Вера

Георгий Свиридов
Человек такое существо, что ему всегда во что-то нужно верить. В себя, в любовь, в дружбу, в Бога, в науку. И что бы человек не говорил, он все равно верит. Верит только потому, что вера для каждого из нас, как для хромого костыль. Вера дает нам силы. Вера – это основа души или того, что отличает Homo Sapiens от животного. 

Случай, когда человек верит только в себя и свои силы, столь банален, что и говорить про него не стоит. Такой человек словно бы говорит миру: «Я – сам по себе! Мне никто не нужен!» Но сколь эта вера правильна, сколь она отличается от банального эгоизма? Это уже скорее вопрос совести. А совесть – это понятие чисто субъективное. Я не вешаю ярлык на таких людей. Наверняка среди них есть милосердные филантропы. И все-таки, я рад, что таких людей среди нас далеко не большинство.

Другое дело, если человек верит в любовь, в дружбу. В этом случае, как мне кажется, человек верит не столько в себя, сколько в других людей и свои чувства. Человек, на основании собственных симпатий, начинает доверять узкому кругу окружающих. Такие люди, не столько верят, сколько находятся в постоянном доказательстве своего уважения, своих чувств. Сколько ищут уважение и чувства своего избранного круга. Но это так же помогает им оставаться в равновесии с миром. Таких людей, много в поколении наших отцов. Тех, кто был рожден и вырос в атеистическую эпоху социализма.

И третья группа, это те, кто верит в некую Высшую силу. В Богов, в чертей, в инопланетян или Карму с Судьбой. Все те, кто использует свою Веру, для того, чтобы переложить всю ответственность с себя на ту самую, пресловутую, Высшую силу. Эти люди кладут свою жизнь на алтарь служению неведомой, нематериальной мечте. Именно это помогает им не сойти с ума, выжить в нашем жестоком и, несмотря на все, мире.

Но я не об этом. Меня более всего занимает вопрос, почему на любой из разновидностей Веры, люди научились спекулировать? Почему люди, любое проявление любви, ставят на службу великому американскому Богу по имени Бизнес? Вопросы эти роились в моей голове но, после очередного сообщения о снисхождении Благодатного огня в канун Великой Пасхи, они как-то сформировались в некое единое целое. Сразу скажу, хотя я и агностик, но я уважаю чувства верующих в Бога. Но себя причисляю, скорее ко второй группе людей, верящих в любовь и дружбу.

Самые большие спекуляции, на мой взгляд, происходят на вере в Бога. Любая религия – это более или менее узаконенный способ отъема денег. От банального приема «место, где человек общается с Богом, должно быть прекрасно». И до совсем пошлых приемов различных «религиозных» сект. Но эти способы основаны на том, что человек уже верит. А как заставить его верить именно в Бога, а не в себя или любовь? А вот тут как раз и нужны спекуляции! И их много. Гроб Господень, Благодатный огонь, Святая Инквизиция – это наиболее известные из них. И, хотелось бы, выразить свое отношение к каждому из них.

Гроб Господень и Крестовые походы. История этого краеугольного для Христианства сооружения известна практически достоверно. Но вот что мне не понятно, то это Крестовые походы. И заключались они не в насаждении веры, пусть даже огнем и мечем, а именно в основании колоний и открытии новых торговых путей. Становится понятно, что вера нужна была только для сбора нескольких десятков тысяч воинов, а основная цель – золото. Впрочем, как и сейчас. Но еще большее возмущение вызывает пятый по счету, так называемый «Крестовый поход детей». И дети шли не знатных родов, а крестьяне, так называемые простолюдины. И, слава Богу, что не было кровопролития детей. Но отказ от идеи рожден был не по воле Господа – не было знака Божьего, знамения какого. Это был простой экономический расчет. Их было просто не выгодно везти через море. Детские жизни в обмен на новые торговые пути. И это нравственно?

Святая Инквизиция – полицейская организация, созданная, казалось бы, для борьбы с ересью и инакомыслием. Но так ли это? Мне, на мой не посвященный, ни в религию, ни в историю взгляд, и то полностью понятно, что задачи были совершенно иные. Целей было две – не дать развиться  науке и искусству, как силам для просвещения народа. Управлять быдлом гораздо проще, нежели образованными людьми с развитым воображением. Второй же целью было ослабление генофонда. Именно «охота на ведьм», спровоцированная церковью, была самым действенным способом избавить сильные и богатые провинции от плодовитых женщин. Оставляя для продолжения рода только немощных и калечных представительниц слабого пола. И все это для того, чтобы в провинциях не возникало бунтов, которые могли окончиться свержением церковной власти. И это мораль?

Или, самый противоречивый инструмент верования – схождение Благодатного огня. Казалось бы, вот оно Чудо! Вот оно знамение! Ан нет, не все так гладко. Попробуйте искрой воспламенить обычную швейную нитку. В обычных условиях, в открытом пламени, она горит. Горит быстро и уверенно. Но искрой ее невозможно воспламенить. А ведь именно так и происходит в Храме Гроба Господнего. Накануне Святой Пасхи молнии начинают струиться по стенам и поджигают расставленные свечи. Это возможно только, если используются дополнительные химические катализаторы процесса воспламенения. Или, если процесс абстрагировать от статического электричества, вообще приготовить самовоспламеняющуюся смесь из белого фосфора и бензола. И что самое интересное, что огонь этот сходит только православным. Это вера?

Но это все, не инструменты управления. Это инструменты укрепления Веры, которая в свою очередь они и есть.

Это, что касается официальной религии. Для тех, кто верит в любовь и дружбу, так же характерны спекуляции и манипуляции. Правда, они не столь масштабны. Но только по тому, что замешано не столь большое число действующих лиц. В любви их вообще двое. Но от масштаба, манипулирование не становится менее аморальным. Пользоваться безусловной верой, безапелляционным доверием. А уж, сколько есть способов для манипулирования влюбленными – это очень подробно описано в мировой литературе.

И, наверное, мои рассуждения имели бы законченный вид, если бы не нынешняя ситуация. Церковь уже давно не во главе. Практически все страны – светские государства. А люди продолжают верить. Кто в Магомета, кто в Аллаха, кто в Иисуса. Церковь продолжает существовать, не имея, уже, прежнего влияния. Господь, в любом воплощении из перечисленных мною, до сих пор жив в сердцах верующих. Господь до сих пор допускает использование Веры в корыстных личных целях? И что же это, испытание для истинно верующих или для адептов Веры? А может быть Вера и Церковь это разное?

Или остается только верить в себя? Только в этом случае тобой некому манипулировать. С собой всегда просто договориться…

Спасибо Svet’e, Stalker’y, Серёге, Rio, Невскому и Пиранье.