Тюльпановая степь

Ренар Взятышев
               
    Генерал-полковник Чумарин проследил как закрывалась дверь за уходящим, взялся двумя руками за голову и начал массировать виски, затылок, лоб. Напряжённо думал. На небе, видном через окно, становились заметными первые звёзды. До сдачи объекта правительственной комиссии оставалось чуть более суток. Вспомнились многие напряжённые разговоры с высокими лицами  государства о незамедлительной сдаче в производство  узла и всей системы безопасности.  За сборку, испытания и сдачу которого, отвечал он, командующий большим военным научно-производственным подразделением. Ещё одной отсрочки им не простят ни в министерстве, ни в Центральном комитете партии, ни в правительстве. И правильно. Государственные, политические интересы страны зависят от оперативности и успешности их работы.
Сколько труда, нервов, воли  было затрачено им, заместителями,  всем научно-техническим персоналом. Трудное взаимодействие со смежниками, поставка узлов, сборка, отладка. И вот теперь, когда опытный образец, проверенный и перепроверенный, ориентировали на испытательном стенде, выяснилось, нарушена юстировка узла системы. Правда, до сегодняшнего момента в изделии  использовался макет радиоактивного стержня, по размерам и массе  точно соответствующий настоящему. Как могло оказаться, что тщательно продуманная замена макета на стержень внесла ошибку?
Медлить было нельзя. План выхода из ситуации, в общих чертах уже возник в голове. Генерал-полковник вызвал к себе дежурного офицера и приказал уведомить всех своих заместителей о сборе…

Солнце только-только всем своим диском поднялось над горизонтом. Степь, бесконечно простирающаяся во все стороны, ещё сохраняла ночную свежесть.
    Сразу за колючей проволокой ограждений ковром стелились дикие тюльпаны.  Розовые,  пурпурные, жёлтые. Вдали, полосой зеленела ниточка кустарника, поднявшегося над расщелиной оврага. У ангара, ближайшего к испытательному стенду, на широкой бетонной площадке шеренгой стояли двадцать три  офицера. Подполковники, майоры,  капитаны. Технические специалисты,  работавшие над системой.
    Чумарин отделился от группы начальства, Подошёл к шеренге.
В нескольких словах обрисовал ситуацию и дал команду: "У кого есть дети, на месте. Остальные шаг вперёд"! Шеренга разделилась на две неровные составляющие. " У кого на иждивении родственники на месте, остальные шаг вперёд" – прозвучала новая команда. Шесть человек оказались впереди оставленных. "Женатые и имеющие невест на месте, остальные шаг вперёд", не командной, товарищеской интонацией проговорил генерал.
Вперёд вышло два человека. "Если у кого-то из Вас поданы документы на учёбу - на месте"!  Подполковник  Лузгин, крепко сбитый,  выше среднего роста блондин, уроженец Орла, шагнул и оказался в двух шагах от командующего. Спокойно выслушал поставленную задачу. Выпил, по приказу Чумарина, стакан спирта, ловко поданный ординарцем генерала и зашагал на стенд юстировать стержень.
Сдача объекта прошла показательно хорошо. Мир вскоре узнал об очередном космическом достижении русских.
Минуло ещё два месяца и несколько дней. В подразделении стало известно о кончине, уволенного в запас, полковника Лузгина.