У-5ТС). Масса 37,5 т. Экипаж 4 человека.

Оснащался дизелем В-55В мощностью 580 л.с., прицелом ГШ-2Б-41 (ТШС-41У), ночным прицелом ТПН-1-41-11, стабилизатором вооружения "Метеор", гирополукомпасом ГПК-59, радиостанцией Р-113 (Р-123).

В 1983 году на вооружение принят Т-62М с дополнительной броневой защитой башни, корпуса и днища, резинотканевыми бортовыми противокумулятивными экранами и антинейтронным подбоем на башне. Оснащался гусеницами от танка Т-72, баллистическим вычислителем БВ-62, комплексом управляемого вооружения 9К116-1 "Шексна" и системой постановки дымовых завес 902Б.

Двигатель В-46-5М мощностью 690 л.с.

Модернизированный вариант танка Т-62Д с дополнительным бронированием, бортовыми резиновыми экранами, комплексом активной защиты"Дрозд", двигателем В-46-5М принят на вооружение также в 1983 г.

Т-64

Обострившаяся в начале 60-х гг. конкурентная борьба между КБ Нижнетагильского вагоностроительного завода и Харьковского завода тяжелого машиностроения привела к тому, что в войска с небольшим интервалом поступили танки Т-64 и Т-72. Харьковчане, не имея задела отработанных узлов и механизмов, решили значительно опередить по ТТХ серийные танки. Конструкторы Уралвагонзавода двигались постепенно, модернизируя, улучшая.

Харьковский Т-64 принят на вооружение в 1967 году. Это первый в мире танк с автоматом заряжания гладкоствольной пушки, стабилизированной в двух плоскостях. Оснащался двухтактным пятицилиндровым турбопоршневым дизелем 5ТДФ мощностью 700 л.с. Даже спустя 10 лет после начала серийного производства это был самый ненадежный танковый дизель в мире.

Танк имел заброневой объем менее 11 м3, что достигалось плотной компоновкой и применением трансмиссии в виде двух малогабаритных бортовых коробок передач. Масса 38,5 т. Экипаж 3 человека.

Корпус сварной, башня литая, с приваренной крышей и донным листом. Верхняя лобовая деталь корпуса и передняя часть башни комбинированные, многослойные, что обеспечивало высокую стойкость к воздействию кинетических и кумулятивных снарядов. 115-мм гладкоствольная пушка 2А21 (Д-68) с боекомплектом 40 выстрелов (30 выстрелов в автомате заряжания). Танк оснащен прицелом-дальномером ТПД-43Б, ночным прицелом ТПН-1-432, стабилизатором вооружения 2318, навигационной аппаратурой ГПК-59, радиостанцией Р-123. Оборудование для подводного вождения танка ОПВТ-5 обеспечивает преодоление водных преград по дну без ограничения их ширины.

В 1969 году начался выпуск модернизированного танка Т-64А. 125-мм гладкоствольная пушка 2А26 (Д-81Т) с новым автоматом заряжания (впоследствии заменена на 125-мм пушку 2А46-1 с теплозащитным кожухом), система пуска дымовых гранат, резиновые бортовые экраны. 12,7-мм зенитный пулемет 6П17 НСВТ с дистанционным управлением. Башня с повышенным уровнем защиты с корундовым наполнителем, новая СУО, автоматическая система коллективной защиты от оружия массового поражения, оборудование для самоокапывания, крепление для монтажа минного трала КМТ-6.

Т-64АМ, принятый на вооружение в 1983 г. оснащался двигателем 6ТД мощностью 1000 л.с., литой башней с керамическим наполнителем.

В 1976 году на вооружение принят Т-64Б с пушкой 2А46-2, комплексом управляемого вооружения 9К112-1 "Кобра" с танковой управляемой ракетой 9М112, СУО 1АЗЗ, прицелом-дальномером 1Г42.

В 1985 году на вооружение принят Т-64БВ с навесной динамической защитой, модернизированной 125-мм пушкой-пусковой установкой 2А46М-1.

Т-72

Принят на вооружение в 1973 г. Был разработан новый автомат заряжания с укладкой выстрелов под вращающимся полом. Установили пушку от харьковского Т-64М. Дизель В-46 мощностью 780 л.с. Позже мощность была поднята до 840 л.с.[2]

Т-72 – самый массовый танк после второй мировой войны. Всего выпущено около 30 тыс. машин различных модификаций. В настоящее время Т-72 составляют основу танкового парка нашей армии (6000 машин). Отличался дешевизной, относительной простотой в эксплуатации, приемлемой по тем временам надежностью.[3] Неплохое оружие – 125-мм гладкоствольная 2А26М2 (с боекомплектом 39 выстрелов, механизмом заряжания) с прицельной дальностью стрельбы подкалиберными и кумулятивными снарядами 4000 м. Зенитный 12,7-мм пулемет НСВТ с боекомплектом 300 патронов, спаренный 7,62-мм пулемет ПКТ с боекомплектом 2000 патронов. Лазерный прицел-дальномером ТПД-2-49, ночной прицел ТНП-1-49-23, стабилизатор вооружения 2Э28М, навигационное оборудование ГПК-159, радиостанция Р-123М.

Масса танка - 40-44 т в зависимости от модификации.

Механик-водитель находится в отделении управления по оси танка (заброневой объем 2 м3). В боевом отделении объемом всего 5,9 м3 расположены командир и наводчик. Моторно-трансмиссионное отделение имеет объем 3,1 м3.

При очень малом обитаемом объеме танк отличается крайне низким уровнем обитаемости и эргономичности. Не обеспечиваются нормативные требования по уровням вибрации, ударных перегрузок, акустических шумов, загазованности при интенсивной стрельбе и другим факторам.[4] Это типичный советский подход.

Корпус сварной из катанных броневых листов. Верхняя лобовая деталь из трехслойной комбинированной брони (сталь-стеклотекстолит-сталь). Башня литая монолитная. Борта корпуса защищены противокумулятивными экранами.

В 1979 г. на вооружение принят модернизированный Т-72А с пушкой 2А46, комбинированной броневой защитой башни с наполнителем из песчаных стержней, лазерным прицелом-дальномером ТПД-К1, ночным прицелом наводчика ТПН-3-49 с осветителем Л-4, сплошными бортовыми противокумулятивными экранами, ночным прибором механика-водителя ТВНЕ-4Б, двигателем В-46-6. В 1985 г. на вооружение принят Т-72АВ с навесной динамической защитой.

На базе Т-72А выпускались экспортные варианты Т-72М, а затем и Т-72М1 с дополнительным усилением защиты лобовой защиты корпуса и комбинированной броней башни.

С 1985 г. производился Т-72Б с комплексом управляемого вооружения 9К120 "Свирь", пушкой-пусковой установкой 2А46М, дизелем В-84-1 мощностью 840 л.с., навесной динамической защитой, оборудованием для самоокапывания. С 1988 г. на Т-72Б встроенная динамическая защита.

Как утверждается, дизель В-46 практически непригоден для ремонта в полевых условиях. Норматив на замену двигателя – 90 часов. У танка «Леопард» на замену двигателя уходит 20 мин. Большие габариты системы охлаждения. Трудность холодного запуска, склонность к остановке при пониженных оборотах.

За рубежом после войны были разработаны специальные танковые дизели. В США AVDS (Теледайн континентал), в ФРГ М837 (Даймлер-Бенц, МТВ), в Англии L60Mk7A (Лейланд), во Франции HS110 (Испано Сьюиза).[5] При проектировании выдвигались требования топливной экономичности, надежности, ресурса работы, пусковых качеств, простоты обслуживания и легкости ремонта.[6]

На британском танке (начало выпуска 1983 г.) «Челенджер» Мк2 установлен многотопливный четырехтактный двенадцатицилиндровый дизель жидкостного охлаждения 12V1200А «Кондор» фирмы «Перкинс» мощностью 1200 л.с., скомпонованный с трансмиссией и обслуживающими системами в единый силовой блок массой 5490 кг.[7] Точно также в единый блок с трансмиссией объединен 720-сильный дизель L60Mk7A фирмы «Лейланд-Моторс» на его предшественнике танке «Чифтен»Мк5 (выпуск первых модификаций танка с 1965 г.) Замена блока производится за 30 минут.

Опыт эксплуатации Т-72 в условиях боевых действий на Северном Кавказе показал, что у него недостаточно надежная броневая и динамическая защита. Слабая сопротивляемость инженерным боеприпасам. [8] (Т-80 оказался еще более уязвимым, чем Т-72. Если в моторно-трансмиссионное отделение или механизм заряжания попадала кумулятивная граната, то танк сгорал или взрывался). Специалисты настаивают на оснащении танков антикумулятивными экранами, внутренним антиосколочным подбоем. Отсек для боеприпасов необходимо изолировать от экипажа, снабдить вышибными люками. Переоборудовать топливные баки, отделить от обитаемого отсека бронеплитами.

Т-80У

Основной боевой танк Т-80 принят на вооружение в 1976 году. Лобовые части корпуса и башни выполнены из комбинированной брони, борта прикрыты противокумулятивными экранами из армированной резины с броневыми плитами. Ходовая часть шестиопорная с мелкозвенчатой гусеницей с резинометаллическими шарнирами. Подвеска торсионная, на 1, 2 и 6 узлах подвески установлены гидроамортизаторы.

Стабилизированная в двух плоскостях гладкоствольная 125-мм пушку 2А46-1 с автоматом заряжания, спаренный 7,62-мм пулемет ПКТ и зенитный 12,7-мм пулемет НСВТ. Оптический стабилизированный прицел-дальномер ТПД-2-49, ночной прицел ТПН-1-49-23. Газотурбинный двигателя ГТД-1000Т мощностью 1000 л.с. Масса 46 т. Экипаж 3 человека.

В свое время директор ;Уралвагонзавода; И.Окунев, проводя первые ходовые испытания ;объекта 167Т; с авиационным ГТД, пришел к выводу о неперспективности ГТД для танка. Но нашлись энтузиасты этой энергетической установки. Преимущества ГТД перед дизелем разработчики полагают следующими:

·                Плавное, без рывков, изменение тяговых характеристик позволяет двигаться практически без переключения передач. Это повышает проходимость, облегчает управление при сложном маневрировании.

·                Легкость пуска от +40 до -40;С. Оперативная готовность Т-80У – 3 мин. Т-72 – 30 мин.

·                Незаглохаемость двигателя при резком увеличении нагрузки.

·                Малые объем и масса двигателя (1050 кг при 1250 л.с.).

·                Отсутствие жидкостной системы охлаждения, и потерь на нее.

·                Более высокий ресурс двигателя (в 2-3 раза) вследствие уравновешенности и малого количества трущихся поверхностей.

·                Снижение уровня шума и заметности выхлопных газов, улучшение шумо- и тепломаскировки.

·                Лучшая ремонтопригодность двигателя (на Т-80У выемка моноблока и установка не его место другого занимает 4 часа).

·                Более простая система обогрева экипажа (горячий воздух от компрессора не токсичен, содержит минимальное количество копоти. Для дизеля необходим дополнительный теплообменник с вентилятором).

·                Более простая система кондиционирования воздуха, использующая сжатый воздух от двигателя и не требующая специальный холодильный агрегат.

·                Многотопливность (дизтопливо, бензин, керосин).

В процессе отработки ГТД серьезную проблему представляла воздухоочистка.[9]

Решали ее разработчики, снижая концентрацию пыли перед воздухозаборными жалюзи танка, создавая высокоэффективный воздухоочиститель с минимальным аэродинамическим сопротивлением и постоянным удалением отсепарированной пыли, предохраняя двигателя от незадержанной пыли. Были установлены аэродинамических экранов по бортам танка и устроена газодинамическая завеса на корме за счет перераспределения выхлопных газов. Это позволило втрое уменьшить концентрацию пыли перед воздухозабором. Чистку организовали прямоточными циклонами с инерционной конусной решеткой с эффективностью 98% и выше. Отложения пыли с лопаток соплового агрегата двигателя удаляются путем пневмовиброочистки.

ГТД-1000Т устанавливается в МТО объемом 2,8 м3 (дизель В-46 устанавливался в МТО танка Т-72 объемом 3,1 м3). Габаритная мощность Т-80У с ГТД – 328 кВт/м3, Т-72 с В-46 - 199 кВт/м3, М-1 Абрамс с ГТД - 190 кВт/м3, Леопард-2 с дизелем – 162 кВт/м3. К недостаткам ГТД относят повышенный расход топлива, высокие требования к очистке воздуха. [10]

В 1978 году на вооружение принят Т-80Б с комплексом управляемого вооружения 9К112-1 "Кобра", модернизированной 125-мм пушкой-пусковой установкой 2А46М-1 с термозащитным кожухом и встроенным устройством выверки прицела наводчика, ГТД-1000ТФ мощностью 1100 л.с., прицелом-дальномером 1Г42, СУО 1АЗЗ, ночным прицелом ТПН-3-49.

В 1985 году на вооружение принят Т-80БВ с навесной динамической защитой.

В том же году на вооружение принят Т-80У, оснащенный ГТД-1250 мощностью 1250 л.с., встроенной динамической защитой, комплексом управляемого вооружения 9К119 "Рефлекс", прицелом 1Г46, комбинированным активно-пассивным прицелом ТКН-4С, командирским прицельно-наблюдательным дневным-ночным комплексом ПНК-4С, автономным энергоагрегатом ГТА-18.

По ТТХ максимальные скорости танка Т-90С (модернизация Т-72 с дизелем В-92С2 мощностью 1000 л.с.) и Т-80У (газотурбинный) 60 и 70 км/час соответственно. Фактическая максимальная скорость Т-80У, показанная на тендерных испытаниях в Греции в 1998 г. – 80 км/час.[11]

Т-80УД

С 1979 г. на машины семейства Т-64 в Харькове стали устанавливать двухтактные дизели 6ТД мощностью 1000 л.с. И вскоре модернизированный танк стал обозначаться Т-80УД. А дизель 6ТД-2 мощностью 1200 л.с. устанавливается на харьковский Т-84.

Литровая мощность двухтактного дизеля значительно выше, чем у четырехтактного. Однако возрастает тепловая напряженность деталей цилиндро-поршневой группы. Меньше полнота сгорания, хуже условия смесеобразования. Много воздуха требуется на продувку цилиндров. Соответственно, выше требования к системе воздухоочистки. Статистика свидетельствует, что ресурс украинских дизелей ниже российских почти на 40%. Выше расход топлива и масла. Хуже эксплуатация при низких температурах.

Т-90

Т-90 создан на базе Т-72Б. Подвеска состоит из шести больших, покрытых резиной колес, ведущих звезд и поддерживающих гусеницу роликов. Первое, второе и шестое колеса снабжены амортизаторами. Сбоку гусеницы прикрыты юбкой, передняя часть которой бронирована, в то время как задние панели незащищены и покрыты резиной.

На корпус танка устанавливаются блоки навесной брони. Сиденье водителя находится в лобовой части корпуса танка. Над ним располагается смотровой люк и широкоугольная оптическая система. Носовая часть танка оборудована остроугольным отвалом, снабженным креплением для минного трала КМТ-б. Низкая плоская башня со смещенной вправо командирской рубкой. Лобовая часть башни укреплена активной плиточной броней второго поколения. Навесные блоки брони могут быть установлены и на крыше башни, создавая дополнительную защиту от поражения с воздуха. Справа и слева от башни имеются баки со смесью для создания дымовой завесы. Ствол 125-мм пушки защищен от перегрева мобильным четырехсекционным радиатором. На Т-90 установлено 2 ИК прожектора, являющихся частью системы оптико-электронного подавления "Штора". Масса 48 т. Экипаж 3 человека.

Унификация

В настоящее время на вооружении находятся два основных танка (Т-72, Т-80) с конструктивно разными шасси. К ним можно добавить оставшуюся часть харьковских машин (еще одно шасси) Т-64 (Т-80УД) и небольшое количество модернизированных Т-90 и Т-80У.[12] Кроме того, три боевых машины пехоты на двух конструктивно разных шасси (БМП-1,2,3), три боевые машины десанта на двух конструктивно разных шасси (БМД-1,2,3), три колесных бронетранспортера с конструктивно разными шасси (БТР-60,70,80) и т.д. Как видим, все та же российская беда – разунификация, диктуемая очень развитым в нашей стране промышленным лоббизмом. Продолжая тему разунификации, можно напомнить, что в 80 гг. на бронетехнике применялось 19 типоразмеров коробок передач, 19 типоразмеров бортовых передач, 22 опорных катка, 14 поддерживающих катков, 21 вид траков различного конструктивного исполнения.

Это порождает огромные сложности в обеспечении войск горюче-смазочными материалами, запасными частями, инструментом, оборудованием и средствами обслуживания.. [13]

Два завода пытались создать унифицированные образцы двигателей для танков. В Барнауле разрабатывалось семейство четырехтактных унифицированных танковых дизелей УТД, в Челябинске – семейство четырехтактных дизелей 2В. Ни один из семейства на вооружение так и не был принят, исключая малые серии.

Еще в 1970 г. появилось Постановление ЦК КПСС и СМ СССР ;О проведении опытно-конструкторских работ по созданию унифицированных многотопливных поршневых двигателей для перспективных танков и БМП;.[14] Основным исполнителем назначили головное специализированное КБ по дизелям Челябинского тракторного завода. ЧТЗ предложил к разработке семейство многоцелевых дизелей, оппозитных и Х-образных (или 2V). Базовым стал 16-цилиндровый. Все дизели отнесли к семейству 2В.

Внутри семейства уровень унификации достигал 70%, двигатели отличались компактностью. Объем базового двигателя составлял 1,06 м3, 12-цилиндрового – 0,86 м3. Для сравнения - у В-84 объем – 1,2 м3. Двигатели отличались полной динамической уравновешенностью, жесткой силовой схемой блок-картера, умеренным уровнем силовой и тепловой напряженности. Предусматривался турбонаддув, охлаждение наддувочного воздуха, подогрев впускного воздуха при холодном запуске двигателя, многотопливность.

В 1976-1977 гг. были собраны первые три образца двигателя 2В-16-1 мощностью 1000-1065 л.с. Особенно удачным был первый образец, который отработал на стенде, а потом и в составе моторной установки танка Т-80Б 464 часа. Этот успех предопределил принятие решений Комиссии СМ СССР по военно-промышленным вопросам по разработке резервного варианта моторно-трансмиссионной установки с двигателем 2В-16-1 для танка Т-80 мощностью 1200 л.с.

В 1980 г. Межведомственная комиссия отметила, что МТУ-2 впервые в отечественном танкостроении была выполнена в виде единого силового блока, состоящего из двигателя, гидромеханической трасмиссии с электрогидравлическим управлением двигателем, переключением передач, поворотом и торможением; системы охлаждения двигателя и трансмиссии; системы очистки воздуха и других систем. Объем МТУ составлял 3,58 м3..

А между тем танк Т-80 в том же 1976 г. был принят на вооружение с ГТД. Производство этого двигателя освоил Калужский турбинный завод. Для разработчиков танка Т-80 двигатель 2В-16-1 потерял всякую привлекательность.

Варианты с разными двигателями для одного танка только распыляли средства. Харьковчане ориентировались на свой двигатель, в Омске шел танк с ГТД. В Нижнем Тагиле так и продолжалась массовая серия с двигателями семейства В-2. Это вопиющий, и в то же время совершенно обыденный для нас факт.

История дизеля 2В так и не закончилась благополучно. Хотя в 1987 г. на МВК была рассмотрена конструкторская документация и принято решение о серийном производстве.

М-60

Танк М47 (США) выпускался с 1950 г. Имел 90-мм пушку, боевую массу 46 т, бензиновый двигатель «Континентал» мощностью 800 л.с.

С 1952 г. выпускался танк М48. Отличался более совершенной формой башни с сильной дифференциацией углов наклона и толщин. На последних модификациях устанавливалась 105-мм пушка и дизельный двигатель мощностью 750 л.с. при боевой массе 49 т.

Танк М60 выпускался с 1959 г. в течение 20 лет. Модификации М60 (1960 г.), М60А1 (1962 г.), М60АЗ (1978 г.). Разработан  на базе танка М48. Отличался большими габаритами. Имел забронированный объем свыше 20 м3. Бронирование монолитное. Верхний лобовой лист корпуса толщиной 120 мм с углом наклона от вертикали 64;. Максимальная толщина брони башни 180 мм. Дизель AVDS-1790-2С воздушного охлаждения с турбонаддувом мощностью 750 л.с. Смонтирован в блоке с трансмиссией, системой охлаждения и масляной системой. Боевая масса танка 51 т.

Пушка нарезная, 105-мм. В боекомплект входили подкалиберные с отделяющимся поддоном, кумулятивные оперенные, бронебойно-фугасные с пластичным ВВ и дымовые снаряды, снаряженные белым фосфором, которые применяются для поражения объектов противника и маскировки.

В ходовой части - гусеницы с резино-металлическим шарниром с обрезиненной опорной поверхностью и беговой дорожкой, катки с наружной резиновой массивной шиной, система подрессоривания торсионная с гидравлическими амортизаторами. В конструкции танка для уменьшения его массы широко использованы алюминиевые сплавы (опорные и поддерживающие катки, направляющие колеса, топливные баки и снарядные боеукладки), вынос части оборудования из забронированного объема (воздухоочистители). Слабым местом танка считается его недостаточная подвижность, большие габариты.

M1А1 "Абрамс" (США)

М1 выпускается с 1980 г. Выполнен по классической схеме. Механик-водитель в отделении управления, командир, наводчик и заряжающий – в боевом отделении объемом 10,4 м3. Моторно-трансмиссионное отделение имеет объем 6,8 м3, при продольном расположении ГТД. Броневая защита лобовой части корпуса и башни многослойная, комбинированная. Двигатель газотурбинный AGT-1500 мощностью 1500 л.с. Силовой блок массой 3783 кг заменяется за 1 час.

На танке М1А2 установлена 120-мм пушка, которая способна поражать своими боеприпасами российские Т-80 и Т-90 при попадании в наиболее защищенные лобовые зоны. В то же время 125-мм боеприпасы отечественных танков не способны преодолевать лобовую защиту американских танков.[15]

"Меркава" Mk 3 (Израиль)

Начал поставляться в войска в 1977 г. Основное внимание уделялось защищенности экипажа из 4 человек. Впереди расположено моторно-трансмиссионное отделение, защищенное двумя разнесенными бронеплитами. Промежуток заполнен специальным наполнителем и топливом. Такая же броня на башне и с бортов корпуса. Много других приемов повышения выживаемости экипажа и танка.

Сравнение

В мире господствует классическая компоновочная схема с экипажем из 4 человек – командир, наводчик, заряжающий и водитель. Это танки М1;Абрамс;(США), Леопард-2 (ФРГ), ;Челленджер;, ;Чифтен;(Англия), ;Меркава; (Израиль). Наличие трех человек в экипаже российских танков некоторыми экспертами считается недостатком, поскольку командиру приходится отвлекаться от выполнения функции управления танком в бою.[16]

Бывший начальник Главного автобронетанкового управления МО РФ генерал-полковник С.Маев утверждал не так давно, что танки Т-80У и Т-90С по своим боевым качествам не только не уступают, но по некоторым параметрам превосходят иностранные аналоги. Имеют низкий силуэт, меньшую массу, наличие управляемого вооружения, простоту в освоении и надежность в эксплуатации.[17]

Оппоненты этой точки зрения полагают, что российская концепция танкостроения рассчитана на подвижность и огневую мощь, однако в значительной степени пренебрегает защищенностью единичной машины. Если броня пробивается в районе боевого отделения, танк и его экипаж погибают.

Не ставится задача дозаправки танка на поле боя и его ремонта. Невысок ресурс работы двигателя. Мало внимания уделялось надежности, техническому обслуживанию, эргономике.[18] В ТТТ на разработку танков отсутствовал комплексный показатель надежности всей машины и отдельных ее узлов и агрегатов. Проблема усугубляется тем, что как экипаж, так и обслуживающие специалисты – по большей части солдаты срочной службы.

Более того, военные конфликты последнего десятилетия вызвали критику в адрес отечественных танков (двигатель, бронезащита, оружие). При этом американские танки были признаны удовлетворяющими всем требованиям.[19] Лидером в обеспечении живучести танка на поле боя является Израиль.[20]

Из конфликтов после второй мировой войны с точки зрения применения танков следует остановиться на арабо-израильских войнах 1956-1982 гг.[21] Уже в 1956 г. массовое применение получили ПТУРС и противотанковые средства ближнего боя. В 1973 г. ПТУРС были выведены из строя свыше половины всех потерянных танков.

В 1982 г. израильская армия с большим эффектом применила при вторжении в Ливан на своих танках динамическую защиту.[22] В 1983 г. на советских танках появляется навесная противокумулятивная ДЗ. С целым рядом очевидных недостатков, на которые не стали обращать внимание в силу столь характерной для нас спешки и недобросовестности на фоне небеспристрастности - нерациональная конструкция, неудовлетворительные характеристики ВВ. В 1985 г. появляется встроенная ДЗ для обороны от подкалиберных боеприпасов. Затем появились ПТУР с тандемной боевой частью для преодоления ДЗ.

Табл.5

Бронестойкость лобовых фрагментов защиты танков США и бронепробиваемость российских БПС

Тип танка
 Бронестойкость, мм
 Тип БПС
 Бронепробиваемость, мм
 
М60А1 (1978)
 250
 3БМ22(1976)
 340
 
М1 (1980)
 500
 3БМ29(1982)
 420
 
М1А1 (1985)
 600
 3БМ26(1983)
 400
 
М1А2 (1994)
 700
 3БМ32(1985)

3БМ42
 500

440
 

 

Как выяснилось, навесная ДЗ могла противостоять только устаревшим образцам кумулятивных зарубежных боеприпасов. Снаряды с тандемной БЧ наверняка поражают наши танки с такой защитой (вероятность преодоления – 0,9). Встроенная ДЗ танков Т-72, Т-90 не может противостоять воздействию подкалиберных снарядов американского образца. Точно также обстоит дело с защитой верхних поверхностей башни от поражающих элементов с ударным ядром.

Расчеты вероятности поражения танков российскими БПС по критерию способности вести огонь из оружия или подвижности свидетельствует, что необходимо от 5 до 10 попаданий в лобовую броню танка М1А2 для его уничтожения. Совершенствование БПС требует серьезных проработок в области материаловедения. Применение тяжелых металлов. Композитов. Еще одно направление – увеличение калибра пушки до 140 мм. Тогда бронепробиваемость может вырасти вдвое.[23].

Бронепробиваемость БПС 3БМ32 составляет 250 мм при угле встречи 60;. Это достигнуто применением обедненного урана. Американский 120-мм БПС имеет бронепробиваемость 350 мм на дальности 2 км. Если учесть, что у нашего снаряда бронепробиваемость по нормали составляет всего 400 мм, а противоснарядная стойкость лобовых зон защиты танка М1А2 составляет 700 мм, то танкам придется при необходимости стрелять только по борту. Соответственно та же ситуация с бронебойным кумулятивным снарядом (3БК18М имеет бронепробиваемость по нормали 500 мм, противокумулятивная стойкость лобовых зон М1А2 даже при отсутствии динамической защиты - 850 мм). Не лучше работают и боевые части запускаемых через ствол ПТУР 9М119.

Эффективность БПС определяется точностью попадания, способностью преодолевать встроенную динамическую защиту, бронепробивным действием при встрече с многослойной преградой, заброневым действием. Повышение точности стрельбы и заброневое действие может быть достигнуто усовершенствованием баллистических характеристик БПС, сведением к минимуму пространственной кривизны ствола, совершенствованием конструкции снаряда (в частности, системы ведения БПС по каналу ствола), повышением бронепробиваемости за счет увеличения калибра орудия до 135-140 мм, применением сплавов урана, устройств для преодоления ВДЗ, демпферов для разгрузки БПС на начальной стадии взаимодействия.[24]

Особое значение имеет тщательная организация испытаний при принятии на вооружение новых образцов боеприпасов с организацией мишенной обстановки, имитирующей реальные условия боевого применения.

Звучат голоса о том, что танки нового поколения должны перестать быть средство прорыва обороны и быстрого развития успеха. Предлагается сосредоточиться на боевой безбашенной машине, вооруженной только ракетным управляемым оружием для борьбы с танками, вертолетами вне пределов прямой видимости. С вертикальным пуском ракет. И дополнительным тумбовым малокалиберным пушечным оружием для поражения воздушных целей, прежде всего вертолетов. Эти боевые машины в комплексе с разведывательными системами якобы смогут наносить большой урон нападающему противнику. Неясно, правда, как быть при необходимости собственного наступления.

Поражение танка ПТУР определяется бронестойкостью различных зон танков, наличием или отсутствием ДЗ, бронепробиваемостью БЧ, углами подхода к броне, вероятностью попадания, помехоустойчивостью системы управления. Нет необходимости в стрельбе ПТУР в лоб танка. Что касается принципа ;выстрелил-забыл;, то здесь есть проблемы, поскольку для ПТУР практически невозможно отвесное пикирование на танк, а поражение на пролете требует высокой точности попадания в уязвимые узлы. [25]

Некоторые полагают, что на вооружении должны быть два типа танков – для полномасштабных войн и для региональных конфликтов.[26] Отмечается, что высокая стоимость управляемых ракет (до $30 тыс.), трудность поражения целей вне зоны видимости, слабое противодействие системам ДЗ, наличие существенной ;мертвой зоны; снижают ценность ПТУР для танкового вооружения. Более предпочтительны все-таки БПС. При этом неизбежно будет расти калибр пушек – до 140-152 мм. А вот опасность со стороны пехоты и вертолетов требует осколочно-пучковых боеприпасов.

Перспективные проекты автоматизированных танков с универсальными ракетами для поражения вертолетов, бронемашин и огневых точек, с современной системой управления и наведения, а также аппаратурой тепловизионного и радиолокационного наблюдения, одноразовыми или многоразовыми беспилотными средствами наблюдения будет сложно реализовать в габаритах бронемашины массой 40-45 т. Возможен вариант двухместного автоматизированного танка. Сложные системы такого танка требуют не менее 10 специализированных диагностических комплексов. В танковой роте придется при 10 боевых танках иметь 20 человек экипажа, 20 человек специалистов-диагностов, регулировщиков. А также 4 специализированные машины на танковом шасси. Получается слишком дорого, но не намного эффективнее.

Основные отличия наших танков от западных заключаются в значительно меньшей массе, наличии автомата заряжания и трехчленном экипаже. Исключение составляет французский «Леклерк», также имеющий трехчленный экипаж и автомат заряжания. Менее известное отличие заключается в устройстве танкового выстрела. Все западные танки, в том числе и «Леклерк», имеют унитарный выстрел, в наших танках применяется раздельно-гильзовое заряжание (сначала снаряд, затем частично сгорающая гильза с пороховым зарядом).[27]

Использование раздельного заряжания в свое время рассматривалось как удачное техническое решение, позволяющее сократить длину выстрела и, как следствие, использовать принципиально новую карусельную схему автомата заряжания с расположением его на полу танка. Предполагалось, что спрятанный в глубине танка боекомплект будет надежно защищен от воздействия огня противника.

Эти надежды не оправдались. В региональных конфликтах противник, хорошо зная конструкцию танка, обстреливал из ручных гранатометов борт танка в районе расположения карусельного автомата по возможности в пространство между катками. Проникающая через относительно тонкую бортовую броню кумулятивная струя легко воспламеняла сгорающие гильзы, что приводило к катастрофическому поражению танка. Эта же опасность угрожала и со стороны противоднищевых мин. При двухтактной схеме заряжания удлинялось время заряжания. Загрузка боекомплекта в кольцевой транспортер на полу машины через верхние люки башни и стесненное пространство боевого отделения представляла длительную и трудоемкую операцию.

Современная тенденция развития бронебойных оперенных подкалиберных снарядов (БОПС) состоит в непрерывном увеличении их длины. Уже разработаны снаряды с относительным удлинением бронебойных стержней 30 и 35. В перспективе их длина может доходить до 800 мм, а возможно, и до 900 мм. Такой снаряд ни при каких условиях не разместится в кольцевом транспорте. Аналогичная картина имеет место для кумулятивных тандемных снарядов.

В танке «Абрамс» М1А1 США заряжание ручное. Наиболее тяжелый выстрел М830А1 с кумулятивно-осколочным снарядом имеет массу 22,3 кг, длину 982 мм. Укладка выстрелов (34 шт.) отделена от боевого отделения подвижной бронеперегородкой. В случае воспламенения пороховых зарядов в укладке при попадании пуль, осколков или кумулятивных струй давление продуктов сгорания вызывает сброс двух вышибных панелей крыши башни и выброс горящего боекомплекта наружу.

Значительным преимуществом расположения укладки в кормовой части башни является возможность быстрого переснаряжания – укладки с помощью транспортно-заряжающей машины..[28]

Предлагается бронебойные подкалиберные снаряды (БПС) оснастить импульсными ускорителями, танковые ПТУР из боекомплекта изъять, осколочные снаряды оснастить более мощным ВВ и с большим количеством поражающих элементов; усовершенствовать кумулятивные боеприпасы. [29]

 

 




[1] Карцев Л.Н. Указ.соч. с.54, 76.

[2] Соловьев В. Братья становятся конкурентами // НВО, 2000, №1

[3] Камалов Н. Бронетанковый кулак слабеет // Военно-промышленный курьер, №11, 2003

[4] Фаличев О. Армия ХХI века/ Интервью с главнокомандующим сухопутными войсками РФ Н. Кормильцевым // Военно-промышленный курьер, № 9, 2003

[5] Подгаецкий В. Тенденции развития дизельных двигателей для бронетанковой техники //Зарубежное военное обозрение, 1997,№12

[6] Овсянников Б. Будущее за ГТД // НВО, 2002, №11

[7] Основные боевые танки / Курков Б.А., Мураховский В.И., Сафонов Б.С. и др. /Под ред. Сафонова Б.С. и Мураховского В.И. – М.: Арсенал-Пресс, 1993.-с.37

[8] Бабакин А. Танки и БМП горели в горах Дагестана // НВО, 2004, №9

[9] Ефремов А., Козишкурт В. Без шума и пыли // НВО, 2003, №32

[10] Овсяников Б. Будущее за – ГТД // НВО, №11, 2002

[11] Морозов В., Цырульников В, Изотов Д. Что лучше дизеля? // НВО, 2001,№27

[12] Ефремов А. Сколько заводов, столько и танков // НВО, №4, 2002.

[13] Михаил Михайлович Растопшин. Компьютер с броней не срастается /НГ-НВО, 13.02.2008.

[14] Ефремов А. Двигатель сдали в архив // НВО, 2001, №43

[15] Растопшин М. Почему из 20000 российских танков 16000 не соответствуют современным требованиям? // НВО, 2003, №8

[16] Растопшин М. Обещанного танка придется ждать 7 лет. // НВО, 2003, №7

[17] Тимофеев М. Танки в ХХ1 веке / интервью с начальником АБТУ МО РФ С. Маевым // НВО, 2001, №13

[18] Растопшин М. Танковый кризис // НВО, 2003, №8

[19] Сиденко В. Каким быть танку? // НВО, 2003, №14

[20] Шмулевич А. Синтез технологий, идей, доктрин //НВО, 2001, №34

[21] Основные боевые танки / Курков Б.А., Мураховский В.И., Сафонов Б.С. и др. /Под ред. Сафонова Б.С. и Мураховского В.И. – М.: Арсенал-Пресс, 1993.-с.14

[22] Растопшин М. В хвосте оружейного прогресса. // НВО, 2002, №24

[23] Растопшин М. Броня выигрывает соревнование // НВО, 2000, №36

[24] Растопшин М. Уран не нужен // НВО, 2001, №8

[25] Гущин Н. Танки НАТО есть чем встречать // НВО, 1999, №44

[26] Одинцов В. Не спешите списывать …// НВО, 2003, №26

[27] Владимир Одинцов. Пора вернуться к унитарному танковому патрону. / НГ-НВО, 02.06.2007 г.

[28] Юрий Сологуб.Танк – не телега с порохом/ НГ-НВО, 21.09.2007 г.

[29] Юрий Сологуб.  Что нужно и что не нужно танкистам/ НГ-НВО, 22.02.2008