Две матери

Аркадий Вингерт
Городской парк после дождя дышал свежестью. Дул порывистый майский ветер, небо было пасмурно. В такую погоду едва ли у кого-нибудь возникнет мысль прогуляться и подышать воздухом. Вот и уже немолодая, но эффектная женщина в строгом пальто серого цвета и пестром крепдешиновом платке пришла сюда не для этого. Она сидела на скамейке в ожидании молодой и, как ей казалось с высоты жизненного опыта, ветреной девушки.
Когда та показалась со стороны главных ворот, женщина поднялась и поспешила ей навстречу.
- Я вас уже заждалась, Настенька, где вы только ходите?! – не слишком сердито произнесла она, поглаживая далеко выступающий живот девушки.
- И все-таки не стоило звонить мне семь раз за последние пять минут, Екатерина Иосифовна, - едва скрывая недовольство, парировала Настя.
- Вы же знаете, как я волнуюсь, стоит вам хотя бы ненадолго задержаться. Мне кажется мы с мужем должны были убедить вас пожить это время в нашей квартире.
- Не переживайте, с вашими близнецами ничего не случится.
- В жизни всякое случается, Настенька, вы молоды и еще столького не знаете.
- Я вполне ответственный и взрослый человек. Вы должны были понимать это, доверив мне вынашивать ваших детей.
- Мне и в голову не приходило вас обижать, Настенька. Вы знаете как хорошо я к вам отношусь, однако было бы просто бесчувственно оставить вас одну на время беременности и только и делать, что оплачивать расходы.
- Именно об этом я и хотела с вами поговорить. Давайте присядем на скамейку. Нам нужно кое-что обсудить.
- Тогда может нам лучше выбрать место потеплее. Детям нужен свежий воздух, но сидя на сырых скамейках мы можем их застудить.
- У меня есть с собой теплые вещи, им ничего не грозит.
Не слушая больше возражений суррогатная мать расстелила на скамейке свернутый вдвое плед и уселась.
- Раз уж мы сидим, можно начать разговор по существу, - предложила Екатерина Иосифовна.
- Мне очень нелегко сказать то, что я хочу, - замялась Настя, не зная как лучше начать. – Вы очень хорошая женщина, Екатерина Иосифовна: добрая и заботливая. Может быть вы лучшая из тех, кто доверяет вынашивать своих детей таким как я. Вы выбрали меня, когда я была в бедственном положении и платили мне гораздо больше, чем предусмотрено в договоре. Но…
- Говорите же, я не люблю долгих вступлений.
- Когда я заключала с вами договор, я была на восемь месяцев моложе и понятия не имела какого это – быть матерью. Конечно это не мои дети, хоть они и развиваются в моем чреве, но я люблю их и считаю своей частью.
- Это прекрасно. Боже мой, лучшего и представить нельзя в нашем случае.
- Да, вы правы. Скоро я буду рожать. Вы рассказали мне уже столько планов насчет этих детей, что невольно пробудили во мне материнские чувства.
- Я не понимаю куда вы клоните. Неужели вы хотите оставить их себе?
- Нет, ну что вы. Просто я хочу сказать вам, что мне не нравится то давление, которое вы на меня оказываете. Все эти восемь месяцев я нахожусь под вашим неусыпным вниманием. Вы постоянно указываете мне что делать, как быть, что есть и куда ходить. Наверное, для женщины, готовящейся стать матерью в вашем возрасте это нормально, но я не могу это дальше терпеть. Матерью быть никогда не поздно, но нужно думать не только о себе, но и той, кто принесет вам это. Вы так давите на меня своей активностью, что мне иногда кажется, будто это не я вместилище ваших будущих детей, а они моя тюрьма. Да-да, это настолько тяжело для меня – быть их суррогатной матерью, что иначе воспринимать происходящее я не могу. Ей богу, мне даже хочется убежать от всего этого!
- Успокойтесь, Настенька, скоро роды и так как для вас это впервые, вы просто разнервничались. Это пройдет, поверьте мне.
- Знаете, я уже стала сомневаться. Мне кажется, что до конца жизни мне будут сниться кошмарные сны, в которых вы окружаете меня своей опекой. Вы совершенно сковали меня в возможности предпринимать какие-то действия. Я понимаю, что вы заботитесь о том, чтобы ваши дети не пострадали, но постарайтесь понять, что ваши дети – не единственный смысл моей жизни. Когда вы запретили мне пойти на похороны дедушки, я смогла примириться с вашей волей, но то, что вы не пустили меня на свадьбу к единственной сестре – это уже слишком!
- Вам вредны как отрицательные эмоции, так и слишком положительные. Вы должны понимать, что главное для вас на этом этапе – мои дети.
- Господи, как же вы не можете понять, что я не хочу чувствовать себя инкубатором! Если вы встречаетесь со мной, то говорите только о своих детях, если планируете мой рацион и расписание дня – вы думаете только о своих детях, а ведь я тоже человек. Почему вы ни разу не спросили чего хочу я? Вы даже ни разу не посоветовались со мной, не спросили моего мнения.
- Если бы давным-давно одна женщина проявляла бы такую же заботу ко мне, как я к вам, вы бы сейчас не были «обременены» вынашиванием наших с мужем детей. Вы чего-то не договариваете, я вижу это по вашим глазам. Все это время вы казались мне вполне довольной, чтобы устроить мне подобное выяснение отношений. Давайте говорить начистоту. Я ждала этих детей двадцать лет и теперь не хочу слушать то, что имеет лишь косвенное отношение к делу.
- Вы были правы, когда предположили, что я хочу оставить детей себе. Вы знаете, что по закону я имею на это право.
- Чего вы хотите? Денег? Что ж, если вы считаете, что мы мало вам платили, мы можем заплатить еще. Назовите сумму.
- Ну что вы, Екатерина Иосифовна, я уже говорила, что вы итак были очень щедры. Дело не в этом. Просто если бы вы хоть немного интересовались не только моим животом, но и мной, вы бы знали, что у меня есть молодой человек. Жених.
- Правда? Я этого не знала. Почему же вы мне этого никогда не говорили сами?
- Я считаю, что людей не стоит посвящать в свою личную жизнь, если они тебя об этом не спрашивают.
- Что ж, воля ваша. Какое он имеет отношение к моим детям?
- Андрей работает по контракту в Москве. Последнее время он стал приезжать крайне редко. Когда Андрей видит меня беременной, он постоянно психует и я не знаю что мне делать. Ему не нравится, что я вынашиваю чужих детей, когда нам уже пора бы иметь своих.
- Он говорил вам именно так?
- Нет, но я хорошо его знаю.
- Я расскажу вам историю, которая, быть может, заставит вас переменить свое мнение. Когда я была в вашем возрасте, у меня тоже был парень по имени Сергей. Наши отношения были очень красивыми и естественно я готовилась пойти с ним под венец, а после прожить бок о бок остаток дней. Жаль тогда мне не подвернулась мудрая женщина, которая надоумила бы меня взглянуть на любимого более пристальным взглядом, задать ему те важные вопросы, без ответов на которые не может существовать полноценный, длительный брак. Наивная и глупая я доверилась ему настолько, что забеременела. Тут-то мой Сережа и начал меняться. Когда женщина беременеет в браке – это считается вполне естественным, когда же отношения его родителей не определены перед обществом – предсказать дальнейшую судьбу плода трудно. Все чаще в наши отношения начала вклиниваться его мама. Она считала, что ее сын должен выбиться в люди, стать состоятельным человеком. С ребенком достичь этого было бы крайне трудно. К тому же и сам Сергей был еще, можно сказать, ветреный мальчик. Одним словом, его мать не хотела чтобы мой ребенок родился. Как только она не уговаривала меня сделать аборт! Сергей вторил ей. Я была категорически против. Но молодость сыграла со мной злую шутку. Доверившись уговорам и обещаниям любимого с его матерью, я согласилась на предлагаемый ими шаг. Когда меня привели в больницу, врач отказался делать аборт, оказалось, что уже слишком поздно. Однако мать Сергея обладала злым гением – она могла уговорить кого угодно. В итоге во время операции мне проткнули матку и я потеряла возможность иметь детей. После этого мы еще какое-то время жили с Сергеем вместе, но ощущение греха, который повис на моей душе, не оставляло меня ни на минуту. Я хотела покончить с собой, но не решилась. Знаете, Настенька, стоит человека лишить чего-то, как тут же ему этого нестерпимо захочется. Любая женщина хочет быть матерью, просто многие этого боятся.
- Это действительно так.
- Не будем больше об этих людях. Они сломали мне жизнь и долгое время я их ненавидела. Быть может это чувство останется во мне до конца моих дней, но сейчас я думаю, что главной моей ошибкой было вовсе не то, что я согласилась на аборт. Ничего этого бы не произошло, если бы я была более осторожна и смогла понять что за люди Сергей и его мама. Поэтому и вам сейчас я хочу пожелать быть более осторожной в выборе того, с кем вы свяжете свою судьбу. Как вы знаете, я замужем и очень люблю своего мужа Павла. Мы встретились с ним в больнице, где я обследовалась со своей бедой. Он проникся ко мне и мы как-то стремительно сблизились. Если бы ни он, я бы никогда не вынесла этой борьбы длиной в двадцать лет. Вы хотите привязать моими детьми вашего Андрея, но уверены ли вы, что он признает их своими? Генетически вы оба не имеете к нашим близнецам никакого отношения. К тому же вы молоды и родить еще раз вам не составит труда. Если же ваши материнские чувства к моим детям настолько велики, вы можете с ними видеться, если захотите. Никто не говорит вам о том, что после рождения мы и думать забудем о вашем существовании. Двери нашего дома всегда для вас открыты.
- Мне стыдно, Екатерина Иосифовна.
- Ничего, Настенька, ничего. Это все от неопытности. Жизнь многому учит людей, но только от нас зависит какой ценой мы приобретем необходимый опыт.
Две матери встали и неторопливо пошли к выходу. Сквозь серозные тучи пробивались лучи послеполуденного солнца. По аллее шли женщины с детьми.