Обидно стать лохом

Алексей Тверской
 
Сегодня я решил прогуляться по центру Санкт-Петербурга, где не был уже два года. Этот чудесный город был мне родным, здесь я родился и прожил сорок лет своей жизни.
Десять лет назад я уехал с семьей на постоянное место жительства в Германию и навещал свою Родину нерегулярно, только когда имел на это время.
В этот раз я остановился у своей родной сестры, которая жила одна в Питере.
Была середина августа, и в городе стояла необычная жара, поэтому, приодевшись в легкую одежду и прихватив с собой фотоаппарат, я отправился в путь по городу.
На безоблачном питерском небе приветливо светило солнце, поднимая мое настроение до самой высокой планки. Прогулка обещала быть приятной, а возможность пройтись сегодня по местам своего детства и молодости волновала мою душу, наполняла теплом сердце.
Стоя в вагоне электрички метро, я жадно изучал попутчиков, которые мне казались прежними - такими же, как десять лет назад, гостеприимными и вежливыми.
Немного вызывало недоумение, что школьного возраста дети, которые сидели возле меня на мягких сидениях вагона, не обращали внимания на пожилых людей, стоявших напротив них.
«Не повезло старикам сегодня, невежливые детки попались, не уступают место», – мелькнула у меня в голове неприятная мысль. Вскоре я отвлек свое внимание на рекламу, в изобилии расклеенную на стенах электрички, и забыл о невоспитанных учениках питерских школ.
На одной из подземных остановок в вагон вошел молодой мужчина с дорожной сумкой в руке. Он выждал отправления поезда, и затем, вытянув над головой свою руку с какой-то упаковкой и перекрикивая шум колес вагона, стал рассказывать пассажирам о чудесном японском алмазном стеклорезе.
В довершение своего повествования он достал кусок стекла и провел стеклорезом по нему волнистую линию, руками легко надавил, и стекло распалось на две половинки. Он, демонстрируя обе волнистые, чисто разрезанные кромки стекла, объявил, что всего за сто рублей каждый может приобрести такой стеклорез, продаваемый в качестве рекламы.
В довершение показа эффекта работы японского чуда молодой мужчина проделал манипуляцию реза с керамической плиткой, которая также легко распалась на две части.
Затем он убрал стеклорез и куски плитки и стекла в свою сумку и стал оглядываться, выискивая желающих приобрести этот продукт.
Один мужчина поднял руку, и продавец подошел к нему. Тот протянул сто рублей и получил взамен упаковку со стеклорезом от продавца.
Для гражданина Германии сто рублей за вещь, которая будет не лишней в хозяйстве, - сущий пустяк, и я, размыслив секунду, тоже вытянул руку, привлекая внимание торговца.
Он не замедлил подойти ко мне и, поставив свою сумку у моих ног и забрав мои сто рублей, стал долго рыться в ней, как бы не находя стеклорез среди кусков стекла и керамики.
При приближении поезда к следующей остановке мужчина выудил из сумки, наконец, упаковку, сквозь прозрачный верх которой можно было видеть стеклорез.
Торопясь, ему было время выходить, он сунул упаковку мне, сказав, чтобы я не забывал перед резкой смазывать алмаз маслом, которое входит в комплект покупки.
Я ему кивнул и, не рассматривая покупку, чтобы не привлекать к себе взгляды соседей, сунул стеклорез в свою наплечную сумку.
Я решил выйти на станции «Гостиный двор», чтобы пешком пройтись по Невскому проспекту до Дворцовой площади, где находился бывший зимний дворец царей, а ныне разместился Эрмитаж.
После искусственного освещения подземки Невский проспект обнял меня морем солнца и радовал палитрой красок одежды многочисленных, как и прежде, пешеходов, заполнивших тротуары исторического центра города.
Я имел уйму времени, достаточно денег в кармане и хорошо ориентировался в родном городе, поэтому в преотличном настроении отправился в направлении здания Адмиралтейства, видневшегося в створе обеих сторон домов Невского проспекта.
При подходе к Фонтанке меня встретил высокий парень, который раздавал прохожим какие-то карточки. Он протянул одну из них мне, и я автоматически, не задумываясь, взял ее.
– Вон там девушка стоит, проверьте у нее свою карточку, может, холодильник выиграли! – крикнул он мне вдогонку.
На другой стороне моста через Фонтанку стояла молодая девушка в окружении нескольких человек. Создавалось впечатление, что она несколько нервничает и недовольна своими обязанностями, которые вынуждена выполнять в угоду какой-то лотереи, объясняла что-то гражданам, стоящим рядом с ней.
Не очень веря в свою счастливую звезду игры в лотерею, я «проложил» свой курс мимо девушки, решив оставить ее в стороне.
Каким-то чудом молодая девица и ее окружение все-таки оказались на моем пути, и я чуть не воткнулся в них.
– Что у вас? Тоже карточка? – живо спросила она меня, выхватила ее из моих рук. – Сейчас проверим. Обождите!
Она раскрыла листки бумаги и стала водить карточкой вдоль рядов номеров, сравнивая номер карточки и те, что стояли на листках.
Народ вокруг высокой девушки замер и ждал результата поиска.
Вдруг девушка прекратила водить моей карточкой по бумаге, внимательно на меня посмотрела и радостно произнесла:
– Вам повезло. Вы выиграли холодильник за полцены. Можете получить в нашем магазине на Васильевском острове. Мы дадим вам магнитную карточку, и там можете выбрать любой холодильник на свой вкус, за любую цену. Только не забудьте отдать карточку, чтобы пятьдесят процентов выигрыша предъявить. Вот счастливчик! Холодильник за половину цены.
Вокруг зашумели люди, окружающие нас:
– Везет же людям!
– Мы уже час стоим здесь, карточки берем и ничего, а тут с одного раза выиграл!
– Больше ловить тут нечего, надо расходиться!
Мое сердце радостно забухало в груди, я поверил своему счастью и прикидывал, как явлюсь домой с новым холодильником. Сестра нуждалась в холодильнике, ее холодильный агрегат уже еле дышал от старости.
– Вы знаете, что такое магнитная карта? – спросила меня милая девушка.
Меня понесло от гордости, что я выиграл, и распирало сообщить ей, что я живу на Западе и пользуюсь магнитной картой в банке и при расчетах в магазинах, но в последний момент я решил придержать свой язык и лишь кивнул головой, что имею понятие о таких вещах, как карта.
– Вы должны мне сто рублей за нее дать в залог, но в магазине это будет учтено, - предупредила она меня голосом, в котором звучало сожаление и извинение разом.
Я без лишних слов отдал ей сто рублей и получил взамен какую-то карточку, где на обратной стороне можно было разглядеть коричневую полосу, как и в моем зарубежном образце.
– Все, игра окончена! Все проверили свои карточки, чтобы не было потом претензий? – со вздохом облегчения произнесла эта девица.
Вдруг вперед вышел какой-то мужчина, выглядевший недотепой и глупым человеком:
– А моя карта не проверена!
– Да, что же ты стоял здесь, размышлял? – мне показалось, что девушка лопнет от злости. Она схватила эту карту и стала проверять ее.
Через минуту она неуверенно сказала:
– Бывает же! Он тоже выиграл.
Все снова затихли, рассматривая нового счастливчика.
– Что же теперь делать? – спросила девушка высокого парня, который распространял карточки, а теперь стоял рядом с нами и наблюдал за событиями розыгрыша лотереи.
– Такое, изредка, бывает. В таком случае магнитную карту должны перекупить, заберет ее тот, кто больше даст за нее, – подсказал парень.
– Вот представительный мужчина дал за нее сто рублей. Возьмете карточку за двести? – обратилась девушка к «недотепе», показывая рукой на меня. С этого момента мы становились с ним конкурентами на право обладать холодильником за полцены.
Я про себя решил не сдаваться, дать больше денег, чем этот лопух, рассчитывая, что денег у меня больше, чем у этого плохо одетого гражданина.
Тот надолго задумался, затем сдвинул свою летнюю кепку к затылку и, махнув решительно рукой, сказал:
– Даю двести рублей.
Я хотел доставать триста рублей, но в последнюю секунду на мгновение заметил, что недотепа не так уж прост, и мне показалось, что он знаком с девушкой и для них все лишь театральная игра.
Как бы размышляя, я внимательно присмотрелся к людям, окружившим меня, и понял, что это единый коллектив мошенников, разыгравших здесь предо мною спектакль игры в лотерею.
Я сообразил не требовать свои сто рублей назад, лишь сказал, указывая на своего мнимого конкурента:
– Я дарю деньги в пользу этого человека. Пускай ему достанется холодильник.
Я быстро пошел дальше, услышал в спину недоуменный крик мошенницы:
– Мужчина! Ну почему? Холодильник мог бы быть вашим!
Отдыхая на скамейке возле Эрмитажа, вспоминая группу мошенников у Фонтанки, я решил рассмотреть импортный стеклорез, так удачно приобретенный мною в вагоне электрички.
Первый неприятностью была надпись, что изделие сделано в Китае. Сам стеклорез оказался обыкновенным победитовым колесиком, прикрепленным к старой, вдрызг разношенной рукоятке бывшего стеклореза, а масло, которое должно входить в комплект покупки, вообще отсутствовало.
Возвращаясь после прогулки по городу домой, я в вагоне электрички метро увидел плакат, который гласил, что если вы видите молодых людей, которые сидят на сидениях и не уступают места старикам, то это не коренные жители славного города, а только приезжие.
Вернувшись, я рассказал о покупке стеклореза и игре в лотерею своей сестре, которая не удивилась этому и сказала, что это называется теперь лохотронством, а попавшиеся им люди лохами.
Лох в переводе с немецкого языка имеет много значений: дыра, отверстие, луза, нора, пробоина и прореха. Честно прожив свою жизнь, храня в памяти образ всегда культурных и честных жителей Санкт-Петербурга, обидно попасть в разряд лохов, на подлые трюки хоть и приезжих, но мошенников.