Легкие танки периода войны

Владимир Спасибо
3.Бронетанковая техника

3.1. Танки, принятые на вооружение перед войной

3.1.1.Легкие танки.

Т-26

В танковых войсках Красной Армии танк Т-26 был самым массовым танком в предвоенный период, предназначенным для непосредственной поддержки пехоты.[1]

Первым танком этого класса был танк Т-18 (также известный под названием МС-1), сконструированный и выпускавшийся во второй половине 20-х годов. Позже появились танки Т-19и Т-20, которые должны были стать основными танками. Однако проблемы с доводкой этих машин – прежде всего из-за отсутствия подходящего двигателя - привели к тому, что вместо их выпуска была куплена лицензия на английский легкий танк "Виккерс E".

28 мая 1929 года советская миссия закупок вооружения подписала с фирмой Виккерс контракт на поставку 15 машин в двухбашенном варианте, первый танк должен был быть поставлен советской стороне 22 октября 1930 года, а последний - 4 июля 1931 года. Первые доставленные в СССР танки Виккерс - известные под обозначением В-26 - послужили основой для постройки модернизированного варианта танка, названного ТММ-1 (позже появился танк ТММ-2, несколько отличавшийся от ТММ-1).

На полигоне в Кубинке провели сравнительные испытания импортных танков с танками собственной конструкции Т-19 и Т-20, а также с "гибридными" танками ТММ. Лучше всего себя показал танк Т-20, однако он приводился в движение двигателем, не выпускавшимся серийно.

13 февраля 1931 года РВС СССР постановил принять на вооружение Красной Армии танк Vickers Е под обозначением Т-26 и рекомендовал начать серийный выпуск этой машины. Главным производителем танков должен был стать Сталинградский тракторный завод, ежегодно предполагалось выпускать по 13800 танков этого типа.

Однако к тому времени СТЗ еще не был введен в строй, поэтому заказ разместили на заводе "Большевик" в Ленинграде. Вскоре танковое отделение завода выделилось в самостоятельный завод №174 им. К.Е.Ворошилова.

Первые серийные Т-26 были двухбашенными и по конструкции практически не отличались от английских прототипов.

Главным проектировщиком и создателем большинства модификаций, ответственным за модернизацию танка, был инженер С. А. Гинзбург - главный конструктор и начальник КБ ОКМО (Завода №185) в Ленинграде.

Весной 1931 г. велась лишь подготовка к производству танков по временному техпроцессу, началось также изготовление первых двух эталонных танков. Несмотря на то, что завод имел сравнительно мощное КБ, над Т-26 первоначально работало всего 5 человек, которые занимались только переводом чертежей танка из дюймовых единиц в метрические. К 1 мая все рабочие чертежи танка Т-26 в основном были закончены, а 16 июня одобрен техпроцесс и завод начал изготовление приспособлений и инструментов для массового производства. .[2]

Первый вариант имел, как и британский прототип, две пулеметные башни. Бронирование было противопульное, недифференцированное (лоб, борт, корма - 15 мм). Экипаж - 3 человека. Таких машин было выпущено около 1600 ед.[3]

С самых первых дней работы над Т-26 КБ неоднократно предлагало внести в конструкцию танка изменения, направленные на упрощение технологии изготовления, но получало отказ. Так, до ноября 1931 г. не разрешали даже осваивать в производстве башни, по форме отличавшиеся от оригинала.

Поначалу были очень большие проблемы с качеством машин. Первые десять Т-26 были изготовлены по временной технологии из неброневой стали в соответствии с английскими чертежами с широким использованием специально закупленных импортных деталей и запасных частей. Но двигатели на них работать отказались. Следующие пятнадцать танков первой серии также не смогли двигаться своим ходом и приобретали подвижность только при перестановке в них мотора с эталонного «Виккерса». Лишь осенью танки отечественной сборки начали самостоятельно выходить из ворот завода и передвигаться по заводскому полигону. К концу года на заводе скопился задел в 120 готовых танков Т-26, однако попытки сдать их полностью успехом не увенчались.[4]

Проанализировав возможности завода «Большевик» и убедившись в неспособности СТЗ подключиться к производству новых танков, в феврале 1932 г. КО разрешил КБ «Большевика» вносить «любые изменения в конструкцию, и методику изготовления танков, не снижающие их боевых качеств и способствующие увеличению выпуска». Кроме того, для облегчения участи «Большевика» и Ижорского завода КО определил им соисполнителей по бронекорпусам дополнительно Кулебакский и Мариупольский заводы, по моторам предполагалось задействовать НАЗ (будущий ГАЗ) и АМО.

На 1931 г. заводу был установлен план 500 шт. Т-26, но уже в середине февраля план был скорректирован до 300 шт. со сдачей первого танка не позднее 1 мая. Но и это количество оказалось нереальным.

Осенью 1931 г. в производство принимается цилиндрическая пулеметная башня со смотровым окном. В январе-марте 1932 г. были выпущены 22 танка со сварными корпусами из незакаленной гомогенной брони. Однако массовое изготовление корпусов с применением сварки тогда не было освоено ввиду отсутствия оборудования, необходимых материалов и подготовленных кадров.[5]

К июлю 1932 г. были с трудом сданы дополнительно к принятым в конце 1931 г. еще 241 танк. По моторам входной контроль обнаруживал брак, достигавший 70–88%, а по корпусам 34–41%.

Осенью 1932 г. стало очевидно, что программа «десять тысяч» провалилась. К 19 марта 1933 г. на вооружение РККА было принято 1411 танков Т-26, 2146 танкеток Т-27 и 522 танка БТ. Причем качество изготовления крайне низким, что являлось прямым следствием поспешности изготовления и неподготовленности производства.

На протяжении первых двух лет танк Т-26 выпускался исключительно в двухбашенном варианте (позже, когда в частях Красной Армии появились танки разных модификаций, для них использовали соответствующие обозначения. Двухбашенные танки Т-26 известны как танки образца 1931 и 1932 годов.

(Однобашенные с цилиндрической башней - как танки образца 1933-1937 годов, а однобашенные с конической башней - как танки образца 1938 и 1939 года).

В каждой башне размещался один человек, башни вращались независимо в секторе около 270°.

T-26 образца 1933 года

Вооружение танка составляли или два пулемета ДТ или 37-мм пушка и один ДТ. Танки, вооруженные пушками, предназначались для командиров взводов и рот. Поэтому некоторые из пушечных танков оснастили приемо-передающими радиостанциями: радиофицированные танки можно было легко отличить по характерной поручневой антенне в задней части корпуса.

37-мм пушка представляла собой пушку Гочкиса, модернизированную в СССР.

В конце 1931 года получили 37-мм пушку образца 1930 года(ПС-2, конструктор - инженер П. Н. Сячентов; пушка ПС-2 представляла собой вариант 37-мм противотанковой пушки Rheinmetall Pak 30, которая имела более длинный ствол и большую начальную скорость снаряда. Вооруженный этой пушкой танк известен как танк Т-26 образца 1932 года.

В 1933 г. КБ завода им. Ворошилова начало проектные работы над колесно-гусеничной машиной Т-26А, получившей в начале 1934 г. индекс Т-46. Его проект был выполнен под руководством С. Гинзбурга. Конструкция танка предполагала установку дизель-мотора ДТ-4, либо бензинового МТ-4 мощностью 200 л.с. Проектирование этих двигателей велось на заводе им. Ворошилова. Они были одинаковы по габаритным размерам и креплению, поскольку предполагалась их взаимозамена.

По компоновке Т-46 напоминал Т-26 с двигателем в корме и ведущими колесами переднего расположения. Но корпус танка был крупнее и нес более просторную башню, в которую можно было без изменений установить танковую пушку калибра 45-мм (танковая пушка 20К обр. 1932/34 гг.), или 76-мм (танковая пушка ПС-3 обр. 1933 г.).

Для постройки эталона был выбран проект № 46–3, который под индексом Т-46–1 постановлением СТО от 29 февраля 1936 г. был принят на вооружение РККА. Эталон танка был готов в ноябре 1936 г. Он прошел цикл дополнительных испытаний, и с декабря 1936 г. началось его серийное производство на заводе № 174 им. Ворошилова.

Боевой вес 17,5 т. Двигатель МТ-5 мощностью 300 л.с. Толщина вертикальных листов брони 15 мм,.

В ноябре - декабре 1936 г. заводом им. Ворошилова изготовлено 4 серийных Т-46–1, которые поступили на войсковые испытания. Танки эксплуатировались в войсках больше года и показали себя очень хорошо. Их проходимость на колесном ходу была выше, чем у БТ. Танки были легче в управлении. Потребляли бензин 2-го сорта.

Однако танк по цене стал сопоставим с ценой среднего танка Т-28. В итоге выпуск танка Т-46–1 и все работы по нему в начале 1937 г. были прекращены.[6]

Завод № 174 им. Ворошилова продолжил выпускать Т-26, которые удалось сделать еще более дешевыми, а КБ завода занялось реализацией мер по совершенствованию их боевых характеристик:

1. Увеличение проходимости путем установки более мощного двигателя.

2. Свершенствования КПП и бортовых передач.

3. Доведение запаса хода танка до 250–300 км.

4. Поднятие толщины бортовой брони до 20–22 мм, установка броневых листов под углом, введение конической башни.

В 1937 г. мощность двигателя была увеличена до 105 л.с.

В начале 1933 г. была отработана конструкция спаренной установки 45-мм пушки и пулемета. Производство однобашенных танков Т-26, вооруженных 45-мм пушкой 20К, должно было начаться весной 1933 г. Но из-за неподачи вооружения и оптики изготовление новых танков началось лишь летом. До конца 1933 г. завод № 174 выпускал однобашенные Т-26 параллельно с двухбашенным вариантом танка.

Выпуск однобашенного варианта танка Т-26, оснащенного цилиндрической башней большого диаметра (аналогичной башне БТ-5) составил более 5000 таких машин. В ходе серийного выпуска конструкция танка подвергалась многочисленным изменениям и доработкам: была увеличена емкость топливных баков, танк оснастили зенитным пулеметом, начиная с 1937 года все танки были радиофицированы (радиостанция 71-ТК-З), вместо клепки широко использовали сварку, пушка получила литую маску, были усовершенствованы прицелы, для стрельбы в темноте пушку оснастили мощным прожектором, разные модификации танка отличались друг от друга возимым боезапасом и постоянно возрастающей массой.

В 1938 году появилась новая модификация танка Т-26, оснащенная сварной конической башней. В башне разместили модернизированную 45-мм пушку 20K образца 1932/38 года с улучшенным прицелом (некоторые танки оснащались телескопическим прицелом ТОС со стабилизированной линией прицеливания). В днище танка проделали дополнительный (аварийный) люк и в очередной раз увеличили емкость топливных баков.

Схема бронирования T-26 образца 1939 года

В 1939 году появилась очередная модификация танка - Т-26 образца 1939 года. Эта модификация имела на клоненные бронеплиты подбашенной части корпуса, улучшенные жалюзи воздухозаборника (для защиты от бутылок с зажигательной смесью - опыт боев в Испании), вместо пулемета в задней части башни разместили дополнительный боезапас. Все переделки привели к тому, что масса танка значительно возросла. До конца 1939 года было выпущено более 1300 танков с конической башней.

В конце августа 1939 года танковые войска Красной Армии располагали почти 8500 танками Т-26. Эти танки составляли главную силу нескольких отдельных танковых бригад, приданных стрелковым корпусам или общевойсковым армиям.

В середине 1939 г. танк Т-26 был существенно модернизирован. (модификация Т-26-1). Была установлена коническая башня, подбашенная коробка с наклонными броневыми листами, усиленными рессорами с 5 коренными листами, наличием аварийного люка.[7]

А во время Финской войны Т-26 оснастили экранной броней на лобовых листах корпуса, что довело бронирование до 60 мм.

Всего за 1931-1941 гг. выпустили более 11 000 машин 23 модификаций. Это была крупнейшая предвоенная серия танков в мире.[8]

Выпуск Т-26 прекратили в первой половине 1941 г., но в июле-августе 1941 г. в Ленинграде достроили около сотни машин из неиспользованного задела корпусов.

Возможен был вариант перехода к более мощным новым системам с переоборудованием танков в самоходные артиллерийские установки. Причем опыт их создания перед войной был (СУ-1 и СУ-5-1 с 76-мм пушкой, СУ-5-2 с 122-мм гаубицей и СУ-5-3 с 152-мм мортирой, самоходная зенитная установка СУ-6).[9]

Парк танков Т-26 был очень большим, производство их отлажено, конструкция отработана. И создание САУ на их базе было бы весьма рационально. Снятие с производства танка Т-26 и отказ от его модернизации было просчетом. Тем более что во время войны выпускались легкие танки, сопоставимые по боевой эффективности с Т-26.

Т-60, Т-70

Еще в 1933 г. на вооружение приняли малый плавающий танк Т-37 на базе агрегатов автомобиля ГАЗ-А, а затем его модификации (Т-38, Т-40).[10]

С марта 1936 г. началось серийное производство Т-38. Он несколько отличался от прототипа — в нем была добавлена дополнительная пара поддерживающих катков в ходовую часть, незначительно изменилась конструкция корпуса. В 1936 г. на танки Т-38 устанавливались сварные башни Ижорского завода, изготовленные в 1935 г. для танка Т-37А, но главным производителем башен для Т-38 стал Подольский завод.

В конце 1936 г. в производство был принят танк Т-38 с «тележками нового образца», которые отличались более простой конструкцией.

Т-40 принят на вооружение 19 декабря 1939 г. У него бронирование достигало 13 мм. Вооружался двумя пулеметами калибра 12,7 и 7,62 мм. Двигатель мощностью 85 л.с. обеспечивал танку массой 5,5 т скорость до 45 км/ч.

В мае 1941 года московский завод № 37 получил задание на освоение производства нового легкого танка поддержки пехоты Т-50, спроектированного в Ленинграде на заводе № 174 им.Ворошилова.

Имея неплохие характеристики, он должен был стать самым массовым танком в РККА, так как по своим небольшим размерам и умеренной металлоемкости (боевая масса 14,5 т) мог производиться крупными сериями на целом ряде заводов, не способных выпускать средний танк Т-34. Таким образом появлялась возможность задействовать производственные мощности, ранее не принимавших непосредственного участия в танкостроении. Одновременно предусматривалось освоение выпуска и достаточно сложного и трудоемкого 6-цилиндрового дизельного двигателя В-4 ("половинка" В-2) для нового танка.

Производственные возможности завода не соответствовали заданию. Так, Т-50 имел сложную планетарную 8-ступенчатую коробку передач, а зуборезное производство на этом предприятии было низкого уровня.

Расширяя, насколько возможно, производство танков Т-40 и немного усиливая его бронезащиту, работники завода № 37 пришли к выводу, что можно создать новый легкий, уже не плавающий, но вполне боеспособный в данных условиях танк непосредственного сопровождения пехоты. При этом предполагалось использование отлаженной моторно-трансмиссионной установки и ходовой части Т-40.

Корпус нового танка должен был иметь более рациональную форму, уменьшенные размеры, но усиленное бронирование. Эту инициативную работу, проходившую под непосредственным руководством Н.А.Астрова, удалось выполнить за 15 дней. Был спроектирован и построен макетный образец нового легкого танка "060".

Конструкторская группа завода №37 (Москва) пеработала конструкцию танка Т-40. Удаление водоходных агрегатов и упрощение устройства танка позволило поднять до 15 мм бортовую броню и до 25 мм броневую защиту лба подбашенной коробки.

Убедившись в целесообразности и преимуществах такого решения, Астров вместе со старшим военпредом завода подполковником В.П.Окуневым написали письмо И.В.Сталину, в котором обосновали невозможность выпуска на заводе № 37 танка Т-50 и с другой стороны обосновали возможность быстрого запуска в серийное производство танка "060", причем в массовых количествах, с широким использованием автомобильных агрегатов и передовых технологий их изготовления.

Уже следующим утром на завод приехал заместитель Председателя СНК СССР В.А.Малышев, которому поручили заниматься новой машиной. Он обсудил с конструкторами технические и производственные проблемы и посоветовал заменить крупнокалиберный пулемет ДШК на более мощную 20-мм автоматическую пушку ШВАК.

Вышло постановление ГОКО о принятии на вооружение и срочной организации массового производства (10 000 штук в год) новой машины, получившей индекс Т-60

Под выпуск Т-60 предполагалось задействовать пять заводов: № 37 (Москва), ГАЗ (танковый завод № 176), Коломенский паровозостроительный завод (КПЗ) им.Куйбышева, № 264 (Красноармейский судостроительный завод под Сталинградом, ранее выпускавший речные бронекатера проекта 1124) и Харьковский тракторный (ХТЗ)..

Впоследствии к выпуску Т-60 присоединились заводы № 38 в Кирове и № 37 в Свердловске. Одновременно для выпуска танковых агрегатов привлекли московский автозавод "КИМ", завод "Красный пролетарий" и Мытищинский машиностроительный завод № 592.

Для танка Т-60 конструктор А.В.Богачев создал принципиально новый, более прочный цельносварной корпус.

Он имел меньший забронированный объем и низкий силуэт (высота 1360 мм), с большие углы наклона лобовых и кормовых листов, выполненных из катаной гомогенной брони. Меньшие размеры корпуса позволили довести толщину всех лобовых листов до 15-20 мм, а потом и до 20-35 мм, бортовых - до 15 мм (впоследствии до 25 мм.), кормовых до 13 мм (потом до 25 мм). Механик-водитель располагался посередине в выступающей вперед рубке с откидывающимся лобовым щитком и верхним входным люком толщиной 10 мм (позже 13 мм). В днище танка размещался аварийный люк.

Новая башня, высотой всего 375 мм, спроектированная Ю.П.Юдовичем, более технологичная, чем на Т-40, имела конусообразную восьмигранную форму. Она сваривалась из трапециевидных плоских бронелистов толщиной 25 мм, расположенных под большими углами наклона, что заметно повышало ее стойкость при обстреле. Толщина передних скуловых бронелистов и маски вооружения достигла впоследствии 35 мм. В крыше имелся большой люк командира с круглой крышкой. В боковых гранях башни справа и слева от стрелка выполнялись узкие щели, оборудованные двумя смотровыми приборами типа "триплекс".

Башня была смещена к левому борту на 285 мм от оси корпуса. Впрочем, некоторые бронекорпусные заводы, ранее связанные с котлостроением, сохранили для Т-60 производство круглых башен конической формы, аналогичных башне Т-40.

На втором опытном образце Т-60 вместо пулемета ДШК установили скорострельную 20-мм пушку "ШВАК-танковая" с длиной ствола 82,4 калибра, созданную в короткий срок в ОКБ-15 совместно с ОКБ-16 на основе крыльевого и турельного вариантов авиапушки ШВАК-20. В ее конструкции использовалась схема вооружения, разработанная в ОКБ-16 для 37-мм авиапушки НС-37, а ствол был заимствован от мотор-пушки МП-20.

Доработка пушки, в том числе и по результатам фронтового применения, продолжалась параллельно с развитием ее производства. Поэтому официально ее приняли на вооружение только 1 декабря 1941 года, а 1 января 1942 года она получила обозначение ТНШ-1 (танковая Нудельмана-Шпитального-1) или ТНШ-20, как ее стали называть позже.

В состав боекомплекта Т-60 входили осколочно-трассирующие и осколочно-зажигательные снаряды со взрывателем мгновенного действия и бронебойно-зажигательные снаряды с карбидо-вольфрамовым сердечником. Введение в боекомплект подкалиберного бронебойно-зажигательного снаряда повысило бронепробиваемость пушки до 35 мм (с дистанции 500 метров).

Это позволило Т-60 бороться на малых дистанциях с Pz-III и Pz-IV ранних вариантов (при стрельбе в борт), а на дистанциях до 1000 м поражать немецкие бронетранспортеры и легкие САУ.

Кроме пушки, в башне Т-60 размещался спаренный с ней пулемет ДТ. У пулемета сохранялась возможность использования его экипажем вне танка, с надетыми сошками и плечевым упором.

По вооружению и подвижности танк Т-60 был близок к немецкому Pz-II, широко применявшемуся в начале войны, и появившемуся несколько позже разведывательному танку "Lunx", несколько превосходя их по бронезащите, запасу хода и проходимости по слабым грунтам. Броня Т-60 обеспечивала защиту танка на дистанции до 500 м от 7,92-мм и 14,5-мм ПТР, 20-мм танковых и зенитных пушек, а так же 37-мм противотанковых пушек, распространенных в 1941-42 годах в вермахте.

По производственным соображениям на машинах первых выпусков первое время устанавливались цельнолитые спицевые опорные катки, иногда даже без резиновых бандажей. Потом их стали повсеместно делать без бандажей, так как резина стала дефицитной. Опорные катки и ленивцы сделали полностью взаимозаменяемыми. Радиостанция устанавливалась далеко не на всех сериях машин, на первых их не было совсем. Внутренняя связь осуществлялась с помощью ТПУ-2 или сигнальными лампами.

Боевая масса Т-60 по сравнению с Т-40 возросла незначительно. Сначала 5800 кг, а с октября 1941 года, после усиления бронирования - 6400 кг. Однако в связи с тем, что на Т-60 начали устанавливать нефорсированный двигатель, а масса танка возросла, заметно снизилась удельная мощность танка. А как следствие, максимальная скорость уменьшилась до 44 км/ч.

Для повышения проходимости по болотистым грунтам и снегу применялись съемные штампованные уширители гусениц, массовое производство которых освоили в 1942 году. Из всех отечественных танков у Т-60 в то время проходимость по болотистому грунту, снегу, в весеннюю распутицу была наилучшей.

После испытаний, началась интенсивная подготовка к производству танка на всех вышеперечисленных заводах, куда срочно отправлялись дубликаты технической документации. По собственной инициативе к этой работе подключился Московский автозавод им. Сталина (ЗИС), где ведущие конструкторы Б.М.Фиттерман и А.М.Авенариус создали аналогичный танк ЗИС-60, отличавшийся от Т-60 башней новой конструкции, иной установкой вооружения и применением автобусного силового агрегата ЗИС-16 мощностью 88 л.с., гораздо более тяжелого и громоздкого, чем ГАЗ-202, но в целом вписавшегося в несколько увеличенный корпус. Эти корпуса с башнями также начали делать в Подольске и до эвакуации ЗИСа, начавшейся 16 октября 1941 года, их поставили не менее 10 комплектов.

Идея массового производства на неспециализированных предприятиях предельно простого легкого танка с автомобильным силовым агрегатом казалась столь привлекательной, что с предложением о выпуске Т-60 улучшенного проекта выступил и станкостроительный завод № 301 "Комсомолец" в Егорьевске, хорошо оснащенный для изготовления различных редукторов, приводов, катков и элементов подвески. Однако по ряду причин эта инициатива не была реализована.

А на головном заводе № 37 для расширенного производства Т-60 срочно монтировался конвейер, готовилась технологическая оснастка, сооружалась эстакада для приемки бронекорпусов.

Поскольку силовых агрегатов ГАЗ-202 не хватало, в октябре 1941 года нарком танковой промышленности В.А. Малышев разрешил ставить на Т-60 любые подходящие по мощности и габаритам двигатели. Для ускорения подготовки к производству Т-60 на ГАЗе, еще в конце августа 1941 года Н.А.Астров лично перегнал туда из Москвы танк Т-60 из первой опытной партии, совершив всего за 14 ходовых часов пробег со средней скоростью 30 км/ч.

15 сентября 1941 года московский завод № 37 выпустил первый серийный Т-60, однако ввиду последовавшей вскоре эвакуации (приказ от 9 октября 1941-го года) производство было остановлено уже 26 сентября. Всего в Москве успели сделать 245 танков Т-60. Завод эвакуировали в Свердловск: на территорию заводов "Металлист", вагоноремонтного имени Воеводина и филиала "Уралмаша" - всего на три завода, куда оборудование прибывало с 28 октября по 6 ноября. Вместе с частью эвакуированного туда завода "КИМ" был образован новый танковый завод № 37 (главный конструктор Г.С. Суренян, затем Н.А. Попов). Собранные на нем с 15 декабря 1941 года, в основном из деталей, привезенных из Москвы, первые 20 танков Т-30 и Т-60 прошли 1 января 1942 года по улицам Свердловска, предварительно проведя отстрел своего оружия на специально построенном полигоне. За первый квартал 1942 года завод произвел уже 512 машин.

В феврале 1942 года построили и испытали образец усовершенствованной модели Т-60-1 ("061" или Т-60-ЗИС) с силовым агрегатом ЗИС-60, мощностью до 95 л.с. (а в перспективе - до 110 л.с.). К его производству предполагалось привлечь расположенный недалеко Миасский автомоторный завод, который в то время достраивался.

Всего до сентября 1942 года на Урале было выпущено 1144 танков Т-60, после чего завод №37, некоторое время выпускал танк Т-70. Затем завод прекратил самостоятельное танкостроение, перейдя на производство узлов и агрегатов к танку Т-34, а также различных боеприпасов. Головным же и самым крупным заводом по выпуску Т-60 стал ГАЗ, куда 16 октября 1941 года на постоянную работу прибыл Н.А. Астров с небольшой группой московских коллег, (основной коллектив выехал в Свердловск) для конструкторского обеспечения производства. Вскоре его назначили заместителем главного конструктора завода по танкостроению, а в начале 1942 года он получил Сталинскую премию за создание легких танков Т-40 и Т-60.

В короткий срок завод завершил изготовление технологической оснастки, моделей, инструмента и с 26 октября приступил к массовому выпуску танков Т-60. Бронекорпуса для них в нарастающих количествах начали поставлять Выксуньский завод № 177, позже подключился Муромский паровозоремонтный завод им.Дзержинского № 176, и, наконец, старейший броневой завод № 178 в г.Кулебаки. Затем к ним присоединился эвакуированный в Саратов подольский завод № 180. И все же бронекорпусов не хватало, что сдерживало расширение производства Т-60. Поэтому вскоре их сварку дополнительно организовали в цехе МСЦ-8 завода ГАЗ.

Для значительного увеличения огневой мощи Т-60, в частности для повышения бронепробиваемости его наиболее массовых снарядов (дефицитные подкалиберные применялись редко и были эффективны только на близких дистанциях) возникла мысль вооружить танк 23-мм авиапушкой ВЯ с дульной энергией в 2,5 раза превышающей ТНШ-20. Однако большая энергия отдачи последней практически всегда приводила к заклиниванию башни.

Помимо пушки ВЯ, было еще несколько попыток перевооружить Т-60. Первая попытка предполагала перевооружить танк 37-мм полуавтоматической пушкой ЗИС-19. Разработка орудия началось еще в августе 1941 года в ОКБ завода №92 под руководством В.Грабина.

Хотя орудие и планировалось как универсальное, но наибольший упор делался именно в сторону вооружения им легких танков. Орудие отличалось большой мощностью (нач. скорость ББ снаряда - 915 м/с), но ее размеры оказались слишком велики для установки в штатную башню Т-60. Поэтому для орудия изготовили новую башню. Танк с новой башней успешно прошел испытания, но на вооружение принят не был в основном из-за отсутствия боеприпасов, т.к. производство 37-мм боеприпасов для танковой пушки образца 1930 года было давно прекращено, а боеприпасов для 37-мм зенитного автомата 61К катастрофически нехватало.

Вторая попытка перевооружить Т-60 была предпринята в марте-апреле 1942 года. На этот раз выбор пал на 45-мм танковую пушку ЗИС-19БМ, спроектированную в ОКБ №92. По сравнению с ЗИС-19, новое орудие обладало рядом преимуществ: многие из его узлов были унифицированы с серийно производимой пушкой 20К, но главное заключалось в том, что для орудия были хорошо освоенные в производстве боеприпасы.

Заводские испытания опытного образца ЗИС-19БМ начались 5 апреля и сразу по их завершении, образец был направлен на завод №37, занимавшийся в то время разработкой нового танка Т-45. Т.к. штатная башня Т-60 была слишком малой для установки в него такого орудия, то на Т-60 установили башню от Т-45 в которую и смонтировали орудие.

Новый "гибрид" получил обозначение Т-60-2 или "062". Орудие в башне располагалось ассиметрично, почти вплотную к правой стенке, что значительно улучшило удобство заряжания, что привело к повышению скорострельности.

Но к тому моменту был разработан и принят на вооружение новый танк Т-70, поэтому дальнейшие работы по проектам перевооружения Т-45 и Т-60 были сочтены неперспективными и были свернуты.

Для защиты от бутылок с горючей смесью (коктейль Молотова), которые немцы начали широко применять с зимы 1942 года, было предложено закрывать корпус танка Т-60 двойной сеткой "Дэви", служащей своеобразным экраном. Испытания такой защиты под Чкаловом (Оренбург) в конце февраля 1942 года дали хорошие результаты. Однако ввиду технических трудностей оборудования танка сеткой "Дэви" во фронтовых условиях она практически не применялась.

В 1942 году, несмотря на создание и принятие на вооружение танка Т-70, параллельное с ним производство Т-60 сохранялось. Всего за 1942 год выпущено 1639 танков. Последние 55 машин завод №37 сдавал уже в феврале 1943 года. Всего с 1941 года выпустили 5839 Т-60, армия приняла 5796 машин. Пушек ТНШ-20 для них произвели с большим запасом. В 1942 году - 8506, в 1943 году еще 200 штук. [11]

Свое боевое крещение танки Т-60 получили в конце сентября 1941 года, когда в составе 10-й танковой бригады вели тяжелые бои на Полтавщине. В массовых же количествах их использовали в битве за Москву. Они имелись почти во всех танковых бригадах и многих отдельных танковых батальонах.

На параде на Красной площади 7 ноября 1941 года участвовало 48 Т-60, взятых из резерва. После парада все они ушли на фронт. Это были танки московского производства, горьковские же Т-60 впервые вступили в бой под Москвой только 13 декабря.

Принимались меры по усилению броневой защиты танка. По предложению ижорского броневого НИИ-48, переданного с началом войны из Наркомата судостроительной промышленности в танкостроение, были разработаны и реализованы на многих машинах несколько вариантов установки дополнительных бронеэкранов толщиной до 10 мм на переднюю часть корпуса и на башню танка Т-60.

С конца 1942 года боевое применение Т-60 на переднем крае стало заканчиваться, а производство сворачиваться. Танкисты называя их БМ-2 - "братская могила на двоих".

В декабре 1941 г. появился опытный образец Т-70, у которого при боевой массе 9,2 т лобовое бронирование корпуса достигало 45 мм. Стояла пушка 45-мм. Энергетическая установка состояла из двух двигателей по 70 л.с., соединенных в единый агрегат. В апреле 1942 г. началось серийное производство и до сентября 1943 г. их было выпущено 8200 ед.

А в конце 1943 г. стал выпускаться танк Т-80. Как видим, процесс совершенствования легкого танка шел достаточно логично, целесообразно. За малым исключением - в Германии уже в начале 1942 г. выпуск легких танков резко сократился.

Т-50.

Проблемы с энерговооруженностью и общая политика в танкостроении повлекли разработку взамен Т-26 конструкторами завода танка Т-50, который предполагалось сделать самым массовым в процессе перевооружения армии.[12]

В 1939 году на Ленинградском заводе опытного машиностроения имени С.М. Кирова (завод № 185) бригадой конструкторов под руководством С.А. Гинзбурга велось проектирование легкого танка сопровождения пехоты «СП». В 1940 году этот танк — «объект 126» (или Т-126СП) — был построен. По своей броневой защите он соответствовал среднему танку Т-34 — его корпус сваривался из катаных броневых листов толщиной 45 мм, днище и крыша — толщиной 20 мм. Лобовые, верхние бортовые и кормовые листы корпуса имели углы наклона 40-57°.

В сварной башне граненой формы устанавливалась 45-мм пушка (боекомплект 150 выстрелов) и спаренный с нею пулемет ДТ. В лобовом листе корпуса слева от люка механика-водителя в шаровой установке располагался пулемет ДС. Шестицилиндровый дизель В-3 мощностью 250 л. с. позволял 17-тонной боевой машине двигаться с максимальной скоростью 35 км/ч.

Ходовая часть танка состояла из шести необрезиненных опорных катков с внутренней амортизацией на борт, направляющего колеса, ведущего колеса кормового расположения со съемным зубчатым венцом и трех поддерживающих катков. Подвеска опорных катков индивидуальная торсионная. В состав трансмиссии входили: двухдисковый главный фрикцион сухого трения, четырехступенчатая коробка передач, многодисковые бортовые фрикционы и бортовые передачи.

Танк Т-126СП по своей броневой защите и огневой мощи превосходил легкие и большинство средних танков других стран. Для танка сопровождения пехоты скорость была вполне достаточной, к недостаткам же машины можно было отнести небольшой запас хода и стесненность рабочих мест четырех членов экипажа. Этот недостаток устранили, убрав на втором образце танка курсовой пулемет ДС и закрыв его амбразуру броневой крышкой на болтах. Кроме того, необрезиненные облегченные опорные катки были заменены на обрезиненные.

В таком виде «объект 126» поступил на завод № 174 им.Ворошилова, где на его основе под руководством ведущего конструктора Л.С. Троянова разработали и в январе 1941 года построили легкий танк Т-50. Этот танк предназначался для замены в войсках легких танков Т-26 и по первоначальным планам перевооружения Красной Армии должен был стать наиболее массовым.

При относительно небольшой массе (13,5 т) танк имел 37-мм наклонную броню на корпусе и башне, командирскую башенку с 6 смотровыми приборами, прикрывавшимися бронезаслонками, 45-мм пушку и спаренный с ней 7,62 мм пулемет. Из 4 членов экипажа в новом танке трое размещалось в башне, при этом наводчик помимо прицела имел еще и перископ, а водитель в лобовом люке – смотровую щель и поворачивающийся призматический прибор наблюдения. Танк имел индивидуальную торсионную подвеску, катки с внутренней аммортизацией. Дизель В-4 мощностью 300 л.с. обеспечивал скорость до 60 км/час.[13]

По своей конструкции и внешнему виду он мало чем отличался от Т-126СП. Как и у последнего, листы корпуса Т-50 соединялись сваркой и располагались под большими углами наклона. В верхнем лобовом листе находился люк механика-водителя, курсовой пулемет отсутствовал.

Башня — сварная, обтекаемой формы с плоским кормовым листом, где имелся люк, закрываемый дверцей. В задней части крыши башни устанавливалась командирская башенка, смотровые щели которой прикрывались броневыми щитками. За счет уменьшения толщины броневых листов, внедрения принципа дифференцированного бронирования и увеличения мощности двигателя удалось добиться существенного прироста скорости движения.

В апреле 1941 г. Т-50 был принят на вооружение Красной Армии, однако до начала Великой Отечественной войны завод № 174 не выпустил ни одного серийного танка и фактически продолжал выпускать Т-26. Серьезные трудности возникли и с освоением дизельного двигателя В-4. Ценой неимоверных усилий во втором полугодии удалось изготовить 50 танков. Попытка развернуть производство Т-50 на заводе № 37 в Москве не увенчалась успехом.

В августе завод № 174 эвакуировали — большей частью в Омск, а также в Нижний Тагил и Барнаул. 13 октября ГКО принял решение о строительстве в Барнауле двух заводов: одного по производству танков Т-50 и второго — по изготовлению для этих танков дизелей В-4. Однако в январе 1942 года производство Т-50 и двигателей к ним прекратили. Завод № 174 в Омске, выпустив в 1942 году 15 танков, перешел на изготовление Т-34. Проект Т-50 оказался неудачным потому, что ранее было развернуто массовое производство гораздо менее совершенного танка Т-34.

БТ

Танк БТ предназначался для комплектования самостоятельных механизированных и крупных танковых соединений. Основные модификации - БТ-2 (1931 г.), БТ-5 (1932 г.), БТ-7 (1935 г.), БТ-7М (1938 г.).[14]

Танк – лицензионный.

14 июля 1930 г. член Научно-технического комитета (НТК) Н. Тоскин отбыл в Нью-Йорк и вскоре отправил на имя И. Халепского 127 листов чертежей опытной машины и уведомление, что изобретатель Кристи сам желает посетить вскоре Советский Союз. По условиям договора Кристи обязался сдать два танка представителю АМТОРГа в сентябре 1930 г., но не успел с их изготовлением, и лишь в последней декаде декабря оба танка отправились в СССР.

Окончательное решение о производстве танка «БТ-Кристи» на ХПЗ было принято в протоколе КО «О танкостроении» от 23 мая 1931 г., где особо оговаривалось: «Разрешить РВС СССР ввести танк Кристи в систему авто-броне-танко-тракторного вооружения РККА в качестве быстроходного истребителя (Б-Т)».

Освоение серийного производства БТ на ХПЗ шло медленно. Для выполнения обширной программы выпуска нового танка не хватало оборудования, сырья и материалов, подготовленных кадров. Срывали поставки смежники. Так, шарикоподшипников к 1 января 1932 г. вместо положенных 50 комплектов было отгружено всего на 7 машин, двигателей «Либерти», прошедших ремонт, имелось лишь 8 шт., комплектов бронедеталей для производства корпусов — 3 комплекта, КПП — 4 экз.

Другой проблемой был выбор двигателя. Неизвестно, была ли куплена вместе с лицензией на танки лицензия и на двигатель "Liberty", на который сам Кристи не имел никаких прав.

Скорее всего лицензию так и не купили, поскольку в то время "Армторг" купил в Америке 2000 двигателей этого типа. Когда все купленные двигатели были использованы, в СССР организовали выпуск подобных моторов под маркой М-5.

Однако выпуск его на заводе «Большевик» в 1928–30 гг. под маркой М-5 был прекращен в связи с переходом завода на производство танков Т-18, а позднее — Т-26, имевших оригинальные моторы. Новый же завод Авиационного Объединения, на который предполагалось передать программу выпуска М-5, построен в 1930–31 гг. не был, и программа выпуска танков БТ оказалась под угрозой.

Поэтому для выпуска первых 100 танков БТ правительством было разрешено совершить закупку через АМТОРГ 50 авиамоторов «Либерти» в октябре 1931 г. и столько же в декабре.

Обеспечение выпуска остальных танков БТ двигателями сначала планировалось осуществить за счет возобновления серийного производства двигателя М-5 на одном из авиационных заводов. Но в производстве самолетов в то время СССР переориентировался на более мощный мотор БМВ, выпуск которого был освоен под индексом М-17 по лицензии. Поэтому в отношении танка БТ было принято решение о закупке в США всех оставшихся там устаревших авиамоторов «Либерти».[15]

Полученные двигатели «Либерти» американского производства были плохого качества, трудно заводились, особенно на морозе, перегревались, были случаи самовоспламенения их при запуске. Траки, поставляемые с Краматорского завода плоть до конца 1933 г., быстро ломались, так как для их производства использовалась некондиционная сталь. Конические шестерни КПП не выдерживали длительной работы под нагрузкой.

Серийный БТ развивал скорость до 52 км/ч на гусеницах, и 72 км/ч, на колесном ходу. На колесном ходу двигатель вращал задние опорные катки через особую раздаточную коробку (гитару). Управление танком осуществлялось при помощи передней пары опорных катков, которые поворачивались "по-автомобильному". На колесном ходу танк БТ мог передвигаться только по дороге с твердым покрытием.

В марте—апреле 1932 г. первые БТ были приняты представителем заказчика, и началось их освоение в войсках. Поначалу по числу поломок танк не имел себе равных. Усугубляло положение также то, что первые БТ поступали в части без вооружения.

37-мм танковая пушка с длиной ствола 60 калибров представляла собой вариант противотанковой пушки калибра 37-мм образца 1930 года (противотанковая пушка калибра 37-мм образца 1930 года в свою очередь представляла собой копию немецкой противотанковой пушки Rheinmetall Pak 35/36) и была закончена только летом 1933 года.

В конце 1929 г. СССР приобрел у фирмы «Рейнметалл» 37-мм противотанковую пушку с полуавтоматическим затвором, которая вскоре была принята на вооружение. Производство орудия осваивалось на заводе № 8 им. Калинина в Подлипках под индексом 19К. Артиллерийское КБ завода «Большевик» в короткий срок наложило ствол и казенник пушки 19К в ложе с противооткатными приспособлениями орудия ПС-2, получив 37-мм полуавтоматическую танковую пушку обр. 1930–31 гг., которой был присвоен индекс Б-3. Еще до государственных испытаний пушка была передана на завод № 8 для организации серийного производства. Там орудие получило свой внутризаводской индекс 5К, и первые образцы орудия поступили заказчику уже в конце 1931 г., однако предусмотренная проектом спаренная установка указанной пушки с пулеметом ДТ разработана в срок не была. Кроме того, не удалось отладить работу полуавтоматического затвора указанного орудия.

Всего было запланировано вооружить 37-мм пушкой 5К 300 танков, а начиная с 301-го заменить ее 45-мм полуавтоматической пушкой обр. 1932 г. 20К. Но ввиду того, что завод № 8 не освоил выпуск 20К в срок, а с установкой орудия в существующей башне танка БТ имелись трудности, план был скорректирован, и следующие 310 танков также должны были получить пушку 5К.

Но к концу 1932 г. выяснилось, что с отгрузкой указанных орудий армии есть большие проблемы, завод № 8 сдал ХПЗ лишь 190 орудий Б-3 (5К), и потому постановлением КО в мае 1932 г. было принято решение вооружить оставшиеся танки спаренной установкой двух пулеметов ДТ или ДА.

В связи с этим существовало по меньшей мере четыре варианта БТ-2 различавшихся вооружением:

·        два пулемета в одной установке;

·        два пулемета в одной установке и еще третий в отдельной установке;

·        пушка калибра 37-мм (без пулеметов);

·        пушка калибра 37-мм и пулемет в отдельной установке.

Всего в 1932 г. было изготовлено 396, а в 1933 г.— 224 танка БТ. В том же 1933 г. указанные танки получили индекс БТ-2, так как было принято решение об освоении новой модификации указанного танка – БТ-5.

БТ-2 был неплохим танком, однако в процессе эксплуатации выявились некоторые недостатки конструкции: слабое вооружение, отсутствие средств связи, тесное боевое отделение. Механики не любили двигатель - капризный, сложный в эксплуатации, пожароопасный. Проблемы были с топливной системой и системой воздухазабора.[16]

БТ-5

Во второй половине 1933 года ХПЗ перешел с выпуска БТ-2 на выпуск БТ-5. БТ-5 первых серий был по сути тем же БТ-2, но с новой башней, в которой установили 45-мм танковую пушку 20K обр. 1932/38 и спаренный с нею пулемет ДТ. Башня стала двухместной, а экипаж увеличился до 3 чел.

Сама конструкция танка существенных изменений не претерпела. Масса БТ-5 возросла до 11,5 тон. Боекомп-лект пушки состоял из 115 выстрелов на танках без радиостанции, и 72 выстрелов - с радиостанцией. Радиостанция 71-ТК-1 имела поручневую антену вокруг башни. В 1933-34 годах было выпущено 1884 танка БТ-5.

В ходе выпуска на танке немного изменили форму башни, поставили более легкие катки и сетку ограждения над воздуховодом. Впрочем и сетку и катки стали устанавливать на ранее выпущенные БТ-2, проходившие модернизацию.

Машины не отличались поначалу необходимой надежностью. Но постепенно ситуация улучшалась. Боевая масса танка достигла 13,8 т. Расчетная максимальная скорость движения на гусеницах составляла 53,4 км/час, на колесах- 73 км/час.

Корпус имел коробчатую форму и собирался на болтах и заклепках из отдельных броневых листов. Передняя часть корпуса для обеспечения поворота передних управляемых колес была сужена с боков. Для улучшения обзора водителя и уменьшения мертвого пространства при стрельбе передний лобовой лист был расположен под большим углом. Боковые стенки корпуса были двойными — между ними размещались топливные баки и элементы подвески. Внутренняя часть корпуса была разделена перегородками на четыре отделения: управления, боевое, силовое и трансмиссионное.

Башня танка — цилиндрическая, клепаная, была смещена задней частью назад на 50 мм. Спереди сверху башня была скошена.

Подвеска танка индивидуальная, пружинная.

БТ-7

В начале 1935 года в серийное производство пошел танк с несколько упрощенным бронекорпусом и уже отработанной в производстве башней от танка БТ-5

В башне цилиндрической формы с развитой кормовой нишей размещалась пушка 20K, спаренный с нею пулемет ДТ. На части танков устанавливались радиостанции 71-ТК с поручневой антенной. Экипаж состоял из трех человек: командир, он же наводчик, заряжающий и механик-водитель. С 1937 года начался выпуск БТ-7 с конической башней. Вооружение танка осталось прежним, но боезапас был увеличен на 44 снаряда. На всех линейных танках устанавливался пулемет ДТ в кормовой нише. Для ведения стрельбы из пушки и спаренного пулемета ночью танк оборудовали двумя специальными фарами прожекторного типа, размещенными на маске пушки. Впоследствии такие фары ставили и на танки более ранних выпусков.

Четырехскоростную коробку передач заменили трехскоростной. Внесли изменения в трансмиссию, усилили ведущие колеса колесного хода; уширили резиновые бандажи ленивца и ведущих колес гусеничного хода. На последних в 1938 году резиновые бандажи были ликвидированы. Тогда же крупнозвенчатую гусеницу начали заменять на мелкозвенчатую.

 Корпус БТ-7 был цельносварным, его носовая часть была расширена до 440 мм вместо 210 мм на БТ-5, что позволило сдвинуть вперед механика-водителя с органами управления. Для размещения курсового пулемета лобовой щиток механика-водителя был уширен.

Схема подвески осталась без изменений, но были усилены пружины подвески ведущих колес колесного хода, на которые приходилось около 30% массы танка.

Характерными особенностями первых опытных образцов БТ-7 было наличие курсового пулемета справа от механика-водителя и башни оригинальной конструкции в форме эллипса со скошенной крышей. Причем в проекте предусматривалась возможность установки в ней без изменений любой из существенных тогда танковых пушек: 76-мм - КТ или ПС-3 и 45-мм 20K образца 1932/38 года.

БТ-7А.

28 января 1933 г. УММ РККА и ХПЗ подписали договор на проектирование и изготовление танка БТ с усиленным до 76,2-мм артиллерийским вооружением, увеличенной башней и измененной конструкцией только носовой части машины.[17] В октябре 1935 г. танк с 76-мм пушкой, получивший индекс БТ-7А, поступил на испытания на заводской полигон ХПЗ. В начале 1936 г. первый танк головной серии «артиллерийских танков» типа БТ-7А был начат сборкой, а вся первая серия была сдана заказчику 31 августа 1937 г.

С 1936 по 1938 год было выпущено 154 артиллерийских танка БТ-7А с башней увеличенного размера и пушкой КТ, боекомплект которой состоял из 50 выстрелов (на танке с рацией - 40).

В опытном порядке на БТ-7А устанавливались 76-мм пушки Л-10 и Ф-32.

БТ-7М.

В апреле 1935 г. в БТ-7 решено было устанавливать авиамотор М-17, но с условием сохранения основных габаритов МТО танка по сравнению с БТ-5. Для этого моторный завод № 26 в Рыбинске провел доработки серийного мотора: мощность двигателя ограничена на уровне 400 л.с.; плунжерный бензонасос заменен шестеренчатым; длина коленвала уменьшена на 160 мм; уплотнены воздушные трубопроводы и т.д. В таком виде мотор пошел в серию под индексом М-17Т.

В 1938 году на ХПЗ построили четыре опытных танка БТ-8 с дизелем В-2. После сравнительных испытаний БТ-7 и БТ-8 в 1940 году начали производство дизельных танков. Для обеспечения программы производства двигателей В-2, которые ставили и на тяжелые арттягачи "Ворошиловец", двигательное производство ХПЗ было выделено в самостоятельный завод №75.

В 1939 г. М-17Т стали заменять на дизель В-2. А танк стал обозначаться БТ-7М.

С 1935 по 1940 год было выпущено 5328 танков БТ-7 всех модификаций (не считая БТ-7А). Они состояли на вооружении бронетанковых и механизированных войск Красной Армии практически всю войну. В боевых действиях против вермахта использовались до 1944 года.

 Последние попытки модернизации БТ-7 в части усиления его броневой защиты были предприняты перед самой войной. В 1940 году Мариупольский металлургический завод имени Ильича изготовил 50 комплектов навесной гомогенной брони для БТ-7М. Одновременно велись испытания танка, догруженного до массы в 18 тонн.

Был ли резон в прекращении производства БТ? Думается, что сейчас на этот вопрос следовало бы ответить отрицательно. Во-первых, можно было увеличить лобовое бронирование, по меньшей мере до 30 мм. При этом увеличение боевой массы достаточно легко компенсировалось бы усилением пружинной подвески. А во-вторых, повысить огневую мощь.

Напомним, что опытный образец пушки В.Г. Грабина Ф-32 калибра 76 мм успешно испытывался на танке БТ-5. Пушкой Ф-32 вооружались первые образцы танков КВ. Опытный образец более мощной пушки того же КБ Ф-34 успешно испытали на танке БТ-7. Пушка Ф-34 (опытный образец) имела мощность 180 тм., а штатная пушка калибра 45 мм - 42 тм. Пушкой Ф-34 в течение двух лет войны вооружались танки Т-34. На лафет пушки Ф-34 перед войной наложили ствол 57-мм пушки ЗИС-2 и получили пушку ЗИС-4. Стрельба и ходовые испытания танка Т-34 с пушкой ЗИС-4 были удовлетворительны. Техническая документация на ЗИС-4 была отработана. Вот такой пушки недоставало танку БТ-7М.[18]

PzKw-IА

В 1933 г. Управление вооружения германских сухопутных войск организовало конкурс на создание легкого танка. Победил проект фирмы «Крупп», созданный на базе английской танкетки «Карден-Ллойд»Мк.VI. Тут же две крупные фирмы получают правительственный заказ на окончательную доработку утвержденной модели. ;Крупп; отвечал за производство шасси и гусениц, а ;Даймлер-Бенц; работал над корпусом и башней. Массовое производство началось в 1934 г. фирмой ;Хеншель и сын АГ;. PzKw-IА выпущено 477 единиц.

При боевой массе 5,4 т и мощности карбюраторного четырехцилиндрового двигателя воздушного охлаждения ;Крупп; 57 л.с. максимальная скорость по шоссе достигала 37 км/час. Бронирование танка было противопульным, недифференцированным (лоб, борт корпуса, башня - 13 мм). Вооружение - два пулемета калибра 7,9 мм. Экипаж 2 человека.

Трансмиссионное отделение и ведущие колеса гусеничного движителя располагались в носовой части корпуса. За ним располагалось отделение управления, совмещенное с боевым. Механик-водитель располагался слева, а стрелок-командир - справа. Моторное отделение находилось в кормовой части.

С 1935 по 1938 гг. фирмой «Хеншель» выпускался танк PzKw-IВ с карбюраторным двигателем ;Майбах; NL 38TR максимальной мощностью 100 л.с.[19]

Всего было выпущено 1445 танков PzKw-I. Шасси танков Т-I выпускались после 1938 г. и использовались для производства самоходных установок с чешской противотанковой пушкой калибра 47 мм, 150-мм тяжелым пехотным орудием.

PzKw-IIА

Уже в 1934 г. Управлением вооружения сухопутных войск были разработаны технические требования к танку массой 10 т, вооруженному 20-мм пушкой. Требовалась более мощная броня. После оценки представленных образцов было выбрано шасси фирмы MAN и броневой корпус с башней ;Даймлер-Бенц АГ;. Эти фирмы и стали генподрядчиками

В 1936 г. были начаты войсковые испытания танка PzKw-IIА (25 машин). Масса танка – 7,2 т. Экипаж 3 человека. 20-мм пушка. Двигатель ;Майбах; NL 57TR мощностью 130 л.с. В 1937 г. их дополнила вторая серия - 25 машин, PzKw-IIА2, с некоторыми изменениями в моторной группе.

В 1936 г. была разработана модификация с более мощным ;Майбах; НL 62TR (140 л.с.). Танки имели массу 8,9 т и развивали максимальную скорость по шоссе до 40 км/час. Бронирование было недифференцированное (лоб, борт корпуса, башня - 14,5 мм). Пушка 20-мм, пулемет.

В 1937-1940 гг. выпущено 1100 танков PzKw-IIВ,С. В 1938-1939 гг. было построено несколько десятков танков Т-IID,Е с ходовой частью типа Кристи: по четыре больших опорных катка без поддерживающих роликов. Бронирование до 30 мм.

В 1940 г. производство танков Т-II несколько снизилось, но в 1941 г. вновь возросло. Последний серийный танк выпускался на заводах фирмы ФАМО в Бреслау с начала 1941 до конца 1942 г. PzKw-IIF имел толщину лобовой брони до 35 мм, а бортовой до 20 мм.

В 1940 г. у танков первых серий были усилены части бронекорпуса на критических участках. Лобовая броня башни была усилена листами толщиной 20 мм.

В августе 1942 г. стали выпускаться машины последней серии L с пушками Квк-38 (конический ствол 28 мм) и Квк-39 (калибр 50 мм, длина ствола 60 калибров).

В конце 1941 г. началось переоборудование PzKw-IID, Е под противотанковое штурмовое орудие. К маю 1942 г. выпустили 150 машин модификаций D, Е под советскую трофейную пушку Ф-22.

До июля 1943 г. выпущено 576 ед. штурмовых орудий на шасси D,Е с германской противотанковой пушкой калибра 75 мм PAK-39. С февраля 1943 г. по июль 1944 г. - 776 самоходных гаубиц калибра 105 мм. В 1943-1944 гг. - 975 штурмовых орудий с 75-мм противотанковой пушкой РАК-40. Масса этих систем составляла 10,5-10,8 т. Бронирование корпуса - до 50 мм.

LТ-35, LТ-38

На вооружение германской армии стояли и чехословацкие танки, захваченные в качестве трофея, или выпускавшиеся уже по германскому заказу на чешских заводах после оккупации страны.

Легкий танк LТ-35 был разработан фирмой «Шкода» (заводское обозначение S-11А) и принят на вооружение как танк сопровождения пехоты. До 1937 г. выпущено около 300 машин.[20]

Танк имел заднее ведущее колесо, пневмосервоприводы для облегчения управления трансмиссией и тормозами, пневмозапуск двигателя. Конструкция подвески позволяла равномерно распределить массу танка на все катки, благодаря чему существенно повышался ресурс гусениц.

Двигатель карбюраторный с жидкостным охлаждением ;Шкода; Т11 мощностью 120 л.с. обеспечивал при боевой массе 10,5 т максимальную скорость до 35 км/час.

Пушка калибра 37 мм обеспечивала бронепробиваемость 35 мм по нормали на дистанции 500 м.

Экипаж – 3 человека. Лобовое бронирование корпуса – до 35 мм, борт, корма и крыша – 16 мм.

Корпус имел коробчатую форму прямоугольного сечения с вертикальным расположением катаных броневых листов. Листы соединялись с помощью заклепок.

Сходные характеристики имел и танк LТ-38.

Конкурс на проект улучшенного легкого танка выиграла фирма ЧКД с моделью TNHP-S. При испытаниях танк прошел более 5584 км (из них 1553 км по пересеченной местности) без серьезных поломок. Танк оказался прост в обслуживании, ему требовалось полчаса ежедневного ухода.[21]

Первые серийные танки выпущены в конце 1938 г. В апреле 1939 г. фирма ЧКД была передана под юрисдикцию германского комитета по вооружению. С мая по ноябрь были произведены первые 150 танков 38(t) – это новое обозначение чешских танков уже с 4 членами экипажа.

С января по ноябрь 1940 г. было выпущено 325 танков 38(t)B, C, D.

С ноября 1940 по октябрь 1941 г. выпущено 525 ед. 38(t)E, F.

Броневая защита увеличена до 25 мм в лобовой части корпуса и 15 мм на бортах.

Двигатель карбюраторный с жидкостным охлаждением мощностью 125 л.с.

Планетарная коробка передач, двухступенчатый механизм поворота. Скорость до 40 км/час.

Ходовая часть состояла из обрезиненых катков большого диаметра, сблокированных по два, на листовых горизонтальных рессорах с механическими амортизаторами. Каждый каток имел независимую подвеску на полуэлиптических листовых рессорах. В верхней части подвески располагались еще сдвоенные маленькие поддерживающие катки. Управление танком облегчалось удобной пятискоростной коробкой передач.

Всего было произведено 1411 танков 38(t).

На его шасси в варианте самоходной установки (лобовая броня 45 мм) ставили пушки Ф-22, РАК-40, РАК-39 (1600 машин в 1942-1944 гг.)

В мае 1944 г. в серию пошла полностью закрытая штурмовая установка «Хетцер» (2584 машины). С двигателем мощностью 160 л.с. при массе 16 т скорость достигала 42 км/час. Лобовое бронирование – 60 мм, бортовое – 20 мм. Пушка – РАК-40.

Выводы

Германская промышленность весьма рационально подошла к проблеме модернизации легких танков. А в СССР накапливали перед войной огромные запасы устаревающих машин. Затем сняли легкие танки с производства, не попытавшись модернизировать. Но в ходе войны почему-то стали выпускать вновь легкие танки, морально к тому времени устаревшие и в боевых условиях неэффективные.

 




[1] М.Барятинский "Советские танки Второй мировой войны", 1995. "Легкие танки и бронемашины Красной Армии 1931-1939", 1997

[2] Оружие Победы./ Под общ. ред. В.Н. Новикова. Изд. 2-ое. -М.: Машиностроение,1987 -с.76

[3] Шпаковский В.О. Танки…с.128

[4] Свирин М. Н. Броня крепка. История советского танка. 1919–1937. — М.: Яуза, Эксмо, 2005. — с.176

[5] Свирин М.Н. Броня крепка…с.180

[6] Свирин М.Н. Броня крепка…с.312

[7] Свирин М.Н. Броневой щит Сталина…с.47

[8] Оружие Победы/ под ред. Новикова…, с.132,

[9] Шпаковский…с.130

[10] Оружие… с.223; Астров Н. А. Показ танка в Хамовниках.//3а рулем -1989 -№8

[11] "Бронеколлекция", №4 1997

[12] Там же, с.210

[13] Шпаковский В.О…. с.222

[14] Мостовенко В. Д. Танки. Очерк истории зарождения и развития бронетанковой техники.-М.: Воениздат, 1958 -с.86, 89

[15] Свирин М. Н. Броня крепка— с.201

[16] Бронеколлекция" №1 1996. "Танки БТ. Часть первая", Армада 1998. М.Барятинский, М.Коломиец "Легкие танки БТ-2 и БТ-5", 1996.

[17] Свирин М.Н. Броня крепка…с.340

[18] Грабин В.Г. Оружие победы. -М.: Политиздат, 1989 -с.354

[19] Hahn E. Waffen und Geheimwaffen… Bd.1-p.25;

[20] Мостовенко…с.128

[21] Форти Дж. Указ. соч. С.67