На стремнине

Леонид Силаев
Для нынешнего состояния умов характерен кризис гуманитарного мировосприятия. Спор "физиков" и "лириков", некогда занимавший общественность, окончен, забыт и потерял актуальность, так и не способствовав прояснению истины. Неудовлетворенность от исхода дебатов, служащих духовной пищей "шестидесятникам" прошлого века, вправе ощущать большинство дискуссантов: обе стороны спорщиков проиграли, не у дел, не востребованными оказались они, лучшие. Качественно новое состояние общества требует усредненности и специализации, не терпит верхоглядства и дилетантизма. Капитализм - это приземленность помыслов и чаяний потребителя навязываемых благ, без взлетов фантазии и отвлечений на неглавное. Предается остракизму старое, на вооружение берутся новые интеллектуальные схемы, в основе которых рационализм и трезвость взгляда на вещи. Пришедшее на смену "отцам"- романтикам поколение состоит сплошь из молодых прагматиков, никто из которых не бросится "за туманом и за запахом тайги" по зову сердца, предпочитая иные пути и географические координаты, преимущественно западные.

Такой оборот дела обескураживает и вчерашних "физиков", которые на поверку оказываются теми же "лириками", не способными самореализоваться в новых условиях. Зачинатель всяческих революций, русская интеллигенция, расплачивается за свою революционность собственным благополучием и поставлена на грань физического выживания. Гуманитарные ценности представляются ей выброшенными на помойку. Трагедия "маленького человека» которой занималась русская литература, обернулась трагедией всего народа, превратившегося в толпу маленьких человечков. Произошел разрыв времен, сама русская классика   перестала быть «вещью в себе», потеряла авторитет среди молодежи, выбирающей пепси. Телевизионный фильм с тургеневскими героями, транслируемый в "мертвое" время выглядит реликтом, словно птеродактиль на Дерибасовской. Нынешняя эпоха предоставила художнику свободу творчества, но лишила зрителей. Правит бал низкопробное чтиво, триллер и детектив оказались самыми репродуцируемыми жанрами. Ждет своего режиссера Раскольников, убивающий старуху по-новому - идеальный герой переходного времени.

  Тоталитаризм и большевизм, составные русской истории, порождали духов¬ность в обществе. Загоняя передовую мысль в подполье, власть получала высокохудожественную литературу и андеграунд. Устраивая периодически  "прополки" на ниве искусства, калеча индивидуальные судьбы художников, государство имело дружные всходы молодой поросли литературных талантов. Когда власть перестала заниматься культурой, ее, культуры, не стало.

Разброд и шатания в среде художников, "вероломно" брошенных на произвол судьбы, без кормчего, вылились в глумление и оплевывание былых гуманитарных идеалов, /шлягер Сергея Пенкина "Я Вас любил на слова А.Пушкина/. Нашлись и такие, кто стал обвинять само искусство, литературу в собственной финансовой несостоятельности, неумении разрешать бытовые вопросы, что во множестве подбрасывала новая действительность. Толстой с Шекспиром, таким образом, стали главными виновниками тяжелого материального положе¬ния части былой советской интеллигенции.

И» физики, ни "лирики» оказались ненужными в переходное постреволюционное время .Востребованными оказались воры для зарождения основ дикого капитализма и зарождения нового класса отечественных олигархов. Историю не творят в белых перчатках, а Чубайс имеет основания гордиться своей ролью могильщика коммунизма.  « Я пришел дать Вам волю», - вот смысл его выступлений на публике, который, объективности ради, придется дополнить словами, вычеканенными на оборотной стороне медали, столь неприятными реформатору:"И отнять хлеб насущный".

Тоталитарный контроль над духовными процессами в обществе, таким обра¬зом, являлся той благотворной средой, в которой выпестовалась и явилась миру русская культура со всеми ее достижениями и взлетами творчества гениев. Внутренняя свобода художника лишь закаляется и крепчает в услови¬ях гонений на свободную мысль и стремления  со стороны власти направить в нужное ей  русло стихию творчества. Борьба между властью и обществом за свободу и против нее и составляет основополагающую русской цивилизации как таковой. Сомневающихся отошлем к Бердяеву, который много и со знанием дела писал об этом.

Нынешняя бездуховность, означает ли она конец русской цивилизации? Не есть ли нынешний разгул преступности ответом на отсутствие позитива стремящейся к нему русской души? Должен ли быть поэт в России лишь только поэтом, а никак не более? Следует ли погибнуть русской цивилизации как таковой для блага народа русского и материального его преуспевания? На все эти вопросы ответ должно дать время, и нам уже, похоже, сего не дождаться.

Муза истории Клио - дама капризная, обладающая всеми пороками взбаломошенной женщины. То она неоправданно медлит, что любовница перед зеркалом, собирающаяся в театр, прихорашивается, когда представление уже началось. То несется сломя голову, когда ясно, что в театр и так опоздали, попадая в новые приключения. Беда ее в том, что кроме обычного легкомыслия, она, солнцеликая, может согревать в лучах славы   проходимцев и бездельников всяческих мастей, неразборчиво делая их своими спутниками, вознося   на самые вершины иерархарической лестницы. Ну кто сейчас и упомнит Геннадия Бурбулиса, помощника Ельцина, бывшего некогда Государственным секретарем России в специально придуманной для него должности. Вместе с тем, именно он интеллектуально обосновал идею развала СССР и приобщил к ней своего патрона. Вспоминается по сему поводу эпизод, давно канувший в Лету, в кото¬ром как в -кристалле отражается понимание, вернее полное непонимание этим случайным человеком проблем России, государства, которым тому довелось"порулить" со своим шефом.

Корреспондент: Какова будет идеология новой власти, во что теперь верить
среднему труженику, ведь коммунистическая теперь пала?
 Бурбулис: И что вы ко мне пристаете с этой идеологией! Верьте во что хотите, живите как знаете! Идеологию им опять подавай!!!
Как говорится, без комментариев. Ну и бог с ним, Бурбулисом.

Можно ли считать, что гуманитарные ценности не выдержали испытания временем? Сомнительно. Скорее, гуманитарное мироззрение в наши дни перестает быть профессией, а посему гуманитарий вынужден искать иные способы существования, не связанные с привычной риторикой. Пока общество бедно и не может за свой счет содержать поэта, тот ищет спонсоров и средства на жизнь. Когда нет меценатов, художник переквалифицируется в управдомы, чтобы выжить. Как и в остальном мире, поэты начинают заниматься собственно поэзией и перестают быть пророками.

Нищая старуха, кормящая бродячую собаку на помойке, никогда не читала трудов Махатмы Ганди, хотя и действует в русле его учения. Узурпация права на духовность, будь то церковью или профессиональным гуманитарием, не правомерна, поскольку из людей не вытравишь сочувствия к еще более обездоленному. В основе его есть боязнь невзгод и возможности очутиться на месте слабого.

Гуманитарному сознанию, таким образом, ничего не угрожает. Следует лишь заниматься делом и не привносить в общество излишний драматизм в связи со своим не вполне благополучным положением. Время расставит все по местам, окончательно определив, кто из гуманитариев занимался своей работой, а кто был  причислен к ним  по ошибке.



7.02.01.