Дети госпожи Тофаны

Екатерина Шмелева
Имя госпожи Тофаны пришло к нам из Италии XVII века и в истории оно соотносится не с одной персоной. Династия Тофана «промышляла» ядами на основе мышьяка, хотя, возможно, были и другие, как например настойка аконита, но всё-таки, наверное, лучше предположить, что использовался именно мышьяк, как самый распространенный в те времена яд (так называемый «наследственный порошок»).
Основательницей династии Тофана признана некая Туфания, по имени которой видимо и была названа династия. Из истории до нас дошло только имя «первоотравительницы» и примерное время ее жизни – начало XVII века. Предположительно Туфания была родом из Палермо (Сицилия), но кое-кто называет местом ее рождения Неаполь. Также можно предположительно назвать род ее деятельности – держала лавку, то ли косметическую, то ли медицинскую – сейчас уже сказать трудно по объективной причине давности, но так или иначе – яды она реализовала через свою лавочку.
Но истинную известность клану Тофана, несомненно, принесла Теофания ди Адамо, скорее всего дочь или внучка (а, может и какая-то другая близкая родственница) вышеупомянутой Туфании. Известен примерный год ее рождения – 1653 (так, по крайней мере, утверждают большинство историков, занимающихся данной персоной, но есть и другие варианты, не очень далекие от этого, но всё-таки – 1645, 1650 и 1655 гг., мне ближе почему-то 1650 год, но это лишь личные убеждения, так или иначе, но эти три версии не так уж далеки от первоначальной, так что – выбирайте…). Несмотря на то, что ее небезызвестную прародительницу Туфанию сожгли на костре (сожгли, кстати не за яды, а по обвинению в колдовстве, после суда Святой Инквизиции, год смерти неизвестен), Теофания ди Адамо (как, наверное, и род)  не попала в опалу, а, видимо, довольно престижно проживала в Неаполе и начинала творить свои недобрые дела. Именно Теофании приписывают изобретение «Великого яда», «Манны святого Николая Барийского», «Неаполитанской воды», а именно – Аквы Тофаны – воды Тофаны. Аква Тофана представляла собой прозрачную жидкость без вкуса и запаха, могла сойти за обыкновенную воду, могла быть добавлена в любую пищу и добавленная в малых количествах (всего несколько капель) в течение долгого времени вызывала симптомы обыкновенных заболеваний – потеря аппетита, рези в животе, несварения, повышение температуры и в конечном результате – смерть. Никаких признаков насильственного отравления обычно не выявляли и списывали на обыкновенное заболевание. Несмотря на всю «простоту» данного яда его точный состав и способ приготовления так и остался неизвестным широкой общественности, видимо Теофания и ее последовательницы действительно умели хранить тайны, либо о составе знала только сама Теофания.
Вместе с Теофанией ди Адамо уместно назвать имя Джулии Тофаны, которая являлась по некоторым сведениям сестрой ди Адамо, а по другим – ее дочерью (но, скорее, всё-таки младшей сестрой), сведения о ее жизни туманны, но всё же какие-то упоминания дат сохранились: примерный год рождения – 1660 (так же упоминаются 1663 и 1665 года). Считается, что именно она первая использовала Акву Тофану в действии и начала ее распространять, хотя по моему личному убеждению первая ее использовала всё-таки создательница Теофания, потому что «грех – изобрести и не испытать». В отличие от своих Палермо-Неаполитанских родственниц жила в Риме и какое-то время была вполне успешной торговкой ядами, пока ее ремесло не раскрыли. Некоторые сведения говорят, что на костер ее отправил папа Александр VI, однако быть этого не могло физически, если исходить из годов его жизни - 12 августа 1492 — 18 августа 1503, так что, очевидно, осудил ее Александр VII.
Продолжая говорить о Теофании ди Адамо, не помешает сказать, каким образом вышли на ее след. Есть несколько версий этого.
Версия №1: По одной из существующих версий, в 1659 г. Рим захлестнула волна отравлений, причем жертвами неизменно становились мужчины — возлюбленные или мужья неких ветреных дам. Папа Александр VI приказал начать расследование и вскоре инквизиция вышла на след некоей Джеронимы Спера, гадалки, промышлявшей среди прочего торговлей приворотными зельями и ядом. Под пыткой Спера назвала имя своей матери Теофании ди Адамо.
Этой версии я не верю в смысле нестыковке дат и опять же папа Александр VI, ну, скорее всего всё же Александр VII, так картина более реалистична и то – точное название года – 1659 – несколько сбивает с толку, каким образом Джеронима Спера (по другим источникам – Джиролама) могла быть дочерью ди Адамо. В принципе версия вполне правдоподобная, но, мне кажется, слегка запутались историки прошлого с датами и запутали нас – простых смертных, занимающихся данной темой.
Версия №2:
Теофания практически легально торговала за большие деньги пузырьками с прозрачной жидкостью, называемой «манна Святого Николая Барийского» или «неаполитанская вода». Изображение святого было и на самой бутылочке, что довольно долго сбивало с толку сыщиков, заставляя думать, что речь идет о некой реликвии. Однако же, лейб-медик Карла VI Австрийского, исследовав жидкость, нашел в ней мышьяк.
Этой версии верю больше, поскольку по датам она действительно более достоверная. Однако смею предположить, что существовать имеют право обе версии, но немного в других интерпретациях.
Джеронима (Джиролама) Спера – реальное лицо и действительно, родственница Теофании ди Адамо, так почему же не быть версии №1, но оставлю эту дилемму до другого раза.
Итак, что же известно о разоблачении Теофании ди Адамо? Точно никто сказать не может, разве что только серьезные историки, коими мы не являемся.
Так или иначе, всё раскрылось, где-то в пределах 1707-1709 годов, может быть и раньше, но сведения скудны. У Теофании были покровители и именно это помогло ей какое-то время после разоблачения продержаться «на плаву» и не подвергнуться аресту, а затем, несомненно, и казни. Однако, власть есть власть и церковь есть церковь – вмешался папа Римский и покровители отступили, видимо опасаясь гнева церкви.
Вроде бы, Теофании удалось чуть ли не перед арестом укрыться в одном из монастырей Палермо. Какое-то время церковнослужители ее не выдавали, но возмущение общественности взяло своё и спустя несколько дней после осады (история так гласит) Теофанию всё-таки арестовали.
Под пыткой она якобы призналась в 600 отравлениях, назвав среди своих жертв герцога Анжуйского, пап Пия II и Климента XIV (и снова нестыковки)
Как Теофания ди Адамо закончила жизненный путь? И снова несколько версий и каждой из них можно поверить.
Версия №1:
Теофания была казнена, вместе с ней окончила жизнь на эшафоте ее дочь Джеронима Спера и еще 3 женщины, помогавших в ее ремесле. Тело казненной было заброшено в монастырь, где она ранее скрывалась. Еще 12 женщин-убийц были приговорены к пожизненному заключению.
Вполне вероятно…
Версия №2:
Пожизненное заключение в тюрьме (город назвать не представляется возможным, но, наверное всё там же, в Палермо, а может быть и в Риме).
Верю с трудом, особенно с учетом нравов того времени. Скорее ее сожгли бы на костре…
Ну вот, собственно и всё, баек нет – одна история, мало, но ничего не поделаешь. Рецепт великого яда до сих пор доподлинно неизвестен.
Остались ли у отравительницы потомки? Наверное, если не сказать наверняка. Вероятно, всего эти самые потомки благоразумно решили отойти от семейного ремесла и заняться чем-то более миролюбивым, но кто знает…