Формулы жизни. Справедливость

Дядя Вадя
                «А люди справедливости хотят…» из песни Владимира Семёновича

     Понятие справедливости напрямую связано со спокойствием людей.
     Судите сами, когда человек чувствует несправедливость, он неспокоен. Человек обеспокоен этим явлением, даже если оно его пока не касается, ибо простая логика ему подсказывает: завтра несправедливость может коснуться тебя. И человек возмущается. Чем больше, тем  возмутительнее несправедливость. Отсюда делаем основополагающий вывод:
       ОТСУТСТВИЕ  ВОЗМУЩЕНИЙ  -  есть СПОКОЙСТВИЕ, а значит НАЛИЧИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ.
     Если хотите, это критерий справедливости в обществе. А иначе, как её определить?  Справедливость нравственное понятие, значит, касается отношений между людьми. Впрочем, к другим живым существам её тоже можно отнести. Если те способны каким-то образом возмущаться. Допустим, гавкать, мычать, рычать, трубить. Они могут учинить нашествия, если нарушена справедливость по их муравьиным или слоновьим понятиям.
Сосредоточимся всё же на людях.
Достаток людей в обществе различен. Богатые соседи обеспечивают себе зависть  демонстрацией своих доходов. Но если жалоб и заявлений пока нет, делаем  вытекающий и более фундаментальный вывод:
     СПРАВЕДЛИВОСТЬ  не зависит от количества МАТЕРИАЛЬНЫХ  БЛАГ на душу населения. Они могут быть минимальны. ГЛАВНОЕ сохранять СПОКОЙСТВИЕ электората.
      Пришедший в строку научный термин (электорат) может отбить охоту читать дальше, поэтому приведу простой пример из жизни диких племён.

      Убили мамонта и поделили, согласно иерархии. Охотникам – побольше, остальным членам племени (у кого они имеются) кусок для еды поменьше и кусок шкуры для одежды, кому требуется. Вождь получает лучший и самый большой кусок того и другого. Плюс бивни мамонта, так как он вождь и ему положено. Все довольны, а значит спокойны. Никто не возмущается. Справедливость царствует в племени.
      И это происходит до поры до времени, когда какой-нибудь подруге одного из членов племени ПОКАЖЕТСЯ МАЛО и мяса и шкуры. Ещё ей захочется украшений из бивня мамонта, и она начинает возмущаться, то есть вопить и требовать. Смущая своим воплем других подруг и даже членов племени. И некоторые их них тоже начинают  вопить, буквально пять человек. Остальные пока терпят.
      Мудрый вождь, видя зарождение гнусных ростков возмущения в своём царстве справедливости, объясняет всем через средство массовой информации очень понятно. СМИ у него  - луженая глотка жреца, и она вещает: есть, мол, закон, то есть «ВОЖДЬ» ( хотя он мог сослаться на ОБЫЧАЙ, что в принципе одно и то же), и те кому обычай не нравится, будет побит палками. Тут же показывают всем эти крепкие палки.
     Двое членов сразу успокаиваются, а три подруги продолжают возмущаться. Тогда их бьют палками до тех пор, пока они не успокоятся. И это справедливо. Все понимают, что есть вождь, что он есть закон и что спокойствие очень важно.
     И так продолжается в известном смысле до сегодняшнего дня. Тот, кто устанавливает закон и добивается спокойствия, имеет столько, сколько сможет. И это справедливо.

     Люди-то разные, согласитесь, и сильный, мощный детина должен есть больше, чем хиляк-диетчик. И это справедливо.
     Но присущее людям исконное чувство зависти подтачивает этот краеугольный камень истинной законности. Поэтому главное, чтобы хиляк не возмущался. И чтоб не кучковались  стихийно эти хиляки в митингующие толпы. А то ведь сначала митингуют, а потом начнут громить учреждения власти, как учили основоположники дестабилизации.
     Чтобы этого не случилось надо следить за процессами брожения толпы. Спускать вовремя «пар», подкармливать лидеров, рассортировывать толпу по интересам: попса, фанаты, экстремалы… Короче, проводить политику.
      Для чего? Не проще ли ввести известную палочную систему?
     Как оказалось из социоэксперимента, применение Силы в деле достижения спокойствия и справедливости  –  обременительно и не всегда надёжно. Ведь необходимо делиться с этими Силовиками доходами. Опыт так же показал, что Силовики начинают имитировать бурную деятельность и от этого прогнивают изнутри. Чтобы всего этого избежать, нужна правильная политика.
     Правильная. Что под этим подразумевать? Какую политику выбрать?
       Вот, вот, выборы. Это то, что надо! Пусть хлопотное, но необходимое для обеспечения спокойствия мероприятие. Бескровное, безболезненное, надёжное и главное справедливое принятие мер.
      Чтобы гарантировать спокойствие, а значит СПРАВЕДЛИВОСТЬ, власть над собой необходимо ВЫБИРАТЬ.
      Пролиты моря крови на пути к этой простой формуле.

      Теперь вспомним приведённый выше пример из жизни племён. Имеющий власть пользуется привилегиями «большего куска».
     Ведь если не будет привилегий, то во власть никто не пойдёт, никто «не вляпается», как сказал поэт. И это ясен пень в апрельский день.
      Поэтому всякая власть должна быть избрана на срок.
      Срок достаточный, чтобы власть успела проявить себя, но недолгий, чтобы не успела привыкнуть. Впрочем, власть следует поощрять, оставляя на второй срок. И это справедливо.

     Чтобы поставить все точки над «i», следует отметить: организация общества достигла таких высот, что создала специальный орган власти для выявления несправедливости, ниспровержения ея и восстановление справедливости, КАКАЯ ТОЛЬКО возможна.
    Орган назвали  – суд.
     Дальше очень просто. Соединим суд и я -  получается судья.
    Все судят с удовольствием и, входя в раж, доходят до быстрой расправы, называемой самосудом. Какая уж тут справедливость...
    Однако, с другой стороны, разве все законы справедливы? И разве все судьи неподкупны? Где справедливость отыскать?
    Опять вспомним племенной пример. Там всё решал вождь. Мы очень хорошо помним период вождизма.  После него очень долго не затихает раболепный трепет толпы. И для  воцарения справедливости из неё выделяют весьма ответственных прокуроров, адвокатов и присяжных заседателей. Они долго, иногда годами, стряпают дело и выносят его на суд в открытую, при свидетелях, при народе, в присутствии СМИ. И всё для того, чтобы добиться спокойствия, которое важно.
     Обратите внимание, когда сие происходит при закрытых дверях, без свидетелей и без всяких СМИ, на справедливость надеяться не приходится.
     Судья выносит вердикт и, если он не приносит желанного спокойствия, требуют повторного рассмотрения дела, обращаются в более вышестоящий суд вплоть до международного  масштаба…
     Представьте, какая канитель и всего-то ради спокойствия. Дабы справедливость восторжествовала.
     И она торжествует.
     Иногда посмертно.
     Даже посмертная реабилитация усмиряет мятежный дух.

     Возможно, иной читатель будет разочарован. Ему бы хотелось услышать очередной вопль, что справедливости нет на белом свете и быть не может.
     Возможно, этот вопль лёг бы бальзамом на его душевные раны.
      Открою маленький секрет: перечитайте всё сначала и там, между строк вы его найдёте.