Как на Алтае люди к деньгам привыкали

Владимир Зезиков
           Жизнь деревенских людей на Алтае  совсем недавно, каких-то 15 лет назад, была такая же,  как и 50 лет назад. Люди в сёлах были добрыми, работящими, но страшно не любили тех, кто сильно уважал золотого тельца.

            Современным молодым людям,  наверное,  этого не понять, потому что сейчас  практически никто не стесняется продавать и  покупать товары и услуги за деньги. А, в те времена,   люди были несколько другими. Расчётной единице была бутылка. Это могла быть бутылка водки, самогона, вина, а часто и просто бражки. Что бы молодые люди это могли себе представить, я расскажу одну историю, происшедшую со мной лет двадцать назад.

            Жил  я тогда на берегу Чёрного моря и судьба, забросила меня в очередной раз на Родину,  Алтай. Я очень люблю Алтай и узнаю его, прежде всего по запаху. Как только самолёт приземляется в Барнауле, и открывается дверь, так первым делом, в салон проникает чудесный пьянящий воздух, которым надышаться невозможно и  от которого идёт кругом голова.

            Путь мой был быстрый. Самолётом Анапа – Москва – Новосибирск. Автобусом – Новосибирск – Бийск – районное село Советское и ж……. . Весь этот длинный путь я проделал менее чем за сутки, и до родного села, совхоза Урожайный, оставалось каких – то 15 километров. Вот эти – то 15 километров -  хоть пешком иди, и дошёл бы, да чемодан тяжёлый, не донесу.

            Часа четыре я ждал попутного транспорта около моста, через небольшую речушку Сетовка, но тщетно. Устал неимоверно. Жара, пыль от местного автотранспорта, отсутствие воды, привели меня в удручающее состояние. Я был расстроен. Более четырёх тысяч километров – без единой загвоздки, а здесь – на тебе.

            Неожиданно моё внимание привлёк старенький москвич - 412, стоящий недалеко, около небольшого деревянного дома. Мужчина красил веранду. Я сделал однозначный вывод -  это и есть хозяин Москвича. Надежда забилась у меня в груди. Оставив чемодан, около моста, но присматривая за ним, а вдруг…..,  я подошёл к мужчине и спросил:

            - Мужик. Это твоя  машина?

            - Моя, а что?

            - Да, вот, к родителям еду. Добрось до Урожайного, десять рублей заплачу.

            - Извини,  друг, видишь,  я занят. Не могу.

            Не солоно – хлебавши, я поплёлся опять к мосту, ждать чуда. А вдруг, повезёт.
Минут через пятнадцать, мужчина перестал красить свою  треклятую веранду, вытер какой-то тряпкой руки, и подошёл ко мне.

            - Так сколько, говоришь,  заплатишь-то?

            - Ну,  я же сказал десять рублей, а что,  мало?

            - Ну…..  тогда обожди чуток, сейчас я руки вымою и поедем.

            Через некоторое время, мужик вышел из двора своего дома, завёл машину, и подъехал ко мне. Сердце у меня колотилось. Мучения кончались,  и я предвкушал скорую встречу с родителями.

             Но,  не тут,  то было. Когда я сел в машину, водитель стал как-то странно  себя вести, косо поглядывать, подкашливать, и как будь-то,  не собирался ехать. Я заволновался.

            - В чём дело?

            - Да, это,…… не могу я деньги взять, ты мне лучше бутылку водки купи.

            - Так подъезжай к магазину.

            Водитель повеселел, развернул машину, и вскоре мы были около сельского универмага. Я зашёл в магазин, купил бутылку водки за девять рублей сорок копеек, и мы весело разговаривая,  быстро проехали эти самые длинные на моём пути последние пятнадцать километров.

            Современные молодые люди, прочитав рассказ,  очевидно,  разделяться на три  лагеря; одни – не поверят, вторые – подумают, какие - же наивные  люди были в прошлом, а у третьих - навернётся слеза, и они вспомнят  о том времени и тех людях.