300 спартанцев

Иван Лузан
 _________На днях собрал всю свою волю в кулак и досмотрел таки «300 спартанцев». Именно досмотрел, а не посмотрел. Потому что я уже начинал. Но первые десять минут фильма показались мне неприятными и я выключил DVD. Теперь я, уже полностью, от начала и до конца просмотрев эту картину, должен признать, что ошибался. Беру свои слова назад. Потому что «неприятный» - не то слово. Теперь скажу по-другому: это одна из самых гадких, самых мерзких, самых примитивных и самых загадочных лент, которые мне доводилось видеть. Теперь, по порядку. Попробую объяснить.
_________Честно говоря, у меня и по сей час никак не выходит из головы крик Леонида: «Потому что это Спарта-а-а-а-а-а!!!». Вы знаете, после просмотра этой версии освещения событий под Фермопилами 480 года до н.э. у меня отпало любое желание теперь называть Леонида и его триста отборных, мужественных и бесстрашных воинов героями. По правде говоря, меня уже от самого начала сбил с колеи основной рекламный слоган фильма: «Сегодня мы отправимся в Ад!», с которого на экране сочилась кровь. Гениально! М-да…

_________Цветовая гамма подобрана настолько отвратительно, что под конец фильма начинает казаться, что ты сидишь не в кресле, а в пустыне под Солнцем, безжально слепящим твои окровавленные глаза. Угнетающее впечатление. Кровожадные греки, сумасшедшие персы…
_________А как вам спартанские мудрецы-извращенцы с похожим на сторчавшуюся порноактрису Оракулом? Куча уродов с горбами, волдырями, прыщами, опухолями, шрамами на полтела, с гнилыми зубами и красными глазами. Это героический эпос? Нет! Это очередной голливудский «шедевр». Ещё одна история, которую Голливуд превратил в попсовую кровавую эпопею с горами трупов, тоннами крови и дикими воплями ненормальных головорезов.
________История (я имею в виду книги) показывает героев-спартанцев, сумевших своей отвагой и бесстрашием переломить ход греко-персидских войн и вдохновить всю Грецию на обьединение усилий против врага, а также персов – негативных героев-захватчиков. А я вот после просмотра ленты, если бы не читал книг, вряд ли назвал бы персов более ненормальными, чем их противника. Они были больше похожи на дикарей-варваров с горами мышц и двумя граммами мозгов.
________А как вам персидские слоны, которые прошли вместе с многотысячной армией Ксеркса тысячи километров, для того чтобы потом какой-то дебил пустил их одного за другим идти по крутой и узкой горной тропе прямо на копья греков? Или ещё один перс: воин-мутант, которого вели закованного в цепи, как в бродячем цирке, а потом выпустили в самое пекло битвы, где ему вогнали в глаз копьё, насквозь прорезали от и до пудовый бицепс на правой, кажется, руке - а он стоял…И только отважный царь Леонид, подхватив какую-то швайку с земли отрезал чудовищу голову, на месте которой из шеи начал бить фонтан кровищи, а извращенцы-операторы всё это, так сказать, смаковали. Ещё в одном эпизоде промелькнул их палач-мутант с чем-то похожим на пилы вместо рук. И опять летит голова. В этот раз спартанская (но почему-то негритянская). А самого Ксеркса вообще показали больше похожим на гомосека-аутиста из психушки, чем на могущественного персидского царя, которого все называли Богом. Как же нежно положил он руки на плечи Леониду, когда тот повернулся к нему спиной на переговорах…И такие неоднозначные слова Ксеркса: «Поклонись мне, и я сделаю тебе всё, что пожелаешь!» Не «для тебя», а «тебе»…
________Леонид в сравнении с Ксерксом напоминал карлика, хотя не совсем понятно, откуда у персов – миниатюрных во все времена истории – взялся этот громила… Ксеркс, весь в пирсинге, оказался самоуверенным идиотом. Это же надо было до этого завоевать столько славы, как могущественный вождь могущественной армии, чтобы потом выглядеть полным идиотом перед кучкой греков. Его действия напоминали действия Бонапарта или советского командования (во времена ВОВ), когда тысячи людей бросали в бой, как пушечное мясо, прекрасно понимая, что им конец.
________А почему один из самых загадочных? В последнее время (и уже почти все это заметили) на экраны начало выходить намного больше дерьма, чем даже десять лет назад. Обилие насилия, крови, извращений и примитива сейчас тревожит каждого трезвомыслящего человека. Ширпотреб на нашем телевидении, вместе с зомбирующей идиотской рекламой, теперь составляет не меньше 75%. Загадка для меня: почему людям всё это нравится и они это смотрят и советуют другим? И что вы будете делать? Если немного отойти от нашей сегодняшней темы и проанализировать, что сегодня показывает наш ящик, можно – простите за каламбур – в него и сыграть. Мыльные оперы, примитивные дальше некуда сериалы, детские развлекательные – и как некоторые считают, развивающие! – программы (типа «Телепузиков»), противные мультфильмы (типа «Покемонов»). Сегодня экран просто кишит этим несчастьем. А о чём это говорит? О том, что «пипл хавает», если изьясняться на жаргоне пиарщиков. Если бы никто не смотрел тех же «Солдатов» или «Исцеление любовью» (где в одной серии герой снимает пиджак, а в следующей вешает его на вешалку), то их бы и не крутили. Потому что сегодня главред – это рейтинг. А так – что хотим, то и имеем. А скажи что-то против и тебе сразу же – оп, демократия! Ага. Только не такая, какой хотел бы здравый рассудок. И поэтому, для того, чтобы сделать коммерчески выгодный фильм, нужно его насытить пафосными приключениями, бессмысленными, зато красивыми спецэффектами, насилием, эротикой и убийствами. Вот главные критерии, согласно которым сегодня снимают кино. Хотя, ещё нужно наполнить сценарий такими фразами, как: «С тобой всё в порядке?» (в это время главный герой обязательно должен лежать в луже собственной или чужой крови и взглядом, вызывающим жалость, смотреть вдаль), «спасаем свои задницы!» и «нет, я должен это сделать!» (с этими словами очередной герой на подобие Рэмбо поднимает с земли автомат, в котором никогда не заканчиваются патроны и в одиночку на протяжении четырёх-пяти минут уничтожает армию противника). О, это уже что-то! Такой фильм, если он всё это (или хотя бы большую часть) в себе уместит, может рассчитывать на солидные кассовые сборы. А люди сидят перед экраном в кинотеатре и хрустят ароматным поп-корном (терпеть его не могу!) в то время, когда идёт эпизод изнасилования очередной китаянки Ли или Дзинь, а посему Якудза развяжет очередную бойню с американскими недоносками; в это время на экран брызгает кровь – это стало так модно! – и рука с порцией поп-корна задерживается на полпути ко рту… Приятного! А названия… Мама дорогая! «Техасская резня бензопилой-2», «Пила», «Ужас Аментивиля», «Каннибалы», «Терминатор-3» и т.д… Такое впечатление, что кроме наркотиков, секса, дула у виска, "fuck you!" и заставки «20-й век фокс представляет» сейчас ничего нет и не должно быть.
_______И поэтому настоящими тремя сотнями отважных спартанцев, вышедших на свой последний бой дабы отстоять своё и своего народа право жить свободно, а не на зверскую охоту, как в последней экранизации, для меня являются те, кто понимает то, о чём я сейчас рассказываю. Те, кто лучше ещё раз сядет и перечитает историческую книгу, чем будет смотреть, как извращенцы-операторы и режиссёры смакуют царя Леонида, лежащего посреди моря трупов своих подданных, и напичканного стрелами, как кактус. Те, кто выбросит в глубокую каменную яму диск с этим фильмом и другими такими, как этот. А когда кто-нибудь удивлённо спросит, почему он это сделал, и надменно скжет, что ты, мол, рехнулся, то столкнёт в ту яму и его, с криком: «Потому что это Спарта-а-а-а-а!!!»

«Большего не прошу. Просто помните о нас». Леонид