Наталья Щедрова

Валери Таразо
На снимке Наташа Щедрова (слева) и Света Шикута у рентгеновского спектрометра "СПАРК-М1".


Наташа поступила в аспирантуру в 1997 году, окончив родственную кафедру - как ее теперь называют – “кафедра технологии защиты биосферы”. Мы нуждались в специалисте, который в большей мере подкован в технологических вопросах, чем наши студенты. Тема определилась сразу. Наташа должна была специализироваться в вопросах совершенствования процессов сжигания бытового мусора. В Москве в то время было два,  работающих мусоросжигательных завода (МСЗ). Один из них использовал технологию  “сухой” очистки отходящих топочных газов, которая подвергалась критике. Считалось, что она может быть источником опасных веществ в городской атмосфере. Так оно и оказалось.
Три года аспирантуры быстро пробежали, а до решения поставленных мной задач было далеко. Не хватало приборов. Нужен был рентгеновский флуоресцентный спектрометр – прибор очень дорогой, чтобы его приобрела кафедра или даже Университет. Вспомните 1997 год. Правда, сейчас материальное положение Университета еще хуже (кризис!). Но в начале 2000 годов был некий просвет.
Неожиданная помощь пришла от отца Игоря Николаевича Щедрова и от мамы Елены Ивановны. Игорь Николаевич (мир праху его!) так волновался за судьбу Наташи, что встречался со мной много раз,  пытаясь понять, что тормозит продвижение работы. Я говорил ему, что даже девять  женщин, которые находятся  на первом месяце беременности, не в состоянии родить ребенка. Он соглашался с тем, что мне виднее, когда придет конец мучениям. Я счита, что такие мучения - только на пользу.
Появление прибора Спарк 1М, с опорой на рентгеновский дифрактометр ДРОН – 4 – 13, использование атомно-эмиссионного спектрометра  связанной плазмы марки Jobin Yvon - 32,  ангажированного в Курчатовском институте, делали нас готовыми выполнять поставленные задачи. Прибор инверсионной вольтамперометрии ИВА Экотест, который был свой, усиливал нас. Одним словом, мы полностью оснастились, и работа была завешена в 2002 году. Но обработка экспериментальных результатов потребовала еще одного года, а подготовка к защите велась уже в 2004 году.
Очень большую работу провели дипломницы   Светлана Шикута и Виктория Взнуздаева. Со Светой было опубликовано 3 статьи в разных журналах.
Работа Щедровой "Вклад тяжелых металлов в экологическую опасность зол мусоросжигательных заводов г. Москвы" получилась содержательной, хорошо оформленной, благодаря широкому использованию статистических и кинетических методов. Защита состоялась уже хорошо подготовленной Наташей Щедровой в конце июня 2004 года. Защита проходила без меня, но вполне успешно. В это время я лежал, переживая тяжелый инсульт. Вся правая сторона была и остается парализованной. Когда меня выписали (в июле) из больницы, правые конечности были такими, будто я вышел из Освенцима. И сейчас сильные боли мучают меня.